Проект
«Край мой северный, край мой любимый»
Содержание:
Обоснование актуальности проекта;
Ресурсное обеспечение, методическое обеспечение;
Материально-техническое обеспечение;
Описание комплекса работ в рамках реализации проекта;
Предполагаемые результаты;
Список литературы.
Сердце, согретое Ямалом
Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился. И даже если судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой духовной нитью. Всякий раз, мысленно возвращаясь туда, открывает для себя источник вдохновения и силы.
Владимир Ганчёрко.
Обоснование актуальности проекта
На крайнем севере Западной Сибири, где расположен Ямало-Ненецкий автономный округ, веками живут коренные малочисленные народы: ненцы, коми, ханты, селькупы. Народы Ямальского Севера прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.
Анализ педпроцесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированы, путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия рассказывают о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о памятных местах родного города Надыма и жизни людей, живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера. Диагностический срез знаний детей и родителей показал, что:
- к 5 годам у 35% дошкольников низкий уровень познавательного интереса к истории г. Надыма, ЯНАО;
- у 25 % детей отмечается низкий уровень знаний истории г. Надыма, о быте традициях и культуре коренных народов Севера;
- 45 % родителей (законных представителей) не имеют возможности посещать культурные учреждения г. Надыма из-за высокой занятости;
- 37 % родителей затрудняются ответить о быте и культурном наследии коренных северных народов;
- 45% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.
Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. В Ямало-Ненецком автономном округе принята программа «Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера Ямало- Ненецкого автономного округа на 2012-2015 годы»
Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
На основе вышеизложенного я определила тему своего проекта «Край мой северный, край мой любимый».
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.
Задачи:
1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.
2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
- 4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностейкоренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.
6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.
Сроки реализации проекта: с 01 апреля 2012г. по 31 мая 2014г.
Проект, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитан на старших дошкольников.
Субъекты, включенные в реализацию проекта:
- дети 5-7 лет,
- родители (законные представители),
- педагогические работники: воспитатели, педагог по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования,
- социальные партнеры: Центр национальных культур, Дом природы, Музей истории и археологии, Детская библиотека п.Лесной, МОУ «СОШ № 4г. Надыма».
В основе работы с детьми лежат следующие принципы:
- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).
- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, школой.
Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры.
Реализация проекта осуществляется по основным темам:
старшая группа
- Родной город Надым.
- Природа северного края.
подготовительная группа
- Быт, культура и традиции коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
- Сохраним наш край родной.
Основными формами работы являются:
- создание мини-музеев «Северные просторы», «Люблю свой город Надым», «Природа северного края», «Быт и традиции народов Севера»;
- родительские гостиные «Кочевая семья», «Фольклор народов Севера»;
- выставки народно-прикладного искусства народов Севера «Северные россыпи», «Горжусь тобою мой Ямал»;
- создание детских сборников «Сказки народов Севера»;
- оформление Красной книги природы Ямала;
- создание фонотеки фольклора народов Севера;
- спортивные праздники «День оленевода», «Вороний день», «День рыбака», «День коренных народов мира», «Медвежий праздник», «День обласа» и т.д.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Кадровое обеспечение:
|
Ф.И.О. педагога |
Должность |
Образование |
|
Лаптандер С.В. |
воспитатель |
Высшее педагогическое |
|
Воробьева Л.А. |
Педагог дополнительного образования |
Высшее педагогическое |
|
Максимова Г.В. |
Музыкальный руководитель |
Среднее-специальное |
|
Слипченко В.В. |
Педагог по физической культуре |
Среднее-специальное |
- Материально-техническое обеспечение проекта:
№ п/п |
Наличие специального помещения |
Дидактический материал |
1 |
Музей «Край северный, край заполярный» |
Экспонаты музея – предметы быта и культуры малых народов Севера: - Люлька детская - Нарты деревянные (летний вариант и зимний) - Пояс мужской кожанный с орнаментом из мамонтовой кости - Тем мужской повязки на кисы - Пояс женский плетенный из ниток - Пояс женский плетенный из бисера - Кукла в национальном платье - Нухуко (детские куколки из утиных и гусиных носиков) - Платье национальное народов ханты, ненцы - Экспозиция чума - Белые медведи - Рыба муксун - Сукно для пошива национальной одежды - Малица детская - Ягушка (нойпаны)-женская - Кисы женские - Бурачки детские - Кошелёк плетенный из бисера - Сумочки(туча)-женские - Аркан-тынзян мужской - Олени из носиков гуся(игрушки) - Варав (из березовой стружки) - Национальная салфетка, тряпка - Тэнаку-национальные нитки из сухожилий оленя - Бубен шаманский - Накосники детские-ложные косы - Лапы оленьи для пошива кисов |
2 |
Музыкальный зал |
- Аудио и видеозаписи музыкальных произведений коренных малочисленных народов Севера - Аудиозаписи песен о г. Надыме, ЯНАО |
3 |
Физкультурный зал |
- Пособия для подвижных игр (мячики, флажки, обручи и т.д.) - Пособия для развития физических качеств детей. |
4 |
Группа ДОУ |
- Библиотека «Сказки народов Севера» - Кукольный театр «Кукушка», «Айога» пальчиковый - Картотека «Подвижные игры народов Севера» - Картотека «Народная примета мы будем помнить это» - Картотека «Загадки, пословицы народов Севера» - Картотека предметных картинок - Фонотека: фольклор народов Севера; - Уголок художественного творчества для изготовления и ознакомления детей с декоративно- прикладным искусством народов Севера - Сюжетно-ролевые, театрализованные игры: «Хозяйка чума», «Кукушка», « Айога», «День оленевода» - Альбомы « Животные северного края», « Северные просторы», «Птицы нашего края», «Орнаменты севера», «Писатели и поэты нашего округа», «Растительный мир Севера», « Красная книга нашего округа», « Надым моя малая родина», « Композиторы нашего края», «Художники народов Севера» |
Описание комплекса работ в рамках реализации проекта
1 этап – диагностический (с 01.04.2012г по 30.04.2012г.)
