Владимирский институт повышения квалификации работников образования имени Л. И. Новиковой

Кафедра дошкольного образования

 

Проект по социально-личностному развитию дошкольников, посвященный космонавтике
«Навстречу звездам»

 

Срок реализации проекта: 1-12 апреля.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Содержание:

1. Актуальность проекта.

2. Задачи проекта по линиям развития ребенка.

3. Изменения предметно-развивающей среды.

4. Содержание деятельности по реализации проекта.

Работа с родителями.

5. Образовательная деятельность в режимных моментах, непосредственно-образовательная деятельность.

6. Фотоальбом проекта «Навстречу звездам».

7. Приложения:

- сценарий театрализованного представления «Сказка о звездочете»;

- конспекты занятий;

- подвижные игры, физкультминутки, эстафеты;

- дидактические игры, электронные игры по теме проекта;

- стихи для заучивания, загадки.

8. Список использованной литературы.

 

Актуальность проекта

Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано. Загадки Вселенной будоражат воображение с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.

С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос?

Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывая все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях.

Дети, живущие в современном мире, как губка впитывают все изменения в обществе. Потеря эталона культурных и духовно-нравственных ценностей и замена их виртуальными играми сказывается на воспитании у ребенка чувства гордости и любви к Родине. Куда бы ни ступил ребенок, всюду изобилие чуждых нам героев для подражания: Бэтмэн, черепашки Ниндзя, космические монстры и т.д. Это вызывает у детей агрессию по отношению к сверстникам. Дети не знают истории своей страны, не умеют гордиться достижениями своего народа. История России богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям россиян. Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать ее героев. Дети должны знать историю российского праздника – День Космонавтики, дату первого полета в космос; о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине; о героических покорителях космических просторов.

В настоящее время в связи с направленностью на развитие современных технологий, исследований, появлением первых космических туристов, тема космоса вновь становится достаточно актуальной.

Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).

 

Тема проекта: «Навстречу звездам».

Участники: дети старшей гр., родители, воспитатели, муз. руководитель.

Сроки проведения: с 1 по 12 апреля.

Итоговое событие: театрализованное представление для детей и родителей «Сказка о звездочете».

Задачи проекта по линиям развития

1. Физкультурно-оздоровительное

  • Воспитательная: воспитывать желание совершенствовать свои физические качества; волевые качества: стремление к победе и уверенность в своих силах, целеустремленность.
  • Развивающая: обогащать двигательный опыт детей, способствовать развитию двигательных качеств (быстроты, ловкости и координации движений).
  • Обучающая: учить следовать правилам безопасного поведения. Учить не только получать радость от своих результатов, но и переживать за товарища по команде.

2. Социально-личностное

  • Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь в беде. Воспитывать чувство сострадания к судьбам живых существ.
  • Развивающая: развивать способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Развивать умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять, решать проблему сообща.
  • Обучающая: побуждать к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий.

3. Познавательно-речевое

  • Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности, прививать чувство гордости и уважения к российской космонавтике.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, воображение, память. Развивать речь, умение связно, последовательно составлять рассказы. Расширять словарный запас.
  • Обучающая: расширять и уточнять знания детей об окружающем: о космосе, о празднике «День космонавтики», о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений. Закрепить знания детей о том, что они живут на планете Земля, что в космосе есть другие планеты.

4. Художественно-эстетическое

  • Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, аккуратность, самостоятельность.
  • Развивающая: развивать творческие способности детей, желание выражать свои впечатления в рисунках, поделках. Развивать мелкую моторику рук.
  • Обучающая: учить детей фантазировать, воплощать в реальность свои фантазии, оценивать свою деятельность. Учить создавать сюжетные композиции, использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

Предпосылки к определению цели детьми: создание предметно-развивающей среды, соответствующей возрасту детей, для формирования у них представлений об окружающем мире, Космосе.

Цель: формирование у детей представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми. Развитие активной, самостоятельной, творческой личности.

Изменения предметно-развивающей среды

Книжный уголок

Детская литература по теме «Космос»:

1. Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах». Москва. Издательство «Малыш» 1990г.

2. Л. Блинов «Когда планета кружится». Москва. Книголюб 2004г.

3. Т. А. Шорыгина «О Космосе».

4. Большая энциклопедия для дошкольников. 1000 почему: Кн.1: Космос. Планета Земля. Древний мир. Насекомые. Рептилии и птицы. Животные», пер. с англ. Асанина О. С., Смирнова А. В., издательство «Омега» 2007г.

5. Н. П. Баныкин «Детям о космосе, Земле и человеке». Москва. Детская литература 1990г.

6. А. Леонов «Человек вышел в космическое пространство». Санкт-Петербург, Издательство «ЮНА».

