Проект
«Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР через приобщение к истории и культуре родного края в образовательном пространстве ДОУ»

Актуальность:

В настоящее время усиленно внимание к вопросу содержания и форм дошкольного образования со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ.

Изменения касаются и личностного развития ребенка, постоянно возникает идея о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов воспитания. Важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному городу, краю, его традициям и культуре.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственного воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.

Данный отрезок жизни наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго.

В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, со всей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живёт ребёнок.

В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознавания себя в окружающем мире. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. И наша задача – научить детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы нравственного воспитания не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан и сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.).

Данная проблема коснулась и нашего образовательного учреждения для детей с нарушениями речи.

Анализируя данные мониторинга детей старшего дошкольного возраста мы выяснили, что большинство из них имеет низкий уровень представлений о родном крае, его истории и традициях, не проявляют интереса к иллюстрациям, фотографиям, компьютерным презентациям, посвященным псковской тематике. В силу особенностей психо – речевого развития дети затруднялись в названии растений и животных Псковской области. Часть детей смогла назвать в качестве достопримечательностей города кукольный театр и планетарий. Известных людей края не назвал никто.

Результаты анкетирования показали, что родители затрудняются в определении понятий «нравственность», «патриотизм». Родители не считают нравственно - патриотическое воспитание важной частью работы ДОУ, считая главным – развитие речи.

Многие не находят времени для организации культурного досуга с детьми (посещение музеев, выставок), ссылаясь на высокую загруженность делами, усталость.

Таким образом, мы пришли к выводу, что грамотная организация работы по познавательно – речевому развитию в условиях предметной среды мини – музея «Русская Изба» в сочетании с традиционно принятыми методическими рекомендациями образовательной программы позволят повысить уровень содержательного компонента по следующим разделам:

- познавательное развитие (формирование целостной картины мира, региональных представлений, ФЭМП, социальная действительность),

- художественно – эстетическое развитие (продуктивная, музыкальная деятельность),

- развитие речи дошкольников через использование педагогами устного народного творчества, малых фольклорных форм при организации совместной деятельности с детьми,

- нравственно – патриотическое воспитание,

- работа с родителям.

В связи с этим, возникла необходимость создания данного проекта.

Гипотеза: Предположим, что если мы будем проводить работу по приобщению к истории и культуре родного края в воспитательно – образовательном процессе, который будет осуществляться в определенных условиях, то это будет способствовать воспитанию любознательного, общительного, имеющего представления о себе и обществе ребенка, что обеспечит в дальнейшем успешную социализацию в современном постоянно развивающемся обществе.

Цель проекта: обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционными средствами педагогического воздействия.

Задачи:

1. Способствовать сохранению здоровьесбережения каждого воспитанника через создание условий в образовательном пространстве ДОУ, а именно сохранение и развитие положительного эмоционального отклика в процессе приобщения к истокам народной культуры.

2. Воспитывать нравственно - патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста.

3. Способствовать развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, обогащать знания о природе, обществе, культуре и традициях родного края.

4. Способствовать развитию речи как средства мыслительной деятельности посредством расширения активного словаря, использования в работе малых фольклорных форм.

5. Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

6. Способствовать развитию эмоциональности, любознательности, активности, общительности посредством погружения в особую предметную среду.

7. Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • Воспитание ребенка эрудированного, общительного, имеющего представления о себе, обществе, культуре;
  • Развитие интереса к истории и культуре родного края;
  • Успешная социализация ребенка в обществе.

Для родителей:

  • Возможность участвовать в организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ;
  • Возможность получения информации о грамотном всестороннем подходе к процессу воспитания ребенка в семье.

 

1 этап – подготовительный

Цель: Создание организационной основы для реализации проекта.

 

Направления, задачи

Мероприятия

1. Программно – методическое обеспечение

  • Образовательная программа ДОУ
  • Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»
  • И.Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду»
  • О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Н. Рыжова «Мини – музей в детском саду»

2. Работа педагога

  • Организовывать тесное взаимодействие воспитателя и специалистов с целью достижения максимально качественного результата.
  • Составление мониторинга уровня развития региональных представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с реализуемыми программами.
  • Организация мини – музея «Русская изба» на базе сада совместно с администрацией МБДОУ.
  • Составление перспективного плана работы в мини- музее.

