Экспериментально-исследовательская деятельность с воспитанниками ДОУ

 

Стремительные изменения современного мира диктуют нам, педагогам, необходимость искать и применять более эффективные средства воспитания и обучения.

Детство – это радостная пора открытий, поэтому мы продумываем и организовываем деятельность детей так, чтобы у них всегда была возможность что-то исследовать. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию окружающего мира, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность. В процессе экспериментирования ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Одним из перспективных методов является метод проектирования. Он помогает связать обучение с жизнью. Работая над проектом, ребёнок учиться действовать самостоятельно, планировать работу, доводить её до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.

Тематика проектов, которые мы создавали, разнообразна, но самый интересный проект «Богатырская каша» выполненный Колларж Ольгой.

Без сомнения все родители хотят, что бы их дети были крепкими и здоровыми. Но, к сожалению, не все мамы и папы задумываются о правильном питании своих малышей.Часто ли родители готовят для своих детей геркулесовую кашу? Пожалуй, нет. А ведь геркулесовая каша отличается тем, что хлопья для неё подвергаются минимальной обработке, благодаря чему в них сохраняется большая часть ценных веществ: витаминов, клетчатки, растительных волокон. Поэтому она является обязательным и незаменимым продуктом детского питания. К сожалению, не все дети с удовольствием её едят. Они не понимают значимости геркулесовой каши в развитии организма человека. Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям раскрыть ценность геркулесовой каши, её значимость для развития детского организма.

Исследовательский проект «Богатырская каша»

Цель: узнать о геркулесовой каше и её пользе для организма человека.

Задачи:

  • собрать совместно с родителями и педагогом научный и практический материал по данному вопросу (история появления овсяной каши в жизни человека; пользу и вред овсяной каши для сохранения и укрепления здоровья, её оздоровительном влиянии на органы и системы человека);
  • исследовать влияние других продуктов на вкус геркулесовой каши.

Гипотеза: Предположим, если дети узнают больше о пользе геркулесовой каши, то они поймут, что геркулес – ценный продукт питания для организма человека и у них появится желание употреблять его в пищу.      

Объект: геркулесовая каша.

Методы работы: В своем исследовании мы использовали широко известные методы: опрос, сбор информации, эксперимент.

Сначала искалии отбирали необходимую информацию. Приготовили геркулесовую кашу в домашних условиях. Провели эксперимент «От чего зависит вкус геркулесовой каши». Сделали выводы и оформили презентацию, чтобы можно было поделиться результатами исследования в детском саду.

1. Как появилась геркулесовая каша на нашем столе.

В интернет сети мы выяснили, что большой путь проходит каша, прежде чем попасть к нам на стол. Люди многих профессий трудятся над этим. Много, труда вкладывают фермеры, чтобы вырастить хороший урожай овса. Они пашут землю, сеют семена, подкармливают, и следят за их всходами. Когда колосья созревают, становятся твёрдыми, начинается уборка урожая. Специальные машины жатки скашивают стебли овса и укладывают их в валки. А когда валки подсохнут на солнце, комбайны их подбирают и обмолачивают колосья.

Зерно увозят на зерноперерабатывающие заводы, элеваторы. В специальных машинах зерно овса сортируют, режут, пропаривают и приплющивают, сушат, просеивают (очищают от лишних примесей), смешивают, измельчают и упаковывают. Потом упакованные овсяные хлопья развозят на машинах в магазины. С магазина они попадают к нам домой и в детские сады. Наши мамы, повара готовят геркулесовую кашу.

