Проект «Краеведение через сказку»

Характеристика проекта.

Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.

Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.

Проблема: Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.

Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

Тема: Краеведение через сказку.          

Тип проекта: информационно-творческий

Направленный на развитие воображения, фантазии и связной речи.

По характеру содержания: включает ребенка и семью.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной группы.

По количеству участников: фронтальный.

По продолжительности: долгосрочный.

Цель проекта: Всестороннее изучение родного поселка Максатиха и Тверского края, России. Возрождение семейных традиций.

Задачи проекта: сформировать у детей представления о своей семье, своем детском саде, о своем поселке.

- Познакомить с бытом русского народа, сказками, народными праздниками.

- Дать представления о размерах нашей области и ее природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края.

- Познакомить с историей и современностью поселка Максатиха.

- Способствовать становлению, развитию и укреплению не только детского коллектива, но и семьи.

- Способствовать развитию личностных качеств дошкольников по средством сказки.

Предварительная работа: сбор фотографий о поселке и окрестностей, русский народный костюм, чтение художественной литературы, куклы Пирата и Медведя.

Объект: совместная деятельность детей, воспитателей и родителей.

Предмет инновации: возрождение семейных традиций и ценностей через сказку.

Гипотеза: краеведческое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях и различных праздниках, развлечениях и мероприятиях. Я предполагаю, что сочиняя сказки о родном крае сначала вместе с родителями и педагогами, а потом самостоятельно и выпуская впоследствии свою книгу сказок. Мы возродим тем самым семейные традиции, как семьи, так и общества. Затем сказки дети сочиняют в начальной школе. И эти сказки издаются. Затем в среднем и старшем звене школы. Тем самым мы создаем преемственность детского сада и школы. Сюда можно включить колледжи и техникумы, институты и университеты.

Задачи инновации:

1. Разработать и обеспечить методическое сопровождение реализации проекта «Краеведение через сказку».

2. Развивать познавательную активность, творческие способности у дошкольников на материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития по средством сказки.

3. Повысить и расширить педагогические знания по данному направлению.

4. Объединить педагогов, детей и родителей захватывающим делом – записью неповторимых сказок.

5. Воспитание основ духовно-нравственного развития личности ребенка.

Сроки реализации: 2012-2013 учебный год.

 

Этапы проектной деятельности.

1 этап – подготовительный.

Задачи

1. Изучить нормативно-правовое обеспечение по инновационной деятельности в системе образования.

2. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.

3. Выбрать методы реализации проектной деятельности.

4. Разработать программу мониторинга.

5. Наладить связь с социумом.

Прогнозируемый результат 1 этапа.

Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта.

Выявление способов достижения результата: анкетирование, собеседование, наблюдение.

2 этап – практический.

Задачи второго этапа:

1. Организовать целенаправленную работу по краеведческой тематике во 2 младшей группе МБДОУ «Детский сад №4».

2. Привлечь родителей к сотрудничеству и реализации программы данного этапа.

3. Определить степень удовлетворенности детей и родителей воспитательным процессом и его результатами.

4. Наладить взаимодействие с социумом.

      

План работы на 2012-2013 учебный год.

 

Основное содержание деятельности

           Сроки

    Ответственные

Родительская встреча.

Тема: «Знакомство с программой д\сад-дом радости»

Экскурсия по групповой комнате

Папка-передвижка «Сказка в жизни ребенка»

Диагностика

  Сентябрь

Воспитатели

 

Воспитатели

 

 

Воспитатели

Ознакомительная экскурсия детей по д/саду

Консультация для родителей «Проектная деятельность в д\саду»

Развлечение «Осенние посиделки»

    Октябрь

Воспитатели

 

 

Воспитатели

Воспитатели

Анкетирование родителей «Краеведческое воспитание дома и в ДОУ»

Организация записей сказок родителями и воспитателями

  Ноябрь

Воспитатели

 

 

Воспитатели, родители и дети.

 

Совместная выставка поделок «Смастери елочную игрушку»

Папка – передвижка «Значение речи для детей 2 мл.группы»

Праздник «Новый год»

  Декабрь

Воспитатели, родители, дети

 

Воспитатели

 

Воспитатели

Совместная деятельность «Самовар»

Развлечение «Здравствуй сказка»

Родительская гостиная «Книга в жизни детей»

  Январь

Воспитатели

 

Воспитатели

Воспитатели

Занятие «День рождение у куклы Маши»

Коллективная работа к 23 февраля

Выставка «Портрет папы»

  Февраль

Воспитатели

 

Воспитатели, дети

Родители, дети

Экскурсия на кухню в д\саду.

Изготовление открыток к 8 марта

Праздник «Мамин день»

 

Март

Воспитатели

Воспитатели, дети

 

Воспитатели

Экскурсия в прачечную

Литературный вечер «Сказки тетушки Ирины»

Апрель

Воспитатели

Воспитатели

Диагностика

Анализ анкетирования

Составление альбома «Мой детский сад»

Родительская встреча «Речь и мышление»

Май

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

 

Формы работы по проекту

 

С родителями

С детьми

С сотрудниками д/с

- анкетирование.
- родительская гостиная.
- встречи с сотрудниками детского сада.
- участие в жизни д/с.
-рекомендации: посещение музея

- интегрированные занятия.
- игры.
- праздники.
- экскурсии.
- наблюдения.
- продуктивная деятельность.
- встречи с выпускниками.
- встречи с бывшими сотрудниками детского сада.

- теоретические и творческие отчеты.
- самообразование.
- подбор литературы.
- перспективное планирование.
- изготовление пособий.
- посещение музея.
- совместная деятельность с родителями.
- поиск выпускников и бывших сотрудников детского сада.

 

Выполнение проекта

 

Виды деятельности

Формы и методы работы

1. Игровая

1. Дидактические игры:

- “Собери дочку в детский сад”.
- “Чей дом?”
- “Что для кухни, что – для спальни?”
- “Из какой сказки?

2. Сюжетно – ролевые игры:
- “Праздник в детском саду”.
- “Кто работает в детском саду?”

2. Познавательная

- Экскурсия по детскому саду.
- Просмотр иллюстраций, фотографий.
- Встречи с сотрудниками детского сада.
- Познавательные занятия: окружающий мир, история поселка и детского сада, быт, традиции и обычаи, символика района, детского сада и группы.

3. Развитие речи

- Чтение рассказов и стихов, песен, потешек, сказок.
- Рассказы воспитателей, выпускников, ветеранов о д/с.
- Составление сказок, рассказов.

4. Продуктивная

- Создание альбомов “Мой детский сад”.
- Изготовление подарков, пригласительных билетов и открыток.
- Выставка семейных рисунков.

 

Прогнозируемый результат.

1. Создание благоприятных условий для всестороннего и целостного педагогического процесса, реализация планов и мероприятий данного этапа.

2. Обновление педагогического процесса в результате реализации проекта «Краеведение через сказку». Разработка перспективного плана, включение новых форм и методов в работу с детьми.

3. Мониторинг развития детей.

Способы выявления достижений.

Анкетирование, мониторинг.

Оформление результатов: перспективный план работы воспитателя, сводный анализ итогов анкетирования родителей, диагностика детей, результаты мониторинга качества реализации инновационного проекта «Краеведение через сказку».

 

3 этап – оценочный.

Задачи:

1. Сбор аналитического материала (анкет, диагностик, сказок)

2. Оформление опыта работы педагога.

3. Обновление педагогического процесса в результате использования методических разработок по теме инновации.

4. Повышение уровня квалификации педагога.

Прогнозируемый результат.

Создание единой воспитывающей среды в детском саду и дома.

Установление эмоционально - положительного климата в группе и сотрудничества ребенка, педагога и родителей, обеспечивающей гармонию взаимоотношений ДОУ и семьи.

   Эта проектная деятельность активизировала мою работу по приобретению новых знаний и умений. Она привела к положительным сдвигам в целом ряде областей:

- интеграции детской деятельности;

- расширение кругозора;

- овладение детьми общественно-историческим опытом предыдущих поколений через сказку;

- увеличение форм и методов педагогической деятельности.

Главным результатом проекта «Краеведение через сказку» должна стать книга своих неповторимых сказок для каждого выпускника ДОУ, школы, колледжа, института.

Лозунг: «Сказки, семейные традиции, сильная Россия!»

Модель выпускника

Выпускник ДОУ, прошедший через реализацию инновационного проекта:

- осознает ценности природы и истории родного поселка и края; деятельный гражданин малой Родины, знающий свои генетические корни; знает и любит свой поселок, и край в котором живет, имеющий интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих),   любящий и желающий сберечь и преумножить все это;

- умеет эмоционально откликаться на художественные и музыкальные произведения и выражать отношение к ним в чувствах и настроении;

- имеет богатый словарный запас, умеет свободно пользоваться речью;

- физически и психологически здоровый.

 

Литературные источники.

1. Крылова «Д\сад – дом радости».

2. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. «Как научить детей любить Родину»

3. Журнал «Ребенок в д\саду» №1 2005г.

4. КнязеваО.Л. Маханева Н В. «Знакомство детей с русским народным творчеством»

5. Николаева С.Р. Катышева И.В. «Народный календарь»

6.  Касаткина Е.И. «Народные игры в д\саду»

7. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ»

8. Журнал «Управление ДОУ» №4 2008 г. «Проекты во взаимодействии с родителями».

19. Бороздина О.С. «Приобщение детей к отечественной культурной традиции, как творческий процесс».

 

АНКЕТА для родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Уважаемые родители!

Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие«краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___________________________________________

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _______________________________________________________________________

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?

_______________________________________________________________________

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?____________________________________________________________

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?__________________________________________________________________

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?    

_______________________________________________________________________

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным поселком и его историей? Назовите известные источники.

_______________________________________________________________________

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

_______________________________________________________________________



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии Цель: освоение детьми базовой модели ТРИЗ «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Задачи: - учить...

Исследовательский проект «Мыльные пузыри»

Исследовательский проект «Мыльные пузыри»

Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…»

Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: вызвать радостное, приподнятое настроение от занятий зимними видами спорта...

Читайте также

Игры с мячом в работе педагога-психолога

Игры с мячом в работе педагога-психолога Мяч один из любимых инструментов в моей работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с...

Инфрмационно-практико-ориентировочный, творческий проект «Настоящая семья - папа, мама, книга, я»…

 Инфрмационно-практико-ориентировочный, творческий проект «Настоящая семья - папа, мама, книга, я» в подготовительной группе

Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и…

Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий «Кругосветное путешествие» Цель: Закрепить знания детей о природе, бережном...