Проект
«Формирование здорового образа жизни на основе устного народного творчества»

 

Участники проекта: воспитатели, учитель- логопед, родители, дети подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

Актуальность: Высокий уровень здоровья, долголетие людей - вот наиважнейшая цель любого общества, любого государства. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. А от чего зависит здоровье народа и каждого отдельного человека? Конечно от его образа жизни и образа жизни окружающих его людей. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении.

В последнее время наблюдается тенденция роста количества детей с нарушениями речи. Чаще всего дети еще и соматически ослабленные. Поэтому возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, успешной адаптации, укреплению здоровья. Свой проект мы решили реализовывать через речевой материал, а наиболее благоприятной почвой является народный фольклор. О здоровье людей, их здоровом образе жизни, народом высказано много мудрых мыслей, придумано много поговорок и пословиц. Фольклор как сокровищница русского народа используется во всех формах работы с дошкольниками: на прогулке, во время приема пищи, на занятиях физкультуры, в театрализованной деятельности, развлечениях, помогая находить новые формы развития двигательных способностей, прививая интерес к устному творчеству народа.

Цель: сформировать у детей понятия «Здоровый образ жизни» путем осмысления пословиц и поговорок. Пополнить активный словарный запас детей пословицами и поговорками, научить применять их в жизни.

Задачи:

- Формировать у детей понятие здоровье, систематизировать свои знания о ЗОЖ.
- формировать представления о составляющих здорового образа жизни и понятиях, противоречащих здоровому образу жизни;

- выяснить чем пословица отличается от поговорки;

- развитие познавательного интереса к фольклорным и авторским высказываниям;

- развитие чувства ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих;

- коммуникативное, этическое, эстетическое воспитание через освоение фольклорных форм о здоровом образе жизни.

Тип проекта: исследовательский, долгосрочный

Гипотеза: Через устное народное творчество участники проекта научатся бережнее относиться к своему здоровью, применять полученные знания в жизни.

Этапы и сроки исследовательского проекта:

I. этап – подготовительный – опрос детей и родителей, обработка результатов, составление плана 2 недели 9.09.2013-20.09.2013

II. этап – основной - реализация проекта 8 недель 23.09.2013 – 15.11.2013

III. Этап – заключительный - подведение итогов, оформление 3 недели 18.11.2013 – 6.12.2013

База для реализации проекта: группа компенсирующей направленности №2, МБДОУ комбинированного вида д/с №15.

Методы и средства исследования: рассказ, беседа, опрос (индивидуальный, фронтальный), наблюдение, применение на практике, создание практического материала хрестоматии, книги народного фольклора, картинки, справочники, видео (мультфильмы), презентации.

 

План реализации проекта:

 

Подготовительный этап:

1. Провести опрос родителей.

2. Провести опрос детей.

3. Обработать результаты опросов, наметить план дальнейшей работы.

 

Основной этап:

1. Определить понятие «здоровый образ жизни».

2. Выяснить что такое пословицы и поговорки.

3. Подобрать пословицы и поговорки о ЗОЖ.

4. Создать свою классификацию пословиц и поговорок о ЗОЖ.

5. Проверить значение пословиц на собственном опыте.

 

Заключительный этап:

1. Подведение итогов.

2. Создание альбома «Пословицы и поговорки о ЗОЖ»

3. Создание стенгазеты

 

Финансовое обеспечение отсутствует.

Возможные риски проекта: низкая активность родителей, трудности понимания пословиц и поговорок детьми.

На предварительном этапе нашего исследования мы провели опросы детей и родителей.

Было решено опросить 10 родителей. Родителям были заданы следующие вопросы:

 

1. Что является важным аспектом для формирования ЗОЖ?

Из десяти опрошенных родителей двое назвали закаливание, рациональное питание; трое - рациональное питание, двигательную активность и закаливание; двое - рациональное питание, занятие спортом, закаливание, выполнение гигиены; один родитель - рациональное питание, прогулки на свежем воздухе, закаливание, соблюдение гигиены, отказ от вредных привычек; один родитель - употребление витаминов, полноценный сон.