№ п/п |
Мероприятия |
Дата проведения |
1. |
Диагностический срез знаний детей об истории г. Надыма, быте, культуре и традициях коренных народов Севера |
С 01.04. 2012 по 20.04.2012 |
2. |
Анкетирование родителей (законных представителей) « Что ты знаешь о своем городе?» |
С 01.04. 2012 по 20.04.2012 |
3. |
Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний детей. |
С 21.04. 2012 по 30.04.2012 |
2 этап - проектно-организационный (01.05.2012 по 31.08.2012г)
№ п/п |
Содержание |
Дата исполнения |
1. |
Разработка проекта по теме «Край мой северный, край мой любимый» |
С 01.05.2012 по 01.08.2012 |
2. |
Подбор методической литературы |
01.08.2012 |
3. |
Дидактических пособий для реализации проекта |
С 01.07.2012 по 01.08.2012 |
4. |
Разработка совместных планов с соцпартнерами |
01.08.2012 |
3 этап - практический (с 01.09.2012г. по 31.05.2014г.)
Старшая группа - с 01.09.2012г. по 31.08.2013г
Дата |
Мероприятия |
Участники мероприятий |
Сентябрь |
- Экскурсия по городу Надыму (совместно с родителями) - Беседы с детьми: - День рождение города. - Столица Ямала герб, флаг ЯНАО. - Художественное творчество «Нарисуй герб города» |
Дети, родители (законные представители), воспитатель
|
Октябрь |
- Создание мини-музея «Люблю свой город Надым», в группе детского сада. - Расширять представление о родном городе «Надыме», (о первопроходцах и истории появления города, знакомить детей с достопримечательностями города, с молодыми городами Севера). - Аппликация «Мой город Надым» |
Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Ноябрь |
- Создание альбома «Надым - моя малая родина». - Беседа о названиях улиц родного города Надыма - Памятники родного города. - Конструирование
|
Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Декабрь |
- Личное участие в конкурсной программе «Хозяйка чума» - Беседа: «Чум - дом ненцев» - Конструирование «Построим Чум для оленевода» - Изготовление игры «Немтеку» (палочки). |
Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Январь |
- Чтение сказок: Айога, Кукушка. - Коллективная аппликация - по сказке «Кукушка». - Подвижная игра - Создание альбома «Композиторы нашего края» - Выучить песню «Сенгокотя» |
Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Февраль |
- Создать альбом о растительном и животном мире нашего края, птицах Севера, познакомить с дикими животными, птицах и их повадках. Расширить представления об обитателях флоре и фауне севера. - Формировать у детей знания об олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера. - Лепка диких животных нашего края. - Рисование «Птицы Севера» |
Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Март |
- Оформление выставки совместных работ к дню оленевода «фото, аппликации, лепка, рисунки» - Декоративно-прикладное творчество: экспозиция «Кочевая семья». - Экскурсия в настоящий ненецкий чум под открытым небом (Бульвар Стрижова) - Личное участие в празднике день оленевода куратор семьи Хороля в конкурсной программе «Кочевая семья» второе место |
Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Апрель
|
- Выставка народов ханты - совместно с сотрудниками центра национальных культур (ЦНК) - Мастер-класс построим Мя-ненецкий чум. - Продолжать знакомить детей старших и подготовительных групп с нашим музеем «Северный край – край заполярный»
|
Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Май |
- Показ открытого занятия для педагогов ДОУ по художественному творчеству «Украсим ягушку орнаментом» (Аппликация). - Презентация проекта «Край мой северный, край мой любимый» |
Дети, родители (законные представители) воспитатель» |
Подготовительная группа с 01.09.2013г. по 31.05.2014 г.