3. Работа с родителями

 

  • Изучение интереса и осведомленности родителей для эффективности построения воспитательно – образовательного процесса.
  • Позитивное сотрудничество при организации мини - музея «Русская Изба».
  • Определение дополнительных возможностей по взаимодействию с семьями воспитанников

 

2 этап – практический

Цель: Отработка базисных направлений деятельности, обеспечивающих познавательно – речевое развитие детей.

 

Направления, задачи

реализации проекта

мероприятия

1. Работа с детьми

  • Провести различные виды организованной образовательной деятельности тематических циклов «История вещей», «Народные праздники» в мини – музее «Русская изба» согласно составленному плану работы (см. Приложение 1)
  • Провести цикл праздников, развлечений, викторин на темы: «Край родной, навеки милый…», «С чего начинается Родина», «Там, где к Великой мчится Пскова…»

2. Работа с родителями

  • Родительские собрания на тему: «Семейные традиции – залог уважения в семье», «Нравственно – патриотическое воспитание в семье и ДОУ»
  • Открытые занятия, встречи в мини – музее «Русская Изба»

3. Работа педагога

  • Доклад на педагогическом совете «Использование регионального компонента в работе МДОУ»
  • Участие в семинаре по формированию представлений о родном крае у детей дошкольного возраста
  • Проведение консультации для педагогов «Оформление уголка «Родного края» в группах»
  • Составление картотеки игр и упражнений, направленных на формирование и развитие представлений детей дошкольного возраста о родном крае
  • Разработка конспектов организованной образовательной деятельности, направленной на познавательно – речевое развитие старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре и истории
  • Проведение мониторинга уровня развития региональных представлений у детей дошкольного возраста (промежуточный, контрольный)
  • Проведение различных видов деятельности познавательно – речевого направления посредством развития представлений о истории родного края
  • Пополнение картотеки занятий в мини – музее «Русская Изба»
  • Создание фото- и видеоматериалов организованной деятельности в мини – музее

 

3 этап – заключительный

Цель: результативность проектной деятельности по достижению цели.

 

Направления, задачи

Мероприятия

1. Определить уровень реализации проекта

  • Подведение итогов по реализации этапов проекта

2. Определение уровня развития каждого воспитанника

  • Мониторинг развития представлений детей о родном крае
  • Мониторинг развития интегративных качеств детей
  • Диагностика развития речи
  • Подведение итогов, обобщение и анализ результатов проектной деятельности

3. Определение перспектив дальнейшей работы

  • Описание хода и результатов работы над проектом
  • Корректировка действий
  • Подготовка и проведение консультаций для педагогов
  • Привлечение педагогов ДОУ к использованию материалов проекта в собственной работе

4. Трансляция педагогического опыта

  • Выступление на педагогическом совете «Итоги проектной деятельности»
  • Публикация материалов на сайте МДОУ

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

План работы в мини – музее «Русская Изба» в старшей группе

 

месяц

Вид организованной деятельности

Используемые речевые игры и упражнения

Формы работы с родителями

октябрь

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и лепке на тему «Откуда хлеб пришел»

1. «Что не так?»

2. «Какой? Какая? Какие? Какое?»

3. «Найди ошибку»

4. «Закончи предложение»

Экскурсия в «Музей хлеба»

ноябрь

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и конструированию на тему «Домашние животные»

1. «Закончи предложения»

2. «Угадай, кто это?»

3. «Третий лишний»

4.«Какой? Какая? Какое? Какие?»

5.«Кого не стало?»

6.«Составь рассказ»

Экскурсия в «Птичий дворик»

декабрь

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и музыке на тему «Знакомство с самоваром, его прошлым»

1. «Какой чай из…»

2. «Подбери слово - признак»

3. «Что не так?»

4. «Сладкий ком»

Беседа о важности знакомства с историей вещей, традициями родного края

январь

Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие в прошлое бытовых приборов»

1. «Отгадай по описанию»

2. «Скажи наоборот»

3. «Закончи предложение»

4.  «Сосчитай-ка!»

Просмотр видеозаписи занятия

февраль

Занятие по развитию речи на тему «Не красна изба углами – красна пирогами»

1. «Из чего – какой?»

2. «Сосчитай – ка!»

3. «Четвертый лишний»

4. «Закончи предложение»

Чаепитие – конкурс «Лучший кулинар»

март

Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию на тему «Золотое веретено»

1. «Какой клубок?»

2. «Из – чего – какой?»

3. «Чья одежда?»