 

2. Назовите пословицы и поговорки о ЗОЖ?

4 родителя назвали по три пословицы и поговорки;

3 родителя по две пословицы и поговорки;

1 родитель четыре пословицы и поговорки;

1 родитель одну поговорку;

1 родитель затруднился ответить.

Были названы следующие пословицы и поговорки:

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Еле-еле душа в теле.

В здоровом теле — здоровый дух.

Здоровье - всему голова.

Чистота – залог здоровья.

Недосыпаешь – здоровье теряешь.

Лук от семи недуг.

Кто хвори не поддается, тот здоровым остается.

До свадьбы заживет.

 

3.  Используете ли вы пословицы и поговорки о ЗОЖ в повседневной жизни и при воспитании детей?

а. часто использую пословицы и поговорки о ЗОЖ в повседневной жизни;

б. иногда использую пословицы и поговорки о ЗОЖ в повседневной жизни;

в. редко используют пословицы и поговорки о ЗОЖ в повседневной жизни;

г. никогда не используют пословицы и поговорки о ЗОЖ в повседневной жизни.

 

3 родителей ответили, что часто используют пословицы и поговорки о ЗОЖ в повседневной жизни;

2 родителей – иногда;

2 родителей – редко

3 родителей не используют пословицы и поговорки о ЗОЖ в повседневной жизни.

Опросив родителей можно сделать вывод, что не все родители знают, что включает в себя понятие здоровый образ жизни, знают ограниченное количество пословиц и поговорок о ЗОЖ и в большинстве редко их используют или не используют вообще

Также мы провели опрос среди детей подготовительной группы. Мы попросили 10 детей закончить начатую поговорку или пословицу и объяснить ее смысл.

Здоровье - всему…………

В здоровом теле - здоровый ……….

Время – лучший ………

Береги платье снову, а здоровье………..

Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял,

здоровье потерял – ……...

Здоровье дороже ………..

 

2 ребенка смогли закончить все пословицы и поговорки;

1 ребенок - 5 пословиц и поговорок;

3 ребенка - 4 пословицы и поговорки;

2 ребенка – 2 пословицы и поговорки;

1 ребенок – 1 пословицу;

1 ребенок не смог ответить.

 

Из чего мы можем сделать вывод, что большинство детей и родителей знают ограниченное количество пословиц и поговорок о ЗОЖ.

Исходя из результатов опроса мы решили уточнить и систематизировать знания о ЗОЖ и узнать, чем пословица отличается от поговорки.

Из разнообразных источников мы узнали, что пословица это - малая форма устного народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, выражающее собой народную мудрость, обобщённую мысль, вывод, иносказание имеющее назидательный смысл.

Поговорка — краткое образное выражение, метко определяющее и оценивающее то или иное жизненное явление.

В литературе и интернете мы нашли более 350 пословиц и поговорок о здоровье и здоровом образе жизни. А из чего состоит здоровый образ жизни?

Мы обратились к книгам, интернету, посетили библиотеку, пообщались со взрослыми и сделали выводы, что в понятие здорового образа жизни входят следующие компоненты:

  • Двигательная активность: зарядка, подвижные игры, физкультурные занятия, спорт.
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Правильное питание: питаться полезной пищей, исключить вредную пищу: чипсы, сухарики, гамбургеры, сладкую газировку.
  • Закаливание и профилактика заболеваний: закаляться, не бояться делать прививки и стараться не простужаться.
  • Четкий режим дня: соблюдать правильный режим дня не только в детском саду, но и дома.
  • Выполнение гигиенических процедур: умываться, чистить зубы, следить за чистотой одежды.
  • Психическое здоровье: не ссориться, не расстраиваться, чаще улыбаться.
  • Умение предотвратить опасную ситуацию: знать правила поведения и соблюдать их.

