Сайт для воспитателей детских садов




( 1 Голос ) 


Проект «О чем молчат деревья?»

 

 

Актуальность

Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Дети не воспринимают деревья, как живые объекты, так как у последних нет способов передвижения, аналогичных тем, которые есть у животных. Может быть, поэтому дети, не задумываясь, ломают ветки, обрывают кору. А став взрослыми, они способны беспощадно уничтожить целые парки и рощи в угоду каменных «джунглей» города и личной наживы.

 

Проблема

Дети старшей группы часто ломали ветки деревьев. Беседы и объяснения воспитателя, почему этого делать нельзя, положительного результата не принесли. Вспомнили китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы детского сада, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

 

Цель проекта

Расширение и обобщение знаний детей о разнообразии деревьев нашего края в процессе оформления выставки «О чем молчат деревья?».

 

Основные задачи

  1. Дать детям представления о разнообразии коры, о защитных функциях, об использовании ее человеком при создании коллекции «Кора деревьев»;
  2. В ходе опытно-исследовательской деятельности сформировать экологические знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника;
  3. Провести наблюдение за изменениями жизни деревьев в разные сезоны года;
  4. Привлечь родителей к оформлению гербария «Деревья нашего края» для воспитания экологической культуры в семье.

 

Участники проекта

Дети 5-6 лет, воспитатели, родители. Срок реализации проекта - 12 месяцев.

 

Этапы проекта:

 

Этапы

Содержание работы на этапе

Сроки реализации этапа

Подгото-

вительный

Чтение художественной литературы по теме.

Рассматривание иллюстраций деревьев в разные времена года.

Наблюдения за деревьями на территории детского сада.

Заучивание стихотворений, песен.

Беседа с детьми: «Дерево живое?»

Анкетирование родителей.

Беседы с родителями.

Разработка листов наблюдения для опытов.

Октябрь 2012 г.

Основной

Интеграция образовательных областей

Познание:

Ознакомление с окружающим миром:

«Деревья – друзья наши», «Кора деревьев»,

Опытно-исследовательская деятельность:

«Какое дерево проснется первым?», «Почему побледнел листок?», «Художница-кора», «Сколько лет дереву»;

Оформление листов наблюдений;

Создание коллекций:

«Кора деревьев», «Шишки хвойных пород».

Экскурсии в сквер «Солнечный»

Художественное творчество:

Аппликация «Деревья в цветах»;

Рисование «Деревья осенью».

Социализация

Экологические игры:

«Слово на ладошке», «Похлопали – потопали», «Найди свое дерево», «Если бы я был деревом…», «Что будет, если…», «Найди дерево по листочку», «Угадай, что в мешочке»,

Игры с макетом «Дерево на каждый сезон».

Коммуникация:

Беседы:

«Как человек использует кору», «Красная книга», «Для чего дереву солнце», «Для чего деревьям воздух», «Деревья – легкие нашей планеты»;

Сочинение сказки:

«Если бы я был деревом»;

Работа с родителями:

Экологические акции:

«Здесь будет город-сад», «Живая елочка – зеленая иголочка»;

Оформление гербария:

«Деревья нашего края»;

Оформление папки-передвижки для родителей: «Кора лечит»,

Праздник «День дерева».

Ноябрь 2012г.- сентябрь 2013г.

Заключи-

тельный

Оформление выставки «О чем молчат деревья?» Презентация проекта.

Сентябрь 2013г.

 

Ожидаемые результаты:

 

1. Дети получили представления о разнообразии коры, о защитных функциях, об использовании ее человеком.

2. В ходе опытно-исследовательской деятельности сформированы экологические знания, доступные пониманию детей.

3. Родителями оказана активная помощь в оформлении гербария «Деревья нашего края».

4. Оформлена выставка «О чем молчат деревья?».

 

Значимость проекта:

 

Формирование у детей экологического мышления.

Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

 

Наблюдение

 

1. Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется.

2. Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, и подобрать для него подходящее «имя».

