Проект «Эта удивительная липа»

 

Тип проекта: творческо-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей - подготовительной(разновозрастной) группы "Звездочки", педагоги, родители воспитанников.

Актуальность темы:

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, к своему любимому городу, и бережное отношение к традициям, культуре и быту своего народа, и любовь к природе родного края.

Знакомя ребенка с родной природой, мы даем толчок к расширению его горизонта познания и направляем малыша в мир общечеловеческих ценностей.

Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.

Цель проекта:

формирование познавательного интереса к дереву-липе; приобщение детей к традиционной отечественной культуре.

Задачи:

Познавательное развитие:

- формировать представления о жизни дерева, о закономерностях в природе.

Социально-коммуникативное развитие:

- познакомить с деревом - липой как символом родного города Липецка;

- расширять знания детей об использовании растения человеком: в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии, зеленом хозяйстве.

Речевое развитие:

- продолжать развивать речь как средство общения, учить детей строить высказывания, делиться впечатлениями;

- обогатить словарь народными пословицами и поговорками о растениях, о липе, о пчелах, о родном крае.

Художественно-эстетическое развитие:

- познакомить с образом липы в народной и музыкальной культурах, изобразительном искусстве, в художественной литературе.

Участие родителей:

- привлечь родителей к совместной творческо-исследовательской деятельности с детьми и педагогами;

- экскурсии родителей с детьми по городу;

- подбор загадок, пословиц, поговорок о липе и предметов, связанных с ней.

- помощь в оформлении альбомов "Загадки про липку", "Стихи о липе", выставки "Поделки из липы".

Необходимое оборудование:

наглядный, иллюстрированный материал о липе, подбор произведений устного народного творчества и художественной литературы по теме, материал для художественного творчества, репродукции картин русских художников, оборудование и продукты для экспериментирования, дидактические игры, словесные игры, настольный театр, предметы из липы.

Прогнозируемый результат:

Есть дерево, которое много значит в жизни и истории нашего русского народа. Без него не появилась бы народная, всеми любимая, игрушка матрешка и масса полезных и важных вещей. Липа используется в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии, зеленом хозяйстве. А еще это дерево - символ родного и любимого города Липецка.

Данный проект поможет детям получить достоверные знания и представления о липе, ее целебных свойствах, пользе и добре; дети приобретут дополнительные навыки коллективной творческой и исследовательской работы.

Продукт проектной деятельности:

Выставка детских рисунков "Утопает в липах город Липецк".

Презентация:

Развлечение "Посиделки под липой".

Этапы работы над проектом:

1 этап. Подготовительный.

- Подбор справочной и художественной литературы о липе, Липецке, произведений устного народного творчества о липе и предметов, сделанных из древесины липы, лыка. Отбор медиа ресурсов.

- Проведение родительского собрания "Мы участвуем в проекте "Эта удивительная липа".

2 этап. Основной.

- Осуществление работы в соответствии с планом и с новыми требованиями ФГОС.

- Проведение экскурсий к липе в разное время года.

- Проведение игр и экспериментов, в процессе которых дети рассматривают листья,кору дерева, липовый цвет, учатся заваривать липовый чай, знакомятся со свойствами меда.

- Рассматривание игрушек-забав, музыкальных инструментов, посуды, сделанных из липы.

- Проговаривание и заучивание наизусть стихотворений, пословиц о липе, отгадывание загадок о дереве и предметах, связанных с ним.

- Чтение сказок и рассказов о липе, драматизация сказок.

- Знакомство с иллюстративным и документальным материалом о Липецке - городе лип.

- Развитие творческого воображения в совместной и самостоятельной изобразительной деятельности, лепке, конструировании.

3 этап. Заключительный.

Выставка детских работ "Утопает в липах город Липецк".

Развлечение "Посиделки под липой".

 

План реализации проекта.

1этап. Подготовительный.

- Работа со справочной и художественной литературой о липе: оформление сборника " Книга сказок и рассказов о липе", "Стихи о липе".

- Подбор фольклорного материала о липе:

оформление альбома " Загадки про липку".

- Отбор видеоматериала о липе и предметах, связанных с ней:

м/фильм "Золотая липа", в/фильм "Липа, липушка".

- Работа с художественной и документальной литературой, фотоматериалами о Липецке:

подготовка к оформлению альбома "Липецк вчера и сегодня", фотовыставки "Липецк под липами".

- Проведение родительского собрания и индивидуальных бесед по теме "Мы участвуем в проекте "Эта удивительная липа".

 

2 этап. Основной.

Виды деятельности:

Игровая:

- дидактические игры: "Деревья", "Деревья и леса", "С какого дерева листок?", "Найди листочек липы", "Что делают из липы", "Узнай по описанию", "Отгадай, что это - дерево или куст?", "Запрещающие знаки", "На экологической тропе", "Что можно, что нельзя"(правила поведения в природе и т.д.);

- развивающие игры: "Стань другом природы", " Про растения", "Зеленый город";

- сюжетно-ролевая игра " Прогулки по Липецку", "Юные лесничии";

- игровые ситуации " В гости к заюшке из лубяной избушки";

- настольные игры - вкладыши из дерева;

- пазлы "Собери картинку"(деревья);

- моделирование дерева с помощью "палочек Кюизенера".

Коммуникативная:

Беседы: "Царевна Липа",

"Липа - символ родного города Липецка",

"Дерево лапотное да медовое",

"Цветок неказистый, но очень душистый",

"Зеленый доктор",

"7 фактов о липе".

Познавательно-исследовательская:

- рассматривание листика липы (размер, форма, цвет, текстура);

- рассматривание липового цвета;

- эксперимент " Учимся заваривать липовый чай";

- игра-исследование "Пчелка мед нам принесла" (о свойствах липового меда);

- наблюдения и прогулки по экологической тропе "Наши липы";

- экскурсия по городу с родителями "Липовая аллея".

Восприятие художественной литературы и фольклора:

- чтение произведений из сборника "Книга сказок и рассказов о липе", "Стихи о липе";

- чтение русских народных сказок "Медведь - липовая нога", "Заюшкина избушка", "Пузырь, соломинка и лапоть", "Лиса и лапоть";

- отгадывание загадок из альбома "Загадки про липку";

- пословицы и поговорки о липе "Дерево лапотное да медовое";

- конкурс чтецов "Славим липу";

- настольный театр "Заюшкина избушка";

- драматизация сказки "Как пчелка Анфиса липку искала";

- просмотр мультфильма «Золотая липа» (Киевнаучфильм, 1980 год).

Конструирование:

- макет "Лес"," Мой Липецк";

- "Строим город под липами" (их крупного строительного материала; из конструктора "Лего").

Изобразительная:

- рисование "Деревья на нашем участке";

- выставка "Липа в картинах русских художников" (И.И. Шишкин, Н.С. Крымов, В. Васильев и др.);

- рисование "Мой город", "Утопает в липах город Липецк", "Липовая аллея"(коллективная работа");

- выставка "Наша картинная галерея"(иллюстрации к "Книге сказок и рассказов о липе");

- пластилинография "Липовое сердечко (листочек липы)".

Музыкальная:

- слушание песен о липе ("Липа вековая"), о Липецке;

- слушание частушек "Ах, вы лапти-лапоточки" в исп.М.Мордасовой;

- разучивание песни "Во деревне то было, в Ольховке..."("Эх, лапти мои, лапти липовые...");

- хороводная игра "Ай, во поле липонька...";

- игра на русских народных музыкальных инструментах(ложки, трещотки...).

Двигательная:

- подвижные игры "Липушка",

"Пчелки",

"Раз, два, три! К липе беги!";

- динамическая пауза "Вырастали липки...";

- бодрящая гимнастика "В лесу", "Мы по городу идем...".

Работа в различных Центрах активности:

Центр искусства и детского творчества "Юные художники":

- Подготовить достаточное количество бросового материала для изготовления макета "Мой город под липами".

- Подобрать раскраски по теме ("Деревья","Листья", "Лес", "Я по городу гуляю").

- Подготовить набор различной цветной и тонированной бумаги для аппликации "В лесу", "Вырастала липка", "Веселые игрушки-матрешки".

Центр "Грамотейка":

- Прочитай по порядку буквы в липовых листочках.

- Прочитай пословицу, следуя за стрелкой.

- Соедини по точкам и раскрась дерево липку, пчелку.

- Грамматические задания от Липки.

Центр математики:

- Дидактическая игра "Волшебное дерево".

- Задания:

- Определить понятия: "высокое - низкое" (дерево);

"узкие - широкие"(листья);

"выше - ниже"(пчелы);

"толще - тоньше"(ветка).

- Лабиринты ("Дорожка к лубяной избушке", "Пчелка к липке полетела" и др.).

- Прогулка по липовой аллее(выложи деревья по порядку от 1 до 10).

- Задачки от пчелки Анфисы (состав числа).

Центр науки "Почемучки":

- Опыт "Тонет - не тонет"(деревянные предметы).

- Определи на ощупь (ящик ощущений).

- Рассматривание гербария.

Центр " Мир книги":

Самостоятельно найди в книгах-энциклопедиях информацию о

- деревьях наших лесов,

- деревьях - целителях, о древесине,

- что делают из липы,

- какие деревья защищают город от пыли и вредных веществ.

- Придумай рассказ или сказку о липе, о родном городе, любимом месте отдыха.

 

3этап. Заключительный.

Организация и проведение выставки поделок "Эта удивительная липа".

Выставка детских рисунков "Утопает в липах город Липецк".

Проведение развлечения "Посиделки под липой".

 

Используемая литература:

1. Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область «Социализация. Игра». / Учебно-методическое пособие – СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2012г.

2. Алешина Н.В. «Знакомим дошкольников с родным городом» - М.ТЦ «Сфера», 2003г.

3. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова и др. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников// Методические рекомендации для воспитателей, учителей. – М.: Баласс, 2011г.

4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса.- М.:Мозаика-Синтез,2008г.

5. Л.Н.Лаврова, И.В.Чеботарева. Проектная деятельность с дошкольниками по краеведению: учебно-методическое пособие/ -Липецк, Липецкий институт развития образования, 2013г.

6. О.Н.Сомкова Образовательная область «Коммуникация» Учебно – методическое пособие – СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2012г

7. Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?» - М.: Издательство Гном и Д, 2001г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лэпбук по развитию речи «Интерактивные пособия для дошкольников»

Лэпбук по развитию речи «Интерактивные пособия для дошкольников»

Игры с мячом в работе педагога-психолога

Игры с мячом в работе педагога-психолога Мяч один из любимых инструментов в моей работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с...

Театрализованная игра «Веселая мышка»

Театрализованная игра «Веселая мышка» Аннотация: Речевая игра «Веселая мышка» может быть использована при работе с детьми второго раннего возраста. Посредством игры у...

Читайте также

Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Программа по дополнительному образованию "Здоровенок"

Программа по дополнительному образованию "Здоровенок" Пояснительная записка «Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число 19»

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число 19» Тема: число 19, состав числа, геометрические фигуры. Цель: познакомить с числом 19. Задачи Образовательные: Учить соотносить число...