Проект
«Нравственное воспитание детей средствами театрализованной деятельности»
1. Анализ ситуации
Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего возраста, а также является средством гуманизации воспитательного процесса посредствам театрализованной деятельности. В области познавательной активности у ребёнка следует воспитывать интерес к культуре поведения на примере сказочных героев, побуждать находить необычное в знакомом и привычном, вместе с ребёнком элементарно анализировать и делать маленькие открытия в сказках, для этого необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды через героя сказки, публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Глубокие нравственные чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и искусстве – важное условие духовной жизни ребёнка.
Нравственные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, совершать правильные поступки.
Самым увлекательным направлением в дошкольном нравственном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни героев театрализованных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить правильный выход из проблемных ситуаций. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
2. Проблема
Противоречия между:
• формированием активной жизненной позиции ребёнка младшего возраста, приобщении его к нравственным, духовным ценностям семьи, высоким и низким уровнем гражданской позиции у детей младшего возраста
• уровнем воспитанности в семье и в детском дошкольном учреждении
3. Цели, задачи педагогического проекта
Цель:
создать условия для развития нравственных ценностей у детей младшего возраста при помощи театрализованной деятельности.
Задачи:
• Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия;
• Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, раскрепощая ребенка (вызывая желание выступать перед куклами и сверстниками) ; работая над речью, интонациями; расширяя и активизируя словарный запас детей, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству, что ведет к повышению нравственного уровня ребенка.
• Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка, пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
• Приобщать воспитанников к праздникам, традициям, народно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к русским народным играм.
• Воспитывать уважительное отношение к результатам детского творчества.
Сроки реализации проекта:
Проект носит краткосрочный характер (1 год) – 2013-2014гг. План мероприятий составлен на год.
Два раза в год (декабрь, май) подводятся промежуточные итоги реализации проекта.
4. Планируемые результаты
• Повышение уровня нравственной культуры детей младшего возраста.
• Повышение уровня приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь.
• Получение воспитанниками удовлетворения от результатов и процесса перевоплощения, импровизации; ощущение собственной необходимости и полезности от исполнения собственной роли.
• Усиление ориентации воспитанников на духовные ценности.
5. План реализации
Подготовительный этап сентябрь - октябрь.
(Изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта.)
• Проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте.
• Создание творческой группы.
• Подбор и изучение литературы по теме проекта.
• Постановка цели и задач, составление плана работы.
• Анкетирование родителей.
• Совместная деятельность педагога с детьми.
Основной этап реализации октябрь - апрель.
• Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала.
• Обогащение развивающей среды.
• Активизация работы с детьми и их родителями, педагогами.
• Проведение открытых мероприятий для коллег своего дошкольного учреждения и педагогов методического объединения города.
• Изготовление альбомов по сказкам, потешкам, карточек-пиктограмм с нравственной направленностью.
• Анализ результатов подготовительного этапа реализации проекта.
• Внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом.
• Контроль качества работы.
Заключительный этап май.
Обобщение результатов работы (в форме презентации) и их анализ педагогом на педсовете, родительском собрании и консультаций в уголке для родителей.
План мероприятий по нравственному воспитанию детей младшего возраста:
Вид деятельности |
Тема |
Цель |
Организационная |
Оформление театрального уголка |
Подготовить условия и детей |
Художественно-речевая |
Беседа на тему: «Театр» |
Показ иллюстраций и фотографий. Приобщение детей к театру |
Театрально-игровая |
Игра «Узнай сказку» (по иллюстрациям, по отрывкам) |
Закрепить знания текстов сказок. Развивать память |
Изобразительная |
«Мой любимый герой сказки» |
Формировать интересы детей. Способствовать умению передавать качества личности любимого героя |
Художественно-речевая |
Прочтение сказки «Бобовое зернышко». Беседа по ее содержанию |
Познакомить детей с сюжетом сказки. Работать над интонацией, выразительностью, дикцией |
Театрально-игровая |
Загадки, словесные игры по тексту сказки «Бобовое зернышко» |
Закреплять знания детей о сказке. Способствовать развитию воображения, речи, речевого дыхания |
Изобразительная |
Герои сказки «Бобовое зернышко» |
Воспитывать у детей умение передавать интерес к сказке через изображение сказочных героев |
Творческая |
Изготовление книжки из рисунков по сказке «Бобовое зернышко» |
Воспитывать желание изготовлять из рисунков сказочную книжку |
Художественно-речевая |
Знакомство с текстом сказки «Гуси – лебеди» |
Вспомнить с детьми сюжет сказки. Работать с текстом |
Музыкальная |
Подбор музыки к тексту сказки «Гуси – лебеди» |
Воспитывать у детей умение подбирать музыку для передачи хорошего, подавленного и обманутого настроения |
Творческая |
Оформление театрального уголка к показу сказки «Гуси – лебеди» |
Подготовка кукол, театральных декораций. Формировать эмоциональную атмосферу и активность детей |
Театральная |
Театрализованное представление сказки «Гуси – лебеди» |