7. В. Бороздин «Первый в космосе». Москва. Издательство «Малыш» 1991г.

8. К. Курбатов «Я хочу в космос». Москва. Детская литература 1976г.

9. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (глава первая). Баку. Издательство «Сада» 1992г.

10. Подборка загадок и стихов по теме проекта.

11. Е. П. Левитан «Твоя Вселенная», «Твой звездный город», «Длинноволосые звезды». Издательство «Просвещение».

12. Атлас «Космос. О звездах, планетах, космических путешествиях», издательство «Белфакс», 2008 г.

13. С. И. Дубкова «Сказки звездного неба», издательство «Белый город», 2006г.

Пособия:

1. Глобус Земли, макет телескопа.

2. Демонстрационный материал для занятий - «Космос».

3. Карта Солнечной системы.

4. Портреты первых космонавтов.

5. Карты звездного неба.

6. Модель Солнечной системы.

7. Видеотехника и подборка мультфильмов – «Белка и Стрелка», «Лунтик и его друзья», «Новеллы о космосе», «Мурзилка на спутнике», «Тайна третьей планеты».

ИЗО:

1. Раскраски на тему «Космос».

2. Трафареты космической техники, планет, звезд.

3. И. А. Лыкова аппликация «Далекий космос» (технологические карты).

4. Выставка детских работ по теме проекта.

Игры и игрушки:

1. Выставка-коллекция космической техники.

2. Кукла-космонавт, мягкие игрушки: Лунтик, Кузя, Мила, гусеницы.

3. Конструктор ЛЕГО – «Космическая станция», «Шаттл»; крупный и мелкий «Строитель».

4. Дидактические игры: «Космические приключения», «Собери созвездие», «Найди звезду», «Посади звездолет», «Чем питаются космонавты», лото «Профессии», разрезные картинки, кубики «Ракета, орбитальная станция, космонавт».

5. Электронные игры:

на сайте vipkro33.ruв Региональной игротеке для моего проекта «Навстречу звездам» я выбрала несколько электронных игр:

  • Игра для образовательной области Познание (Формирование целостной картины мира)

автор Титова Е. В. «Космическое путешествие».                         

Цель: закрепить знания о космосе.

http://learningapps.org/display?v=xtmn40ek

  • Электронная игра для развития продуктивной (конструктивной) деятельности

автор Савельева Л. Н. «Геометрик».

Цель: развивать умение соотносить объемные фигуры и их вид на чертеже, закреплять названия фигур.

http://LearninApps.org/display?v=boaicp8c

  • Электронная игра для закрепления знаний о космосе и космонавтах

Автор Сметанская Е. Б. кроссворд «Освоение космоса»

http://LearningApps.org/display?v=oii5h23c

 

Содержание деятельности по реализации проекта

1. Физическая культура:

  • Физкультурный досуг «Навстречу звездам».
  • Утренняя гимнастика «Выходим в открытый космос».
  • Подвижные игры и физкультминутки: «Космонавты», «Созвездие замри!», «Внимание: старт!», «Ракетодром», «Ракеты».

(Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.)

2. Здоровье:беседа «Кого принимают в космонавты?».

(Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить какие физические качества необходимы будущим космонавтам.)

3. Безопасность: беседа «Что случиться с нашей планетой если…».

(Приобщать к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы, обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни, воспитывать любовь к своей планете и желание беречь ее.)

4. Познание:

  • Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме «Космос».
  • Наблюдение на прогулке за небом; наблюдение за движением солнца в разное время суток, за луной, звездами в темное время суток.
  • Опыт о влиянии солнца и тепла на рост растений.
  • Занятия «Построим Лунтику ракету для полета на планеты», «Солнце, солнце, загляни в оконце», «Космическое путешествие к звездам»…
  • Просмотр мультфильмов.

(Дать детям элементарные представления о том, что Вселенная- это множество звезд, Солнце- это самая близкая к Земле звезда. Познакомить детей со строением Солнечной системы. Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью Земли - глобусом. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым летчиком-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках.)

5. Коммуникация:

  • Заучивание стихов о космосе: Я. Аким «Планета-сад», А. Усачев «Космическая считалка», В. Степанов «Юрий Гагарин».
  • Отгадывание загадок по теме «Космос».
  • Составление творческих рассказов на тему «Космические истории».

(Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх. Осуществлять словарную работу, активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Развивать умение связно, последовательно составлять рассказы. Развивать память, мышление, воображение.)

6. Чтение художественной литературы:

  • Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (глава 1);
  • А. Леонов «Человек вышел в космическое пространство»;
  • В. Бороздин «Первый в космосе»;
  • Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах»;
  • Л. Блинов «Когда планета кружится»;
  • Т. А. Шорыгина «О космосе»;
  • К. Булычев «Девочка с земли»;
  • К. Курбатов «Я хочу в космос»;
  • Детские энциклопедии о космосе.

