Проект
«Азбука общения»
Тип проекта: педагогический.
Участники: воспитатели, дети, родители подготовительной группы № 2.
Целевая группа: дети подготовительной группы № 2, родители.
Масштаб:
по времени реализации: долгосрочный 6 мес.,
по количеству участников: 20 детей группы и 40 родителей.
Основание для разработки:
Дети подготовительной группы через год вольются в новый школьный коллектив. Им придется общаться с новыми сверстниками и взрослыми людьми. Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития.
Жизнь современного человека наполнена стрессами, преодоление которых становится одной из наиболее актуальных проблем.
Стресс - это любое обстоятельство жизни оцениваемое человеком как негативное, мешающее удовлетворению его потребностей. Организм реагирует на стресс на физическом и психическом уровне.
Основой стрессоустойчивости у человека является:
1. Самопринятие или любовь к самому себе. Самопринятие – это жизненная опора человека, или другими словами «подушка безопасности» в жизни человека.
2. Характеристика стрессоустойчивости – оптимизм;
3. Составляющая стрессоустойчивости – овладение дошкольниками стратегиями преодоления негативных эмоций (например, страха, печали, злости);
4. Составляющая стрессоустойчивости – умение расслабляться.
Для меня, как педагога, этот проект важен по той причине, что психологи в саду часто меняются, и они не наблюдают детей ежедневно, а воспитатель общается с ребенком ежедневно и видит его в различных ситуациях. Поэтому воспитатель как никто заинтересован в реализации данного проекта. Что поможет поддерживать в группе комфортную для детей обстановку.
Цель проекта:
Развивать коммуникативные способности детей, что поможет реальному общению детей с новым коллективом при поступлении в школу, через знакомство детей и родителей с простыми играми и упражнениями, способствующими развитию основных умений общаться, от этого зависит психическое здоровье детей.
Развивать стрессоустойчивость у дошкольников.
Задачи:
1. Обучить детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
2. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, ориентируясь на метод сопереживания;
3. Формировать у детей умения и навыки владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;
4. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
5. Помочь в усвоении и реализации адекватного поведения, преодоления противоречий в межличностных отношениях;
6. Формировать умение сознательно регулировать расслабление и напряжение мышц тела;
7. Воспитывать уважение и терпимость по отношению друг к другу.
Стратегия и механизмы реализации:
1. Создание предметно-развивающей среды и методического материала:
1. Создание психологического уголка;
2. Изготовить накидки на 2 мягких кресла: по цвету желтая и салатовая для снятия мышечного напряжения и профилактика утомляемости глаз;
3. Оформление фотоальбомов «Это Я»;
4. Изготовить веселые сюжетные коврики;
5. Подбор «волшебных предметов» (шляпы, накидки, короны, волшебные палочки, чудесные башмачки, волшебные туфельки и др.);
6. Изготовить: коробочку примирения, мешочек настроения, подушку для битья, копилку добрых дел, доску настроений;
7. Оформить свободные поверхности группового помещения в виде овощей и фруктов с выражением эмоций, можно использовать наклейки животных придав им выражение разных эмоций;
8. Приобрести и закрепить зеркало в уголке для выполнения различных этюдных упражнений, например, «Попугай, дразнит самого себя»;
9. Оформить альбом с правилами: доброты, честности, вежливости (для детей подготовительной группы можно ограничится текстами, а для младшего возраста правила в картинках), правила настоящей дружбы.
2. Диагностика детей на уровень определения самоконтроля (методика Розенцвейга).
3. Содержание работы с детьми по разделам:
1. «Я и мое тело»:
Упражнения направлены на преодолении замкнутости, пассивности, скованности детей – это важно т.к. только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и физически защищен. (Картотека игр прилагается)
Игры: «Путаница», «Насос и мяч», «Три подружки», «Котята», «Штанга», «Кулачки».
2. «Я и мой язык»:
Игры и упражнения направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики: «Через стекло», «Иностранец», «Расскажи стихи без слов», «Испорченный телефон»: упражнения на расслабление речевого аппарата: «лягушки», «орешек», «волшебный сон».
3. «Я и мои эмоции»:
Игры и упражнения направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а так же распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Игры: «Пиктограмма», «Угадай-ка», «Волшебный мешочек», «Азбука настроения»; рисуем эмоции пальцами, дневник настроения.
Этюды на выражения гнева: «Король Боровик», «Хмурый орел», «Гневная гиена», «Два сердитых мальчика».
Этюды на выражение удовольствия: «Цветок», «Первый снег», «Встреча с другом».
4. «Я и другие»:
Игры и упражнения направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувство общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного и доброжелательного отношения к людям и друг к другу.
Игры: «Прорви круг», Поводырь», «Жмурки», «Связующая нить», «Клеевой дождик», «Лепим сказку».
Цикл бесед: «Доброта», «Честность», «Вежливость», «Как правильно дружить» (разработка совместно правила дружбы), «Секрет волшебных слов», «Давай поговорим» (как слушать собеседника и вести себя во время разговора).
Игровой тренинг: «Как стать волшебником», игровое занятие М. Пляцковского «Эй, ты!», «Как поступить».
Упражнение: «Общаемся уважительно и ласково», «Сказка наоборот», «Ролевая гимнастика», «Сказка по кругу», «Разыгрывание ситуации», «Расскажи руками»
Обсуждение стихотворения Л.Кузьмина «Дом с колокольчиками».
Итоговое мероприятие – практическая конференция «Азбука общения» совместно с родителями.
4. Ожидаемые результаты:
- дети с повышенной активностью научатся приемам саморегуляции;
- агрессивные дети будут меньше ссориться и драться;
- раскроются тревожные дети и застенчивые;
- дети научатся сотрудничать друг с другом.
5. Трансляция проекта:
- листы информации;
- ширмы для родителей;
- трансляция проектной деятельности педагогам детского сада;
- интернет (сайт детского сада «Созвездие»).
6. Дальнейшее развитие проекта:
1. Этот проект применим для детей всего дошкольного возраста от 3-х лет и старше. В дальнейшем проект, возможно, адаптировать к детям разной возрастной категории.
2. Создание картотек игр и ситуаций по всем разделам проекта.
Литература:
1. «Азбука общения» Л.М. Щипицына, О.В, Защиринская, А.П. Воронова,
«Детство – Пресс» Санкт-Петербург, 2004 г.
2. Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Москва. АСТ: 2008 г.
3. Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» Москва. АСТ: 2008 г.
Читайте также |
---|
Кружок дополнительного образования «Умелые ручки»
Кружок дополнительного образования «Умелые ручки» (Подготовка руки к письму)
Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Брейн – ринг»
Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Брейн – ринг» Задачи. Образовательные: 1. Выявить уровень знаний и умений детей в области «Познавательное развитие» по...
Образовательная ситуация в средней группе «Посиделочки в гостях у Белочки!»
Образовательная ситуация в средней группе «Посиделочки в гостях у Белочки!» Программные задачи: Продолжать формирование у детей элементарных представлений об осенних изменениях в...