Педагогический проект
«Широкая масленица»
Актуальность проекта
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Ожидаемый результат:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Объект проекта - русская народная культура.
Предмет проекта: русский народный календарный праздник «Масленица»
Цель проекта:
Расширить знания детей о традициях русского народа;
Сформировать у детей чувства патриотизма;
Формировать представление о народных русских обрядовых праздниках;
Воспитывать эстетическое и духовно - нравственное отношение к традициям своего народа.
Задачи проекта:
Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
Обогащать духовный мир детей.
Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Вид проекта:
Краткосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования.
Сроки реализации: Одна неделя.
Разработка проекта:
составление совместного плана работы над проектом, подбор методической, художественной литературы, муз.произведений, картин и иллюстраций по теме, изготовление с детьми и родителями творческих работ и атрибутов, проведение различных форм и методов работы с детьми и родителями, организация места проведения праздника, проведение инструктажа по технике безопасности, подведение итогов, оформление проекта.
Интеграция образовательных областей:
Социализация и познание:
- познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями.
- воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа.
- формирование необходимых умений и навыков в разных видах труда.
- дать представление о трудовой деятельности наших предков с старину.
- формировать навыки безопасного поведения дошкольников на улице во время праздника.
Физическое развитие:
- стимулирование двигательной активности детей совместными спортивными занятиями, подвижными играми.
- познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры.
- формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Речевое развитие:
- воспитание любви к народным праздникам через произведения художественной литературы.
- чтение и заучивание произведений фольклора народного праздника
- учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
- поощрение речевой активности, развитие свободного общения со взрослыми и детской аудиторией.
использование педагогами и родителями каждой возможности для общения с ребенком.
- обращение внимания родителей на возможность развития интереса ребенка к народным праздникам в ходе ознакомления с художественной литературой.
Художественно-эстетическое развитие:
- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в произведениях великих художников.
- развивать эмоциональную отзывчивость при слушании классических произведений.
- стимулировать эмоционально-нравственную сферу, посредством различных видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально - ритмические движения.
- познакомить с русскими народными музыкальными инструментами.
- обучать обыгрывать воображаемые образы и предметы, развивать мелкую моторику, творческие способности;
Выполнение проекта
Образовательная область |
Виды детской деятельности |
Формы работы |
|
Познавательная, Социально-коммуникативная |
Познавательно-исследовательская продуктивная, коммуникативная |
Электронная презентация «О праздниках, традициях русского народа» Беседы о традициях и обрядах праздника. Знакомство со значением и символикой блинов. Экскурсия в музей народного быта. Видео - фильм «Масленица-смешарики». Постановка театрализованного представления «Петрушечные комедии». Беседа о правилах поведения во время праздника. Беседа на тему: «Огонь – не забава!». Приготовление теста для блинов. Помощь в расчистке территории от снега для проведения праздника. Коллективное изготовление чучела Масленицы. Изготовление кукол скруток, «Солнышко» из шерстяных ниток, лоскутного коврика. |
|
Физическая культура |
Двигательная, игровая |
Народные подвижные игры. «Карусель», «Утка-гусь», «Ручеек», «Звонарь», «Жмурки», «Горелки», «Два Мороза», «Масленица» Игры-аттракционы: «Петушинный бой», катание на санках, ледяных горок. перетягивание каната, бег в мешках, скачки на метле. |
|
речевая |
коммуникативная, восприятие худ. литературы, музыкально-игровая |
Чтение русского фольклора, стихотворений о масленице. Заучивание приговорок, закличек, поговорок о Масленице, блинах. Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах, о зиме и весне. Разучивание пальчиковых игр. |
|
Художественно-эстетическая |
Познавательская, продуктивная |
Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица». Рисование на тему: «Масленица». Рассматривание мини-выставки иллюстраций на тему масленичных гуляний. Знакомство с лоскутным рукоделием. Лепка на тему «Барышня на масленице». Коллективная аппликация на тему «Прощание с зимой». Слушание русских народных песен в обработке Алябьева, Гурилёва, Чайковского. Разучивание закличек: «Весна-весна красная», «А мы Масленицу дожидались» и др., разучивание русских народных песен: «К нам гости пришли», «Блины», «масленичных» частушек, русских народных заигрышей: «Масленица - кривошейка», «Ой, Масленица», «Веснянка». Разучивание русских народных игр: «Масленица», «Звонарь», «Веселый бубен» |
|
Работа с родителями |
Участие в организации мини-выставки «Предметы старины», разучивание пословиц и поговорок со словами Масленица и блин, участие родителей в изготовлении костюмов, атрибутов для праздника, ознакомление с наглядным, тематическим материалом по теме. |
Читайте также |
---|
Мастер класс «Богатый урожай»
Мастер класс «Богатый урожай» Овощи и фрукты приносят в дом здоровье в любое время года. И конечно же, чем их больше...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию на тему: «Городской…
Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию на тему: «Городской транспорт» В рамках тематической недели: «Транспорт». Дата проведения: (первая неделя ноября). Цель: закреплять знания детей о...
Разработка театрализованной постановки в подготовительной группе «Красная Шапочка на современный…
Разработка театрализованной постановки в подготовительной группе «Красная Шапочка на современный лад» в рамках праздника, посвященного Дню Матери