3. Узнать, кто посадил растение. Поинтересоваться, не связана ли с ним какая-нибудь интересная история.

4. Познакомиться со своим деревом (подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его теперь зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно прошелестит в ответ).

 

Практическая работа «Здравствуй, дерево!»

  • Ведутся наблюдения за жизнью дерева (например, за сезонными изменениями в его облике, за птицами, которые к нему прилетают).

 

Весна.

  • Ранней весной начали наблюдения за почками, из которых развиваются листья. Отметили дату их появления. Ребята осторожно потрогали объект исследований. Какие почки? (Пушистые, гладкие, клейкие, мягкие.) Можно ли к ним приклеиться? Чем они пахнут?

Отметили время появления первых листьев. Измерили размеры листа в начале весны и в конце лета. Как он увеличился за лето?

 

Лето.

  • Выяснения, может ли тень дерева двигаться. Солнечным утром отметили контур тени (обвели его на земле палкой.) В течение дня следили за тем, как изменяется очертания тени, отмечали ее движение на земле. Обсудили с ребятами, почему тень движется.

Выяснили, где приятнее находиться в жаркий день. Постояли несколько минут на открытом месте, а потом спрятались в тени дерева. Обсуждение: Где жарче — под листвой или на открытом месте? Где больше солнечных лучей?

Летом отметили, есть ли пыль на листочках дерева. Сначала дети просто протерли их пальцем и посмотрели, осталась ли на нем грязь. Обнаружили пыль, спросили у ребят, откуда она могла взяться. Хорошо ли дереву жить в таком месте?

  • Проводятся разнообразные исследования (детально изучаются листья, кора и другие части дерева, почва под ним, ее обитатели).
  • Дети также участвуют в трудовой деятельности и в случае необходимости оказывают растению помощь, создавая для него благоприятную среду (уход за деревом, изготовление кормушек, скворечников и т.п.).
  • Исследования листьев своего дерева. Предложили ребятам погладить листочек руками: сначала сверху, а потом снизу. Какой он? (Гладкий, пушистый, шершавый, колючий, волосатый, твердый, мягкий.) Есть ли на нем волоски? (Если да, рассмотрите их через лупу.) Предоставили возможность каждому ребенку потрогать кончик листа: он острый или тупой? Мягкий или твердый? провели пальчиком по его окружности. Какой у него край: ровный или с зубчиками, выемками? Что напоминает лист?

Комментарий. При выполнении этого задания листья не срывали. Пользовались   листьями, которые сбивает ветер.

  • Опыт. В листьях есть особая «краска», которая делает их зелеными. (Дети только наблюдали!) Положили зеленые листья в емкость со спиртом. Жидкость позеленеет, а листья побледнеют (хлорофилл растворился). Добавили немного бензина и взболтали. Жидкость при этом разделилась на два слоя: более легкий бензин оказался сверху и остался зеленым, а более тяжелый спирт опустился в нижнюю часть емкости и стал желтым. На примере этого опыта хорошо видно, что в листе есть различные «краски».

 

Осень.

Осенью солнце светит по-другому, и зеленый цвет постепенно исчезает, желтый же становится заметнее.

Нашли опавший листик и аккуратно растерли в руках его небольшой кусочек. Ребята определили, чем он пахнет.

Сравнили цвет, форму «своего» листа и листьев других деревьев.

Комментарий. Осенью для выполнения этого задания мы использовали опавшие листья, раскладывали их прямо на земле.

В осенний период обсудили с детьми, куда деваются листья, опадающие на землю каждый год. Для того чтобы выяснить это, попытались отыскать под деревом разные по цвету листья: от темных, совсем старых, прошлогодних, поверхность которых уже превратилась в «паутину» из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложили детям рассортировать их по цвету и по степени «старости»: сначала — зеленый лист, потом — желтый или красный, потом — слегка почерневший, коричневый и т.д. Создать своеобразный «круг жизни», в котором самый молодой и зеленый лист соседствует со старым, похожим на темно-коричневую паутину. (Последний, превращаясь в почву, дает жизнь новому растению.)

