Проект
«Формирование графических навыков у старших дошкольников с речевыми нарушениями»

«Истоки способностей и дарований детей на
кончиках их пальцев. От пальцев образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли.»
В.А. Сухомлинский.

Творческое название: «Умелые пальчики»

Гипотеза:

Если повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, при подготовке руки к освоению письма в школе, то снизится риск дезадаптации в новых социальных условиях.

Основополагающий вопрос:

«Как формируются графические умения у детей старшего дошкольного возраста?»

Проблемный вопрос:

Разовьются графические навыки и зрительно-моторные координации при поэтапном освоении разнородных графических движений?

Учебные предметы:

развитие речи, математика, рисование, физкультура, лепка, аппликация, конструирование

Паспорт проекта:

Тип проекта: развивающий, обучающий, групповой

По характеру контактов: открытый

По срокам реализации: долгосрочный

Участники проекта:дети 5-6 лет старшей группы детского сада, воспитатели группы, воспитатели по ИЗО и физкультуре, родители

Аннотация проекта

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим, в системе по их обучению и воспитанию предусматривается воспитательно-коррекционная работа в данном направлении.

Основные преимущества метода поэтапного освоения разнородных движений:

совершенствование двигательных ручных умений и навыков;

развитие фонематического слуха, произвольного внимания, творческого воображения, наглядно-образного и логического мышления;

формирование пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве;

конкретизация знаний о структурных единицах языка;

приобретение умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции педагога.

Проект охватывает все учебные предметы дошкольного развития.

Цель проекта:

Совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий.

Задачи проекта:

Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме: правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента;

Научить безотрывному плавному обведению предмета по контуру и штриховать его, используя различные виды штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали и т. д.);

Научить детей ориентироваться в пространстве и на плоскости;

Развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой.

Этапы проекта:

1. Организационно-подготовительный (август).

Выбор темы проекта, анализ предстоящей деятельности, подбор методической литературы, выбор средств, методов и приёмов, разработка перспективного плана.

2. Основной (сентябрь-апрель).

Введение блока коррекционно-развивающих занятий, первоначальная диагностика.

3. Заключительный (май).

Анализ достижений поставленной цели и полученных результатов

Список информационных ресурсов:

1. В.А.Илюхина «Волшебные линии». Дрофа, Москва 2005 г.;

2. Т.С.Голубина «Чему научит клеточка». МОЗАИКА – СИНТЕЗ, Москва 2006 г.;

3. И. Малюкова «Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму». //Дошкольное воспитание. 2008г. №2;  

4. А.Алексеева «Формирование готовности к овладению чтением и письмом». // Дошкольное воспитание. 2007г. №3;

5 .В.В.Цвынтарный «Играем пальчиками развиваем речь». Центр полиграф, Москва 2002г.;

6. Любина Г. Желонкин О. «Рука развивает мозг»// Ребенок в детском саду. 2003г. №5;

7. Подготовка руки ребенка к письму. // Начальная школа. 1993г. №3;

8. Е.В.Кузнецова, И.Я.Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет Москва, 2004г.;

9. О.В.Елецкая «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи»: метод. пособие // О.В.Елецкая, Н.Ю. Горбачевская – СПб. Речь, 2000г.;

10. ivalex. viscom.ru. – «Всё для детского сада».

 

К работе прилагается презентация.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Успешная социализация дошкольников «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями…

Успешная социализация дошкольников «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями своих родителей» Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении...

Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся…

Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» на 2021 - 2022 учебный год

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом Цель: Формирование у детей ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, физических качеств...

Читайте также

Факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов дополнительного образования

Факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов дополнительного образования Синдром эмоционального выгорания педагога – частое явление в современном мире. Возрастающие в...

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста Наиболее известным в отечественной и зарубежной литературе представляется изучение феномена тревожности...

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в…

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в ДОУ «Игра есть потребность детского организма, игра для детей - это учёба...