Проект «Бабушкин сундук»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, художественно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: дети, педагоги, родители, др. социальные институты.
Целью проекта является формирование у детей “базиса культуры” на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры как страны, так и региона.
Примечание 1: данное содержание может варьироваться исходя из интересов и возможностей детей, возрастной группы, времени года, а также исходя из приоритетной направленности самого проекта.
Примечание 2: данный проект включен в вариативную часть образовательной программы ДОУ, был дважды опробован с детьми средней группы (июнь 2012 г), с детьми старшей группы (декабрь 2013).
Задачи.
1. Развивать личную культуру ребёнка, как основу его любви к родине, городу, семье.
2. Дать понятие детям о русских народных традициях, ремеслах, праздниках, играх через разные виды деятельности.
3. Приобщить детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи. от пляски, сказки и музыки до театра.
4. Поддерживать интерес к своей национальной культуре через знакомство с народными играми.
5. Познакомить детей с традиционными ремеслами, дать комментарии к использованию некоторых «предметов-помощников».
6.продолжать формировать привычку к здоровому питанию через знакомство с некоторыми принципами русской народной кухни.
Актуальность проекта.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие “Родина” включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной. Знакомство с русской народной культурой и направлено на формирование нравственных и духовных качеств.
С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
Методическое обеспечение.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Учебно - методическое пособие. С.-Пб. «Детство-Пресс». 1998.
- Бударина Т.А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством».С.-Пб. «Детство - Пресс». 1999.
Пособия для детей.
- «Город чудный, город древний». М. «Карапуз». 1997.
- «Малышам о Москве». Минск. «Белорусский дом печати».1997.
- А. Иванов «Как неразлучные друзья дом охраняли». Тверь. «Аст-Пресс».1996.
- А. Иванов «Как неразлучные друзья в огне не горели». Тверь. «Аст-Пресс».1996.
- Г. Зайцев «Уроки Айболита». С.-Пб. «Акцидент». 1997.
Итог проекта:
- создание фотоальбома «Чудеса из сундука»;
- создание ежемесячной групповой газеты «Солнечные лучики»;
- выставка поделок и рисунков детей и родителей в разных техниках.
Содержание работы
Совместная деятельность детей и взрослых
Познание |
познавательные вечера по теме «История вещей» (откуда пришла матрешка, первые берестяные погремушки, деревянные ложки и др.);
- «У колодца» и др. - Народные игры: - подвижные (гуси-лебеди, эхо, совушка, лиса в курятнике, коршун и наседка); - хороводные (хороводная-огородная, у рябинушки, как у наших у ворот, тетера шла и др)4
|
Безопасность |
1. с песком; 2. крупным строителем; 3. в уголке экспериментирования; 4. в творческой мастерской;
|
Здоровье |
|
Физическая Культура
|
|
Труд |
|
Чтение художественной литературы |
Сказки - «Пузырь, соломинка и лапоть; - «Арысь – поле»; - «Диво дивное, чудо чудное»; - «Мороз, Солнце и Ветер»; - «Снегурочка»; - «Рыбка и головастик» (Б.Н.Сергуненков); - «Сова «(В. Бианки); - «Медведь и солнце» (Н. Сладков); - «Сто умов» (алтайская); - «Почему кот моется после еды» (литовская). Русские сказки по народным сюжетам (серия «Покатигорошек», «Сказка о двух сестрах», «Скатерть-самобранка и кошелек-самотряс» и др.). Рассказы Л. Толстой «Филиппок»; О. Емельянова «Деревенские рассказы»; Ю. Бронский «Терем Юрия Онциферовича». Стихотворения - «Круговорот» (И. Гурина); - «От чего зависит погода?» (А. Усачёв); - «Природные явления» (С. Олексяк); - дразнилки в стихах, цикл стихов В. Степанова «Взрослым и детям обо всем на свете»; Отгадывание загадок о природе, животных, растениях. Чтение глав из книги «Народный календарь». |
Художественное творчество
|
Рисование - опыты с красками; - игра «Темное - светлое»; - Игры «Угадай по цвету», «Что бывает красное (желтое, золотое, малиновое, …); - Коллективная работа «Солнце»; - Знакомство с традиционными народными формами (круг. полоса и т.д.); - рассматривание элементов народных росписей; - составление орнаментов. - Учимся нетрадиционным способам рисования (способы «свеча+ акварель», «соль и гуашь», рисование кефиром, рисование мыльной пеной). - Творческие задания «Узоры». «На что похоже». - Создаем необычные краски (из угля, желтков, крахмала). - Конкурсы рисунков «Мое любимое растение», «Необычное животное» (по выбору детей), «Народный костюм». - Выставка творческих работ «Рисуем я и мама». Лепка (соленое тесто, глина, пластилин); - лепка «Дикое животное»; - опыты с глиной (свойства материала); - организация выставки «Это все из глины» в рубрике «Наш музей»; - «Необычные цветы» - в технике смешивания пластилина; - пополнение альбома «Мастер-класс от…» страничками; - создание работ по выбору детей. Ручной труд - Поделки из природного материала (шишки, желуди, семена и т.д.); - Рассказ воспитателя об основных свойствах бумаги, бересты, ткани; - Изготовление вертушек для игр с ветром; - Куколки из одуванчиков; - Коллективная работа «Мой город»; - Знакомство с техникой составления коллажа; - Плетение на палочках «дорожка»; - Изготовление кормушек из бросового материала; - Создание панно из листьев, цветов; - Оформление книжек-малышек; «Мой любимый цветок», «Мое любимое место в Новгороде»; - Плетение венков из одуванчиков. |
музыка |
Слушание музыки: - Звуки природы; - Птичьи голоса; - Дождь; - Гроза.
|
Читайте также |
---|
Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок»
Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок» Цель: Учить раскатывать валик (колбаску) из пластилина на доске прямыми движениями рук. Задачи: Обучающие: формировать знание...
Семинар-практикум «Творческий проект»
Семинар-практикум «Творческий проект» Цель семинара-практикума: создание условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектной деятельности. Задачи: 1. Повышать методическую...
Сценарий праздника 8 марта для детей средней группы «Цветик семицветик»
Сценарий праздника 8 марта для детей средней группы «Цветик семицветик»