Сайт для воспитателей детских садов




( 1 Голос ) 


Проект
«Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР через приобщение к истории и культуре родного края в образовательном пространстве ДОУ»

Актуальность:

В настоящее время усиленно внимание к вопросу содержания и форм дошкольного образования со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ.

Изменения касаются и личностного развития ребенка, постоянно возникает идея о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов воспитания. Важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному городу, краю, его традициям и культуре.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственного воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.

Данный отрезок жизни наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго.

В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, со всей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живёт ребёнок.

В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознавания себя в окружающем мире. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. И наша задача – научить детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы нравственного воспитания не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан и сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.).

Данная проблема коснулась и нашего образовательного учреждения для детей с нарушениями речи.

Анализируя данные мониторинга детей старшего дошкольного возраста мы выяснили, что большинство из них имеет низкий уровень представлений о родном крае, его истории и традициях, не проявляют интереса к иллюстрациям, фотографиям, компьютерным презентациям, посвященным псковской тематике. В силу особенностей психо – речевого развития дети затруднялись в названии растений и животных Псковской области. Часть детей смогла назвать в качестве достопримечательностей города кукольный театр и планетарий. Известных людей края не назвал никто.

Результаты анкетирования показали, что родители затрудняются в определении понятий «нравственность», «патриотизм». Родители не считают нравственно - патриотическое воспитание важной частью работы ДОУ, считая главным – развитие речи.

Многие не находят времени для организации культурного досуга с детьми (посещение музеев, выставок), ссылаясь на высокую загруженность делами, усталость.

Таким образом, мы пришли к выводу, что грамотная организация работы по познавательно – речевому развитию в условиях предметной среды мини – музея «Русская Изба» в сочетании с традиционно принятыми методическими рекомендациями образовательной программы позволят повысить уровень содержательного компонента по следующим разделам:

- познавательное развитие (формирование целостной картины мира, региональных представлений, ФЭМП, социальная действительность),

- художественно – эстетическое развитие (продуктивная, музыкальная деятельность),

- развитие речи дошкольников через использование педагогами устного народного творчества, малых фольклорных форм при организации совместной деятельности с детьми,

- нравственно – патриотическое воспитание,

- работа с родителям.

В связи с этим, возникла необходимость создания данного проекта.

Гипотеза: Предположим, что если мы будем проводить работу по приобщению к истории и культуре родного края в воспитательно – образовательном процессе, который будет осуществляться в определенных условиях, то это будет способствовать воспитанию любознательного, общительного, имеющего представления о себе и обществе ребенка, что обеспечит в дальнейшем успешную социализацию в современном постоянно развивающемся обществе.

Цель проекта: обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционными средствами педагогического воздействия.

Задачи:

1. Способствовать сохранению здоровьесбережения каждого воспитанника через создание условий в образовательном пространстве ДОУ, а именно сохранение и развитие положительного эмоционального отклика в процессе приобщения к истокам народной культуры.

2. Воспитывать нравственно - патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста.

3. Способствовать развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, обогащать знания о природе, обществе, культуре и традициях родного края.

4. Способствовать развитию речи как средства мыслительной деятельности посредством расширения активного словаря, использования в работе малых фольклорных форм.

5. Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

6. Способствовать развитию эмоциональности, любознательности, активности, общительности посредством погружения в особую предметную среду.

7. Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • Воспитание ребенка эрудированного, общительного, имеющего представления о себе, обществе, культуре;
  • Развитие интереса к истории и культуре родного края;
  • Успешная социализация ребенка в обществе.

Для родителей:

  • Возможность участвовать в организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ;
  • Возможность получения информации о грамотном всестороннем подходе к процессу воспитания ребенка в семье.

 

1 этап – подготовительный

Цель: Создание организационной основы для реализации проекта.

 

Направления, задачи

Мероприятия

1. Программно – методическое обеспечение

  • Образовательная программа ДОУ
  • Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»
  • И.Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду»
  • О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Н. Рыжова «Мини – музей в детском саду»

2. Работа педагога

  • Организовывать тесное взаимодействие воспитателя и специалистов с целью достижения максимально качественного результата.
  • Составление мониторинга уровня развития региональных представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с реализуемыми программами.
  • Организация мини – музея «Русская изба» на базе сада совместно с администрацией МБДОУ.
  • Составление перспективного плана работы в мини- музее.