  • Наблюдение: Есть ли на дереве листья, объеденные насекомыми. Какие насекомые могли оставить эти следы? Попытались обнаружить их на дереве.

Предложили детям выбрать «самые красивые» листья нашего дерева и поставили их в групповой комнате в вазу.

вырасти грибы - трутовики, которые будут высасывать сок из дерева. Все это является причиной заболевания деревьев и даже их гибели.

Воспитатель приглашает детей на прогулку - к березке на участке детского сада.

Дети подходят к берёзке (на её стволе рисунок – «мнимая рана»), на ветке которой висит письмо: «Дорогие ребята! Наконец - то вы ко мне пришли! Уж так я вас ждала, так ветками качала, чтобы вы меня услышали. Кто-то приходил, сделал надрез на коре, собирал сок. Я боюсь заболеть и погибнуть. Помогите мне. Ваша берёзка»

Воспитатель: Как вы думаете, можно собирать берёзовый сок?

Дети: Можно. Мы видели, как это делают. Покупали в магазине банки с берёзовым соком.

Воспитатель: Значит, вы думаете, что можно собирать берёзовый сок? Я вот что по этому поводу скажу. В парках, в лесах самовольный сбор сока запрещён. Промышленная же его заготовка происходит в тех местах, где лет отведен под вырубку. Ведется заготовка сока по строгим правилам с помощью специальных приспособлений, так чтобы ущерб дереву был небольшой. А еще сок заготавливают из пней, оставшихся после вырубки деревьев. Как мы с вами можем помочь берёзке? (Забинтовать её ранку)

Дети вмести с воспитателем бинтуют ствол березы.

Воспитатель: А чем мы можем порадовать березку?

Дети водят вокруг берёзы хороводы «Во поле берёза стояла», читают стихотворения

П. Воронько. «Берёзка».

Воспитатель: Я думаю мы развеселили берёзку и порадовали её. А чтобы нашу берёзку не обижали, мы повесим вот такой запретный знак. (В круге нарисована перечеркнутая банка, в которую капают капли из надреза на коре.) О каком запрете этот знак?

Дети: Не повреждай кору деревьев, не собирай берёзовый сок. Помни: это вред дереву.

Появляются Лесовичок и медвежонок.

Медвежонок: Простите меня пожалуйста. Я больше не буду обижать деревья.

Лесовичок: Простим его ребята?

Дети: Да

Лесовичок: Хорошо. Давайте ребята подарим медвежонку вашу книгу с правилами.

Медвежонок: Спасибо ребята! Я больше не буду допускать таких ошибок.

Лесовичок: До свидание ребята мне пора в лес.

Медвежонок: И мне пора уходить. А вот вам ребята угощение.

Медвежонок оставляет мед и уходит со Лесовичком.

Дети возвращаются в группу.

 

Кора деревьев

Цель:

Дать представление о коре деревьев.

Задача:

1. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст.

2.. Закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, птицами, животными.

3. Уточнить и расширить знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев.

4. Учить моделировать кору из бумаги.

5. Воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним

Предварительная работа.

1. Экскурсия по территории детского сада, с рассматриванием цвета коры у разных деревьев, обратить внимание на возраст дерева, его породу, величину.

2. Беседа о том, что производят из древесины.

Материал. Кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны); кусочки смолы; веточки тополя; лист бумаги, краска; схема сухого дерева, нарисованные листья березы; образцы предметов, сделанных из бересты, из коры дуба.

 

Ход организованной деятельности:

Воспитатель: Ребята, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт с туеском. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка).

Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (Дерево.)

Совершенно верно, это дерево (показывает плакат). Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему?

Дети: Оно дышит, питается, растет, размножается.

Воспитатель: А как дышит дерево? Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей. Но мы с вами забыли еще об одном подарке лесника. Что это?

Дети: Туесок.

Воспитатель: Откроем туесок и посмотрим (показывает образцы коры, раскладывает их на столе). Дети, как вы думаете: что это?

