Педагогический проект
«Путешествие по сказочным тропинкам»

Для детей старшего дошкольного возраста с 6-7 лет

Пояснительная записка

Проблема нравственного воспитания и социального здоровья подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного и духовного воспитания детей. Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Народные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в играх детей. Они с удовольствием превращаются в зайчат, в хитрую лису. С помощью инсценированного сюжета у детей накапливаются яркие и четкие зрительные впечатления, возникают суждения, эмоции, активизируется словарь, формируется творческая активность. Через сказку и рассказы дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности. Для реализации регионального компонента, возникла необходимость включения в содержание проекта знакомство детей с произведениями Сибирских писателей.

Проект «Путешествие по сказочным тропинкам» по сказкам народов мира и сказкам Сибирских писателей, предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Содержание проекта позволяет дошкольнику расширить представления о родном крае, о свое­образии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в нашей стране и Иркутской области, воспитать любовь к книге, воспитать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения. Разнообразная детская деятельность помогает детям обогатить творческое воображение (умение додумывать конец к сказке, сочинять короткие рассказы, при инсценировке произведений вносить фантазию и изобретательность), что имеет большое значение для дальнейшего обучения детей в школе.

Проект «Путешествие по сказочным тропинкам» реализуется во всех видах деятельности (в игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской, коммуникативной и чтение художественной литературы) и включает интеграцию образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация». Календарно-тематическое планирование составлено по месяцам, что позволяет реализовать региональный компонент, через ознакомление детей с произведениями Сибирских писателей.

 

Цель:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, о свое­образии природы, традициях и обычаях народов проживающих в нашей стране и Иркутской области через восприятие народных сказок, произведений сибирских писателей, как средство развития познавательной и творческой активности, интереса к детской художественной литературе, воспитание любви к малой родине.

Задачи:

- Расширять представления у детей о родном крае, о свое­образии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в нашей стране и Иркутской области;

- Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие -жадность, простота-хитрость и т.д. посредством воспроизведения произведений сказочного жанра.

- Развивать познавательную активность и интерес к детской художественной литературе (сказкам, рассказам, устному народному творчеству) через проигрывание эпизодов, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, разрешение проблемных ситуаций, придумывание собственных рассказов и сказок или окончания, оформление иллюстраций и т.д., проявлять активность в самостоятельной творческой деятельности.

- Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Проект состоит из трех разделов, имеющих интегрированный характер:

I раздел «Мир сказок»

- знакомство детей с широтой сказочного жанра народов мира и Сибирских писателей.

II раздел «Сказочные дорожки»

- создание своей сказки и иллюстрирование сказок.

III раздел «Тридевятое царство»

- проектированию макетов и изготовление атрибутов к сказкам для режиссёрских и театрализованных игр.

Принципы реализации проекта:

1. Краеведческий (региональный) принцип.

3. Принцип интеграции.

4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.

5. Тематический принцип – деление материала на основные темы.

Предполагаемые результаты методической разработки:

- ребенок имеет представления о родном крае, о свое­образии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в нашей стране и Иркутской области;

- расширились представления о сказках народов мира, о творчестве Сибирских писателей;

- проявляет чувство отзывчивости, дружелюбия, толерантности в межличностных отношениях со сверстниками, испытывает уважительное отношение к семье и ближайшему окружению;

- сформировалось умение сочинять собственные сказки, повысилась творческая, игровая и социальная активность при организации самостоятельной деятельности.

Этапы проекта:
1 этап:

  • Выявлена проблема;
  • Определена тема и цель проекта.

2 этап:

  • Проведен опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о народном творчестве;
  • Поставлены определенные задачи;
  • Определены сроки и участники проекта;
  • Составлен план совместной деятельности;
  • Подобраны источники информации;
  • Отобраны приемлемые методы и приемы работы;
  • Осуществлен подбор литературы для чтения отражающей многообразие произведений сказочного жанра и особенности региона – произведения Сибирских писателей.

3этап: Реализация проекта

  • Чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов, сибирских писателей).
  • Проведен цикл бесед. Беседы о героях сказок, их поступках, пересказ, сочинение своей сказки и др.
  • Предметно-развивающая среда: созданы уголок книги и театральный уголок, осуществлен подбор детской литературы, силами родителей приобретены различные виды театров (теневой, конусный, настольный).
  • Подготовлен и проведен видеопросмотр мультфильмов по сказкам.
  • Проведен цикл занятий по ознакомлению с произведениями сибирских авторов.
  • Проведена экскурсионная деятельность: в детскую художественную школу, в детскую библиотеку г. Саянска.
  • Организованы сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры, игры драматизации.
  • Оформлена консультация в родительском уголке по теме: «Значение сказки для развития ребенка».
  • Родителям и младшим детям ДОУ показаны инсценировки сказок.

4 этап:

  • Подготовлена презентация по проекту.
  • Изготовление сборника «Пишем, рисуем сказку».
  • Конкурс «Пишем, рисуем сказку».
  • Конкурс закладок «О бережном и заботливом отношении к книге».