7. Художественное творчество:

  • Рисование «В космосе»;
  • Аппликация «Далекий космос»;
  • Лепка/ручной труд «Ракета», «Гости с другой планеты».

(Развивать творческие способности детей, желание выражать свои впечатления в рисунках, поделках. Учить детей фантазировать, воплощать в реальность свои фантазии, оценивать свою деятельность).

8. Социализация:

  • Сюжетно-ролевые игры «К Лунтику в гости», «Космическое путешествие»;
  • Дидактические игры «Кем быть?», «Космические приключения», лото «Профессии», разрезные картинки, кубики «Транспорт», «Собери созвездие», «Посади звездолет»;
  • Строительные игры «Космодром», «Построим Лунтику ракету»;
  • Электронные игры: «Освоение космоса», «Космическое путешествие»;
  • Театрализованное представление «Сказка о звездочете».

(Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий. Развивать социально-личностные качества каждого ребенка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.

Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.)

9. Музыка:

  • Песня «Ракета» муз. С. Ермолова, сл. Бойко Г.;
  • «Космическая песня» муз. С. Ермолова, сл. Е. Аксельрод;
  • Песня «Наша Родина сильна» сл. Волгиной, муз. А. Филлипенко;
  • Песня «Поскорей бы подрасти» муз. М. Машденко, сл. Н. Найденовой;
  • Музыкальная игра «Космонавты» муз. Тиличеевой;
  • Песня «Полет на Марс» муз. С. Ранда, сл. С. Ранда и Я. Алекперова;
  • Песня звездочета из кинофильма «Про красную шапочку» в исполнении Е. Евстигнеева и Р. Зеленой;
  • Саундтрек «Этот большой мир» из кинофильма «Отроки во Вселенной»;
  • Песня «Мы в космос улетаем на работу»;
  • Сборник космической музыки «Agmoolation- 2007» - слушание.

10. Работа с родителями

  • Вводная консультация. Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.
  • Пополнение книжного уголка группы книгами по теме проекта.
  • Совместная с ребенком работа «Человек и космос». Выставка совместных работ.
  • Изготовление украшений к празднику - объемные макеты планет и звезд.
  • Подготовка костюмов к театрализованному представлению «Сказка о звездочете».
  • Поездка с детьми в Информационный центр атомной энергии на викторину «Земля - планета Солнечной системы».

Итоговое мероприятие: театрализованное представление «Сказка о звездочете».

Выводы:

В ходе реализации проекта пришла к выводу, что игры и продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

 

Дата

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Непосредственно образовательная деятельность

1 апреля

«Космическая» зарядка. Просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья». Беседа «Что я знаю о космосе». Чтение первой главы книги Н. Носова «Приключения Незнайки». Сюжетно-ролевая игра «К Лунтику в гости».

Конструирование: «Построим Лунтику ракету для полета на планеты».

Музыкальное занятие: разучивание песни «Ракета»

2 апреля

Прослушивание и разучивание песни «Ракета». Чтение энциклопедии «Я познаю мир». Беседа «Первые покорители космоса - животные». Просмотр мультфильма «Белка и Стрелка».

Познание: «Солнце, солнце, загляни в оконце».

Физкультурное занятие «Приглашает космодром».

3 апреля

Чтение: В. Бароздин «Первый в космосе». Рассматривание глобуса. Физкультминутка «Раз, два, стоит ракета». Подвижная игра «Космодром». Беседа «Ю. Гагарин - первый космонавт». Рассматривание портретов первых космонавтов.

Лепка «Ракета».

ФЭМП: «Путешествие в космос»

4 апреля

Разучивание космической считалки «На Луне жил звездочет». Просмотр мультфильма «Мурзилка на спутнике». Беседа «Луна - спутник Земли». Отгадывание загадок о космосе. Чтение: Н. Барыкин «Детям о космосе, Земле и человеке». Подвижная игра «Звездочет».

Рисование гуашью «Космос».

Музыкальное занятие: разучивание песни

«ракета», слушание саундтрека «Этот большой мир» из кинофильма «Отроки во Вселенной».

5 апреля

Беседа «Планеты Солнечной системы».

Рассматривание модели Солнечной системы. Пальчиковая игра «Планеты Солнечной системы». Чтение: Е. Левитан «Звездные сказки». Разучивание стихов к празднику: Я. Аким «Планета - сад».

Познание: «Солнечная система».

Физкультурное занятие «Космонавты».

8 апреля

Космическая зарядка.

Чтение: Е. Левитан «Твоя вселенная».

Подвижная игра «Космонавты». Дидактические игры «Чем питаются космонавты», «Разрезные картинки».

