Проект
«Формирование графических навыков у старших дошкольников с речевыми нарушениями»
«Истоки способностей и дарований детей на
кончиках их пальцев. От пальцев образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли.»
В.А. Сухомлинский.
Творческое название: «Умелые пальчики»
Гипотеза:
Если повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, при подготовке руки к освоению письма в школе, то снизится риск дезадаптации в новых социальных условиях.
Основополагающий вопрос:
«Как формируются графические умения у детей старшего дошкольного возраста?»
Проблемный вопрос:
Разовьются графические навыки и зрительно-моторные координации при поэтапном освоении разнородных графических движений?
Учебные предметы:
развитие речи, математика, рисование, физкультура, лепка, аппликация, конструирование
Паспорт проекта:
Тип проекта: развивающий, обучающий, групповой
По характеру контактов: открытый
По срокам реализации: долгосрочный
Участники проекта:дети 5-6 лет старшей группы детского сада, воспитатели группы, воспитатели по ИЗО и физкультуре, родители
Аннотация проекта
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим, в системе по их обучению и воспитанию предусматривается воспитательно-коррекционная работа в данном направлении.
Основные преимущества метода поэтапного освоения разнородных движений:
совершенствование двигательных ручных умений и навыков;
развитие фонематического слуха, произвольного внимания, творческого воображения, наглядно-образного и логического мышления;
формирование пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве;
конкретизация знаний о структурных единицах языка;
приобретение умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции педагога.
Проект охватывает все учебные предметы дошкольного развития.
Цель проекта:
Совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий.
Задачи проекта:
Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме: правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента;
Научить безотрывному плавному обведению предмета по контуру и штриховать его, используя различные виды штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали и т. д.);
Научить детей ориентироваться в пространстве и на плоскости;
Развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой.
Этапы проекта:
1. Организационно-подготовительный (август).
Выбор темы проекта, анализ предстоящей деятельности, подбор методической литературы, выбор средств, методов и приёмов, разработка перспективного плана.
2. Основной (сентябрь-апрель).
Введение блока коррекционно-развивающих занятий, первоначальная диагностика.
3. Заключительный (май).
Анализ достижений поставленной цели и полученных результатов
Список информационных ресурсов:
1. В.А.Илюхина «Волшебные линии». Дрофа, Москва 2005 г.;
2. Т.С.Голубина «Чему научит клеточка». МОЗАИКА – СИНТЕЗ, Москва 2006 г.;
3. И. Малюкова «Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму». //Дошкольное воспитание. 2008г. №2;
4. А.Алексеева «Формирование готовности к овладению чтением и письмом». // Дошкольное воспитание. 2007г. №3;
5 .В.В.Цвынтарный «Играем пальчиками развиваем речь». Центр полиграф, Москва 2002г.;
6. Любина Г. Желонкин О. «Рука развивает мозг»// Ребенок в детском саду. 2003г. №5;
7. Подготовка руки ребенка к письму. // Начальная школа. 1993г. №3;
8. Е.В.Кузнецова, И.Я.Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет Москва, 2004г.;
9. О.В.Елецкая «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи»: метод. пособие // О.В.Елецкая, Н.Ю. Горбачевская – СПб. Речь, 2000г.;
10. ivalex. viscom.ru. – «Всё для детского сада».
К работе прилагается презентация.
Читайте также |
---|
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей второго раннего возраста
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей второго раннего возраста Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит остро. Детская агрессивность...
Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ»
Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго...
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования…
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования экологической культуры Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Мы...