2. Что такое геркулес

Мы узнали, что в нашей стране появился полуфабрикат овсяной каши под названием «Геркулес». Геркулес – это овёс, очищенный от оболочки и расплющенный в хлопья.Этот товар рекламировался как еда, дающая силу, кто ест эту кашу, может стать сильным как Геркулес. Геркулесовая каша – это каша, которую варят из овсяных хлопьев сорта «Геркулес». Сейчас любую овсяную кашу называют геркулесовой.                                                                                                                    

3. В чём польза и вред геркулесовой каши для организма человека

В чём польза геркулесовой каши для организма человека? Геркулесовые хлопья снабжает организм большим количеством белков, жиров, витаминов (В, А, РР, F, Е) и минеральных веществ. Употребление геркулесовой каши помогает восстановить силы после физических нагрузок, долго сохраняется чувство сытости. Если её готовить на воде, без сахара, сливочного масла, то она полезна при диете для сброса веса. Так же каша полезна при лечении простудных заболеваний, повышает иммунитет. Каша из овсяных хлопьев популярна при лечении болезней желудка. Она очищает организм от вредных веществ, помогает переработке и усвоению углеводов и жиров в организме, улучшает работу внутренних органов (сердца, почек, печени и поджелудочной железы), состояние кожи, деятельность мозга, память, повышает внимание, укрепляет кости и зубы. В чём вредгеркулесовой каши для организма человека? При не соблюдении меры в её употреблении перестаёт усваиваться кальций – ломкими становятся кости и ногти. Нельзя есть геркулесовую кашу каждый день, некоторые составляющие овсянки препятствуют усвоению кальция. Она обладает высокой калорийностью.
Сделали вывод о том, что полезные свойства продукта превышают вредные, регулярное употребление геркулеса в пищу может быть полезным для здоровья, если есть её не каждый день и в меру.

4. Опрос детей

Задавала вопросы детям: «Что едите на завтрак: конфеты, бутерброды, кашу?», «Мама варит геркулесовую кашу?», «Тебе нравится геркулесовая каша?».Из ответов детей пришли к выводу, почему детям не нравится геркулесовая каша, родители редко готовят детям геркулесовую кашу, предпочитают накормить быстрой едой.

5. Приготовление геркулесовой каши в домашних условиях

Мы сварили геркулесовую кашу дома, но она мне не понравилась, добавили сухофрукты, мёд. Я поняла, что добавляя в кашу разные добавки можно сделать её ещё полезней и вкусней.
В закипевшую воду добавила геркулесовые хлопья
Без соли, без сахара, без молока
Её я попробовала только слегка
Овсяную кашу я ложкой мешаю
И долго серьёзно над нею размышляю
И выход нашёлся довольно простой
Как сделать тарелку с овсянкой - пустой:
Добавила масла, фрукты, орехи.
Овсяная каша теперь - объеденье!

6. Эксперимент «От чего зависит вкус геркулесовой каши»

Провели эксперимент. Овсяные хлопья заварили горячей водой.Разложили на тарелочки. Одну тарелочку с каши оставили без изменений, а в другие добавили свежие и сухие фрукты.Сравнили каши на вкус. Сделали вывод:вкус каши зависит от продуктов, которые в неё добавляют.

7. Дидактическая игра «Весёлый повар»

7.	Дидактическая игра «Весёлый повар»

 

Мы сделали карточки для игры, разрезали. Я предложила детям поиграть в игру «Весёлый повар», объяснила правила игры. Все вместе играли в игру«Весёлый повар».

8. Игра «Расскажи стихи руками «Каша»

Мы познакомили детей с игрой «Расскажи стихи руками «Каша».Все вместе играли в игру.
На столе дымится каша
Где большая ложка наша?
Будем с кашей мы дружить,
Лет до ста мы будем жить!

9. Аппликация «Наклей добавку на тарелку с кашей»

Мы подготовили материал и оборудование для аппликации. Предложила детям сделать аппликацию «Наклей добавку на тарелку с кашей». Обрывали бумагу, вырезали фрукты, наклеивали на тарелочку.
9.	Аппликация «Наклей добавку на тарелку с кашей»
 
Это трудная работа,
Вырезать добавки ровно,
Их потом приклеить нужно,
Чтобы стала каша вкусной!

10. Книга в картинках «Путешествие Геркулесовой девочки»

Я предложила детям нарисовать «Путешествие Геркулесовой девочки», а потом по рисункам сочинили сказку, сделали книгу.