3. Работа с родителями

 

  • Изучение интереса и осведомленности родителей для эффективности построения воспитательно – образовательного процесса.
  • Позитивное сотрудничество при организации мини - музея «Русская Изба».
  • Определение дополнительных возможностей по взаимодействию с семьями воспитанников

 

2 этап – практический

Цель: Отработка базисных направлений деятельности, обеспечивающих познавательно – речевое развитие детей.

 

Направления, задачи

реализации проекта

мероприятия

1. Работа с детьми

  • Провести различные виды организованной образовательной деятельности тематических циклов «История вещей», «Народные праздники» в мини – музее «Русская изба» согласно составленному плану работы (см. Приложение 1)
  • Провести цикл праздников, развлечений, викторин на темы: «Край родной, навеки милый…», «С чего начинается Родина», «Там, где к Великой мчится Пскова…»

2. Работа с родителями

  • Родительские собрания на тему: «Семейные традиции – залог уважения в семье», «Нравственно – патриотическое воспитание в семье и ДОУ»
  • Открытые занятия, встречи в мини – музее «Русская Изба»

3. Работа педагога

  • Доклад на педагогическом совете «Использование регионального компонента в работе МДОУ»
  • Участие в семинаре по формированию представлений о родном крае у детей дошкольного возраста
  • Проведение консультации для педагогов «Оформление уголка «Родного края» в группах»
  • Составление картотеки игр и упражнений, направленных на формирование и развитие представлений детей дошкольного возраста о родном крае
  • Разработка конспектов организованной образовательной деятельности, направленной на познавательно – речевое развитие старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре и истории
  • Проведение мониторинга уровня развития региональных представлений у детей дошкольного возраста (промежуточный, контрольный)
  • Проведение различных видов деятельности познавательно – речевого направления посредством развития представлений о истории родного края
  • Пополнение картотеки занятий в мини – музее «Русская Изба»
  • Создание фото- и видеоматериалов организованной деятельности в мини – музее

 

3 этап – заключительный

Цель: результативность проектной деятельности по достижению цели.

 

Направления, задачи

Мероприятия

1. Определить уровень реализации проекта

  • Подведение итогов по реализации этапов проекта

2. Определение уровня развития каждого воспитанника

  • Мониторинг развития представлений детей о родном крае
  • Мониторинг развития интегративных качеств детей
  • Диагностика развития речи
  • Подведение итогов, обобщение и анализ результатов проектной деятельности

3. Определение перспектив дальнейшей работы

  • Описание хода и результатов работы над проектом
  • Корректировка действий
  • Подготовка и проведение консультаций для педагогов
  • Привлечение педагогов ДОУ к использованию материалов проекта в собственной работе

4. Трансляция педагогического опыта

  • Выступление на педагогическом совете «Итоги проектной деятельности»
  • Публикация материалов на сайте МДОУ

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

План работы в мини – музее «Русская Изба» в старшей группе

 

месяц

Вид организованной деятельности

Используемые речевые игры и упражнения

Формы работы с родителями

октябрь

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и лепке на тему «Откуда хлеб пришел»

1. «Что не так?»

2. «Какой? Какая? Какие? Какое?»

3. «Найди ошибку»

4. «Закончи предложение»

Экскурсия в «Музей хлеба»

ноябрь

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и конструированию на тему «Домашние животные»

1. «Закончи предложения»

2. «Угадай, кто это?»

3. «Третий лишний»

4.«Какой? Какая? Какое? Какие?»

5.«Кого не стало?»

6.«Составь рассказ»

Экскурсия в «Птичий дворик»

декабрь

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и музыке на тему «Знакомство с самоваром, его прошлым»

1. «Какой чай из…»

2. «Подбери слово - признак»

3. «Что не так?»

4. «Сладкий ком»

Беседа о важности знакомства с историей вещей, традициями родного края

январь

Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие в прошлое бытовых приборов»

1. «Отгадай по описанию»

2. «Скажи наоборот»

3. «Закончи предложение»

4.  «Сосчитай-ка!»

Просмотр видеозаписи занятия

февраль

Занятие по развитию речи на тему «Не красна изба углами – красна пирогами»

1. «Из чего – какой?»

2. «Сосчитай – ка!»

3. «Четвертый лишний»

4. «Закончи предложение»

Чаепитие – конкурс «Лучший кулинар»

март

Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию на тему «Золотое веретено»

1. «Какой клубок?»

