Детско-взрослый образовательный проект по экологии «Мы – друзья зимующих птиц»
(развитие познавательных и творческих способностей детей)
Паспорт проекта
Вид проекта: творческий.
Продолжительность: краткосрочный (недельный).
Участники: воспитатели, дети средней группы, родители.
Образовательные области: коммуникация, познание, художественное творчество, труд, чтение художественной литературы, физическая культура.
Актуальность: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе, словом развивать познавательные способности. Поэтому, участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах, как им помочь пережить голодную и холодную зиму; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Цель: формировать у детей чувство сопричастности всему живому, гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах, создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта «Мы – друзья зимующих птиц».
Задачи образовательных областей:
1. Познание:
расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании; знать и называть зимующих птиц; учить распознавать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц; формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.
2. Коммуникация:
формировать у детей навыки культуры слушателя, развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ с опорой на схему, строить развернутое суждение, умозаключение, активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц.
3. Чтение художественной литературы:
развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы, использовать образные слова и выражения, выразительно читать стихотворения о зимующих птицах наизусть.
4. Труд:
уметь оказывать необходимую помощь, осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса, изготовить кормушки, подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к природе, живым существам.
5. Художественное творчество:
Рисование – учить детей рисовать птичку, передавая в рисунке форму тела (овальная), частей, цвет оперения; развивать творчество, закреплять умение рисовать красками, кистью.
Аппликация – учить передавать несложную композицию, составлять целый образ из деталей.
6. Физическая культура:
развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции, упражнять в беге, в умении действовать по сигналу, в координации движений и речи.
Основные направления реализации проекта:
- Непосредственно образовательная деятельность по теме «Зимующие птицы».
- Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению кормушек для конкурса «Птичья столовая».
- НОД по образовательной области «Коммуникация»: составление описательного рассказа по предметной картинке с опорой на схему, таблицу.
- Наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке (повадки, внешний вид, кто и где любит находиться, устанавливать связи между поведением птиц и состоянием погоды).
Предварительная работа:
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме: «Мы – друзья зимующих птиц».
- Чтение художественного произведения: А.Н. Толстой «Сорока», С.Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся», Н.Сладков «Вежливая галка», Е. Трутнева «Воробей», «Ворона», В. Зотов «Ворона», «Снегирь», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел».
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Ну-ка сосчитай - ка».
- Разучивание отрывка из стихотворения Яшина «Покормите птиц зимой».
- Дидактические игры: «Опиши, я отгадаю», «Кто знает, пусть продолжает», «Кто как голос подает?», «Четвертое лишнее», «Догадайся, о ком рассказываю», «Улетают – не улетают».
- Знакомство с фольклором (загадки о зимующих птицах, народные приметы).
- Беседы: «О чем щебечет воробей?», «Как помочь птицам зимой?», «Чем подкармливать зимующих птиц?», «Кто к кормушке прилетел?».
- «Центр естествознания»: разместить модели строения тела птицы, предметные картинки с изображением зимующих птиц 9ворона, воробей, снегирь, синица, поползень и др.)
- «Центр изодеятельности»: поместить трафареты птиц, книжки-раскраски «Птицы».
- «Центр книги»: сделать подборку книг о зимующих птицах.
- «Центр грамотности»: выложить в свободное пользование игры «Составь картинку», лото «Птицы», «Опиши, я отгадаю» (+ схема).
- Подготовить материалы для родителей (консультация «Тематическая прогулка «Перелетные и зимующие птицы», рекомендации «Совместная деятельность родителей и детей по теме: «Гости у кормушки»).
- Разучивание подвижных игр «Перелет птиц», «Гуси-гуси», «Птички в гнездышках», «Воробушки и кот», «Совушка и птички».
- Игровые упражнения «Вороны», «Птички», «В зимней столовой», «Какая это птица?».
Обеспечение:
- Настольно-печатные игры;
- Специальная методическая литература;
- Демонстрационный материал;
- Аудиозаписи по данной теме.
Предполагаемый результат:
- Узнавать и называть зимующих птиц;
- Использовать знания о зимующих птицах в выполнении заданий педагогов, при ответах на вопросы, игровой и непосредственно образовательной деятельности, подборе наглядного материала;
- Развивать интерес к явлениям живой и неживой природы, наблюдательность, любознательность;
- Составлять описательный рассказ о птицах зимой с использованием опорной схемы, таблицы;
- Устанавливать причинно-следственные связи между погодными явлениями в природе, вести наблюдения за объектами живой природы;
- Знать о пользе птиц.
Продукт проектной деятельности:
- Фотоальбом «Птицы на нашем участке»;
- Детские работы по лепке, рисованию, аппликации и конструированию;
- Кормушки из различных материалов;
- Презентация «Зимующие птицы на Липецкой земле»;
- Плакат «Покормите птиц зимой!»;
- Дидактические игры «Что птица расскажет о себе?», «Птичье лото»; «Какую пользу приносят птицы?»;
- Альбомы «Народные приметы о птицах», «Пословицы и поговорки о птицах», «Стихи для детей о птицах».
- Конспекты НОД по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.
Презентация проекта:
- Выставка – конкурс «Чудо – кормушка».
Читайте также |
---|
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2…
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2 – 3 года) «Путешествие в сказку» Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения...
Дидактические игры в изобразительной деятельности
Дидактические игры в изобразительной деятельности Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста...
Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы»
Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы» Цель: Формирование начальных форм экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Закрепить знания детей о перелетных птицах...