 Книга в картинках «Путешествие Геркулесовой девочки»

 

«Жила-была в кастрюле Геркулесовая Каша. Она была очень мягкая и могла превращаться в кого угодно. В кастрюле ей было очень тесно и скучно, и ничего нового она там не могла узнать. Однажды, она попала в детский сад. Её разложили в тарелочки, и она стала плоской, если попадала на стол – была каплей, в ложке — овальной. Но ребята очень плохо ели Геркулесовую Кашу, а ведь она была кашей «силачей». Обиделась каша на ребят и убежала от них. Решила она посмотреть на мир вокруг себя. Превратилась в Геркулесовую Девочку и «топ-топ» ногами по улицам станицы… Геркулесовая Девочка пришла в музей древней истории. Сколько вокруг интересных вещей созданных человеком. И меня тоже приготовил человек. Еще в древние времена овес был известен грекам и римлянам. Шотландцы использовали овёс для приготовления похлебки с добавлением тушеных овощей, мяса. Загрустила геркулесовая девочка. А может,я нужна детям? Что же она наделала? Надо быстрее возвращаться в детский сад к ребятам, в свою кастрюлю. Вышла она из музея и «прыг, прыг» по дорожке в детский сад, встретила Манную кашу, поздоровалась, рассказала свою историю и посоветовала ей тоже вернуться к детям. Пришла Геркулесовая Девочка в детский сад, шлёпнулась в кастрюлю и снова стала сама собой, простой Геркулесовой Кашей. «Нет, - подумала она - незачем мне, Геркулесовой Каше, по улицам топать. Пусть лучше меня дети едят, как положено и становятся сильными, крепкими. И вместе с ними я на мир посмотрю».
Писателем не просто стать,
Как и музыкантом –
Непременно обладать
Надо тут талантом.
Как в профессии любой,
Здесь свои секреты:
В книге действует герой
Строго по сюжету.

11. Буклеты для родителей «Советы по приготовлению геркулесовой каши»

Все родители хотят, что бы их дети были крепкими и здоровыми. Но, к сожалению, не все мамы и папы задумываются о правильном питании своих малышей.Часто ли родители готовят для своих детей геркулесовую кашу? Пожалуй, нет. А ведь геркулесовая каша отличается тем, что хлопья для неё подвергаются минимальной обработке, благодаря чему в них сохраняется большая часть ценных веществ: витаминов, клетчатки, растительных волокон. Поэтому она является обязательным и незаменимым продуктом детского питания. Раздала родителям буклеты, чтобы чаще варили кашу детям, проявляли фантазию, добавляли разные продукты.
 
Советы по приготовлению геркулесовой каши

Перед варкой, лучше промыть хлопья. Геркулес станет чище и у каши будет приятнее вкус.

Соблюдайте пропорции между жидкостью и крупой.

Постарайтесь исключить соль и сахар.

Сахар лучше всего заменить мёдом. Не добавляйте мёд в горячую кашу.

Если ваш ребенок не любит каши, попробуйте приобщить его к процессу приготовления. А когда каша будет готова, полейте её сладким сиропом. Можно нарисовать сиропом забавную фигурку или мордочку.

И самым привередливым маленьким гурманам понравится сладкая геркулесовая каша с бананами. Можно добавить банан по готовности каши, а можно сварить бананы вместе с овсяными хлопьями, заправить корицей и ванилью, по желанию добавить орехи и мёд.

Можно приготовить геркулесовую кашу и безо всякой варки. Такая каша полезнее всего. Например, перемешать хлопья с сухофруктами и орехами, полить мёдом, посыпать пряностями и залить на ночь тёплым молоком, водой, йогуртом или кефиром. Наутро у вас будет вкусная каша, напоминающая ваши любимые мюсли, только гораздо полезнее.

Вы можете приготовить геркулесовую кашу в мультиварке: практически во всех моделях для этого установлен режим «Молочная каша». Очень просто и быстро можно приготовить геркулес и в микроволновке: на это уйдёт всего-навсего 30 секунд.

 

Геркулесовая каша в мультиварке

Ингредиенты:

овсяные хлопья – 1 стакан;

молоко – 2 стакана;

масло сливочное – 45 гр.

