Проект по обучению грамоте «Игры со словом»
(в подготовительной к школе логопедической группе)
Аннотация
Проект «Игры со словом» направлен на подготовку детей обучению грамоте.
В проекте представлен материал из опыта работы подготовительной логопедической группы для реализации задач таких образовательных областей как «Познание», «Коммуникация» через игры проводимые в группе в организованной образовательной деятельности.
Данный материал разработан и составлен педагогами ДОУ. Проект доказывает возможность применения проектного метода и системного подхода в обучении грамоте и подготовке к обучению чтению в ДОУ.
Паспорт проекта
Возраст: дети подготовительной к школе логопедической группы
Участники проекта:воспитатели, дети, родители, логопед
Тип проекта: практико-ориентированный
Продолжительность: краткосрочный (3 месяца)
Результат:
Викторина «Игры со словом»
Презентация детских рисунков «Разноцветный алфавит»
Городской конкурс интеллектуалов «Умницы и Умники»
Цели и задачи проекта:
Подготовка к обучению грамоте
- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
Воспитание звуковой культуры речи
- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.
Формирование грамматического строя речи
- развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений. Развитие процессов восприятия, мышления, речи- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.
Актуальность
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский называл грамматику «логикой языка». У ребенка на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление.
Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
Месяц \ неделя |
Название мероприятия |
Цель: |
Форма и место проведения |
Подготовительный этап |
|||
Март (1 неделя) |
Приобретение и подбор материала |
||
Март (2 неделя) |
Родительское собрание: «Обучение грамоте» |
Приобщение родителей к проблеме обучения детей |
группа |
Исследовательски-информационный этап |
|||
Март (3 неделя) |
Познавательная беседа с детьми «Зачем мне учиться» |
Вызвать у детей интерес к обучению |
группа |
Март (4 неделя) |
Поход в библиотеку |
Вызвать положительные эмоции у детей |
библиотека |
Апрель (1 неделя) |
ООД «Звук слог слово» |
Познакомить детей с звуко-буквенным анализом |
группа |
Апрель (2 неделя) |
1. Игра «Подбери семейку слов» 2. Игра «Лишнее слово» |
1.Учить подбирать однокоренные слова 2.Учить выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию |
группа |
Апрель (3 неделя) |
ООД «Что такое предложение?» |
Познакомить детей с понятием «предложение» |
группа |
Апрель (4 неделя) |
1. Игра «Придумай название» 2. Игра сложим слово из частей 3. Игра «Исправь ошибки» 4. Игра «Что сначала, что потом» |
1.Образование прилагательных от числительных 2.Употребление предлогов 3.Развитие понимания распространенных предложений 4.Составлять сложносочиненные предложения |
группа |
Май (1 неделя) |
Познавательная беседа с детьми «Эти занимательные ребусы» |
Рассказать основы разгадывания ребусов |
группа |
Май (2 неделя) |
Развивающая игра «Прочитай по буквам» |
Закрепление навыков чтения, звукобуквенного анализа |
группа |
Обобщающий этап |
|||
Май (3 неделя) |
Викторина «игры со словом» |
Закрепление звукобуквенного анализа |
группа |
Май (4 неделя) |
Закрепление звукобуквенного анализа Обмен опытом |
ДОУ№24 Метод кабинет |
Выводы:
Проект “Игры со словом” позволяет воспитателю разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей данного возраста, использовать занимательный материал, включать в организованную образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое. В группе имеется хорошая материально-техническая база (наличие разнообразного материала для занятий, множество речевых игр)
Выявлена динамика активности детей на занятиях.
Показание высоких результатов мониторинга по обучению грамоте свидетельствует о продуктивности проекта.
Работа по данному проекту это один из методов личностно-ориентированного обучения по обучению громоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого воспитанника и позволяет создать положительное отношение к обучению.
Рефлексия
Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения.
Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.
Проект «Игры со словом» рассчитан на короткий период, и , наверное, это единственный его минус. Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, т.к. материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно.
Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учились производить свои первые наблюдения за родным словом, у них развились чуткость и интерес к форме своей речи.
Научно-методическое обеспечение
- Новиковская О.А. Логопедическая грамматика/ 2005г.
- Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»
- Синицына И.Ю. «Буду чисто говорить» 2008г.
- Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г.
- Логопедическая энциклопедия дошкольника 2004г.
- Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
- Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
Читайте также |
---|
Реализация музыкального развития детей дошкольного возраста в условиях карантинных ограничений
Реализация музыкального развития детей дошкольного возраста в условиях карантинных ограничений В связи со сложившейся в 2020 году эпидемиологической ситуацией, дети долгое...
НОД по музыкальному развитию в младшей группе с использованием здоровьесберегающих…
НОД по музыкальному развитию в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Осенние листочки» Цель: Обеспечить каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья...
ООД в подготовительной к школе группе «Полезный и опасный интернет»
ООД в подготовительной к школе группе «Полезный и опасный интернет» В рамках муниципальной акции «Правовой марафон», приуроченной к международному дню прав...