Проект
«Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе правового воспитания дошкольников»

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта.

Здесь он находит примеры для подражания

и здесь происходит его социальное рождение.

И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать

эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

В. А. Сухомлинский

Актуальность проблемы

Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с гражданско-правовой культурой. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка…». К сожалению, родители не всегда ответственно относятся к воспитанию детей. Все чаще можно увидеть и услышать о безответственном поведении родителей по отношению к своим детям. Но в Законе говорится и о том, что «в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений». Кроме того, согласно Концепции модернизации российского образования активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, в том числе семья и родительская общественность. И мы, педагоги детского сада, должны позаботиться о том, чтобы дети росли в правовой безопасности.

Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности.

Правовая воспитанность - комплексное качество личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольника глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, которое отвечает требованиям общества.

 

В своей работе я придерживаюсь принципа, согласно которому ребенок рассматривается не как объект воспитательного воздействия, а как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрасту. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. И только от нас, взрослых, зависит, станет ли ребенок источником оптимизма, душевного тепла, понимания и терпимости.

Противоречие существующего образовательного процесса характеризуется с одной стороны достаточным количеством мероприятий по воспитанию правовой культуры, с другой стороны направленностью данных мероприятий на правовое воспитание дошкольников в отрыве от родителей.

Взаимодействие детского сада с родителями обеспечивает преемственность воспитания в семье и детском саду, позволяет повысить правовые знания детей и родителей, и как следствие, развивать положительные взаимоотношения между ними – в этом и состоит практическая значимость работы в данном направлении. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка.

Развитие правосознания личности — процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Но, как показывают исследования психологов Л.В. Выготского и Д.Б. Эльконина, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии личности ребенка. Действительно, самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается у ребенка в этот период, во многом зависит и последующее его поведение в правовой сфере. В связи с этим возрастает актуальность проекта - ребёнок, наученный в дошкольные годы находить гуманные способы решения разногласий с другими, в своей дальнейшей жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.

Права едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить права ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность нарушения прав, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам правового поведения

 

Проблема

Проблема состоит в том, что как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. Решение данной проблемы в систематизации работы по правовому воспитанию в системе: детский сад – дошкольник – семья. А именно в реализации долгосрочного проекта: «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе правового воспитания дошкольников ».

Вид проекта: долгосрочный, открытый, коллективный.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

Цель проекта

Создание воспитательной системы по формированию правовой культуры всех участников педагогического процесса.

Задачи

- Развивать у детей чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства социальной ответственности, самостоятельности;

- Развивать у родителей чувства ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей;

- Воспитывать у дошкольников и их родителей уважения и терпимости к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;

- Воспитывать у родителей понимание того, что ребенок – полноценная личность, наделенная правами и обязанностями.


Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи

  • принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу по правовому воспитанию;
  • принцип последовательности в воспитании: от моральных чувств через упражнения и навыки к формированию нравственных убеждений;
  • принцип непрерывности и целостности, которые помогают привести содержание образования в соответствие с возрастными особенностями детей;
  • принцип доступности, предполагающий, что, во-первых, сообщаемая система знаний основана на имеющихся у ребенка знаниях, на его жизненном опыте, во-вторых, изучаемая система знаний достаточна, чтобы способствовать переходу на более глубокий уровень развития;
  • принцип сознательности и активности, который предусматривает инициативу всех участников проекта в трансформации мировоззрения и ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения;
  • принцип единого подхода детского сада и семьи к воспитанию и обучению детей, созданию атмосферы взаимоуважения;
  • принцип демократизации и гуманизации всех процессов воспитания и обучения детей в детском саду и семье;
  • принцип адресного подхода в формировании права, предполагающий использование особых форм и методов работы, осуществление индивидуального дифференцированного подхода в работе с семьей с учетом образования родителей, жизненного опыта, степени участия родителей в воспитании и обучении детей;
  • принцип психологической комфортности, обеспечивающий сниятие стрессовых факторов во взаимодействии воспитателя и детей, создание атмосферы доброжелательности;
  • принцип личностно-ориентированного подхода к семьям с низкой общей и педагогической культурой, признаками которого является построение взаимоотношений между участниками образовательного процесса на основе сотрудничества.