Этого количества продуктов Вам хватит на 2 порции геркулесовой каши.

Приготовление:

В емкость мультиварки поместите геркулес, залейте крупу молоком. При приготовлении каши, вы можете использовать один стакан воды и один стакан молока.

Закройте мультиварку и установить режим «Молочная каша».

Через полчаса ароматная геркулесовая каша в мультиварке будет готова.

После окончания варки кашу посолите, добавьте сахар и сливочное масло.

 

Геркулесовая каша в микровалновке

Ингредиенты:

овсяные хлопья – 4 ст. ложки;

молоко – 1 стакан.

Приготовление:

В посуду, предназначенную для микроволновых печей, наливаем молоко, при максимальной мощности доводим его до кипения.

Добавляем геркулесовые хлопья, перемешиваем и снова ставим в микроволновку на максимальную мощность на 3 минуты.

Кашу достаем, если нужно, можно добавить сливочное масло, дать настояться 3-4 минуты.

При приготовлении геркулесовой каши проявляйте фантазию, и вы сможете приучить себя и своих детей любить полезную и вкусную геркулесовую кашу.

 

Заключение

Я узнала, как появилась геркулесовая каша на нашем столе, её пользу и вред для сохранения и укрепления здоровья, её оздоровительном влиянии на органы и системы человека. Исследовали влияние других продуктов на вкус геркулесовой каши. Мы достигли цели, дети узнали о ценности геркулесовой каши, как можно сделать её вкусней, у них появилось желание употреблять её в пищу.

Если ребёнок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учёбе в школе более вероятен.

 

Список источников информации:

  1. Болтовской Г. Каша – здоровье наше.
  2. Похлебкин В.В. Каши.
  3. Похлебкин В.В. Тайна хорошей кухни.
  4. Похлебкин В.В. Моё меню.
  5. Похлебкин В.В. Каши по-новому.
  6. Детская энциклопедия: Я познаю мир./ Под ред. Хинн О. М.:АСТ, 1996.
  7. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Захарова М.А.
  8. Неизвестное рядом. Занимательные опыты, эксперименты для дошкольников./ М.: ТЦ «Сфера» 2001- 192с.
  9. Составитель С. П. Кашин. Самые полезные и вкусные каши.
  10. Геркулесовая каша - польза и вред.
  11. Ответы@Mail.Ru: чем полезна геркулесовая каша? .mail.ru›question/31160897
  12. Геркулесовая Каша - Польза и Вред Геркулесовой Каши Для Здоровья.
  13. Геркулесовая каша - Польза геркулесовой каши. blogozdorovie.ru›gerkulesovaya-kasha/
  14. Как сделатькашувкусной конспект занятия в старшей группедетскогосада...› http://50ds.ru/metodist/2166-iz-chego-varyat-kashu-i-kak-sdelat-kashu-vkusnoy-konspekt-zanyatiya-v-starshey-gruppe-detskogo-sada.html


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий родительского собрания «Сенсорика – как средство развития умственных способностей…

Сценарий родительского собрания «Сенсорика – как средство развития умственных способностей детей раннего дошкольного возраста»

Проект дня «Праздничная ёлочка»

Проект дня «Праздничная ёлочка» Идея проекта: проведение непосредственной образовательной деятельности по теме «Праздничная ёлочка» в форме проектной деятельности. Участники проекта: дети группы...

Конспект НОД по этикету «В стране Этикета»

Конспект НОД по этикету «В стране Этикета» Старшая группа 4-5 лет Задачи: 1. Закрепить и систематизировать знания детей о видах этикета: речевой этикет...

Читайте также

Сценарий 23 февраля «Весёлые старты»

Сценарий 23 февраля «Весёлые старты» Под песню «Россия» в зал входят дети, танцуют и становятся полукругом. Ведущая:  Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности. Театрально-игровая студия

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности. Театрально-игровая студия (с элементами музицирования)

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы»

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы» Цель: Формирование начальных форм экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Закрепить знания детей о перелетных птицах...