Дети: Кора.

Воспитатель: Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете?

Дети: Кора защищает дерево.

Воспитатель: А от чего она его может защищать?

Дети: От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок.

Воспитатель: Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева?

Дети: Нет, и ветки.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. "Разденем" веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы). Что находится под ней?

Дети: Древесина.

Воспитатель: А какая сама кожица?

Дети: Тонкая, гибкая, мягкая.

Воспитатель: Да, мы легко отделили ее от древесины. Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево: и ствол, и ветки. Почему же хочется сказать, что на ветках кожица? Дети: Потому что кора - жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.

Воспитатель: Кожица - это тоже кора, только молодая. Чем дерево старше, тем кора толще, тверже. Давайте посмотрим на кусочки коры на этом стволе.

Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете. Какая она?

Воспитатель: Найдите кору старого дерева. Объясните, почему. Посмотрите и скажите, с каких пород деревьев эта кора?

Дети: Береза, сосна.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева?

Дети: Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.

Воспитатель: А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых?

Дети: Больные.

Чтобы узнать, что дерево болеет нужно посмотреть на листочки. (Листья вянут, кора трескается.) А от чего деревья болеют?

Дети: Поселились вредные насекомые.

Воспитатель: Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредителями, и покажите другим. Как вы думаете, кто лечит деревья?

Дети: Дятел.

Воспитатель: У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола. Кто знает, как называют дятла? Дети: Лесной доктор.

Воспитатель: От чего еще болеют деревья?

Дети: Кто-то порезал кору, сломал ветку.

Воспитатель: Да, дети, кто так делает, приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают березовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: "Береза плачет кровавыми слезами". Но мало кто знает, что после сокозабора необходимо замазать ранку на стволе глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло. Березовый сок, ребята, очень полезен, богат витаминами. А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Из смолы делают клей. Давайте понюхаем кусочки коры. Что нам напоминает этот запах? Кто по запаху определит сосновую кору? Как ты догадался?

Дети: Она пахнет смолой.

Игра "Слово на ладошке".

Воспитатель. Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут - хлопните в ладоши, а если нет - молчите. (Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, облепиха, береза, вишня, черемуха, лимон, апельсин, липа, ветла, баобаб...) Молодцы! Но это только начало. Приготовьтесь, будьте внимательнее. Я буду называть еще быстрее. (Слива, осина, рябина, каштан, кофе, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна, калина...) Хорошо все с заданием справились.

Воспитатель: Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и за деревьями. Кто знает, как называется эта профессия?

Дети: Лесник.

Воспитатель: Он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать. Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Что же можно сделать из коры дерева? Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы. Верно, из коры березы изготавливают различные художественные поделки, туески. В древние времена, когда еще не было бумаги, люди писали письма, грамоты на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо "Берестяная грамота". Из коры липы плели лапти. Пробки для термоса делают из коры пробкового дуба. А кора обыкновенного дуба используется как лекарство для лечения десен.

Включается магнитофон с голосами птиц (встревоженных).

Воспитатель: Что мы слышим? Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает схему сухого дерева). Как вы думаете, что случилось с этим деревом?

Дети: Оно погибло.

Воспитатель: По чему это видно?

Дети: Нет коры, нет листьев.

Воспитатель: Чем мы можем помочь ему? Давайте сначала "оденем его". Как сделать кору, похожую на настоящую?

Дети: Смять бумагу, покрасить.

Воспитатель: Будем делать кору березы.

Дети делают листочки, воспитатель приклеивает их к стволу.

Воспитатель: Вот мы и "подлечили дерево". А чем еще можем ему помочь? Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зеленый листочек дерева.

(Дети называют: поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей; сделать скворечники, чтобы прилетели птички собирать жуков; замазать ранки глиной, если это молодое дерево; привязать к нему палочку, чтобы не сломал ветер...)

Воспитатель (пишет на березовом листочке, изготовленном заранее, имя ребенка, приклеивает листочек к дереву). Посмотрите, как наше дерево ожило. К нему прилетели птички. Может быть, они совьют себе гнезда и выведут птенцов. Послушайте, как они поют.

