Педагогический проект на тему:
«Развитие патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей возникновения русской тряпичной куклы»
Аннотация проекта
В эпоху глобализации культуры развитие народного искусства особенно актуально, так как это один из способов сохранения национальных традиций, обучения их навыкам мастерства. Мы живем в стране с великими народными традициями, являемся наследниками ее духовных, исторических и культурных ценностей. Создатели традиционной игрушки из разных уголков России, передавая из поколения в поколение свое мастерство, смогли донести до наших детей драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Народное искусство, как часть нашей культуры живет и развивается. В ходе реализации данного проекта дети узнают названия разных видов народных кукол, знакомятся со схемами и способами их изготовления. сами учатся делать народные куклы. Путем исследования знакомятся с разными видами тканей. также дети знакомятся с историей возникновения народной куклы, узнают что в каждом регионе одна и также кукла изготавливается по разному. В процессе игры с народной куклой ребенок получает интеллектуальное и духовное развитие.
План работы
Мероприятие |
Сроки выполнения |
Рассматривание иллюстраций с изображением тряпичных кукол |
2 дня |
Приобретение и подготовка ткани, лоскутков, ленточек |
3 дня |
Беседы с бабушками, мамами |
3 дня |
Консультация для родителей «Роль куклы в духовном развитии детей» |
3 дня |
Чтение художественной литературы, научной информации о истории игрушек |
На протяжении всего проекта |
Проведение игр (сюжетных, дидактических, пальчиковых) на тему «Моя любимая кукла» |
На протяжении всего проекта |
Привлечение родителей к сбору информации о куклах |
2 недели |
Подведение итогов |
3 дня |
Сбор необходимых рисунков, фотографий, информации для изготовления альбома |
На протяжении всего проекта |
Подготовка и презентация альбома, выставка рисунков |
3 недели |
Конференция (совместно с детьми и родителями) |
1 день |
Заключительная беседа, подведение итогов |
1 день |
Проведение диагностики после завершения проекта |
1 неделя |
Организация акции «Подари куклу сироте», выставки кукол «Наши любимые куклы». Изготовление газеты «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла», альбома «Куклы народов Поволжья». |
На протяжении всего проекта |
Цель :
познакомить детей с разнообразием русских народных игрушек; учить детей
различать игрушки, знать характерные особенности разныхпромыслов.
Задачи:
- закреплять у детей навыки коллективной деятельности, учить распределять роли, учитывая интересы всех играющих, учить выстраивать сюжет игры;
- познакомить с народными традициями, праздниками, обрядами, прививать любовь к русскому народному фольклору;
- учить детей делать тряпичную куклу;
- продолжать учить выстраивать сюжет игры, побуждать применять в деятельности полученные знания, (колыбельные песенки, потешки, прибаутки);
- развивать связную монологическую речь, закреплять знания детей о
- разных куклах (современные, сувенирные, тряпичные и т).
Анализ проблемы
Лиза и Илюша показывают нечто похожее на… Не могу сказать, на что это похоже (в середину носового платка положили яйцо от киндер- сюрприза, перетянули платок резинкой для волос.
- Это, Галина Геннадьевна, куколки!
- Что-то не очень-то похоже, может глазки нарисую или ротик?
- Нет, не надо! Они сейчас грустные, видите? (Честно говоря, не вижу ничего) -А потом, завтра, они веселенькие будут.
Проблема
Нужны современным детям куклы их бабушек? Из чего делали в старину кукол?
Этапы работы над проектом
«Развитие патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей возникновения русской тряпичной куклы».
