Проект «Наш город - Томск»
Вид проекта: Открытый (в контакте с семьей), групповой, длительный, информационно – практико -ориентированный.
Проблема: Недостаточный уровень знаний детей о родном городе.
Обоснование проблемы: Теоретические основы нравственно- патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных - подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
- нравственно – патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно – нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых;
- нравственно – патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребенок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно – патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной. Духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно – нравственного и культурного развития.
Актуальность.
Каждый человек имеет свою малую Родину. Чем больше связано впечатлений, переживаний, эмоции с ней, тем она роднее и любимее. Чаще всего любимым городом, посёлком, селом является то место, где человек родился и вырос. Детские воспоминания самые яркие, волнительные. На протяжении всей своей жизни он вспоминает в основном какие-то моменты из своего детства и места, где они происходили. Чем больше ребёнок с детства будет знать о своей Родине, тем она ему будет ближе и роднее.
Мой проект " Наш город Томск" посвящается малой Родине наших воспитанников.
Цель проекта.
Формировать у детей стойкий интерес к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям.
Задачи проекта.
1. Развивать интерес у детей к родному городу, его историческому прошлому.
2. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за происходящее.
3. Развивать бережное отношение к природе, достопримечательностям города.
4. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь, учить свободно мыслить и фантазировать.
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, родители, педагог.
Сроки реализации проекта: 1 октября – 15 ноября 2013г
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, видеокамера, фотографии и иллюстрации достопримечательностей города Томска, познавательная литература о городе Томске, разрезные картинки достопримечательностей города Томска, детские кроссворды о нашем городе.
Основные формы реализации проекта:
- ННОД:
- Ознакомление с окружающим миром «Наш город – Томск» (ИКТ)
Цель: Продолжать знакомить детей с малой Родиной. Расширить представления об истории возникновения города, дать представление о гербе Томска. Воспитывать эмоциональное отношения к городу, родной природе. Формировать уважение и любовь к Родине, к своему родному городу. Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю.
- «Моя Родина – Томск»
Цель: закреплять умение употреблять предлоги в активной речи (в, из, по, от, до, через, к, около); продолжать учить детей употреблять в речи множественное число существительных в родительном падеже; закреплять умение образовывать новые формы существительного (Томск – томичи); совершенствовать связную речь, память; обобщать знания детей о городе Томске; развивать познавательную активность детей: выделять главное, строить предложения, сравнивать, строить умозаключения; расширять и обогащать знания детей об исторических местах и достопримечательностях города Томска; воспитывать у детей любовь, чувство гордости по отношению к своему городу.
Беседы:
- Беседа: «История возникновения города Томска»
Цель: Рассмотреть с детьми фотографии Томска. рассказывать, что такое герб, что на нём изображено; объяснить название города,
- ИКТВиртуальная экскурсия по микрорайону «Мокрушинский».
Цель: Расширить представления детей о микрорайоне в котором они живут, его достопримечательностях. Рассказать почему наша улица названа Мокрушина.
- Беседа: «Сибирские Афины»
Цель: Рассказать детям почему Томск называют «Сибирскими Афинами»(Благодаря многочисленным учебным заведениям)
- ИКТ: Рождение города
Цель: Показать детям видеофильм какой наш город был раньше, и какой сейчас (фотографии старого и нового города)
- Беседа: Театры нашего города
Цель: Продолжать знакомить с культурным отдыхом горожан, театрами
- Беседа: Реки и озера города Томска
Цель: Продолжать знакомство с реками и озерами города Томска (Томь, Ушайка, Белое озеро, Боярское, Песчаное)
- Беседа: Улицы родного города
Цель: формировать знания детей о разнообразии улиц в городе Томске.
Продуктивная деятельность:
- Конструирование из строительного материала: «Мой любимый детский сад».
- Аппликация: «Герб города Томска».
- Рисование:
1.«Мы расскажем о нашем городе».
Цель: Учить отражать свои впечатления о городе в рисунке.
2.«Томск старинный и современный».
Цель: Учить отражать свои впечатления о городе в рисунке.
- Развивающая среда:
1. Уголок города, где размещены познавательные и иллюстративные материалы о Томске, о природе Томска, фотоальбомы, детские работы, символы, макет города.
2. Стенды, ширмы, фотографии, картины о Томске на стенах группы и приёмной.
Этапы реализации проекта.
1 этап Подготовительный:
1. Постановка цели проекта.
2. Изучение методической литературы, интернет ресурсов – сбор информации.
Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта.
3. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта «Наш город Томск» (индивидуальные беседы в группе).
4. Сбор материала вместе с родителями и детьми.
Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
- фотографии дома, в котором живут;
- составление рассказов на тему «Наш любимый город».
2 этап Практический: Реализация проекта
№ п/п |
Планируемые мероприятия |
Сроки реализации |
1 |
Выбор темы проекта, определение актуальности, постановка цели и задач. |
Октябрь 1 неделя |
2 |
Подбор материалов, оборудования, литературы, изготовление дидактических игр. |
Октябрь 2-4 неделя |
3 |
Реализация проекта: |
|
3.1 |
Оформить мини-библиотеку для родителей. |
Ноябрь 1 неделя |
3.2 |
Беседа: «История возникновения города Томска». ННОД «Моя Родина – Томск! ИКТ Виртуальная экскурсия по микрорайону «Мокрушинский». |
6 ноября |
3.3 |
Беседа: «Сибирские Афины». Рисование «Мы расскажем о нашем городе». Выучить стихотворение Михаила Карбышева Томск |
7 ноября |
3.4 |
Беседа: Театры нашего города. Конструирование из строительного материала: «Мой любимый детский сад».
|
8 ноября |
3.5 |
Беседа: Реки и озера города Томска
Оформить фотовыставку «Дом, в котором мы живем». |
11ноября |
3.6 |
ННОД «Наш город – Томск» (ИКТ)
|
12 ноября |
3.7 |
Беседа: «Улицы родного города». Просмотр видеофильма «Рождение города» |
13 ноября |
3.8 |
Рисование «Томск старинный и современный». Беседа: «Памятники в нашем городе»
|
14 ноября |
3.9 |
Аппликация: «Герб города Томска». Беседа: «Мы расскажем о нашем городе»
|
15 ноября |
4 |
Презентация проекта: |
|
4.1 |
КВН «Посмотри, как хорош, край в котором ты живёшь» |
20 ноября |
3 этап: Подведение итогов:
Решаемая проблема вызвала интерес не только у детей, но и их родителей, воспитателей и других сотрудников учреждения.
Ожидаемый результат проектной деятельности: Обогащение знаний и представлений детей о родном городе.
Продукт проекта:
КВН «Посмотри, как хорош, край в котором ты живёшь».
Фотовыставка «Дом, в котором мы живем».
Презентация проекта:
Итогом работы является проведение КВНа «Посмотри, как хорош, край в котором ты живёшь» для воспитателей ДОУ и родителей.
Литература:
1. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999,-112с.
2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. -156с.
3. День за днем, год за годом: хроника жизни Томска в XVII-XX столетиях / Н. М. Дмитриенко; Том. гос. ун-т. Пробл. лаб. истории, археол. и этногр. Сибири, Том. обл. краев. музей; [науч. ред. Э. И. Черняк]. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. – 345, [2] с.: ил., портр., фото.
4. Заплавный, С. А. Рассказы о Томске. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 407, [7] с.: ил.
5. История названий томских улиц / отв. ред. Г. Н. Старикова. – 2-е изд-е, доп. и испр. – Томск: D.Print, 2004. – 401 с.: ил.
6. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: Сфера, 2004. – 192 с.
7. Легенды и мифы старого Томска: книга-альбом. Кн. 1. – Томск, 2004. –250 с.: ил.
8. Легенды о Томске [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mistland.ru/2010/08/legendy-o-tomske/, свободный.
9. Майданюк, Э. К. Прогулка по старому Томску. – Томск, 1992. – 104 с.
10. Наш город родной: исторические и памятные места Томска / М. И. Чугунов, В. А. Соловьева. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1982. –210 с.
11. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. Дошкольное воспитание 2003, №6, с.45-55.
12. Якушева Т.А. Воспитание гражданско - патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, 2006, №6.
Читайте также |
---|
Сценарий развлечения по познавательному развитию «Берегите лес ребята!» в старшей…
Сценарий развлечения по познавательному развитию «Берегите лес ребята!» в старшей группе Цель: формирование у детей бережного отношения к природе. Программные задачи: - сформировать у детей...
Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Жираф»
Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Жираф» Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»...
Технологическая карта совместной деятельности детей и родителей по художественно-эстетическому воспитанию…
Технологическая карта совместной деятельности детей и родителей по художественно-эстетическому воспитанию «Мамин день» в средней группе НОД Художественно-эстетическое развитие Средний дошкольный возраст (средняя группа 4...