Все эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

По мнению Л.В. Пименовой, знакомство детей с правами и обязанностями целесообразно в старшем дошкольном возрасте, так как к 7 годам дети уже могут оценить поступки других людей, проявляют толерантность к представителям других национальностей. Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека изучала С.В. Федотова. Анализ исследований дает возможность установить, что правовое воспитание старших дошкольников является сложным процессом: он включает не только сообщение детям знаний, но и формирование эмоционально-оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а затем применение этих знаний в практической деятельности.

 

Система работы

Объект проектирования— процесс правового воспитания старших дошкольников. Предметом проектирования является система правового воспитания старших дошкольников и их родителей.

Этапы проекта

1. Подготовительный (аналитический)

2. Основной (реализация намеченных планов)

3. Заключительный (подведение итогов)

 

Подготовительный этап включает в себя:

üизучение нормативно-правовой базы,

üанкетирование родителей по проблеме,

üвводная диагностика уровня правовых знаний и моделей поведения дошкольников,

üизучение методической литературы, существующих программ по правовому воспитанию,

üсоставление перспективного планирования работы с детьми и родителями,

üоснащение материально-технической базы (приобретение пособий, дидактических игр, разработка и накопление методических материалов).

На втором этапе предполагается проведение всех мероприятий, направленных на формирование правовой культуры участников педагогического процесса. Каждое отдельное право будет рассматриваться в цикле мероприятий, одно их которых реализуется в совместной деятельности воспитателя с детьми, второе направлено на развитие правовой и педагогической культуры родителей, и итоговое мероприятие предполагает совместное активное участие детей, педагогов и родителей. Таким образом, структуру процесса правового воспитания можно представить следующим образом:

Работа с детьми работа с родителями совместная работа с детьми и родителями.

С целью формирования правосознания родителей запланированы следующие мероприятия:

üоформление информационного стенда, знакомящего родителей со службами по охране детей и их телефонами, раскрывающего основные правовые понятия;

üорганизация библиотеки, в которой родители могут ознакомиться с основными нормативно-правовыми документами и литературой, содержащий материал по правовому воспитанию;

üоформление буклетов «Правовое воспитание в семье», «Воспитание ответственности», «Защитим детей вместе», «Искусство быть родителями» ширма «Права детей»;

üпроведение родительского собрания «Маленький гражданин», на котором раскроется содержание основных документов, гарантирующих защиту прав ребенка, содержание основных прав и свобод ребенка;

üпроведение ток-шоу «Можно ли обойтись без наказаний?», с привлечением психолога, на котором пройдет обсуждение ситуаций жестокого или небрежного отношения с детьми.

üорганизация детско-родительской гостиной «Вся семья вместе – так и душа на месте»

И, конечно, предполагаются формы работы, организованные совместно с родителями и детьми:

üЭто организация выставки рисунков и поделок «Моя мечта»,выставки рисунков «Мы тоже имеем права»,

üсовместного мероприятия «Нам добро, никому зло – вот законное житье»,

ü викторины «Знаем ли мы свои права»,

üреализация семейного мини-проекта «Мое имя», в котором родители совместно с детьми рассказывают о значении имени ребенка, его значимости в жизни данной семьи, влиянием имени на характер ребенка, подбирают песни или стихи об имени,

üпроведение конкурса среди семей группы «Моя семья», где дети и родители представят свою семью, свои таланты, проявят чувство сплоченности между членами семьи,

üпроведение развлечений «Я – гражданин России», организованное с помощью музыкального руководителя, где семьи разных национальностей представили культуру своей страны – национальный костюм или его элементы, познакомят с достопримечательностями страны, прочитают стихи или споют песни на родном языке.

üразвлечения«Береги здоровье смолоду», в организации которого ожидается помощь инструктора по физическому воспитанию. Дети и родители продемонстрируют свои знания в области здорового образа жизни и свою физическую подготовку,

üнаписание сочинения на тему «Школа, в которой я хочу учиться».