Перспективный план работы с детьми и родителями

 

Сентябрь

 

1. Опрос детей по темам «Что такое сказка?», «Чему учат сказки?», «Моя любимая сказка».

2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»

3. Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников их групп к проекту.

4. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница».

Октябрь

1. Экскурсия в детскую библиотеку.

2. Чтение и пересказ из отрывка рассказа «Ягоды» В. Распутина (с изменением главных действующих лиц).

3. Инсценировка сказки «Три поросенка».

Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка».

Сочинение сказки «На новый лад...» Беседа о деревья. Ситуативный разговор «С кем дружат деревья?»

Ноябрь

1. Родительское собрание «Значение сказки для развития ребенка».

2. Литературная гостиная «Творчество Василия Стародумова» «Ангарские бусы. Байкальские сказки».

3. Пересказ сказки В. Стародумова «Лиса и выдра» (с элементами драматизации).

Чтение сказок: русская народная «Кот-воркот, Котофей Котофеевич», украинская народная «Рукавичка».

Игры с правилами «Хитрая лиса». Беседа о животных Прибайкалья. Просмотр мультфильма.

Декабрь

 

1. Литературная гостиная «Творчество Марка Сергеева»

2. Заучивание стихотворения М. Сергеева «Кедровка» (с элементами драматизации).

3. Инсценировка сказки «Теремок»

Чтение сказок: русские народных сказок «Теремок», «Волк и лиса», «Заяц и еж», Тофаларской сказки «Кедровка», Белорусской сказки «От краденого не растолстеешь».

Игры с правилами.

Январь

1. Литературная гостиная «Сказки народов мира для детей».

2. Мастер-класс по изготовлению конусного театра.

Чтение сказок: русская народная «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и медведь», Сербская сказка «Почему у месяца нет платья», Словенская сказка «Кто сшил Видеку рубашку».

Народные подвижные игры. Сочинение продолжения сказки «Лисичка-сестричка и волк». Просмотр мультфильма.

Февраль

1. Составление продолжения рассказа к предложенному тексту (отрывок из книги Виктора Астафьева «Затеси»).

2. Физкультурный досуг «Путешествие по сказкам».

3. Инсценировка сказки «Царевна-лягушка».

4. Изготовление «Книжек-малышек со сказками».

Чтение сказок: русские народные «Крылатый, мохнатый да масленый», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса». Белорусской сказки «Легкий хлеб».

Сюжетно-ролевая игра «Накроем стол к чаю». Решение проблемных ситуаций.

Март

1. Экскурсия в ДХШ. Тема: «Рисуем сказку».

2. Мастер-класс по изготовлению закладок в книжку.

3. Проведение конкурса закладок и оформление выставки совместных работ детей и родителей «О бережном и заботливом отношении к книге».

Чтение сказок: русские народные «Волк и семеро козлят», «По-Щучьему велению», Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Сочинение сказок в самостоятельной деятельности.

Апрель

1. Пересказ отрывка из сказки Светланы Волковой «Дед Полешко».

2. Инсценировка сказки «Красная шапочка» для младших детей.

3. Проведение конкурса «Пишем, рисуем сказку» (номинации: «Рисунок к произведению иркутского автора», «Так возникла сказка о стране чудес», «Этот сказочный мир» (рисунок к сказке).

Чтение сказок: русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заяц-хвастун».

Драматизации сказок. Подвижная игра «Найди себе пару» и др. Просмотр мультфильма.

Май

1. Награждение победителей конкурсов «О бережном и заботливом отношении к книге», «Пишем, рисуем сказку».

2. Презентация проекта для родителей

3. Итоговое мероприятие – изготовление сборника работ «Пишем, рисуем сказку».

 

Список литературы:

1. Астапенко В.В. Стёпка Буркин. –Усолье –Сибирское, 2008.

2. Астафьев В.П. Затеси. // Сибирячок. –1993. –№2. –с. 23

3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.

4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006.

5. Доронова Т.Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.

6. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009.

7. Стародумов В.Ангарские бусы. Байкальские сказки. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство.1991.

8. Сергеев М. Разноцветные сказки. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1996.

9. Распутин В.Г. Ягоды.// Сибирячок. –1999. -№2. –с.4-6.

10. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Издательство: Фолио, АСТ ,2000.

11. http://detsad-kitty.ru/



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Тема:…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В гостях у воздушного шарика» Цель: Формирование представлений о воздухе, его...

Проект и сценарий «Рыцарский турнир»

 Проект и сценарий «Рыцарский турнир»

Музейная педагогика в ДОУ, как фактор обогащения познавательной и игровой…

Музейная педагогика в ДОУ, как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста Патриотическое чувство Родины. Оно начинается у ребенка...

Читайте также

Сообщение из опыта работы Тема: «Работа с детьми по дорожной…

Сообщение из опыта работы. Тема: «Работа с детьми по дорожной безопасности» Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы...

Сценарий праздника «Эколята спешат на помощь»

Сценарий праздника «Эколята спешат на помощь» Средняя группа Дети под музыку входят в зал. Вед. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если...

Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» для детей…

Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» для детей 3-4 лет