Дети: Радостно, весело. Я вам давала поручения узнать что-то интересное о деревьях. Кто что узнал?

(Дети рассказывают.)

Воспитатель: Вот видите, сколько интересного мы узнали на занятии. Деревья - это украшение нашей земли. Так давайте же беречь их! Завтра нарисуем "оберегающие" знаки и развесим их в лесу и парке.

 

Занятие-экскурсия «Осенние краски»

Цель: Познакомить детей с основными лесообразующими породами, явлением листопада, научить смешивать основные краски, развивать любовь к живому.

Оборудование: Кисти, краски, бумага, лист полиэтилена или клеенки.

 

Ход организованной деятельности:

1. Игра «Приметы осени». Дети делятся на две группы, каждая группа поочередно называет приметы осени.

2. Поиск листьев. Каждая группа получает задание и выполняет его:

а) найдите три желтых листа, разных по форме,

б) найдите три красных листа, разных по форме,

в) найдите три зеленых листа, разных по форме

г) найдите три бурых листа, разных по форме,

д) найдите семя, умеющее летать,

е) найдите три любых семени,

ж) найдите дерево без листьев,

з) найдите самое зеленое дерево.

3. Определите, каким растениям принадлежат найденные вами листья. Для определения можно использовать гербарные листы и подсказки экскурсовода.

4. Обсуждение. Дети садятся в круг и обсуждают, почему осенью листья меняют окраску и опадают. Также выстраивается график, отражающий время наступления листопада у разных деревьев (какие деревья теряют листья раньше, какие позже).

5. «Радуга». Дети выкладывают все собранные листья на клеенку в порядке изменения цвета – от зеленого до коричневого. Представители от каждой команды называют цвета (желтый, темно-желтый, золотой, светло-коричневый, красный, бордовый и т.д.)

6. Занятие переносится в помещение, где дети получают цвета путем смешивания красок и рисуют осенние листья. Здесь же можно красочно оформить график

 

"Сосна"

Цели: Дать представление о различии хвойных деревьев от лиственных.

Задачи:

Уточнить и расширить знания детей о сосне, о созревании шишек, значении этого дерева для человека. Словарь: древесина, «с натуры». С помощью скороговорки отработать произношение звука «с». Познакомить детей с загадкой и пословицами о сосне и о деревьях вообще. Закрепить понятие «слева направо». Формировать у детей экологическое мировоззрение, учить правильно вести себя во время прогулок в природу.

Оборудование:

Рисунки сосновой и еловой ветвей, шишки молодые, зеленые и раскрывшиеся, фотографии, рамка для картины из сосновой древесины.

 

Ход занятия:

Сегодня мы с вами познакомимся поближе с хорошо знакомым вам деревом. Совсем недавно мы наблюдали за ним. Если бы деревья умели разговаривать, то это дерево представилось бы так: «У меня длинней иголки, чем у елки». Догадались ли вы, как зовут это дерево? (Ответы детей). Это сосна. Сосна и ель похожи друг на друга. Чем? (Ответы детей). У них есть иголки и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:

Елочка – короткая иголочка.

Сосна – игла длинна.

Взгляните на эти две картинки. На какой из них изображена ветка сосны? А на какой ветка ели? Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).

Сосна верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Вспомните легенду «Родник Святославы». Так и осталась бы наша Лысая гора навсегда лысой и заросшей сорной травой, если бы на помощь не пришли сосны. Взгляните на эту современную фотографию Лысой горы. Узнаете? Высадили сосны на склонах горы умные и трудолюбивые люди, и теперь мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами сосновой хвои, можем шишки собрать для поделок. Кто из вас был на лысой горе? Что вы там делали? (Ответы детей). Я надеюсь, вы вели себя там как в гостях у природы, не шумели, не мусорили, ничего не ломали. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить», «кто с дерева кору снимает, тот его убивает». А еще говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем, почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздух? (Ответы детей).