На заключительном этапе проекта будет осуществлен мониторинг результативности работы, подведение итогов проекта, а именно итоговая диагностика знаний и умений дошкольников, анкетирование родителей с целью выявления степени удовлетворенности воспитательно-образовательным процессом, уровня правовой культуры родителей.

Таким образом, в ходе реализации проекта мной будут применены следующие методы обучения и воспитания:

  • Словесные (беседа, рассказ, упражнения, работа с книгой);
  • Наглядные (демонстрация иллюстраций, плакатов, применение ТСО);
  • Практические (анализ и решение конфликтных, проблемных ситуаций, творческая деятельность, игра);

А также различные формыработы с детьми и родителями, которые представлены на слайде:

  • Непосредственно-образовательная деятельность;
  • Выставки;
  • Конкурсы;
  • Развлечения;
  • Библиотека для родителей;
  • Круглый стол;
  • Родительские собрания;
  • Консультации;
  • Родительские уголки;
  • Памятки;
  • Буклеты.

 

Ознакомлению детей и родителей с правами невозможно осуществлять только в ходе непосредственно-образовательной деятельности и развлечений, поэтому данную работу я планирую в различных видах деятельности. Мы рассмотрим различные иллюстрации, характеризующие то или иное право или его нарушение. При этом детям будет предложено самим подумать, какое право изображено здесь или какое право нарушено, доказать почему они так думают. Кроме собранного мной наглядного материала, я предложу детям оформить всеобщую «Книгу прав». Для этого мы с детьми подберем черно-белые иллюстрации к известным сказкам или иллюстрации, просто подходящие для ознакомления с правом, и после обсуждения раскрасим их. Также некоторые дети смогут сами нарисовать иллюстрацию, характеризующую ту или иную статью Конвенции. Проделывая такую работу, каждый ребенок сможет прочувствовать правовое содержание иллюстрации, внести свой вклад в изготовление книги и тем самым ощутить свою значимость. Это все облегчит обсуждение нравственных понятий, представлений о добре и зле, поведения человека, его прав и обязанностей. Цель такой работы – помочь детям осознать, что нравственные нормы и представления о естественной справедливости как раз и составляют основу неотъемлемых естественных прав человека.

Через конструирование мы познакомимся с правом на жилье и его неприкосновенность. Детям будет предложено построить свой дом, который характеризовал бы его хозяина и был именно таким, каким хочет видеть его ребенок. Также в ходе этого вида деятельности мы обсудим право на неприкосновенность жилья, право каждого на отдых и игры, обязанность помогать взрослым в поддержании чистоты в доме.

После того, как ребенок приобрел какой-то опыт, говорил К.А. Гельвеции, надо научить его рассуждать, заставить рассуждать о том, что его интересует лично. Поэтому беседы по ознакомлению с правами детей – это не обычные занятия. Это откровенные и задушевные беседы, касающиеся личности ребенка, его отношения к другим людям, отношения окружающих к нему. Это требует особой подготовки воспитателя, создания атмосферы доброжелательности, откровенности, взаимоуважения и доверия. Для развития способности оценивать свои и чужие поступки воспитатель формирует у детей восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. Он побуждает их к оценочным суждениям своих поступков: «Я вел себя хорошо» или «Своим поступком я огорчил товарища».

К концу старшего дошкольного возраста у детей формируется чувство ответственности за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощь, т.е. те качества, которые помогают моральной ориентации в обществе людей. Вот поэтому особое внимание уделяется в этом возрасте развитию общественных навыков, умению соблюдать нормы поведения в коллективе, считаться с мнением других, а при необходимости отстаивать свои права в корректной форме без ссор и конфликтов.