2. «Из – чего – какой?»

3. «Чья одежда?»

4. «Отгадай загадку»

Мастер – класс для родителей по изготовлению подушки – думочки

апрель

Интегрированное занятие по развитию речи и музыке на тему «Пасха»

1. «Какого яйца не стало?»

2. «Доскажи словечко» (по демонстрации действия)

3. «Из чего – какой?»

4. «Отстучи ритм»

Развлечение с участием родителей «Пасхальные игры »

 

План работы в мини – музее в подготовительной к школе группе

 

месяц

Вид организованной деятельности

Используемые речевые игры

Формы работы с родителями

октябрь

Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию на тему «Осенины»

1. «Четвертый лишний»

2. «Назови одним словом»

3. «Продолжи цепочку»

4. Объяснение и использование в речи поговорок и примет:

Лебедь летит – к снегу, а гусь – к дождю.

С постного Ивана не выходит мужик в поле без кафтана.

Если скворцы не улетают – осень протяжная и сухая.

Домашние птицы щиплют траву на полях – теплая зима

5. «Подбери родственные слова»

6. «Скажи по - другому» (подбор синонимов)

 

Конкурс рисунков «Унылая пора, очей очарованье….»

ноябрь

Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и конструированию на тему «В Покров до обеда осень – после обеда - зима»

1. Объяснение и использование в речи поговорок и примет:

До обеда осень – после обеда – зима.

Если к Покрову дуб и береза полностью сбрасывают листья – теплая зима

2. «Что не так» (картинки - шутки)

3. «Скажи наоборот» (подбор антонимов)

4. «Скажи по - другому» (подбор синонимов)

Родительское собрание на тему «Представления ребенка 6-7 лет о родном городе и стране»

декабрь

Праздник «Новый год» (проводит музыкальный руководитель)

1. «Подбери слово - признак»

2. «Отгадай загадку»

3. «Сосчитай -ка!»

4. «Вспомни сказку»

5. «Расскажи стихотворение»

 

Просмотр праздника, оформление фотовыставки «Новогодние каникулы»

январь

Интегрированное занятие по развитию речи и ручному труду на тему «Рождество»

1. «Подбери слово - признак»

2. «Подбери слово - действие»

3. «Предложение рассыпалось»

4. «Подбери родственные слова»

 

Сюжетно – ролевая игра «Рождество»

февраль

Занятие по формированию целостной картины мира на тему «Сретение»

1. Объяснение смысла и употребление в речи поговорок и примет:

В Сретение весна с зимой встретились.

Если оттепель – весна ранняя и солнечная.

2. «Подбери синоним»

3. «Скажи наоборот»

4. «Составь предложение со словами «зима» и «весна»

Просмотр видеозаписи открытого занятия

март

Интегрированное занятие по развитию речи и ручному труду на тему «Сороки»

1. «Назови одним словом»

2. «Сосчитай – ка!»

3. «Составь предложение со словом»

4. «Сосчитай слова в предложении»

5. «Спроси. Воскликни. Повествуй.»

Конкурс «Лучший подарок птицам» (изготовление скворечников)

апрель

Интегрированное занятие по развитию речи и музыке на тему «Апрельский цветок ломает снежок»

1. Объяснение смысла и употребление в речи поговорок и примет:

Пришел Федул, тепло надул, окна отворил, избу без дров натопил.

Апрель – снегогон.

Апрельский цветок ломает снежок.

Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.

Апрель ленивого не любит, а проворного голубит.

2. «Спроси. Воскликни. Повествуй.»

3. «Исправь ошибку».

4. «Назови одним словом»

5. «Какое слово не подходит?»

Участие в обновлении «Уголка природы», организации «Огорода на окне» с последующим оформлением клумб на участке



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии





Вход на сайт


Комментарии

  • Светлана
    Я с вами полностью согласна. Считаю, что использование ИКТ способствует активизации познавательной ...

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Ирина Ивановна, добрый день, если вам не сложно , можно узнать список литературы применяемые для ...

    Подробнее...

     
  • ирина
    интересует полный текст работы.

    Подробнее...

     
  • Ирина
    очень интересный проект многое можно подчеркнуть для своей работы в ДОУ

    Подробнее...

     
  • ольга
    Мне понравилось занятие, очень познавательно. Понравилось, что дети как бы сами подготавливают атрибуты ...

    Подробнее...