Проект
«Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога»
Аннотация к проекту
Данный проект предназначен для реализации в педагогическом коллективе, со всеми участниками образовательного процесса ДОУ №16 «Рябинка». Детский сад, как и всякая педагогическая среда, конфликтогенна. Административные, межличностные конфликты возникают, время от времени в коллективе: среди педагогов, между администрацией и подчиненными, между родителями воспитанников и педагогами, администрацией. Детский коллектив в процессе общения также подвержен конфликтам. Данный проект поможет разобраться в вопросах упреждения и разрешения конфликтных ситуаций, даст воспитателям и родителям рычаги управления конфликтом, подскажет технологии и способы разрешения и упреждения конфликтов, а поскольку бесконфликтное общение априори невозможно, то существуют механизмы минимизировать любой конфликт. С ними, как и другими базовыми понятиями (конфликтологическая и человековедческая компетентность, конфликтная ситуация, постконфликтная ситуация, структура конфликта, виды, функции конфликта), познакомит данный проект, который позволит сделать общение конструктивным.
«Все решения приняты в состоянии
гнева – не пригодны»
(Аристотель)
«Все решения принятые в состоянии
гнева заканчиваются в стыде»
(Л.Толстой)
Паспорт проекта
1. Тема: «Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога».
2. Тип проекта: практико-ориентированный.
3. Характер проекта: творческо-исследовательский.
4. По характеру контактов (участники проекта): педагоги, родители воспитанников, дети.
5. По количеству участников: групповой.
6. По продолжительности: долгосрочный.
7. Предмет исследования: педагоги, родители, дети и их взаимоотношения.
8. Место проведение проекта: ДОУ №16 «Рябинка».
Актуальность темы
С тех самых пор, когда возникло общество, появилось общение между людьми, возникли и первые конфликты, которые разрешались спорами, скандалами, войнами и другими способами разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций. В мифах и преданиях, идеях и высказываниях философов, историков, писателей прошлых веков содержаться многочисленные и порой довольно глубокие знания о причинах конфликтов и путях их преодоления. Актуальность исследования - умение разрешать конфликты - часть социально-психологической компетентности любого человека. Для профессионального педагогического образования ставится задача обучения педагогов конструктивному регулированию конфликтов, проявляющихся в нарушениях дисциплины. Сегодня в педагогике исследуются: конфликты в коллективах школьников, сущность конфликтов, их причины в педагогических коллективах и др. В последнее десятилетие конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов. Решение этих практических вопросов при разрешении конфликтов будет эффективным при наличии конфликтологических знаний. Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приемы управления ими. В наше время конфликты не исчезли, они имеют место в нашем социуме и среди взрослых и в детском обществе. Поэтому и появилась такая наука как конфликтология, которая призвана осмыслить природу социального конфликта, рассмотреть основные проблемы конфликтологии, изучить технологии предупреждения и разрешения социальных конфликтов.
Детский сад, школа - наиболее конфликтогенная среда. Конфликты возникают между педагогами, между педагогами и родителями, между родителями и детьми, между детьми, между педагогами и детьми. Педагогические конфликты возникают между педагогами и детьми из-за того, что дошкольники либо не хотят заниматься (отсутствует мотивация), либо занимаются без интереса, по принуждению и, ко всему прочему, нарушают дисциплину (капризничают, упрямятся, отказываются выполнять то или иное задание, поручение). Имея в основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются, и, в конечном итоге, между воспитателями и детьми возникает взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба. В последствие, к такой ситуации подключаются родители. Возникает противоборство, конфликт между педагогом и родителем. Поэтому вопрос о конфликтологической компетенции как составляющей профессиональной культуре педагога является очень актуальным.
Проблема:
Общение сопровождает человека всю его жизнь. Каждый человек – личность со своими взглядами, позицией, привычками, устремлениями, ценностями, ориентациями и т.п. И не всегда мы готовы принять чужую точку зрения. В принципе, все люди конфликтогенны (это изначально нам присуще). Бесконфликтного общения невозможно, ведь мы такие разные. Но люди все равно пытаются найти общий язык, компромисс друг с другом. Порой люди находят этот компромисс интуитивно, чаще всего подсказывает выход из конфликта - воспитание человека, его внутренняя культура. А вот технологии упреждения и разрешения конфликта большинству людей и педагогам (как ни прискорбно) не знакомы. Поэтому я вижу в этом большую проблему.