Большое значение в правовом воспитании, по моему мнению, имеют сюжетно-ролевые игры. Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. А это все является составляющими правового поведения. С помощью игр можно руководить поведением детей, не испытывая их сопротивления. В сюжетно-ролевой игре «Семья» дети в своих действиях и репликах очень отчетливо отображают характер взаимоотношений в своих семьях. И, к сожалению, это не всегда идеальный вариант уклада жизни внутри семьи – ребенок, встречаясь в жизни с отрицательными явлениями, переносит их в игру. При отрицательном характере игры (дети изображают дерущихся, сорящихся людей) нужно незаметно направить ее в другое русло, придав положительное содержание. Ведь игра ценна именно тем, что ребенок в ней проявляет способность к самовоспитанию: он намеренно ведет себя так, как этого требует роль. Но это не обязательно должен быть сюжет, основанный на семейных отношениях. Правовую сторону отношений можно проследить и в таких играх, как «Почта», «Магазин», «Больница», «Школа». В них можно проследить поведение детей, основанное на знании и уважении права на воспитание в семейном окружении, на бесплатное образование, медицинское обслуживание, права на выбор, на тайну переписки. Перед игрой во время распределения ролей, можно научиться уважать право каждого ребенка на игру, выражение своих мыслей и идей. Если возникнут споры, их можно решить с помощью жеребьевки или считалок, договариваться между собой. После игры необходим анализ хода и содержания игры, обсуждение, все ли дети поступали хорошо с точки зрения норм права. Детям нужно подумать, как можно было развернуть игру, чтобы учитывались права всех играющих. Максимальное использование игровых форм создает благоприятные условия для понимания и усвоения нравственных норм в естественных для детей игровых действиях.

Кроме сюжетно-ролевых игр, в своей работе по правовому воспитанию я планирую игры-беседы, направленные на закрепление правовых знаний детей. Такие игры-беседы помогают воспитать в детях гуманные и уважительные отношения друг к другу, понимание значимости имени и индивидуальности каждого, необходимости исполнения своих обязанностей. Например, игра-беседа «Как тебя назвать?» способствует формированию уважительного отношения детей к имени человека, отрицательного – к обзыванию и кличкам. «Круговая беседа» помогает развивать у детей чувство индивидуальности, значимости каждого из них.

Приведем пример игры-беседы «Все мы разные». Воспитатель сообщает: «Каждый человек и ребенок имеет право на индивидуальность. И каждый заслуживает уважения, даже если он не такой как все. У нас у каждого есть свои особенности. И этим мы должны гордиться. А особенности других мы должны уважать. Давайте сейчас мы назовем свои особенности, расскажем о своих достоинствах». (Дети по очереди, передавая мяч друг другу, называют свою замечательную особенность, например, «я умею танцевать»).

Кроме этого необходима организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, например:

Вадик забрал себе весь строитель и начал сооружать завод. Толик подошел к Вадику с просьбой:

- Дай, пожалуйста, мне немного строительного материала. Ведь у тебя много.

- Да, я дал бы тебе, но видишь, у меня завод большой.

- Тогда можно я помогу тебе строить твой завод?

- Нет, ты и строить-то не умеешь.

Такая ситуация дает возможность поставить перед детьми много вопросов. Правильно ли поступили мальчики? По-товарищески ли поступил Вадик? Прав ли Вадик в последнем своем высказывании? Как бы вы поступили в такой ситуации?

Планируется обсуждение отрывка из книги, когда Незнайка сочинял стихи о своих друзьях, и задать следующие вопросы: Почему обиделись на него друзья? Правильно ли сделал Незнайка, придумав такие стихи? Какое право нарушил Незнайка?

И, конечно же, чтение художественной литературы с последующим обсуждением содержания, игры-драматизации, прямое разъяснение отрицательных поступков.

По моему мнению, права ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его обязанностей. Поэтому, если мы знакомим дошкольников с их правами, то необходимо требовать от них и исполнения обязанностей. Если мы будем знакомиться с правом на имя, то во время этого же разговора мы будем говорить о том, что каждый из нас должен уважать имя находящихся с нами людей – не придумывать клички, не обзываться, а обращаться ко всем по имени. При рассмотрении права на отдых, обратим внимание детей на то, что они не должны мешать окружающим шумом и криком.