 

Исходя из этого, мы решили создать свою классификацию пословиц и поговорок о здоровом образе жизни:        

  • Общие пословицы и поговорки о здоровье;
  • Пословицы и поговорки о спорте и двигательной активности;
  • Пословицы и поговорки о правильном питании;
  • Пословицы и поговорки о режиме дня;
  • Пословицы и поговорки о гигиене;
  • Пословицы и поговорки о психическом состоянии

Чаще всего, произнося пословицу или поговорку, мы не задумываемся о ее содержании и смысле. Мы решили попробовать понять смысл пословицы или поговорки и проверить их правдивость на собственном опыте.

Лук от семи недуг. Недуг – это болезнь. В луке содержится много полезных веществ, кто ест лук - не болеет. Мы проверили эту пословицу на собственном опыте: ели лук и чеснок дома и в детском саду, и в самом дели стали меньше болеть.

 

Чистота – залог здоровья. Что такое залог – гарантия. Кто соблюдает гигиену – тот гарантирует себе здоровье. Мы всегда соблюдаем правила личной гигиены и поэтому не болеем.

 

Утро мудренее вечера. Если вечером не получается выполнить задание, то нужно его оставить до утра. За ночь отдыхаем и утром выполняем задание. На самом деле когда мы уставшие вечером пытались выполнить задания, ошибались, а утром, отдохнув все задания становились понятнее, и мы их выполняли быстро и без ошибок.

 

Было бы здоровье – остальное будет. Если человек здоров, он может работать, заниматься любимым делом, покупать, что ему нужно, а больной работать не может. Мы когда здоровы – хорошо занимаемся, получаем знания, а когда болеем - заниматься не можем и ничего не запоминаем.

Результаты работы над проектом

В ходе проекта нам удалось реализовать поставленные задачи. Ребята систематизировали свои знания о ЗОЖ, узнали, чем пословицы отличаются от поговорок, узнали много новых пословиц и поговорок, научились понимать их смысл и смогли проверить их значение на собственном опыте.

Выдвинутая в ходе исследования гипотеза подтвердилась.

Была изготовлена стенгазета «Если хочешь быть здоров».

Собранные детьми пословицы и поговорки мы оформили в альбом «Пословицы и поговорки о ЗОЖ». Материалы проекта используются и прошли апробацию при работе в группе компенсирующей направленности №2 МБДОУ №15.

 

Литература:

1. Даль, В.И. Пословицы русского народа. / В.И Даль. – М, «Художественная литература», 1989

2. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки/ Ю.Г.Круглов. – М: «Просвещение», 1990.

3. Маханева М. Д. «Здоровый ребенок»

4. Мосалова Л. Л. «Я и мир»

5. Сысоев, В.Д. Пословицы и поговорки. / В.Д. Сысоев. – М: АСТ. Астрель, 2007.

6. Тарасова Т.А., Власова Л.С. «Я и моё здоровье».

7. Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровье сберегающая система».

8. Ушакова, О. Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. / О. Д.Ушакова. - Санкт-Петербург: Литература, 2007



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интерактивная игра «В мире спорта»

Интерактивная игра «В мире спорта»

Мастер-класс для педагогов: Пластилинография «Кленовый осенний лист»

Мастер-класс для педагогов: Пластилинография «Кленовый осенний лист» Жил резной кленовый лист, Утром слушал птичий свист, Шелестел на ветке клёна И всё лето был зелёным. Время...

Проект «Хлеб - всему голова!»

Проект «Хлеб - всему голова!» Паспорт проекта Тема проекта Хлеб – всему голова! Вид проекта Практико-ориентированный, творческий Участники проекта Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, их...

Читайте также

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (из опыта работы)

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (Из опыта работы) Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с...

Занятие по рисованию в группе раннего возраста. Тема: «Птички»

Занятие по рисованию в группе раннего возраста. Тема: «Птички» Цель: учим детей рисовать ладошками, закрепляем знания цветов, воспитываем интерес и желание...

Нормативный проект «Откажи вежливо»

Нормативный проект «Откажи вежливо»