Воспитывать у детей умение передавать содержание сказки. Формировать дикцию, интонационную выразительность |
Художественно-речевая |
Сказка «Вершки-корешки». Знакомство с текстом сказки |
Способствовать умению детей передавать содержание сказки своими словами. Формировать память, речь |
Театрально-игровая |
Игра «Вершки и корешки с героями сказки мужиком и медведем |
Способствовать умению детей классифицировать овощи по заданной тематике |
Творческая |
«Фигурка медведя» (лепка) |
Передавать характер героя через пластику |
Музыкальная |
Подбор музыки к тексту сказки «Вершки и корешки» |
Передавать с помощью музыки характер, повадки и настроение героев |
Работа с родителями |
Выставка работ и показ сказки «Вершки и корешки» |
Познакомить родителей с результатами работы за истекший период |
Художественно-речевая |
Прочтение сказки «Морозко». Беседа по ее содержанию |
Познакомить детей с содержанием сказки. Передавать содержание своими словами |
Театрально-игровая |
Загадки, словесные игры по тексту сказки «Морозко» |
Закреплять знания детей о сказке. Формировать воображение, фантазию, речь. |
Изобразительная |
Герои сказки «Морозко» |
Передавать интерес к сказке через изображение сказочных героев. Закрепить умение передавать при изображении черты людей разного возраста |
Музыкальная |
«Забавы зимы» |
Передавать с помощью музыки зимние звуки: падающий снег, хруст снега под ногами, завывание метели и т.д. |
Театральная |
Представление сказки «Морозко» |
Воспитывать умение участвовать в построении сказки по ролям (отработка силы голоса, интонаций, движений, взгляда и т.д.) |
Художественно-речевая |
Сказка «По щучьему веленью». Беседа по ее содержанию |
Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову, запоминать ключевые моменты сказки, связывать сказку с былью, развивать речь |
Театрально-игровая |
Игра «По щучьему веленью, по моему хотенью» с героем сказки Емелей |
Выполнение задания Емели, вживаясь в роль волшебницы щуки |
Творческая |
Поделка «Щука» |
Способствовать умению детей изготовлять из природного материала макет щуки, передавая ее характерные особенности |
Театрально-спортивная |
«Веселые старты» по сказкам («Пирожки для бабушки», «Вытяни репку», Цветик-семицветик» и т.д. |
Совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, самостоятельность, воспитывать красоту, выразительность и грациозность движений |
Художественно-речевая |
Сказка «Заячья избушка». Знакомство с текстом сказки |
Передавать содержание сказки своими словами, развивать память, речь |
Изобразительная |
Рисование героев сказки «Заячья избушка» |
Формировать особенности тел животных, их окрас, движения. Передавать это в рисунке |
Театрально-игровая |
Проигрывание диалогов из сказки «Заячья избушка» |
Передавать с помощью мимики, жестов, интонации, тембра голоса характер героев сказки |
Музыкальная |
Подбор музыки к тексту сказки «Заячья избушка» |
Формировать чувство ритма, умение передавать с помощью музыки настроение животных, смену времен года, тембр голоса |
Художественно-речевая |
Прочтение сказки «Волк и семеро козлят». Работа с текстом сказки |
Запоминать и передавать содержание сказки |
Творческая |
Поделки к сказке «Волк и семеро козлят» |
Формировать умения детей изготовлять фигурки животных из природного и бросового материала. Совершенствовать навыки работы с тканью, ножницами, иглой |
Музыкальная |
Подбор музыки к тексту сказки «Волк и семеро козлят» |
Способствовать умению детей с помощью музыки передавать настроение животных, тембр голоса и т.д. |
Театрально-спортивная |
«Веселые старты» по сказкам («Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Пустое место» ит.д.) |
Совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, самостоятельность, воспитывать красоту, выразительность и грациозность движений |
Работа с родителями |
Выставка работ |
Познакомить родителей с результатами работы |
Работа с родителями воспитанников |
Театрализованное представление сказки «Волк и семеро козлят» |
Познакомить родителей с результатами творческой деятельности детей, продемонстрировать приобретенные навыки в театральном творчестве |
6. Условия, обеспечивающие достижения результатов
1. Психолого – физическое благополучие детей младшего возраста на основе оптимизации детско – родительских отношений путём использования игровых технологий и методов.
2. Разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно – нравственных качеств личности детей младшего возраста.
3. Стимулирование активности каждого ребёнка, вызвать его желание действовать, общаться, играть.
4. Проведение бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме нравственного становления ребёнка младшего возраста.
Список использованных источников:
1. Берлова А.Л. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. - М.,2008г.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2002
3. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 2004
4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…, М.,-2003
5. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания, - 2004
6. Панков В.И. Ваши помощники книги, М, - 1998
7. Рябкова И.В. Учимся говорить правильно: праздник игры и сказки, М. - 2004
8. Щуркова Н.Е. Игровые методики, - 2001
Читайте также |
---|
Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости…
Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости в Лесную Академию» Присутствовало 12 воспитанников подготовительной группы/ Длительность занятия – 30...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшей группе на…
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Приключения в Денежном королевстве»
Проектная деятельность: «Кошачьи секреты?»
Проектная деятельность: «Кошачьи секреты?» Технологическая карта проекта Название проекта «Кошачьи секреты» Тип Познавательно - исследовательский Вид Индивидуальный Основное направление Познавательное развитие Срок реализации Краткосрочный с 16.11. по 20. 11. 2017г. Участник Организатор...