Детско-взрослый образовательный проект по экологии «Мы – друзья зимующих птиц»

(развитие познавательных и творческих способностей детей)

Паспорт проекта

 

Вид проекта: творческий.

Продолжительность: краткосрочный (недельный).

Участники: воспитатели, дети средней группы, родители.

Образовательные области: коммуникация, познание, художественное творчество, труд, чтение художественной литературы, физическая культура.

Актуальность: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе, словом развивать познавательные способности. Поэтому, участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах, как им помочь пережить голодную и холодную зиму; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Цель: формировать у детей чувство сопричастности всему живому, гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах, создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта «Мы – друзья зимующих птиц».

Задачи образовательных областей:

1. Познание:

расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании; знать и называть зимующих птиц; учить распознавать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц; формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.

2. Коммуникация:

формировать у детей навыки культуры слушателя, развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ с опорой на схему, строить развернутое суждение, умозаключение, активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц.

3. Чтение художественной литературы:

развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы, использовать образные слова и выражения, выразительно читать стихотворения о зимующих птицах наизусть.

4. Труд:

уметь оказывать необходимую помощь, осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса, изготовить кормушки, подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к природе, живым существам.

5. Художественное творчество:

Рисование – учить детей рисовать птичку, передавая в рисунке форму тела (овальная), частей, цвет оперения; развивать творчество, закреплять умение рисовать красками, кистью.

Аппликация – учить передавать несложную композицию, составлять целый образ из деталей.

6. Физическая культура:

развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции, упражнять в беге, в умении действовать по сигналу, в координации движений и речи.

Основные направления реализации проекта:

  • Непосредственно образовательная деятельность по теме «Зимующие птицы».
  • Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению кормушек для конкурса «Птичья столовая».
  • НОД по образовательной области «Коммуникация»: составление описательного рассказа по предметной картинке с опорой на схему, таблицу.
  • Наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке (повадки, внешний вид, кто и где любит находиться, устанавливать связи между поведением птиц и состоянием погоды).

Предварительная работа:

  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме: «Мы – друзья зимующих птиц».
  • Чтение художественного произведения: А.Н. Толстой «Сорока», С.Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся», Н.Сладков «Вежливая галка», Е. Трутнева «Воробей», «Ворона», В. Зотов «Ворона», «Снегирь», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел».
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Ну-ка сосчитай - ка».
  • Разучивание отрывка из стихотворения Яшина «Покормите птиц зимой».
  • Дидактические игры: «Опиши, я отгадаю», «Кто знает, пусть продолжает», «Кто как голос подает?», «Четвертое лишнее», «Догадайся, о ком рассказываю», «Улетают – не улетают».
  • Знакомство с фольклором (загадки о зимующих птицах, народные приметы).
  • Беседы: «О чем щебечет воробей?», «Как помочь птицам зимой?», «Чем подкармливать зимующих птиц?», «Кто к кормушке прилетел?».
  • «Центр естествознания»: разместить модели строения тела птицы, предметные картинки с изображением зимующих птиц 9ворона, воробей, снегирь, синица, поползень и др.)
  • «Центр изодеятельности»: поместить трафареты птиц, книжки-раскраски «Птицы».
  • «Центр книги»: сделать подборку книг о зимующих птицах.
  • «Центр грамотности»: выложить в свободное пользование игры «Составь картинку», лото «Птицы», «Опиши, я отгадаю» (+ схема).
  • Подготовить материалы для родителей (консультация «Тематическая прогулка «Перелетные и зимующие птицы», рекомендации «Совместная деятельность родителей и детей по теме: «Гости у кормушки»).
  • Разучивание подвижных игр «Перелет птиц», «Гуси-гуси», «Птички в гнездышках», «Воробушки и кот», «Совушка и птички».
  • Игровые упражнения «Вороны», «Птички», «В зимней столовой», «Какая это птица?».

Обеспечение:

  • Настольно-печатные игры;
  • Специальная методическая литература;
  • Демонстрационный материал;
  • Аудиозаписи по данной теме.

Предполагаемый результат:

  • Узнавать и называть зимующих птиц;
  • Использовать знания о зимующих птицах в выполнении заданий педагогов, при ответах на вопросы, игровой и непосредственно образовательной деятельности, подборе наглядного материала;
  • Развивать интерес к явлениям живой и неживой природы, наблюдательность, любознательность;
  • Составлять описательный рассказ о птицах зимой с использованием опорной схемы, таблицы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи между погодными явлениями в природе, вести наблюдения за объектами живой природы;
  • Знать о пользе птиц.

Продукт проектной деятельности:

  • Фотоальбом «Птицы на нашем участке»;
  • Детские работы по лепке, рисованию, аппликации и конструированию;
  • Кормушки из различных материалов;
  • Презентация «Зимующие птицы на Липецкой земле»;
  • Плакат «Покормите птиц зимой!»;
  • Дидактические игры «Что птица расскажет о себе?», «Птичье лото»; «Какую пользу приносят птицы?»;
  • Альбомы «Народные приметы о птицах», «Пословицы и поговорки о птицах», «Стихи для детей о птицах».
  • Конспекты НОД по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.

Презентация проекта:

  • Выставка – конкурс «Чудо – кормушка».


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2…

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2 – 3 года) «Путешествие в сказку» Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения...

Дидактические игры в изобразительной деятельности

Дидактические игры в изобразительной деятельности Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста...

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы»

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы» Цель: Формирование начальных форм экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Закрепить знания детей о перелетных птицах...

Читайте также

Конспект СОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей старшего возраста…

Конспект СОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей старшего возраста. Звук «Ж» и буква Ж Цель: Коррекция фонематических нарушений. Знакомство со...

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду Давно известно, что дошкольный возраст, это возраст познания и исследования ребенка мира, в...

Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для…

Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для нас он самый дорогой» - Ребята, давайте встанем в круг. Скажите...