Познавательный проект
«Маленький исследователь на даче»

Актуальность темы проекта: Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Участие детей в проекте "Маленький исследователь на даче" позволит максимально обогатить знания и представления об овощах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Цель: Заинтересовать детей наблюдать за жизнью культурных растений

Задачи:

  • Расширять представление об овощах, ягодах: о многообразии их сортов, условиях и местах произрастания, истории их появления в нашей стране.
  • Способствовать поиску новой информации об уже известных объектах(в нашем случае об овощах, ягодах)
  • Совершенствовать умения и навыки поисково-исследовательской деятельности воспитанников.
  • Формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа.
  • Формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки).
  • Повышать заинтересованность родителей в продуктивной досуговой деятельности с детьми.

Продолжительность проекта: апрель – август.

Участники проекта:

  • Дети группы «Радость»
  • Родители
  • Воспитатель группы - Григорьева Татьяна Николаевна

Предполагаемые результаты:

1. Подготовка индивидуальных исследовательских проектов:

«Овощи, полезные всем» - Миша Чердаков.

«Полезные овощи» - Даниил Колотов.

«Дыня - это овощ, или фрукт» - Ангелина Николаева.

«Синьор Помидор» - Аня Кольченко.

«Ягода - малина» - Игорь Коростылев.

2. Знать, как растут овощи, где, как ухаживать за ними, о полезных свойствах, время сбора овощей, что можно приготовить их них, как заготавливают овощи на зиму.

3. Составлять описательный рассказ об овоще использованием опорной схемы.

4. Подобрать интересный познавательный материал по своему проекту

Перечень форм и методов реализации проекта

  • Игры – путешествия.
  • Наблюдение на огороде «Наши растения».
  • Занятия в игровой форме.
  • Подвижные, дидактические, настольные, сюжетно - ролевые игры .
  • Рассматривание иллюстраций, картин.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Загадки, пословицы и поговорки.

Этапы реализации проекта

1. Ознакомительный (подготовительный).

2. Основной (исследовательский).

3. Заключительный (презентация).

Содержание проекта:

1. Апрель – постановка познавательной задачи перед детьми и родителями, выбор темы наблюдения, планирование работы по проекту, посадка семян на рассаду.

2. Май – наблюдение за пробуждением земли. Формирование практических навыков подготовки земли к посадке огорода. Наблюдение за ростом семянв грунте.

3. Июнь – высадка рассады помидор в грунт: практические навыки (прополка клубники, полив). Закрепление понятий: семена, всходы, ростки; рассказ родителей о том, как и зачем нужно ухаживать за растениями на улице. Сбор урожая огурцов, ягод.

4. Июль – прополка, уход за растениями огорода; наблюдение за изменениями, происходящими в развитии растений; наблюдение за насекомыми, прилетающими в огород.

5. Август – наблюдение за созреванием ягод - малины. Сбор урожая помидор, дыни, тыквы. Закреплениезнаний, полученных детьмив ходеработы по проекту.

В ходе проекта.

Работа с детьми:
Проведение дидактических игр: «Огород сажаем сами», «Где вершки, где корешки», «С какой ветки ягодки», «Овощи и фрукты», «Что лишнее?», «Угадай, что в мешочке», «Узнай по запаху».

Словесные игры «Скажи ласково», «Объясни словечко», «Какой сок из...»
Наблюдения за изменениями, происходящими в природе.
Заучивание стихов об овощах - Е. Благинина «Приходите в огород», В.Волина «Наша грядка» Совместная работа детей и родителей:
Сбор информации: подбор иллюстраций, художественной литературы; рассматривание энциклопедий; разгадывание и загадывание загадок, проведение викторины «Овощи, полезные всем!».

Наблюдение в огороде за ростом растения, зарисовка этапов роста растений в альбоме наблюдений.

Экспериментальная деятельность в домашних условиях (посадка и наблюдение за ростом томатов).

Опыт с помидорами - «пасынкование».

Работа с родителями:

Анкетирование родителей «Исследовательская деятельность на даче». Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»

Консультации «Что за полезные овощи!»
Фоторепортаж «Дыня - это овощ, или фрукт»; «Овощи полезны всем»; «Синьор Помидор»; «Полезные овощи»; «Ягода - малина».

Участие в презентации проекта, дегустация овощных блюд (салаты, соки, варенье). Вручение дипломов.

Работа воспитателя

1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)

2. Составление плана работы над проектом.

3. Сбор материала необходимого для реализации проекта.

4. Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.

5. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

6. Изготовление дидактических игр и пособий

Подготовительный этап

  • Беседа с детьми познавательного характера «Как вырастить овощи?»

Цель: узнать, что нужно растениям для роста и развития.

  • Рассказ медсестры на тему «Витамины и здоровье»

Цель: Познакомить детей с пользой витамин для здоровья детей.

  • Дидактическая игра «Что, где растет?»

Цель: Научитьклассифицировать растения по месту их произрастания.

  • Чтение художественной литературы

Цель: Развивать у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Н. Носов «Огурцы», «Огородники».

В. Сутеева «Мешок яблок».

Ю. Тувим «Овощи».

Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали».

Разучивание пальчиковой гимнастики "Хозяйка однажды с базара пришла»

  • Загадки об овощах.

Цель: Закрепление знаний детей об овощах, формирование умения по характерным признакам определять овощи.

Исследовательский этап

  • Наблюдение за ростом растений на огороде Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений.
  • Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений»

Цель: Научить определять части у разных растений; находить общее и отличительные признаки.

  • Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения – человек.

Цель: Выявить свойства земли необходимые для роста растений; насколько необходима вода растениям; роль солнечного света в жизни растений; насколько растение нуждается в уходе.

  • Подвижная игра «Садоводы»

Цель: Закрепить представление детей о способах посадки плодово-ягодных культур; развивать интерес к посадке растений.

  • Игра-соревнование «Кто больше знает?»

Цель:Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.

Презентация проекта «Витамины и здоровье»

Цель: Формировать представление детей о роли витаминов и жизни человека. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Ход:

Воспитатель: Ребята, что вы делаете для того, чтобы поддержать наш организм всегда крепким и здоровым?

А что такое витамины и минеральные вещества?

Кто думает иначе? Правильно, витамины – это такие вещества, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности нашего организма. Первоисточниками витаминов обычно служат растения.

Расскажите, ребята, какие вы знаете витамины и для чего они нужны.

Воспитатель: Сегодня у нас в гостях ваши мамы. Вместе с ними с ранней весны наши ребята вырастили урожай, богатый витаминами.

Выступление родителей и детей.

1. «Овощи, полезные всем» - Ирина Евгеньева и Миша Чердаков рассказали о полезных свойствах огурцов.

2. «Синьор Помидор» - Аня Кольченко и Екатерина Владимировна показали, какой урожай томатов собрали на садовом участке, и рассказали сказку «Почему помидор красный?»

Игра «Мы считаем».

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

В ней много разных овощей,

Посчитать-ка их сумей.

- Один огурец. (Ребенок передает овощ стоящему рядом ребенку.)

- Два огурца.

(Счет в игре идет до пяти).

3. «Дыня - это овощ, или фрукт» - Наталья Владимировна и Ангелина Николаева угостили ребят вкусной и ароматной дыней.

4. «Полезные овощи» - Даниил Колотов и Елена Михайловна рассказали о том, как вырастили на грядке тыкву, и какие вкусные блюда можно приготовить.

5. «Ягода - малина» - Игорь Корастылёв и Екатерина Викторовна напомнили детям о полезных свойствах малины, а также приготовили малиновый морс.

Во второй части проекта родители приготовили овощную нарезку из помидор и огурцов, угостили ребят ароматной дыней и малиновым морсом. Из тыквы сделали замечательную поделку «Хозяйка урожая».

Участники проекта были награждены благодарностями за активную и творческую работу.

 

Список литературы:

1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121

2. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – С.29.

3. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию : Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/ О.А.Воронкевич – Спб: Детство-ПРЕСС, 2003. -336 с.

4. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.

5. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра «Эколята – друзья природы»

Квест-игра «Эколята – друзья природы» Цель: формирование экологических знаний посредством игровой деятельности и создание условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на...

Проект «Наши пернатые друзья»

Проект «Наши пернатые друзья» Срок реализации проекта: краткосрочный (2 последние недели января). Вид проекта: информационно – творческий. Участники проекта: воспитанники группы № 2...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе «Ромашка» «Приключения в компьютерном классе» ...

Читайте также

Проект: «Путешествие по сказкам П.П. Бажова»

Проект: «Путешествие по сказкам П.П. Бажова»

Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали»

Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали» Средняя группа «Сказка-это то золото, что блестит огоньком в детских глазках». Ганс Христиан Андерсен. Цель: развивать...

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего…

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Страницы памяти Ленинграда» Цель: - расширить представление...