Дата |
Мероприятия |
Участники мероприятий |
Сентябрь |
- Традиционные верования, обычаи, обряды, праздники тайги и тундры. |
Дети, родители (законные представители), воспитатель |
Октябрь |
- История народов Севера, знакомить с коренными жителями Ямала с их традиционными занятиями: охота, рыбная ловля, оленеводство. - Лепка «Ненецкая семья» - Развивать интерес к художественной литературе народов Севера, расширить знания детей о художественной литературе народов Севера (писатели, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки). - Фотовыставка «Мой северный край» -Создание альбома - «Северные просторы» - Изготовление картотеки подвижных игр народов Севера - Создание альбома «Писатели севера». Знакомить с творчеством писателей и поэтов народов крайнего Севера. Уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края, Создать сборник «Сказки народов севера» |
Дети, родители (законные представители), воспитатель. |
Ноябрь |
- Познакомить с декоративно-прикладным искусством народов севера: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской мужской и детской одежды. |
Дети, родители (законные представители), воспитатель. |
Декабрь |
- Открытое занятие «Север мой дом родной!» |
Дети, родители (законные представители), воспитатель |
Январь |
- Традиционная одежда народов Севера, жилище. |
Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Февраль |
- Сюжетно –ролевая игра «Кочевая семья» |
Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Март |
- Беседа с детьми «Почему я люблю день оленевода» |
Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Апрель |
- Праздник народов ханты «Вороний день» Театрализованное представление. |
Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Май |
- Создание альбомов «Растительный мир Севера», «Животный мир Севера», «Птицы Севера».
|
Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Работа с детьми
Месяц |
Мероприятие |
Сентябрь |
- Знакомство детей с малочисленными народами севера |
Октябрь |
- Театрализованная постановка по мотивам ненецких сказок |
Ноябрь |
- Аппликация женской национальной одежды ненцов «Ягушка» - Беседа с детьми о национальном жилище ненцев «Чум» |
Декабрь |
- Посещение дома природы в рамках проекта - Изготовление из природного материала подделки «Животные севера» |
Январь |
- Открытое занятие коммуникация «Кто в Северном лесу живет» - Открытое занятие лепка « Олениха с олененком» |
Февраль |
- Чтение художественной литературы - Беседа с детьми после прочтения художественной литературы |
Март |
- ИЗО «орнаменты народов ханты» - Подвижная игра народов ненецы «хэйро» |
Апрель |
- Коллективная работа «Север мой дом родной!» - Театрализованное представление « Вороний день» - СРИ «Ненецкая семья» обыгрывание с детьми. |
Май |
- Итоговое мероприятие постановка сказки «Кукушка» - «Айога» |
4 этап - итоговый (обобщающий) – 01.04.14 по 31.05.14 учебного года
№ п/п |
Мероприятия |
Дата проведения |
1. |
Анализ результатов реализации проекта: «Край мой северный, край мой любимый»
|
Май 2014г. |
2. |
Распространение полученного опыта в СМИ: официальном сайте ДОУ, Газета «Красный Север». |
Июнь-август 2014г. |
Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:
- на 30% увеличатся знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми);
- у 35 % воспитанников будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера;
- у 95 % детей будут сформированы основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми);
- 85 % родителей (законных представителей) станут активными участниками реализации проекта.
Список литературы:
1. «Надым»№3/2004г.
2. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, №2/02-2013г.
3. А.А.Вашуркина,. «Коррекционно-развивающая программа «Ханико»1класс
4. Бармич. М.Я. «Ебцотако тохолку» - «Малыш-учится» Издательство «Просвещение», Санкт - Петербургское отделение, 2000г.
5. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду»,издательство «Просвещение» 1982г.
6. Ботякова О.А. «Традиционный костюм в культуре народов России»
7. Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.
8. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.
9. Общественный литературно-публицистический журнал
10. Общественный литературно-публицистический журнал «Надым» №10/2005 г.
11. Осокиной Т. И. Детские подвижные игры народов СССР, Под ред. М: просвещение, 1988г.
12. Полярные животные, Научно-популярное издание, для дошкольного возраста, серия «Самая первая энциклопедия»,2014г.
13. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»
14. Хомич Л.В., Ненцы: Очерки традиционной культуры Санкт-Петербург.,1995г.
15. ЯднеН. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.
16. ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа Екатеринбург Издательство уральского университета 2006г.
Читайте также |
---|
Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к…
Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к ежику» Дети под музыку заходят в зал. Ведущая: Ходит осень по дорожке, Промочила в...
Конспект занятия по речевому развитию. Тема НОД: «Автотранспорт»
Конспект занятия по речевому развитию. Тема НОД: «Автотранспорт» Возраст: старшая группа Цель: Уточнение и расширение словаря детей по теме «Автотранспорт». Приоритетная образовательная область:...
Сценарий новогоднего праздника для яслей
Сценарий новогоднего праздника для яслей Дети входят в зал их встречает Снегурочка. Снегурочка: Здравствуйте малыши, я – снегурочка, прилетела к вам на...