Цель проекта:
Познакомить педагогов с наукой конфликтологией, ее базовыми понятиями: понятием структуры конфликта или слагаемых конфликта, с типологией конфликта, видами конфликта, понятием человековедческой и конфликтологической компетентностью.
Задачи проекта:
1. Выработать у педагогов умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «Воспитатель – родитель», «воспитатель – воспитатель», «воспитатель – ребенок», «родитель – ребенок». Научить педагога находить наиболее безболезненный выход из конфликта.
2. Выработать умение у педагогов определять конструктивные и деконструктивные функции конфликта.
3. Научить педагогов структурировать конфликт, уметь отличать причину конфликта от повода.
4. Обучить различным способам и технологиям упреждения и разрешения конфликта и конфликтной ситуации, умению педагогов перевести практически любой конфликт в позитивное русло, технологиям поведения в постконфликтной ситуации.
План реализации проекта
Месяц неделя |
Название мероприятия |
Цель мероприятия |
Форма и место проведения |
1. Подготовительный этап |
|||
Декабрь 2012г. 2-3 неделя |
Подбор и изучение литературы по конфликтологии. Изучение интернет ресурсов (рефераты, исследования). |
Подготовить теоретическую и практическую базу для реализации проекта. |
ДОУ №16, Методический кабинет.
|
Январь 2013г. 2 неделя |
Составление плана проекта (подбор мероприятий с педагогами, родителями, с детьми). |
Привести в систему материал для реализации проекта. |
Методический кабинет.
|
Январь 3 неделя
|
Изучение через анкетирование и тестирование уровня личностной конфликтности. |
Для более эффективной и продуктивной работы с педагогами, родителями, детьми. |
Методический кабинет 2 мл.группа, средняя группа, подготовительная группа. |
2. Исследовательско-информационный этап |
|||
Февраль, 3 неделя |
Консультация с педагогами о науке конфликтологии в России и за рубежом. Интегрированность и технологичность конфликтологии. Человековедческой и конфликтоведческой компетентности педагога. |
Познакомить педагогов с наукой конфликтологией и ее основными понятиями. |
Методический кабинет.
|
Март, 2 неделя |
Консультация с педагогами о структуре, слагаемых конфликта, функциях конфликта. Видах и типологиях конфликта. Позиции педагога во время конфликта.
|
Дать теоретические и практические знания о слагаемых конфликта, его основных функциях. Опорных базовых понятиях для дальнейшей успешной работе педагога. |
Методический кабинет.
|
Апрель, 1 неделя |
Семинар-практикум для воспитателей «Причины и повод конфликта». |
Помочь педагогам разобраться в умении определять и отделять причину от повода конфликта. |
Методический кабинет.
|
Апрель, 4 неделя |
Семинар-практикум «Правила эффективного слушания и правила убеждения в споре. Какие условия должен создать педагог для разрешения конфликтов с родителями и детьми». |
Помочь педагогам обозначить и установить свои позиции для успешного взаимодействия с родителями и детьми. |
Методический кабинет.
|
Май, 2 неделя |
Игры-тренинги по разрешению конфликтов с родителями и детьми. |
Обучить педагогов в игровой форме техникам упреждения и разрешению конфликтов любого типа. |
Методический кабинет, все группы. |
Февраль, 4 неделя |
Семинар-практикум с родителями «Позиция понимания – акт принятия» (в рамках работы семейного клуба «Экология семьи»). |
Дать понять родителям, что дошкольник – личность и с ним нужно искать взаимопонимания, встать на его позицию. |
В музыкальном зале, участники: родители из разных групп.