4. «Отгадай загадку»

Мастер – класс для родителей по изготовлению подушки – думочки

апрель

Интегрированное занятие по развитию речи и музыке на тему «Пасха»

1. «Какого яйца не стало?»

2. «Доскажи словечко» (по демонстрации действия)

3. «Из чего – какой?»

4. «Отстучи ритм»

Развлечение с участием родителей «Пасхальные игры »

 

План работы в мини – музее в подготовительной к школе группе

 

месяц

Вид организованной деятельности

Используемые речевые игры

Формы работы с родителями

октябрь

Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию на тему «Осенины»

1. «Четвертый лишний»

2. «Назови одним словом»

3. «Продолжи цепочку»

4. Объяснение и использование в речи поговорок и примет:

Лебедь летит – к снегу, а гусь – к дождю.

С постного Ивана не выходит мужик в поле без кафтана.

Если скворцы не улетают – осень протяжная и сухая.

Домашние птицы щиплют траву на полях – теплая зима

5. «Подбери родственные слова»

6. «Скажи по - другому» (подбор синонимов)

 

Конкурс рисунков «Унылая пора, очей очарованье….»

ноябрь

Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и конструированию на тему «В Покров до обеда осень – после обеда - зима»

1. Объяснение и использование в речи поговорок и примет:

До обеда осень – после обеда – зима.

Если к Покрову дуб и береза полностью сбрасывают листья – теплая зима

2. «Что не так» (картинки - шутки)

3. «Скажи наоборот» (подбор антонимов)

4. «Скажи по - другому» (подбор синонимов)

Родительское собрание на тему «Представления ребенка 6-7 лет о родном городе и стране»

декабрь

Праздник «Новый год» (проводит музыкальный руководитель)

1. «Подбери слово - признак»

2. «Отгадай загадку»

3. «Сосчитай -ка!»

4. «Вспомни сказку»

5. «Расскажи стихотворение»

 

Просмотр праздника, оформление фотовыставки «Новогодние каникулы»

январь

Интегрированное занятие по развитию речи и ручному труду на тему «Рождество»

1. «Подбери слово - признак»

2. «Подбери слово - действие»

3. «Предложение рассыпалось»

4. «Подбери родственные слова»

 

Сюжетно – ролевая игра «Рождество»

февраль

Занятие по формированию целостной картины мира на тему «Сретение»

1. Объяснение смысла и употребление в речи поговорок и примет:

В Сретение весна с зимой встретились.

Если оттепель – весна ранняя и солнечная.

2. «Подбери синоним»

3. «Скажи наоборот»

4. «Составь предложение со словами «зима» и «весна»

Просмотр видеозаписи открытого занятия

март

Интегрированное занятие по развитию речи и ручному труду на тему «Сороки»

1. «Назови одним словом»

2. «Сосчитай – ка!»

3. «Составь предложение со словом»

4. «Сосчитай слова в предложении»

5. «Спроси. Воскликни. Повествуй.»

Конкурс «Лучший подарок птицам» (изготовление скворечников)

апрель

Интегрированное занятие по развитию речи и музыке на тему «Апрельский цветок ломает снежок»

1. Объяснение смысла и употребление в речи поговорок и примет:

Пришел Федул, тепло надул, окна отворил, избу без дров натопил.

Апрель – снегогон.

Апрельский цветок ломает снежок.

Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.

Апрель ленивого не любит, а проворного голубит.

2. «Спроси. Воскликни. Повествуй.»

3. «Исправь ошибку».

4. «Назови одним словом»

5. «Какое слово не подходит?»

Участие в обновлении «Уголка природы», организации «Огорода на окне» с последующим оформлением клумб на участке



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Путешествие к…

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Путешествие к пингвинам в Антарктиду» Цель: Закрепление элементарных математических представлений. Задачи: Образовательные: - закрепить умение сравнивать предметы; - способствовать...

Интегрированное занятие во второй младшей группе «Осеннее путешествие…»

Интегрированное занятие во второй младшей группе «Осеннее путешествие…» Цель: привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи...

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений Русские народные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В...

Читайте также

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (из опыта работы)

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (Из опыта работы) Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с...

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации…

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на более...

Внедрение в образовательную деятельность инновационных форм и методов работы, повышающих…

Внедрение в образовательную деятельность инновационных форм и методов работы, повышающих мотивацию к подготовке к обучению грамоте у детей старшего дошкольного...