Только таким образом у детей может быть сформировано чувство ответственности. А каким должен быть ответственный человек? Ответственность – возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в своих действиях и принять на себя вину за возможные последствия. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, он готов отвечать за то, к чему приведет выполнение им каких-нибудь дел и обязанностей. Конечно, чувство ответственности – это характеристика зрелой личности. Но заложить это чувство мы должны именно в детские годы. Дошкольный возраст – это время, когда должны быть «посеяны все зернышки». Поэтому в процессе правового воспитания большое внимание уделяла знакомству детей с их обязанностями, с необходимостью их выполнения, и формированию чувства ответственности.

Планируемые результаты:

- создание системы работы по правовому воспитанию;

- создание условий для обеспечения реализации прав детей;

- знание детей о своих правах и обязанностях и потребность в получении новых знаний,

- умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права,

- использование правовых моделей поведения в системах ребенок-ребенок, ребенок-взрослый

- умение соблюдать запреты и исполнять обязанности.

- знание прав и обязанностей детей и родителей, нормативных документов,

- использование правовых моделей поведения в общении с детьми.


. План реализации проекта

 

Содержание деятельности

Ответственные

Результат

1-й - Подготовительный

Изучение нормативно-правовой базы

Анкетирование родителей по проблеме

Информационный мониторинг (изучение методической литературы, существующих программ по правовому воспитанию)

Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме

Воспитатели

Создание нормативно-правовой и методической базы

Оснащение материально-технической базы:

- приобретение пособий, дидактических игр;

- приобретение методической литературы

Воспитатели, родители

Оснащение материально-технической базы

Составление перспективного планирования работы с детьми

Воспитатели

Планирование реализации проекта

 

2-й - Основной

 

Тема

Количество и темы занятий с дошкольниками

Количество и формы работы с родителями

Количество и формы итоговых совместных мероприятий

Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Права и обязанности

1

Вводное занятие «Кто нас защитит?»

2

1. Информационный стенд «Защитим детей вместе» 2. Организация библиотеки для родителей по проблеме защиты прав детей

_

_________

Право на жизнь и ее приемлемый уровень

1

Занятие «Жизнь наша – полная чаша»

1

Семейный совет «Искусство быть родителям»

1

Выставка рисунков и поделок «Счастливое детство»

Право на имя и на сохранение индивидуальности

1

Занятие «Что в имени тебе моем»

1

1. Беседа индивидуальная или подгрупповая «Детские имена, прозвища и родительские ярлыки»

1

1.Презентация семейного проекта «Мое имя», «Вот какой я»

Право на защиту от жестокого обращения

1

Занятие «Бить, обижать и неволить Ребёнка Закон никому не позволит»

1

Обращение к родителям «Жестокое обращение с детьми – нарушение их прав»

1

Детско-родительская гостиная «Вся семья вместе – так и душа на месте» (с привлечением психолога)

Право воспитываться в семье

1

Занятие «Без семьи нет счастья»

1

Консультация «Влияние традиций семьи на нравственное воспитание детей»

1

Конкурс «Моя семья»

Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание

1

Занятие «Здоровье всего дороже»

1

Консультация «Значение режима дня» - с привлечением медицинской сестры

1

Спортивное развлечение «Береги здоровье смолоду» (с привлечением инструктора по физ.воспитанию)

Право на получение образования

1

Занятие «Ученье – свет, а неученье – тьма»

1

Родительское собрание «Подготовка ребенка к школе»

1

Сочинение на тему «Школа, в которой я хочу учиться»

Право на гражданство

1

Занятие «Каждому свой край сладок»

2

1.Ширма «Моя Родина» 2.Консультация «Как воспитать гражданина»

1

1.Развлечение «Я – гражданин России» (с привлечением музыкального руководителя)

Итог

1

Итоговое занятие «Нам добро, никому зло – то законное житье»

2

1.Ширма «Права маленького гражданина»

2.Обращение к родителям «Защитим детей вместе»

2

1.Викторина «Знаем ли мы свои права» 2.Выставка рисунков «Мы тоже имеем права»

 

3-й – Заключительный

 

Проведение итогового родительского собрания

по результатам работы над проектом

Воспитатели

Аналитическая справка по итогам работы над проектом

Презентация положительного опыта.

Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем.

Воспитатели

Материалы по опыту работы по данному направлению.

 

Ожидаемые результаты

- создание системы работы по правовому воспитанию;

- создание условий для обеспечения реализации прав детей;

- знание детей о своих правах и обязанностях и потребность в получении новых знаний,

- умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права,

- использование правовых моделей поведения в системах ребенок-ребенок, ребенок-взрослый

- умение соблюдать запреты и исполнять обязанности.

- знание прав и обязанностей детей и родителей, нормативных документов,

- использование правовых моделей поведения в общении с детьми.

 

Реализация данного проекта возможна при наличии следующих ресурсов и условий:

  • Демонстрационного материала (плакаты с геральдикой, фотографии города и страны, иллюстрации по правам ребенка, иллюстрации к сказкам);
  • Аудиозаписи Гимна России, песен о родном городе и стране, литературных произведений.
  • Видео-презентаций к мероприятиям.
  • Технических средств (диапроектор, экран).
  • Наглядно-дидактическая оснащенность.
  • Тесное сотрудничество педагогического коллектива с родителями.

 

Нормативно-правовой основой правового воспитания являются:

  • Декларация прав ребенка (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации.
  • Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.
  • Устав учреждения.


Список литературы:

1. Григорьева Л.А. Защитим права ребенка / Л.А. Григорьева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008. - № 11.

2. Данилина Т.А. Проблема защиты прав ребенка в семье / Т.А. Данилина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - № 6.

3. Конвенция о правах ребенка. - Екатеринбург, 1995.

4. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

5. Курнешова Л.Е. Защита прав и достоинства маленького ребёнка: координация усилий семьи и детского сада / Л.Е. Курнешова - М., Центр «Школьная книга», 2002

6. Мулько И.Ф.. Развитие представлений о человеке в истории и культуре / И.Ф. Мулько. - М., 2004.

7. Охрана прав ребенка // Ребенок в детском саду. – 2005. - №№ 4,5, 6.

8. Права ребенка: Основные международные документы. - М.: Дом, 1992

9. Прохорова О.Г. Защита детства в международном праве / О.Г. Прохорова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - № 6.

10. Пыжьянова Л.Е. Права ребенка / Л.Е. Пыжьянова // Ребенок в детском саду. – 2003. - № 3.

11. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Политиздат,1990.

12. Соловьева Е.В. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка / Е.В. Соловьева. - М.:АРКТИ, 2003.

13. Чубченко Е.Н. Защита прав и достоинств ребенка / Е.Н. Чубченко // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - № 6.

 

Электронные ресурсы удаленного доступа:

1. Ган Наталья Юрьевна. Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Екатеринбург, 2002 218 c. – Режим доступа: http://www.dslib.net/doshkoln-obrazovanie/gan.html

2. Конвенция о правах ребенка в стихах и картинках. – Режим доступа: http://sredd-d.my1.ru/publ/2-1-0-4.

 

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Тематический план недели здоровья «Мир искусства»

Тематический план недели здоровья «Мир искусства» Время Понедельник, 27 марта «День поэзии» Вторник, 28 марта «День музыки» Среда, 29 марта «День живописи» Четверг, 30...

Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского…

Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского народа» Группа: вторая группа раннего возраста. Оформление. В углу макет русской избы...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования Адаптация - процесс вхождения ребёнка в новую среду и привыкание к...

Читайте также

НОД в младшей группе «Зима в лесу»

НОД в младшей группе «Зима в лесу» Цель: расширение знаний детей об обитателях леса, особенностях их жизни зимой (заяц, лиса, волк...

Открытое занятие по физической культуре «Приключения пиратов»

Открытое занятие по физической культуре «Приключения пиратов» Задачи: 1. Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению детей к физкультуре и спорту. 2. Закреплять ранее...

Доклад «Формирование активной позиции родителей при проведении логопедической работы»

Доклад «Формирование активной позиции родителей при проведении логопедической работы» Свое сообщение мне хотелось бы начать с цитаты психолога, группового тренера, мастера...