Проект «Бабушкин сундук»

Тип проекта: познавательно-исследовательский, художественно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети, педагоги, родители, др. социальные институты.

Целью проекта является формирование у детей “базиса культуры” на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры как страны, так и региона.

Примечание 1: данное содержание может варьироваться исходя из интересов и возможностей детей, возрастной группы, времени года, а также исходя из приоритетной направленности самого проекта.

Примечание 2: данный проект включен в вариативную часть образовательной программы ДОУ, был дважды опробован с детьми средней группы (июнь 2012 г), с детьми старшей группы (декабрь 2013).

Задачи.

1. Развивать личную культуру ребёнка, как основу его любви к родине, городу, семье.

2. Дать понятие детям о русских народных традициях, ремеслах, праздниках, играх через разные виды деятельности.

3. Приобщить детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи. от пляски, сказки и музыки до театра.

4. Поддерживать интерес к своей национальной культуре через знакомство с народными играми.

5. Познакомить детей с традиционными ремеслами, дать комментарии к использованию некоторых «предметов-помощников».

6.продолжать формировать привычку к здоровому питанию через знакомство с некоторыми принципами русской народной кухни.

Актуальность проекта.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие “Родина” включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной. Знакомство с русской народной культурой и направлено на формирование нравственных и духовных качеств.

С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.

Методическое обеспечение.

  • Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Учебно - методическое пособие. С.-Пб. «Детство-Пресс». 1998.
  • Бударина Т.А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством».С.-Пб. «Детство - Пресс». 1999.

Пособия для детей.

  • «Город чудный, город древний». М. «Карапуз». 1997.
  • «Малышам о Москве». Минск. «Белорусский дом печати».1997.
  • А. Иванов «Как неразлучные друзья дом охраняли». Тверь. «Аст-Пресс».1996.
  • А. Иванов «Как неразлучные друзья в огне не горели». Тверь. «Аст-Пресс».1996.
  • Г. Зайцев «Уроки Айболита». С.-Пб. «Акцидент». 1997.

Итог проекта:

- создание фотоальбома «Чудеса из сундука»;

- создание ежемесячной групповой газеты «Солнечные лучики»;

- выставка поделок и рисунков детей и родителей в разных техниках.

Содержание работы

Совместная деятельность детей и взрослых

Познание

  • рассказы о традиционных ремеслах на Руси (гончарное дело, ткачество, плетение из бересты, бортничество и др.);
  • знакомство с народными приметами (по временам года);
  • чтение познавательных сказок;
  • опыты с глиной, землей, песком, водой и т.д.;
  • рассказ воспитателя об отношении людей к явлениям природы в древности;
  • создание коллекций «Деревянные чудеса», «Лоскуток к лоскутку»;
  • знакомство с легендами, мифами о домашних животных, явлениях природы и др.;
  • чтение сказок из сб. «Новгородские сказки»;
  • рассматривание бересты, березовой коры;
  • беседа «На чем писали дети много лет назад»;
  • знакомство с берестяными грамотами;
  • обсуждение «А каким вы представляете древний детский сад»;
  • ситуативные разговоры «Как быть, если игрушек нет, а поиграть хочется»;
  • беседы о декоративно-прикладных промыслах;
  • рассматривание изделий, (Гжель, Хохлома, Каргополь и др.);

 

познавательные вечера по теме «История вещей» (откуда пришла матрешка, первые берестяные погремушки, деревянные ложки и др.);