Этап работы |
Цели и задачи |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Деятельность родителей |
I Погружение в проект |
Цель – подготовка детей к проектной деятельности. Задачи: познакомить детей с разнообразием русских народных игрушек; учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов |
Определяет цель, задачи, срок проведения, составляет плана проведения проекта. Вывешивает текст объявления о проведении проекта в группе. Подбирает литературу, дидактические игры, иллюстрации, оборудование. Проводит консультацию с родителями «куклы наших бабушек». |
Обсуждают тему, ставят задачи. Спрашивают бабушек про их кукол. Слушание произведений о играх детей. Просмотр выставки «Куклы наших бабушек» |
Мотивируют детей. Рассматривают дома старые куклы, беседуют с бабушками по теме. Чтение художественной литературы детям. |
II. Планирование деятельности. |
Цель - пооперационная разработка проекта с указанием перечня действий и результатов. Задачи: Определение источников информации, способов сбора. Распределение задач между детьми. |
Направляет процесс поиска информации. |
Обсуждают проблему и способы достижения, выстраивают план проекта. Круглый стол «Какая игрушка милее? Почему?» |
Консультируют в процессе поиска детей. |
III. Осуществление деятельности по решению проблемы. |
Цель – разработка проекта. Задачи: Деятельность детей под руководством воспитателя в достижении поставленной проблемы. |
Проводит: Беседа «Куклы наших бабушек», «Из чего можно сделать куклу» Провести эксперимент «Какую куклу возьмет малыш?». Дидактические игры «Одень куклу», «Кто лишний» «Чья кукла?» Является организатором и руководителем действий в группе. |
Сбор материала для изготовления тряпичных кукол. Выпуск газеты «Любимая кукла моей бабушки». Участие в изготовлении кукол. Изготовление кукол для детей младшей группы. Вопросы: - Для чего нужна кукла? - Кому нужна кукла? - После дарения кукол малышам дети свои впечатления и наблюдения дети зарисовывают. Изготовление газеты «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла»; Акция «Подари куклу сироте». |
Изготовление кукол родителями и детьми дома и участие в «Народное творчество». Заготавливают материал для изготовления кукол. Принимают участие в изготовлении газеты. |
IV. Оформление результатов |
Структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний, умений и навыков. |
Наблюдает, советует, помогает в обеспечении, создает чувство успеха, подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. |
Альбом «Куклы народов Поволжья». Организация выставки кукол «Наши любимые куклы». |
Помогают в обеспечении проекта |
V. Презентация |
Цель демонстрация материалов. Задачи: - Подготовка презентационных материалов, -Презентация. |
Разрабатывает и организует совместную деятельность детей и взрослых в празднике «Подари куклу малышу». Обобщает полученные результаты, Подводит итоги. |
Участвуют в празднике. Высказываю мнение о проведении проекта. Демонстрируют понимание проблемы, цели и задачи, умение планировать работу, способы решения, рефлексию деятельности, результат. |
Консультируют, помогают оказывать помощь, выступают в качестве эксперта, принимают участие в празднике. |
VI Оценка результатов и процесса проектной деятельности. |
Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: Коллективное обсуждение, самоанализ проектной деятельности. |
Готовит беседу об итогах проекта, оценивает ребят, мотивирует на продолжение ведения проектной деятельности. Наблюдает, направляет процесс. |
Принимают участие, высказывают мнение в коллективном и индивидуальном обсуждении. |
Помогают в оформление отчета. |
Литература:
- И.Н. Котова, А.С. Котова. «Русские обряды и традиции.
- Народная кукла». Санкт-Петербург «Паритет» 2005г
- «Российский Этнографический музей – детям»,
- методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных
- учреждений Санкт-Петербург, «Детство – ПРЕС» 2001г. стр.122-129.
- Журнал «Народное творчество» №3, 2003г., Нина Осипова, стр. 29-31
- О.Л. Князева, М.Д Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
- Журналы «Дошкольное воспитание»
- Бударина Т.А., Маркееева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчество». СПб, «Детство-пресс».2001г.
Интернет- ресурсы:
- http://dob.1september.ru.
- http://ivalex.vistcom.
- http://nvobrazovanie.ru.
Читайте также |
---|
ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина»
ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина» Цель: Создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить...
«Островок Детства»
«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...
Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями
Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями В соответствии с законом «Об образовании в РФ» одной из основных задач...