Я хочу предложить вам выучить и постараться как можно быстрее произнести вот такую скороговорку:

Сидел воробей на сосне.

Заснул – и свалился во сне.

(Дети разучивают скороговорку и пробуют произнести ее быстро. Воспитатель обращает внимание на четкое и правильное произношение звука «с»).

Весной во время цветения на кончиках сосновых веток появляются почки, покрытые желтой пыльцой. Через год на этом месте вырастет зеленая плотно сжатая шишка. Пройдет еще пол года, и только тогда шишка раскроется. Взгляните на шишки у себя на столе и разложите их в порядке созревания. Какая шишка была сначала, какой стала потом. Напомню вам, что выкладывать нужно слева направо. (Дети выполняют задание).

Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Долго растет сосна.

Давайте поиграем. Игра «Сосна».

Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится ведущий – сосна.

Мы посадим сосну –               Все ходят по кругу вокруг «сосны».

Вот, вот!                         Присесть.

Пускай наша сосна                Медленно встать.

Растет, растет!

Вырастай ты, сосна,               Поднять руки вверх.

Вот такой вышины;

Вырастай ты, сосна,               Развести руки в стороны.

Вот такой ширины.

Вырастай ты, сосна,               Делают «пружинку».

В добрый час!

Потанцуй, Сережа (имя водящего), Хлопают в ладоши.

Покружись для нас!               Ведущий танцует, кружится.

А мы с этой сосны

Шишки срывать будем.             Приближаются к ведущему.

От нашего Сережи                 Стараются дотронуться до ведущего.

Убегать будем!                   Дети убегают, ведущий их ловит.

Вы то, конечно, не станете срывать шишки с дерева. А почему? Кому очень нужны шишки? (Ответы детей). Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки.

С давних времен использовали люди сосновую древесину. Как вы понимаете слово «древесина»? (Ответы детей). Древесиной называют спиленное дерево. Из сосновой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. Вот эта рамка для картины сделана из сосновой древесины. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли.

Еще люди использовали смолу сосны, как клей и как смазку. Из сосновой хвои, почек и шишек делают лекарства, помогающие победить болезни. Еще сосну можно назвать новогодним деревом. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Сосну часто наряжают к празднику Нового года. Под соснами растут грибы, на ветвях сосен гнездятся птицы, белки устраивают в дупле сосны свои дома. И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

Давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня о сосне:

Вопросы:

1. Как различить сосну и ель?

2. Как появляются на сосне шишки? Как вырастает новое дерево?

3. Чем одаривает сосна человека?

4. Чем одаривает сосна птиц и зверей?

5. Что делают из сосновой древесины сейчас и в старину?

6. Как нужно вести себя во время прогулок на природе?

7. Какие пословицы о сосне вы сегодня узнали? Как вы их понимаете?

Сейчас я предлагаю вам нарисовать сосновую ветку с натуры. «С натуры», это значит рисовать, глядя на настоящий предмет. Эту сосновую ветку, сломанную сильным ветром, мы с вами подобрали на нашей игровой площадке. Мы будем смотреть на эту сосновую ветку, и рисовать ее такой, какая она есть. Вот это и называется – рисовать с натуры. (Рисование)

 

«Мое дерево»

Цель: Познакомить детей с характерными признаками деревьев, развивать любовь к живому.

Оборудование: Гербарные листы (мы заменяем их рисунками или ксерокопиями листьев), бумага, краски, карандаши.

 

Ход организованной деятельности:

Игра-разминка «Передача энергии». Возьмемся за руки и встанем в круг. Передаем друг другу энергию, потихоньку пожимая руку соседа, и это рукопожатие передается от человека к человеку по цепочке.

Пошлите энергию сначала в одном направлении, затем в другом. Затем посылайте энергетический импульс в обе стороны. Затем приступайте к самому главному - посылайте энергию с закрытыми глазами, а через 10 секунд – в оба конца.

Игра «Похлопали – потопали». Ведущий рассказывает о деревьях.

Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают. Например,

– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.

– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.

– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.

– Внутри деревьев течет сок.

– В лесу много разных деревьев.

– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

«Найди свое дерево». Дети делятся на пары. Один из играющих закрывает глаза (если есть возможность, то глаза закрываются повязкой), а второй подводит его к дереву и просит потрогать его. При этом он может задавать вопросы о структуре коры, наростах, предполагаемых размерах дерева, его возрасте и т.д. После нескольких минут знакомства «слепого» отводят от дерева, снимают повязку и просят найти свое дерево. Затем игроки меняются ролями.

«Портрет дерева». Еще раз вернитесь к своему дереву и внимательно его рассмотрите, погладьте, послушайте. Если экскурсия проходит весной, можно послушать сердцебиение (сокодвижение) дерева с помощью стетоскопа или просто приложившись ухом к стволу. Обратите внимание на цвет и фактуру коры, крону, листья, цветки или плоды (если они есть). Спросите детей, смогут ли они сейчас найти свое дерево в другом месте. Предложите детям, вернувшись в помещение, нарисовать или склеить портрет дерева (можно для этого подобрать листья, сделать рисунок коры, наложив лист бумаги на кору и раскрасив его простым карандашом).

 

Экологические игры

"Слово на ладошке".

Воспитатель (темп медленный): Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут - хлопните в ладоши, а если нет - молчите. (Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, облепиха, береза, вишня, черемуха, лимон, апельсин, липа, баобаб.).

Воспитатель (темп быстрый): Приготовьтесь, будьте внимательнее. Я буду называть еще быстрее. (Слива, осина, рябина, каштан, кофе, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна, калина...)

 

Игра «Похлопали – потопали».

Ведущий рассказывает о деревьях.

Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают. Например,

– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.

– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.

– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.

– Внутри деревьев течет сок.

– В лесу много разных деревьев.

– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

 

«Найди свое дерево».

Дети делятся на пары. Один из играющих закрывает глаза (если есть возможность, то глаза закрываются повязкой), а второй подводит его к дереву и просит потрогать его. При этом он может задавать вопросы о структуре коры, наростах, предполагаемых размерах дерева, его возрасте и т.д. После нескольких минут знакомства «слепого» отводят от дерева, снимают повязку и просят найти свое дерево. Затем игроки меняются ролями.

 

«Если бы я был деревом...».

Предложите участникам проекта изобразить своих новых друзей.

В одном из заданий подготовительного этапа уже указывалось, что у ребенка есть части тела, которые можно сравнить с частями растения: ноги похожи на корни, туловище — на ствол, руки — на ветки, пальцы — на листья. Так, изображая старый дуб с большими, толстыми корнями, ребенок широко расставит ноги; показывая плакучую иву, опустит руки. Пусть дети вспомнят, как шумела листва в ветреную погоду, и воспроизведут эти звуки; представят, что на ветви садятся птицы, идет дождь (или светит солнце), пришел человек и сломал ветку. Ситуации можно придумать самые разнообразные, главное, чтобы они были связаны с проводившимися наблюдениями. Главная задача детей — так или иначе отразить особенности дерева в предлагаемых педагогом ситуациях.

 

Игра «Что будет, если...».

Педагог предлагает детям подумать и ответить, что случится с их деревом

если... (исчезнут птицы, дождевые черви, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т.п.).

 

Проект

Проект

Проект

Проект



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии





Вход на сайт


Комментарии

  • Светлана
    Я с вами полностью согласна. Считаю, что использование ИКТ способствует активизации познавательной ...

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Ирина Ивановна, добрый день, если вам не сложно , можно узнать список литературы применяемые для ...

    Подробнее...

     
  • ирина
    интересует полный текст работы.

    Подробнее...

     
  • Ирина
    очень интересный проект многое можно подчеркнуть для своей работы в ДОУ

    Подробнее...

     
  • ольга
    Мне понравилось занятие, очень познавательно. Понравилось, что дети как бы сами подготавливают атрибуты ...

    Подробнее...