  • знакомство новгородской архитектурой через целевые прогулки и экскурсии на Ярославово Дворище, в Кремль, в Витославицы;
  • чтение и обсуждение глав из книги «Терем Юрия Онциферовича»;
  • Речевые ситуации «Если бы я был.., то..»; «Как поступить,ессли…» и.т.д;
  • Сочинение сказок о природе, явлениях;
  • Драматизация сказок по выбору детей;
  • Беседы «Что такое, кто такой», «Что бы это значило?»;
  • Отгадывание авторских и фольклорных загадок о подворье, ремеслах, растениях, животных и пр.;
  • обсуждение и пояснение народных примет (зимних, весенних, летних, осенних);
  • Игры с правилами;
  • Составление словаря «незнакомые слова», знакомство с диалектами, непонятными словами, словами - перевертышами;
  • рассматривание картин на тему «Деревня», «Древий город», «Народные костюмы» и др.;
  • пальчиковые игры «Тук-тук, кулачок», «Мал мала меньше» и др.;
  • разучивание потешек, закличек, дразнилок;
  • Создание условий для для сюжетно-ролевых игр «Строим древний город», «Деревня», «Семья»,;
  • игры-драматизации «Ходит заинька», «Лень»,;

- «У колодца» и др.

- Народные игры:

- подвижные (гуси-лебеди, эхо, совушка, лиса в курятнике, коршун и наседка);

- хороводные (хороводная-огородная, у рябинушки, как у наших у ворот, тетера шла и др)4

  • проведение праздников (Осенины, Катерина-санница, наум -грамотник, Святки, Масленица);
  • Организация развлечений в соответствии с народным календарем (А у нас — капустник!, Колядки, Емельян-перезимник, игры-посиделки);
  • Ситуативные разговоры на прогулке с учетом интересов детей;

Безопасность

  • Разбор проблемных ситуаций «как быть, если заблудился », «Можно ли одному уходить» и тд.;
  • Беседы «На чем ездили прапрадедушки и прапрабабушки?», «Когда появились правила дорожного движения»,;
  • Чтение сказок «Маша и медведь», «Колобок»;
  • Совместная разработка правил безопасного поведения на участке, в группе, в транспорте;
  • рассматривание иллюстраций с изображением телеги, конки и пр.;
  • чтение сказок с додумыванием окончания «Волк и лошадь», «Под телегой»;
  • коллективное обсуждение правил при игре:

1. с песком;

2. крупным строителем;

3. в уголке экспериментирования;

4. в творческой мастерской;

  • составление «карты-плана» группы, участка, территории детского сада.

Здоровье

  • Рассказы воспитателя по темам «Что носили в старину», «Во что играли на улице зимой(летом)».
  • «Почему так любили овощи и что сажали чаще всего в Новгородской губернии».
  • Беседы и дегустации «Лакомства из сундука» (пряники, петушки, сушки, и тд)
  • чтение «Репка», «Деревенская и городская мышки», «Девочка из коробки с грушами», и др.
  • Чтение энциклопедии «Азбука здоровья».
  • Игры «Хорошо-плохо», «Съедобное-несъедобное».

Физическая

Культура

 

 

 

 

 

 

 

  • разучивание физкультминуток (о природных явлениях, ремеслах, овощах, дом животных);
  • стихи с движениями;
  • обогащение двигательного опыта детей через игры-путешествия;
  • придумывание своих необычных движений;
  • тематические занятия совместно с физ. руководителем;
  • творческие задания «Покажи как»;
  • разучивание народных игр «Лапта», «Городки», Ловишки».

Труд

  • Рассказы воспитателя «Чем занимались прадеды», «Народные ремесла», цикл рассказов о рукоделии;
  • «Растения, которые выращивали в старину»;
  • рассматривание ткацкого станка;
  • игра-развлечение «Лоскутное одеяло»;
  • экскурсии в музей народного зодчества «Витославлицы», в Дом народного творчества;
  • мастер-классы с родителями по изготовлению народной игрушки из ткани, глины.

Чтение художественной литературы

Сказки

- «Пузырь, соломинка и лапоть;

- «Арысь – поле»;

- «Диво дивное, чудо чудное»;

- «Мороз, Солнце и Ветер»;

- «Снегурочка»;

- «Рыбка и головастик» (Б.Н.Сергуненков);

- «Сова «(В. Бианки);

- «Медведь и солнце» (Н. Сладков);

- «Сто умов» (алтайская);

- «Почему кот моется после еды» (литовская).