Просмотр мультфильма «Новеллы о космосе» (Союзмультфильм 1973г.). Беседа «Кого принимают в космонавты?»

Конструирование: «Космодром».

Музыкальное занятие: разучивание песни «Наш звездолет», слушание песни «Мы в космос улетаем на работу».

9 апреля

Разучивание стихов о планетах Солнечной системы к празднику. Слушание песни «И на Марсе будут яблони цвести». Чтение: Т. Шорыгина «О космосе». Беседа «А зачем это нужно - изучать небо?». Рассматривание карты звездного неба, созвездий.

Познание: «Путешествие к звездам».

Физкультурный досуг «Навстречу звездам».

10 апреля

Опыт «Как происходит смена дня и ночи». Конкурс «Ловкий карандашик» -раскраски о космосе. Чтение: А. Леонов «Человек вышел в космическое пространство». Дидактические игры: лото «Профессии», электронные игры. Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты».

Аппликация «Далекий космос».

ФЭМП: «Раз звезда, два звезда…»

11 апреля

Моделирование созвездий из картонных звездочек. Беседа «День космонавтики». Чтение: К. Курбатов «Я хочу в космос». Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие». Разучивание стихов к празднику. Дидактические и электронные игры.

Поездка в информационный центр атомной энергии: викторина «Земля - планета Солнечной системы».

Рисование «Солнечная система».

Музыкальное занятие: разучивание песни «Поскорей бы подрасти», слушание песни «На пыльных тропинках далеких планет».

12 апреля

Конструирование планет Солнечной системы из снега. Пальчиковая игра «Планеты солнечной системы». Чтение стихов, загадывание загадок на космическую тему.

Театрализованное представление для детей и родителей «Сказка о звездочете

 

Приложения к работе можно скачать здесь.



Новые публикации

Картотека зоовикторин для старших дошкольников

Картотека зоовикторин для старших дошкольников Эта картотека поможет привить вашим детям современный, экологический взгляд на живую природу, поможет полюбить и сохранять...

Мастер-класс по обучению составления описательного рассказа старших дошкольников

Мастер-класс по обучению составления описательного рассказа старших дошкольников Участники: педагоги дошкольных муниципальных образовательных учреждений г.Бодайбо и района. Тема: Обучение детей старшего дошкольного...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема «Лесная прогулка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности (формирование элементарных математических представлений, закрепление знаний, открытое мероприятие для родителей) Тема «Лесная прогулка» Участники: дети средней группы...

Читайте также

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет...

Непосредственно образовательная деятельность «Продуктивная деятельность-лепка» подготовительная группа Тема «Дед Мазай…

Непосредственно образовательная деятельность Продуктивная деятельность «Лепка» Тема «Дед Мазай и зайцы» подготовительная группа (Неделя поэзии) Задачи: закреплять умение лепить предмет конструктивным способом, соблюдая пропорции; закреплять умение лепить...

Конспект интегрированного занятия в средней группе

Конспект интегрированного занятия в средней группе, образовательная область «Коммуникация» «В гости к белочке», образовательная область «Художественное творчество»«Полотенце для бельчат» Программное содержание 1часть продолжать знакомить детей с обитателями...


Комментарии

  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Екатерина
    Вы правы, Виктория! Ствол дерева рисуется сверху вниз! У детей подвижность суставов руки недостаточно ...

    Подробнее...

     
  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...





В блогах

«Секреты воспитания вежливого ребенка»

«Секреты воспитания вежливого ребенка» Вежливость – основа культурного поведения. Это фундамент, на котором человек строит свои взаимоотношения с окружающими. Вежливость располагает к себе, гасит раздражительность, что облегчает человеку общение с другими или просто позволяет ему спокойно и достойно находиться среди них. От...

Беседа «Как вести себя в транспорте»

Беседа «Как вести себя в транспорте» Цель:  Закреплять знания детей о правилах поведения в транспорте. Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Ход беседы: - Ребята, скажите, пожалуйста, на чем люди ездят на работу, в магазин или в другой город? -...

Фото-отчёт мини-музей "23 февраля"

Sample Image

Название  мини-музея :  « Защитники Родины » Профиль  мини-музея : познавательно-творческий Актуальность: Родина , Отечество. … Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства патриотизма...

Рабочая программа кружка художественно-творческой направленности «Волшебные краски» для детей 3-4 лет. 1 год обучения

Планирование занятий кружковой работы  по художественной деятельности «Волшебные краски»  во II младшей группы   1.Содержание программы 1.1. Пояснительная записка 1.2.Цель: 1.3.Задачи: 1.4.Особенности программы. 1.5. Планируемый результат освоения программы: 1.6.Возраст обучающихся 1.7. Сроки реализации 2. Содержательный раздел 2.1.Основные способы и формы работы...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство