Сайт для воспитателей детских садов



Инновационный проект «Пальчиковая страна»

Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста

 

Краткая аннотация проекта

В проекте "Пальчиковая страна" представлен опыт построения обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики. Раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений, приемами пальчиковой гимнастики и массажа, разработаны комплексные занятия для детей от 3 до 7 лет, имеющих образовательные проблемы и нарушения   эмоционально - волевой сферы.

Материалы проекта помогут педагогам активизировать познавательную и речевую деятельность каждого ребенка, обеспечить овладение прочными навыками письма, развить коммуникативные умения, воспитать самостоятельность, усидчивость, решительность.

       

Актуальность проекта.

Движения руки всегда тесно связаны

с речью и способствуют её развитию.

В.М. Бехтерев

 

Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Тейлор, показывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Теорией и практикой дошкольного образования установлено также, что систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.

В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, внимание может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В начале своей работы я вместе со учителем-логопедом ДОУ С.П.Гричина провела экспресс – диагностику речи детей и диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей 3-4 лет с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук и развития речи. Проведенная   диагностика развития мелкой моторики показала, что 59% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 36% - средний, 5% - высокий. (Приложение №2). Обследование речи детей показало, что 71% - низкий уровень развития речи, 22% - средний, 7% - высокий уровень (Приложение №1).

 Обследование речи детей

Обращение к технологиям и методическим разработкам Н.В.Нищевой, Г.В.Беззубцевой, О.А.Новиковской, Г.Г.Галкиной, О.И.Крупенчук по интересующей нас теме позволяет сделать вывод: в них в основном представлен набор игр и упражнений по развитию мелкой моторики, причём этот материал не систематизирован по возрастам, видам деятельности. Это в свою очередь, затрудняет реализацию коррекционно – развивающей работы в данном направлении.

Данные диагностического обследования детей, значимость формирования мелкой моторики, речи, а также отсутствие разработанной системы обучения детей начиная с трёхлетнего возраста, обусловили необходимость разработки проекта «Пальчиковая страна».

Новизна данного инновационного проекта заключается в следующем:

  • обучение детей проводится с трёхлетнего возраста;
  • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
  • представлен мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:

- «Мелкая моторика»;

- «Речевое развитие».

Цель и задачи проекта.

Цель проекта - создание педагогической системы повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Учить правильно держать карандаш, ручку, фломастер.

2. Формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.

3. Развивать зрительно-моторные координации.

4. Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.

5. Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве.

6. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

7. Формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми.

8. Воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания.

Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию и формирует готовность к обучению в школе. Решение коррекционных задач требует соблюдения специальных подходов к обучению.

Поэтому в своей основе проект опирается на следующие принципы:

  • систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие;
  • комплексность педагогического воздействия прослеживается во взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей, что, в свою очередь, направленно на выравнивание речевого и психофизического состояния детей;
  • тесная взаимосвязь развития речи, познавательных процессов и моторики;
  • постепенность перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению;
  • принцип развития (учёта зоны актуального и ближайшего развития (по Выготскому Л.С.);
  • принцип дифференцированного подхода;
  • принцип учёта ведущей деятельности;
  • принцип природосообразности (заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей).

Дидактические принципы дополняют друг друга и способствуют получению требуемых результатов только в качестве системы. Реализация данной системы осуществляется в форме организованной деятельности ребенка и взрослого.

Для получения успешного результата совместной деятельности необходимо создание благоприятных условий:

  • эмоционально-положительная среда, создающая для ребёнка условия комфортности и благополучия;
  • подгрупповая и индивидуальная формы проведения занятий;
  • педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитании, но и выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • установка на успешность: ребёнок видит окончательный результат своей работы.

Для решения задач проекта были определены методы и приёмы:

  • метод практических заданий является ведущим в данном проекте, так как при создании проекта и его реализации учитывалось положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения;
  • игра (как основной приём в дошкольном возрасте);
  • наглядные, словесные методы;
  • наблюдение, собеседование, тестирование;
  • анализ результатов деятельности;
  • учёт реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребёнка, эмоционально-положительный настрой.

Вид проекта: долгосрочный, подгрупповой, индивидуальный.

Целевая аудитория: воспитанники II младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Возраст от 3 до 7 лет.

Партнёры:

  • воспитатели;
  • родители;
  • логопед;
  • музыкальный руководитель;
  • педагог-психолог.

Продолжительность реализации проекта: 4 года.

Материально-технические ресурсы:

  • группа, музыкальный зал;
  • мультимедийная установка: экран, проектор, телевизор, DVD;
  • магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;
  • CD – DVD - диски, аудиокассеты с записями музыкального материала, сказок, стихов;
  • дополнительная и методическая литература, программно – методические материалы;
  • программное обеспечение по Федеральным государственным требованиям: направление «Познание», «Коммуникация» программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
  • дидактический материал, наглядный материал;
  • костюмы, декорации к праздникам, атрибуты для игр, ленты, платочки и др.

Финансирование проекта.

Реализация проекта не требует много затрат, в методической библиотеке ДОУ имеется достаточно литературы по развитию речи и мелкой моторике, демонстрационного материала, а   атрибуты к двигательной и игровой деятельности изготавливаются из бросового материала педагогами, родителями и детьми.

План реализации проекта.

Проект реализуется в соответствии с образовательной программой детского сада « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М. На каждом этапе проекта решаются свои задачи.

Основой перспективного и календарного планирования работы в соответствии с требованиями проекта является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольника и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации работы, направленной на развитие моторики и речевой активности детей, во всех возрастных группах.

Весь материал отобран с учётом индивидуальных, речевых и психических возможностей детей; при этом принимались во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

По каждому году обучения представлены:

  • задачи обучения;
  • учебно-тематический план;
  • мониторинг и диагностическое обследование детей;

В приложение к проекту представлены:

  • календарно-тематическое планирование;
  • модели занятий по каждой возрастной группе, которые включены в режим учебно-воспитательной работы и проводятся 2 раза в месяц как занятия кружка «Пальчиковая страна»;
  • перспективный план работы клуба «Мир на кончиках пальцев»
  • практический материал:

- консультации; сообщения;

- рекомендации для родителей;

- упражнения, пальчиковые и дидактические игры, этюды;

- альбом «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы)

- гимнастика для глаз;

- психогимнастика.

Организационные формы по направлениям 

 

Этапы реализации проекта:

I. Проблемный (Сентябрь - октябрь 2009 г.)

  • Анализ ситуации, разработка диагностического материала.
  • Ознакомление с теоретическими основами методик и технологий.
  • Проведение диагностики по развитию речи, мелкой моторики.

(Приложение №1, №2)

  • Определение основных целей, задач, технологии и методики работы.
  • Анкетирование родителей.
  • Групповое родительское собрание «Зачем нужно развивать мелкую моторику».

II. Организационный (Ноябрь 2009 - январь 2010 г.)

  • Проектирование системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста. 
  • Разработка:

- конспектов занятий, сценариев, развлечений, в которые включались игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, совершенствование речи;

- планов работы с семьей и сценариев родительских собраний, семинаров-практикумов;

- консультационного материала для родителей;

  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Консультирование родителей и педагогов, привлечение их к сбору и изготовлению разнообразного материала.
  • Подготовка наглядного материала для работы с детьми и родителями:

- упражнения и игры для развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей;

- слайдов для мультимедийного демонстрирования;

- консультаций для стенда информации.

III. Практический (Январь 2010 – март 2013 год).

  • Реализация разработанной системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста. 
  • Введение игр, упражнений на развитие мелкой моторики в индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДОУ.
  • Обогащение предметно-развивающей среды.
  • Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста:
  • Проведение консультаций; семинаров - практикумов с использованием мультимедийного оборудования;
  • родительские собрания;
  • проведение (совместно с родителями) выставок, конкурсов;
  • Создание альбома «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы)
  • создание клуба «Мир на кончиках пальцев», плана работы клуба.

Один раз в квартал проводится совместное заседание клуба родители и дети.

IV. Итоговый (Март - май 2013год).

  • Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий:

1. Презентация проекта.

2. Открытое занятие «Двигательная активность на прогулке»

Цель: Показать игровые приемы со спортивным инвентарем на улице способствующие развитию общей моторики.

3. Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста».

Цель: познакомить педагогов с методами (приёмами) и средствами развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей.

4. Мастер класс - повышение профессионального мастерства педагогов «Методика и проведение развивающих речевых игр».

  • Итоговая диагностика развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста. (Приложение №1, №2)
  • Анкетирование родителей.
  • Описание опыта работы и выступление на методическом совете педагогов ДОУ.
  • Обсуждение проекта для внедрения в работу ДОУ (заседание инициативной группы ДОУ).
  • Размещение опыта работы в интернете на персональной странице сайта ДОУ и других интернет сообществах.

 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (январь 2010 – май 2010)

(3-4 года)

Основные задачи обучения:

1. Развивать ручную и мелкую моторику пальцев рук.

2. Учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением.

3. Развивать зрительно-двигательную координацию.

4. Формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.

5. Формировать специфические навыки в действиях рук – захват щепотью мелких предметов.

6. Учить использовать предметы для рисования (краски, карандаши, лист бумаги).

7. Формировать умение выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действия взрослого.

8. Формировать умение проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, ритмично наносить точки и рисовать круги на ограниченном пространстве, закрашивать готовые изображения, не выходя за контур.

 

Учебно–тематический план

 

Месяц.

Тема

Задачи

Кол-во часов в неделю

Январь.

Игрушки

Учить распознавать и выбирать такой же по величине предмет (большой - маленький).

Формировать умения координировать движения пальцев правой и левой руки, загибать пальцы в порядке очерёдности. Развивать зрительное внимание, конструктивный праксис. Обучать ритмичному нанесению точек по всей странице. Активизировать словарь по теме.

1

Посуда

Развивать чувствительность пальцев, ознакомить со способами обследования предметов разной формы (круглой, квадратной). Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов. Вырабатывать умение раскатывать кусочек пластилина между ладонями. Учить ритмично рисовать маленькие круги на ограниченном пространстве. Расширять словарь по теме.

1

Февраль.

Домашние птицы

 

Вырабатывать умение ощупывать предмет одновременно пальцами обеих рук, обогащать сенсорный опыт. Развивать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (из 2-4 частей) с горизонтальными и вертикальными разрезами. Учить соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых. Формировать умение наносить штрихи и проводить длинные волнистые линии. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь.

1

Домашние животные

Формировать координацию движений указа­тельного и среднего пальцев, вырабатывать умение выполнять движения в режиме, задан­ном стихами. Развивать умения ритмично вра­щать кистями правой, а затем левой руки, по­переменно соединять пальцы обеих рук; со­вершенствовать умение ориентироваться в сво­ем теле. Продолжать учить детей ритмично наносить точки, мазки, закрашивать готовые изображения. Активизировать словарь по теме.

1

Март.

Мамин праздник

Учить выполнять движения кистями и паль­цами рук, используя карандаш (катание реб­ристого карандаша между ладонями, по столу вначале отдельно каждой рукой, а потом дву­мя руками одновременно). Закреплять умение выполнять движения кистями рук по подра­жанию. Развивать конструктивный праксис, учить различать и называть основные цвета. Совершенствовать умения проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии, рит­мично наносить точки и мазки. Развивать речь.

1

Дикие птицы

Учить выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию, познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании. Закреплять навык работы с разрезными картинками (фигурный разрез). Учить захватывать мелкие предметы щепотью и раскладывать их в емкости. Закреплять уме­ние закрашивать готовые изображения, не вы­ходя за контур рисунка. Расширять активный и пассивный словарь по теме

1

Апрель.

Дикие животные

Продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной фактуры, но разной величины на ощупь. Закреплять умение разгибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца. Учить вы­полнять движения пальцами обеих рук одно­временно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с речевым сопровождением), закреплять названия указа­тельного и большого пальцев. Совершенство­вать умения проводить прямые линии и закра­шивать готовые изображения. Активизировать словарь по теме.

1

Транспорт

Развивать умение узнавать на ощупь гладкую и шершавую поверхности. Продолжать учить детей выполнять движения кистями и пальца­ми рук, используя карандаш, по подражанию (катание ребристого карандаша между ладо­нями и подушечками пальцев). Формировать умение выполнять задания с мелкими предме­тами по показу взрослого, проводить округ­лые и прямые линии, закрашивать готовые изображения.

1

Май.

Лето. Цветы

Обучать составлению узоров и фигур из мел­ких предметов (спички, палочки, геометриче­ские фигуры и т. д.). Продолжать формиро­вать специфические навыки в действиях рук - захват щепотью мелких предметов. Закреплять умения проводить округлые и прямые линии, закрашивать готовые изображения.

1

Всего:

Количество занятий в год

9

 

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь 2010 - май 2011)

(4-5 лет)

Основные задачи обучения:

1. Формировать специфические навыки в действиях рук: за­хват предметов (или сыпучих материалов) указательным типом хватания, графические навыки

2. Продолжать развивать зрительно-двигательную координа­цию, формировать навык правильной посадки за столом при вы­полнении графических упражнений.

3. Формировать умения выполнять задания с мелкими пред­метами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

4. Воспитывать оценочное отношение к результату графических заданий и упражнений.

5. Учить выполнять действия кистями и пальцами рук по об­разцу и речевой инструкции.

 

Учебно–тематический план

 

Месяц.

Тема

Задачи

Кол-во часов в неделю

Сентябрь.

Осень

Формировать умение поочередно загибать пальцы правой и левой руки в соответствии с текстом потешки, ориентироваться на листе бумаги (вверху - внизу). Учить нанизывать крупные бусины на шнурок по образцу. Разви­вать зрительное внимание, конструктивный праксис в работе с разрезными картинками. Восстановить навык изображения прямых ли­ний на ограниченной поверхности. Активизи­ровать словарь по теме.

1

Октябрь.

Огород.

Овощи

Учить по очереди разгибать пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих ру­ках. Формировать умение определять на ощупь предмет, развивать чувствительность пальцев рук. Закрепить навык закрашивания готовых изображений, нанося свободными, размаши­стыми движениями линии во взаимообратных направлениях с легким продвижением слева направо. Совершенствовать представления о левой и правой стороне листа. Обогащать словарный запас

1

Сад.

Фрукты

Продолжать учить загибать пальцы по одно­му, начиная с большого, в игре с речевым со­провождением по подражанию. Формировать умение выполнять задание по образцу, ориентироваться на плоскости и определять место нахождения предметов. Закреплять навык изображения кругов по пунктирным линиям, соотносить предметы по цвету. Активизиро­вать словарь по теме.

1

Ноябрь.

Лес. Грибы и лесные ягоды

 

Учить попеременно соединять все пальцы с большим в соответствие с текстом, выклады­вать «дорожки» из мелких предметов по под­ражанию действиям взрослого, а затем по об­разцу. Упражнять в умении удерживать паль­цы рук в определенной позе. Продолжать учить брать мелкие предметы щепотью, учитывая их форму и размер. Совершенствовать навык изображения кругов. Развивать творческое во­ображение (видеть за изображением кругов реальные объекты). Расширять словарь по теме.

1

Профессии

Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождени­ем, изображать прямые и кривые линии. Раз­вивать конструктивный праксис, зрительное внимание. Совершенствовать умение брать мелкие предметы щепотью и удерживать их некоторое время. Формировать навык под­бора геометрических фигур и выкладывания их в соответствии с образцом. Учить слушать и запоминать речевую инструкцию, раскра­шивать изображения, ограниченные контуром, регулируя нажим на карандаш. Развивать импрессивную и экспрессивную речь.

1

Декабрь.

Зима.

Зимние забавы

Развивать тактильные ощущения, умение оп­ределять шершавую и гладкую поверхности без зрительного контроля. Учить выкладывать из мозаики дорожку, используя захват щепо­тью, чередуя мозаику по цвету, ориентируясь на образец, рисовать круги различной величи­ны по пунктирной линии. Совершенствование движений кисти и пальцев рук. Активизиро­вать словарь по теме.

1

Новогодний праздник

Развивать чувствительность пальцев рук, оп­ределяя предметы на ощупь, зрительное вни­мание, умение соотносить предметы разной величины. Учить выполнять шнуровку слева направо без перекрещивания шнурка. Совер­шенствовать навык рисования кругов по пунк­тирной линии, закрашивания предмета, не вы­ходя за контур. Расширять словарь по теме.

1

Январь.

Домашние животные

Учить катать пальцами ребристый карандаш по столу одновременно двумя руками (по под­ражанию), изображать спирали по пунктирным линиям. Развивать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (из 4-6 час­тей) с горизонтальными и вертикальными раз­резами. Упражнять в умении удерживать паль­цы рук в определенной позе, согласовывать движения с речью. Активизировать познава­тельные процессы, расширять словарь.

1

Февраль.

Транспорт

 

Учить нанизывать крупные бусины на шнурок по образцу, используя захват предметов ука­зательным типом хватания, слушать и запо­минать речевую инструкцию, регулировать нажим на карандаш. Развивать подражатель­ную способность, умение сохранять положение пальцев на некоторое время. Совершенство­вать навык изображения прямых и волнистых линий. Активизировать словарь по теме.

1

Инструменты

Продолжать развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь. Развивать конструктивный праксис, зрительно-двигательную координацию, речь. Учить обводить по трафарету предметы, закраши­вать их, не выходя за контур.

1

Март.

Дом.

Семья

Учить катать пальцами ребристый карандаш по столу одновременно двумя руками (по под­ражанию), составлять орнамент по образцу. Развивать точную координацию движений пальцев рук с речевым сопровождением (по подражанию). Совершенствовать навык захвата мелких предметов указательным типом хватания. Закрепить навык изображения пря­мых линий самостоятельно, обращая внима­ние на непрерывность проведения линии. За­крашивать готовое изображение, не выходя за контур. Расширять активный и пассивный словарь по теме.

1

Мамин день

Закреплять умение загибать по очереди паль­цы правой и левой руки, начиная с большого. Продолжать учить брать мелкие предметы указательным типом хватания и удерживать их некоторое время, затем сортировать, учи­тывая размер и цвет. Совершенствовать навык изображения спиралей по пунктирным лини­ям. Активизировать словарь по теме.

1

Апрель.

Аквариум

Учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением (по под­ражанию), захватывать сыпучие материалы указательным типом хватания. Формировать навык изображения волнистых линий по пунк­тиру. Обогащать словарь по теме.

1

Весна.

Приметы весны

Продолжать учить согласовывать речь с движе­нием, переключаясь с одного действия на дру­гое. Развивать точную координацию, мелкую мускулатуру рук, умение работать обеими ру­ками с одинаковой силой. Совершенствовать навык изображения волнистых линий, при­держиваясь середины дорожки. Обогащать словарь.

1

Май.

Насекомые

Продолжать учить выполнять действия руками и пальцами по подражанию, образцу и слову, выкладывать из мозаики простые предметы по образцу. Формировать навык ритмичных движений и их переключаемость. Закрепить навык рисования волнистых линий по пункти­ру, регулируя силу нажима на карандаш. Раз­вивать зрительно-двигательную координацию. Активизировать пассивный и активный словарь по теме.

1

Всего:

Количество занятий в год

15

 

 ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь 2011 - май 2012)

(5-6 лет)

Основные задачи обучения:

1. Продолжать учить застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки.

2. Учить составлять из частей целый предмет (пристегивать части тела животных, элементы предметов к основной части: к середине цветка - лепестки, к веточкам - листья и т. д.); раз­мазывать пальцами пластилин по дощечке, картону; проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между волнистыми линиями от 2,5 до 1,5 см); проводить непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб; обводить по контуру простые предметы; проводить линию, не отрывая карандаша от бумаги (сначала пальцем, а затем карандашом); штриховать в одном направле­нии сверху вниз простые предметы (яблоко, груша, воздушный шар и т. д.).

3. Формировать умения выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания шнурка («дождик», «дорожка» и т. д.) сначала в два отверстия, а затем увеличивать их число (действия по под­ражанию, по образцу); индивидуальные предпочтения при выборе цвета при раскрашивании контурных сюжетных рисунков цвет­ными карандашами.

 

 Учебно–тематический план

 

Месяц.

Тема

Задачи

Кол-во часов в неделю

Сентябрь.

Детский

сад

Формировать умение попеременно касаться всеми пальцами большого, согласовывая дей­ствия со словами. Учить застегивать кнопки, пуговицы, крючки различной величины. Раз­вивать умение определять на ощупь предметы по плоскостным трафаретам. Продолжать учить проводить непрерывные линии, не отрывая карандаша от бумаги, между двумя линиями по дорожке. Активизировать словарь по теме.

1

Октябрь. Осень. Осенние признаки

Учить выполнять игры с пальцами по подра­жанию и речевой инструкции, проводить ко­роткие линии под наклоном по образцу, следить за движением руки сверху вниз, закрашивать предмет в пределах контура. Совершенство­вать мелкую моторику пальцев рук в манипу­ляциях с различными предметами. Формиро­вать понятия: «справа», «слева», «в центре», «вверху», «внизу». Обогащать словарный запас.

1

Грибы. Ягоды. Лес.

Продолжать учить загибать пальцы по одно­му, начиная с мизинца, в игре с речевым со­провождением по подражанию и речевой ин­струкции, штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы. Формировать подвижность и гибкость пальцев и кистей рук через самомассаж подушечек пальцев. Закреп­лять навык захвата мелких предметов указа­тельным типом хватания. Активизировать сло­варь по теме.

1

Ноябрь. Одежда. Обувь.

Продолжать развивать сгибательные и разгибательные мышцы пальцев и кистей рук, их гибкость, умение захватывать кулаком (фольгу, бумагу). Формировать слаженные действия обеих рук. Закреплять навык засте­гивания пуговиц различной величины. Учить проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы по за­данному образцу; раскрашивать предмет в пре­делах контура. Расширять словарь по теме.

1

Посуда

Продолжать развивать согласованные дейст­вия обеих рук, дифференцированные движе­ния пальцев в соответствии с текстом, конст­руктивный праксис, зрительное внимание, импрессивную и экспрессивную речь. Совер­шенствовать умение брать мелкие предметы указательным типом хватания и удерживать их некоторое время. Формировать навык под­бора геометрических фигур и выкладывания их в соответствии с образцом. Продолжать учить штриховать в одном направлении свер­ху вниз простые предметы.

1

Декабрь. Зима. Зимние забавы

Учить показывать по просьбе взрослого и на­зывать все пальцы на обеих руках, составлять из частей целый предмет; различать форму предмета, изображать круги по образцу раз­личной величины; раскрашивать предметы цветными карандашами, не выходя за контур. Активизировать словарь по теме.

1

Дикие жи­вотные зимой

Учить выполнять движения указательным и средним пальцами на каждый ударный слог стиха. Формировать умение выкладывать мел­кие предметы на подготовленную поверхность с размазанным пластилином. Совершенство­вать навык правильно держать карандаш, про­водить прямые горизонтальные линии по се­редине дорожки слева направо, не отрывая карандаша от листа бумаги. Расширять сло­варь по теме.

1

Январь. Мебель. Части

ме­бели.

 

Продолжать учить выкладывать из палочек предметы мебели по образцу. Упражнять в уме­нии удерживать пальцы рук в определенной позе, согласовывать движения с речью. Совер­шенствовать навык изображения прямых го­ризонтальных и вертикальных линий на огра­ниченном пространстве, не отрывая карандаша от бумаги. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь детей

1

Февраль. Транс­порт. Про­фессии на транс­порте

Продолжать развивать сосредоточенность, двигательную активность пальцев рук. Учить потягивать сцепленные одноименные пальцы в противоположные стороны в соответствии с текстом, обводить по контуру простые пред­меты и раскрашивать их в пределах контура. Закреплять умение составлять из частей целый предмет. Активизировать словарь по теме

1

Наша

Армия.

Учить поочередно разжимать пальцы из ку­лака на обеих руках одновременно, начиная с больших, обводить по пунктиру предметы, последовательно соединяя точки, не отрывая карандаша от бумаги, закрашивать их, не вы­ходя за контур. Продолжать развивать чувст­вительность пальцев рук, перебирая мелкие предметы, конструктивный праксис, зритель­но-двигательную координацию.

1

Март.

Женский

день.

Праздник

весны

Продолжать развивать сгибательные и разгибательные мышцы пальцев и кистей рук, их гибкость, умение захватывать кулаком (фольгу, бумагу). Совершенствовать навык захвата мелких предметов указательным ти­пом хватания. Учить составлять из частей це­лый предмет, обводить по контуру предметы, проводить волнистые линии по пунктиру, не отрывая карандаша от бумаги. Расширять активный и пассивный словарь по теме.

1

Весна в природе

Продолжать учить согласовывать речь с дви­жением, переключаясь с одного действия на другое. Формировать умение выкладывать из ниток различные предметы по образцу. Совершенствовать навык выполнения шну­ровки слева направо без перекрещивания шнурка. Закрепить умение проводить непре­рывную линию между двумя волнистыми ли­ниями, повторяя изгибы. Активизировать сло­варь по теме.

1

Апрель. Труд лю­дей весной.

Совершенствовать умение выполнять опреде­ленные действия пальцами с речевым сопро­вождением по подражанию и речевой инструк­ции. Учить выкладывать из палочек предмет­ные изображения, захватывать их указатель­ным типом хватания, проводить непрерывные линии между двумя ломаными линиями, по­вторяя их изгиб. Обогащать словарь по теме.

1

Возвраще­ние птиц

Продолжать развивать тонко координирован­ные движения кистей рук через пальчиковые игры с речевым сопровождением, поочередно соединяя все пальцы с большим на каждый слог. Учить штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы, не отрывая карандаша от бумаги. Развивать слуховое внимание, чувство ритма. Обогащать словарь по теме

1

Май.

Насекомые.

Продолжать формировать навык ритмичных движений и их переключаемость. Учить вы­кладывать из мелких предметов изображения на плоскости. Закрепить навык рисования волнистых линий по пунктиру, раскрашивать контурные сюжетные рисунки цветными ка­рандашами, не выходя за контур. Развивать зрительно-двигательную координацию. Акти­визировать пассивный и активный словарь по теме.

1

Всего:

Количество занятий в год

15

 

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь 2012 - май 2013)

(6-7 лет)

Основные задачи обучения:

1. Продолжать формировать умения пользоваться всеми ви­дами застегивания и расстегивания (пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка).

2. Продолжать учить штриховать простые предметы в раз­ном направлении (слева-направо, вверх-вниз).

3. Учить ориентироваться на листе бумаги, правильно рас­полагать графические изображения на листе бумаги, ориентируясь на заданные линии; в тетради в клетку обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии; выполнять графические задания в коллективе сверстников, на листе бумаги по образцу; уметь начинать работать вместе с другими и закан­чивать работу, ориентируясь на других.

4. Воспитывать оценочное отношение к своим графическим работам и работам своих сверстников, сравнивая их с образцом.

 

Учебно–тематический план

 

Месяц.

Тема

Задачи

Кол-во часов в неделю

Сентябрь. Детский сад. Иг­рушки

Упражнять в удерживании определенной позы пальцев рук, переключении поз. Продолжать развивать умение подражать действиям педа­гога, понимать его словесные установки. Фор­мировать умение поочередно загибать и раз­гибать пальцы правой и левой руки в соответ­ствии с текстом. Развивать тактильные ощу­щения, определяя на ощупь предмет и матери­ал, из которого он сделан. Совершенствовать зрительное внимание, конструктивный праксис в работе с разрезными картинками. Закреплять умение пользоваться всеми видами и прие­мами застегивания и расстегивания. Учить обводить по трафарету несложные предметы и закрашивать их, не отрывая карандаша от бумаги. Активизировать словарь по теме.

1

Октябрь.

Овощи.

Огород

Развивать двигательную активность и гиб­кость сгибательных и разгибательных мышц пальцев и кистей рук, согласованных действий обеими руками. Продолжать учить выклады­вать из палочек различные предметы (по об­разцу, по словесной инструкции, по замыслу), выполнять штриховку прямыми линиями в раз­ном направлении отдельных предметов. Фор­мировать пространственно-образное мышле­ние и творческую фантазию детей. Обогащать словарный запас.

1

Сад. Фрукты

Развивать тактильные ощущения через ощу­пывание и распознавание предметов. Учить соединять подушечки пальцев, начиная с ми­зинцев, по одной паре на каждую стихотвор­ную строчку, проводить линию, не выходя за пределы дорожки и не отрывая карандаша от бумаги. Продолжать отрабатывать началь­ные графические навыки и правильную поста­новку руки, ловкость во владении карандашом. Развивать зрительное восприятие, пространст­венное воображение, устойчивое внимание. Закреплять навык работы с трафаретом. Акти­визировать словарь по теме.

1

Ноябрь. Деревья осенью

Продолжать координировать движения рук, поочередно загибая пальцы на обеих руках. Развивать концентрацию и переключение про­извольного зрительного внимания. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определен­ной позе. Учигь выкладывать изображения отдельных предметов из веревочек по образ­цу. Совершенствовать навык изображения прямых, волнистых, спиральных вертикаль­ных линий по пунктиру, не отрывая каранда­ша от бумаги. Расширять словарь по теме.

1

Домашние животные и их дете­ныши

Развивать подвижность и гибкость мышц пальцев и кистей рук, импрессивную и экс­прессивную речь. Учить выполнять опреде­ленные действия пальцами с речевым сопро­вождением. Закреплять умение выполнять штриховку без лишнего нажима на карандаш и только в заданном направлении, соблюдая одинаковые расстояния между линиями; не вы­ходить за контуры рисунка.

1

Декабрь. Зима. Признаки зимы

Продолжать учить выкладывать из геометри­ческих фигур и палочек различные предметы по образцу, словесной инструкции, по замыс­лу, проводить волнистую линию, не выходя за пределы дорожки и не отрывая карандаша от бумаги. Развивать гибкость пальцев и кис­тей рук, умение распределять пальцы обеих рук на предмете, одновременно и согласован­но действовать ими. Активизировать словарь по теме.

1

Новогод­ний празд­ник

Продолжать развивать двигательную актив­ность пальцев и кистей рук, умение действо­вать обеими руками согласованно. Закреплять умение загибать по одному пальцу на правой, а затем на левой руке. Учить обводить нарисо­ванные предметы по контуру, не отрывая ка­рандаша от бумаги. Расширять словарь по теме

1

Январь. Дикие жи­вотные наших лесов

Учить выкладывать из геометрических фигур пространственно-организованные предметы по образцу, словесной инструкции, но замыслу, проводить чередование вертикальных и гори­зонтальных линий в тетради. Формировать умение распределять пальцы на предмете и на­грузку на мышцы пальцев, координировать движения рук. Активизировать познаватель­ные процессы, расширять словарь.

1

Февраль. Животные жарких стран

Развивать подвижность кистей рук, скорость и синхронность их движений. Учить пооче­редно загибать пальцы, начиная с большого, под речевое сопровождение, слушать и запо­минать речевую инструкцию, регулировать нажим на карандаш. Развивать подражатель­ную способность, умение сохранять положе­ние пальцев на некоторое время. Совершенст­вовать навык изображения чередующихся вертикальных и горизонтальных линий в тет­ради. Активизировать словарь по теме.

1

Животный мир морей и океанов

Развивать точную координацию движений кистей рук с речевым сопровождением. Про­должать учить выкладывать мелкие предметы на пластилин и обводить нарисованные пред­меты по контуру, штриховать прямыми линиями в разном направлении. Формировать зрительно-пространственное восприятие. Воспи­тывать внимание, аккуратность и способность доводить начатое дело до конца.

1

Март.

Ранняя

весна.

Весенние

месяцы

Продолжать учить загибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого пальца, изображать спиральную линию по пунктиру от стрелки, показывающей направление обвод­ки. Развивать точную координацию движений кистей рук с речевым сопровождением по под­ражанию, по словесной инструкции. Совер­шенствовать навык захвата сыпучих материа­лов указательным типом хватания. Расширять активный и пассивный словарь по теме.

1

Профессии

Закреплять умение загибать по очереди паль­цы правой и левой руки, начиная с большого пальца. Продолжать развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь. Учить работать с бумагой в технике оригами. Совершенствовать навык захвата сыпучих ма­териалов указательным типом хватания. Учить дорисовывать половину предмета в целях по­лучения целостного изображения. Активизи­ровать словарь по теме.

1

Апрель. Человек. Части тела

Закреплять умение пользоваться всеми вида­ми и приемами застегивания и расстегивания пуговиц, кнопок, крючков. Формировать уме­ние выполнять определенные движения кис­тями рук, переключаясь с одного действия на другое с речевым сопровождением. Учить дорисовывать половину предмета в целях по­лучения целостного предметного изображения. Развивать речь по теме.

1

Знакомст­во с твор­чеством С. В. Михалкова

Продолжать учить продевать, перекрещивать, завязывать шнурок по образцу и самостоя­тельно, ориентироваться в тетради в клетку, обводить и считать их, проводить горизон­тальные и вертикальные линии. Развивать точную координацию, мелкую мускулатуру пальцев рук. Обогащать словарь по теме.

1

Май.

Скоро в школу! Школьные принадлежности.

Продолжать учить продевать, перекрещивать, завязывать шнурок по образцу и самостоятель­но, обводить предметы по пунктирным лини­ям плавными непрерывными движениями, выполнять штриховку в разном направлении. Развивать чувствительность пальцев рук, опре­деляя предметы на ощупь. Закрепить навык выполнения движения кистями и пальцами рук, используя ребристый карандаш. Активизиро­вать словарь по теме.

1

Всего:

Количество занятий в год

15

 

Ожидаемые результаты:

дети:

- развитие мелкой моторики;

- развитие речи;

- сформированности устойчивого интереса к дидактическому материалу;

- развитие двигательной активности;

- повышение уровня концентрации внимания, памяти;

- развитие пространственной ориентации.

родители:

- вовлечённость во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.

- повышение компетентности в вопросе развития речи детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики.

педагог:

- повышение теоретического уровня и профессионализма;

- внедрение современных методов и технологий по развитию речи и мелкой моторики;

- самореализация.

Анализ результатов опыта работы:

- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);

- прослеживается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами двигательной активности, пальчиковых игр и упражнений и т. д.;

- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог;

- считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог- родители-дети. Родители принимали активное участие в реализации проекта;

- у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыками письма;

- дети свободно играют в пальчиковые и дидактические игры;

- в группе собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи при помощи разных форм, методов направленных на развитие мелкой моторики.

Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Мы уже видим качественный скачок в развитии детей. Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этого проекта.

 график

Проводимая работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли нам добиться хороших результатов. Эти результаты дали положительную динамику, привели в гармоничное отношение тело и разум.

Материалы данного опыта также помогут в работе логопедам, дефектологам, психологам дошкольных учреждений, будут полезны гувернанткам и родителям для занятий с детьми в домашних условиях. В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно педагогам, которые будут использовать данный опыт, необходимо:

1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой моторики, которая положительно влияет на совершенствование речи.

2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой моторики, а также по развитию речи.

3. Создавать предметно-развивающую среду для совместной и индивидуальной деятельности (свободный доступ предметов: трафареты, пластилин, бумага, бросовый материал, конструктор и т.д.).

 

Заключение.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада я смогла добиваться поставленной цели.

Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

 

Список используемой литературы:

1. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 8. – с. 62 – 65.
3. Азовцева Н.В., Родованская М.Е., Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. – 1999. – №8. – с. 11 – 15.

4. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 1990.
5. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики журнал «Для самых-самых маленьких» / Т.Ю. Бардышева. – М., 2001/
6. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. Дошкольник: Обучение и развитие. Воспитателям и родителям. / Ярославль «Академия развития», «Академия К», 1998 г.
7. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002 – с. 46: ил./

8. Бочкарёва О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Младшая группа. / Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.

9. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1986. – 533 с.
10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995.
11.Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно: развитие речи у детей от рождения до 5 лет. / Екатеринбург: У-Фактория, 2005 г.
12. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг» / Сага, 2002 г.
13. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. / М: Омега – Пресс, 2002 г.
14. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. / Пособие для родителей и воспитателей. / М: Мозаика – Синтез, 2008 г.

15. Методы обследования речи детей / Под. общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., – 2004.

16. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – С.-Пб., 2000.
17. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Пособие для родителей и педагогов. / М: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

18. Сафонова О.В. Коррекционно-педагогическая работа по активизации речевой деятельности дошкольников с ОНР // Логопедия в детском соду. – 2006. – №6.

19. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-мишутки. – М., 1993.

8 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии

Подписка

Подписаться на получение новостей сайта



Вход на сайт


Комментарии

  • Лев
    [quote name="Ольга"]Ни на Ивановна, СПАСИБО!!!Отлич ный сценарий!Была бы очень благодарна, если бы ...

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо за разнообразие и вдохновение)!

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Ольга Николаевна, это потрясающая идея! Спасибо)

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо! Очень насыщенно)

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо! Замечательно описано), уже хочется поиграть,))

    Подробнее...

Добавить статью на сайт