Русские сказки по народным сюжетам (серия «Покатигорошек», «Сказка о двух сестрах», «Скатерть-самобранка и кошелек-самотряс» и др.).

Рассказы

Л. Толстой «Филиппок»;

О. Емельянова «Деревенские рассказы»;

Ю. Бронский «Терем Юрия Онциферовича».

Стихотворения

- «Круговорот» (И. Гурина);

- «От чего зависит погода?» (А. Усачёв);

- «Природные явления» (С. Олексяк);

- дразнилки в стихах, цикл стихов В. Степанова «Взрослым и детям обо всем на свете»;

Отгадывание загадок о природе, животных, растениях.

Чтение глав из книги «Народный календарь».

Художественное

творчество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование

- опыты с красками;

- игра «Темное - светлое»;

- Игры «Угадай по цвету», «Что бывает красное (желтое, золотое, малиновое, …);

- Коллективная работа «Солнце»;

- Знакомство с традиционными народными формами (круг. полоса и т.д.);

- рассматривание элементов народных росписей;

- составление орнаментов.

- Учимся нетрадиционным способам рисования (способы «свеча+ акварель», «соль и гуашь», рисование кефиром, рисование мыльной пеной).

- Творческие задания «Узоры». «На что похоже».

- Создаем необычные краски (из угля, желтков, крахмала).

- Конкурсы рисунков «Мое любимое растение», «Необычное животное» (по выбору детей), «Народный костюм».

- Выставка творческих работ «Рисуем я и мама».

Лепка (соленое тесто, глина, пластилин);

- лепка «Дикое животное»;

- опыты с глиной (свойства материала);

- организация выставки «Это все из глины» в рубрике «Наш музей»;

- «Необычные цветы» - в технике смешивания пластилина;

- пополнение альбома «Мастер-класс от…» страничками;

- создание работ по выбору детей.

Ручной труд

- Поделки из природного материала (шишки, желуди, семена и т.д.);

- Рассказ воспитателя об основных свойствах бумаги, бересты, ткани;

- Изготовление вертушек для игр с ветром;

- Куколки из одуванчиков;

- Коллективная работа «Мой город»;

- Знакомство с техникой составления коллажа;

- Плетение на палочках «дорожка»;

- Изготовление кормушек из бросового материала;

- Создание панно из листьев, цветов;

- Оформление книжек-малышек;

«Мой любимый цветок», «Мое любимое место в Новгороде»;

- Плетение венков из одуванчиков.

музыка

Слушание музыки:

- Звуки природы;

- Птичьи голоса;

- Дождь;

- Гроза.

  • Подбор слов, характеризующих мелодию.
  • Импровизация на музыкальных. инструментах.
  • Муз. игра «Угадай, чей голосок».
  • Опыты с муз. инструментами.
  • «Слышно - не слышно», «Тишина».
  • Рассказ воспитателя и муз руководителя о гуслях, ложках, трещетках. Слушание звучания инструментов.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок»

Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок» Цель: Учить раскатывать валик (колбаску) из пластилина на доске прямыми движениями рук. Задачи: Обучающие: формировать знание...

Семинар-практикум «Творческий проект»

Семинар-практикум «Творческий проект» Цель семинара-практикума: создание условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектной деятельности. Задачи: 1. Повышать методическую...

Сценарий праздника 8 марта для детей средней группы «Цветик семицветик»

Сценарий праздника 8 марта для детей средней группы «Цветик семицветик»

Читайте также

Модернизация системы работы по речевому развитию в современных условиях дошкольной…

Модернизация системы работы по речевому развитию в современных условиях дошкольной образовательной организации Правильная речь ребенка - это когда ребенок свободно пользуется...

Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи…

Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей Развитие речи – главный показатель развития детей. В дошкольном возрасте...

Дидактическая игра «Времена года»

Дидактическая игра «Времена года» Дидактическая игра «Времена года» будет интересна и познавательна детям с 4-5 лет. Данная игра направлена на развитие...