Проект по обучению грамоте «Игры со словом»
(в подготовительной к школе логопедической группе)

Аннотация

Проект «Игры со словом» направлен на подготовку детей обучению грамоте.
В проекте представлен материал из опыта работы подготовительной логопедической группы для реализации задач таких образовательных областей как «Познание», «Коммуникация» через игры проводимые в группе в организованной образовательной деятельности.
Данный материал разработан и составлен педагогами ДОУ. Проект доказывает возможность применения проектного метода и системного подхода в обучении грамоте и подготовке к обучению чтению в ДОУ.

 

Паспорт проекта

Возраст: дети подготовительной к школе логопедической группы

Участники проекта:воспитатели, дети, родители, логопед

Тип проекта: практико-ориентированный

Продолжительность: краткосрочный (3 месяца)

 

Результат:

Викторина «Игры со словом»

Презентация детских рисунков «Разноцветный алфавит»

Городской конкурс интеллектуалов «Умницы и Умники»

 

Цели и задачи проекта:

Подготовка к обучению грамоте

- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;  умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова  на слоги, составлять слова из слогов.

Воспитание звуковой культуры речи

- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.

Формирование грамматического строя речи

- развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений. Развитие  процессов восприятия, мышления, речи- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.

 

Актуальность

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью  в начальной школе.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский называл грамматику «логикой языка». У ребенка на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление.

Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также  затрудняет формирование навыков чтения и письма.

 

Месяц \

неделя

Название

мероприятия

Цель:

Форма и место проведения

Подготовительный этап

Март

(1 неделя)

Приобретение и подбор материала

   

Март

(2 неделя)

Родительское собрание: «Обучение грамоте»

Приобщение родителей к проблеме обучения детей

группа

Исследовательски-информационный этап

Март

(3 неделя)

Познавательная беседа с детьми «Зачем мне учиться»

Вызвать у детей интерес к обучению

группа

Март

(4 неделя)

Поход в библиотеку

Вызвать положительные эмоции у детей

библиотека

Апрель

(1 неделя)

ООД «Звук слог слово»

Познакомить детей с звуко-буквенным анализом

группа

Апрель

(2 неделя)

1. Игра «Подбери семейку слов»

2. Игра «Лишнее слово»

1.Учить подбирать однокоренные слова

2.Учить выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию

группа

Апрель

(3 неделя)

ООД «Что такое предложение?»

Познакомить детей с понятием «предложение»

группа

Апрель

(4 неделя)

1. Игра «Придумай название»

2. Игра сложим слово из частей

3. Игра «Исправь ошибки»

4. Игра «Что сначала, что потом»

1.Образование прилагательных от числительных

2.Употребление предлогов

3.Развитие понимания распространенных предложений

4.Составлять сложносочиненные предложения

группа

Май

(1 неделя)

Познавательная беседа с детьми «Эти занимательные ребусы»

Рассказать основы разгадывания ребусов

группа

Май

(2 неделя)

Развивающая игра «Прочитай по буквам»

Закрепление навыков чтения, звукобуквенного анализа

группа

Обобщающий этап

Май

(3 неделя)

Викторина «игры со словом»

Закрепление звукобуквенного анализа

группа

Май

(4 неделя)

 

Закрепление звукобуквенного анализа

Обмен опытом

ДОУ№24

Метод кабинет

 

Выводы:

Проект “Игры со словом” позволяет воспитателю разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей данного возраста, использовать занимательный материал, включать в организованную образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое. В группе имеется хорошая материально-техническая база (наличие разнообразного материала для занятий, множество речевых игр)

Выявлена динамика активности детей на занятиях.

Показание высоких результатов мониторинга по обучению грамоте свидетельствует о продуктивности проекта.

Работа по данному проекту это один из методов личностно-ориентированного обучения по обучению громоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого воспитанника и позволяет создать положительное отношение к обучению.

 

Рефлексия

Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения.

Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.

Проект «Игры со словом» рассчитан на короткий период, и , наверное, это единственный его минус. Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, т.к. материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно.

Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учились производить свои первые наблюдения за родным словом, у них развились чуткость и интерес к форме своей речи.

 

Научно-методическое обеспечение

  1. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика/ 2005г.
  2. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»
  3. Синицына И.Ю. «Буду чисто говорить» 2008г.
  4. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г.
  5. Логопедическая энциклопедия дошкольника 2004г.
  6. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
  7. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
  8. Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Реализация музыкального развития детей дошкольного возраста в условиях карантинных ограничений

Реализация музыкального развития детей дошкольного возраста в условиях карантинных ограничений В связи со сложившейся в 2020 году эпидемиологической ситуацией, дети долгое...

НОД по музыкальному развитию в младшей группе с использованием здоровьесберегающих…

НОД по музыкальному развитию в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Осенние листочки» Цель: Обеспечить каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья...

ООД в подготовительной к школе группе «Полезный и опасный интернет»

ООД в подготовительной к школе группе «Полезный и опасный интернет» В рамках муниципальной акции «Правовой марафон», приуроченной к международному дню прав...

Читайте также

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего…

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанного...

Формирование экологически ценностного отношения к миру растений у детей 6…

Формирование экологически ценностного отношения к миру растений у детей 6 г.ж. Экологическая обстановка в современном мире продолжает повсеместно ухудшаться. Так, нерациональная...

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего…

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Страницы памяти Ленинграда» Цель: - расширить представление...