|
Март, 4 неделя |
Семинар-практикум во 2 младшей группе «Стремимся к бесконфликтному общению Причины детских конфликтов». |
Как сделать общение конструктивным, менее конфликтным. |
2 младшая группа. |
Март, 4 неделя |
Семинар-практикум «Как помочь себе и ребенку в постконфликтной ситуации. Игры на снятие напряжения у детей в постконфликтной ситуации». |
Обучить родителей некоторым техникам, играм по разрешению конфликтов с детьми. |
Подготовит. логопед. Группа. |
Апрель, 3 неделя |
Родительское собрание в старшей группе с показом детско-родительского занятия «Путешествие по сказкам с котом Леопольдом». |
Вырабатывать у родителей умение упрядить конфликтных ситуаций, а при возникновении конфликта - умение достойно разрешить его». |
Старшая группа. |
Май. 3неделя |
Родительская конференция (в рамках клуба «Экология семьи» На тему: «Как избежать конфликтов в семье. Признаки гармоничной семьи». |
Подвести итоги работы клуба «Экология семьи» по умению разрешать и упреждать конфликты в семье и в ДОУ с педагогами. Взять в работу наиболее удачный опыт семейного воспитания по разрешению конфликтов. |
Участники: родители из разных групп. |
3. Заключение
Таким образом, конфликтологическую компетентность педагога можно определить как его возможность и способность определять свое поведение в предконфликтной, конфликтной ситуациях с целью конструктивного их разрешения или недопущения. Это касается конфликтов любого типа и взаимодействия (педагог- ребенок, педагог – родитель, педагог – педагог).
Конфликтологическая компетентность включает в себя понятия «конфликтологическая компетентность личности» и «конфликтологическая компетентность специалиста».
Данные понятия взаимосвязаны, так как конфликтологическая компетентность личности оказывает влияние на формирование конфликтологической компетентности специалиста.
Важной характеристикой конфликтологической компетентности является конфликтологическая готовность, которая предполагает готовность субъекта деятельности к разрешению различных конфликтных ситуаций.
Нежность, юмор, компромисс, анализ своих действий, умение слушать, понимание, согласие, временный разрыв.
Вот они, некоторые способы предотвращения конфликта и, думается, верится, что в своей работе, в общении с детьми, коллегами, мы будем поступать так, а не иначе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и комфортно. Главное – не допускайте до конфликтной ситуации.
Мы, педагоги, должны помочь детям научиться решать свои проблемы, преодолевать возникающие трудности, конфликтные ситуации.
Мы, педагоги, должны развивать способность дошкольника укреплять готовность к принятию педагогической поддержки.
Мы, педагоги, должны стимулировать старших дошкольников к самостоятельной работе по анализу себя, а именно:
- к анализу своего поведения и взаимодействия с другими людьми.
- к анализу своих внутриличностных конфликтов.
- к выработке адекватной положительной самооценки, к стимулированию процессов самовосприятия.
Будем помнить, что личность педагога – важнейшее условие эффективности воспитания.
Чтобы решить конфликт, нужно желание двух сторон.
Вывод: Воспитанию в гуманистической педагогике отводится ведущее место. А в основе воспитания лежит достоинство личности. Известное правило: «не делай другим того, чего не хотел бы для себя, а делай то, что было бы хорошо тебе самому» - особенно значимо для педагогов. Мы – воспитатели должны помогать детям установить нормальные отношения друг с другом и с нами. Наша помощь сводится к тому, чтобы сделать отношение, базирующимся на пяти составляющих: ПРИНЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, УВАЖЕНИЕ, ОДОБРЕНИЕ, ТЕПЛЫЕ ЧУВСТВА.Мы должны принимать ребенка, невзирая на все его глупости. Это просто непонимание жизни. И мы, взрослые, обязаны помочь найти свой путь к каждому!
Список литературы
1. Степанова Е.И. «Конфликты в современной России», М. 2000г.
2. Баныкина С.В. «Конфликтологическая компетентность педагога», Астрахань, 1999г.
3. Данакин Н.С., Сперанский В.И., Дятченко Н.Я. «Конфликты и технологии их предупреждения», Белгород, 1994г.
4. Дмитриев А.В. «Конфликтология», учебное пособие для студентов вузов,М.2003г.
5. Анцупов, А.Я. ,А.И. Шипилов. «Российская конфликтология», М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
6. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
7. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. М.: ВЛАДОС, 2003.
8. Базелюк, В.В. Разрешение педагогических конфликтов: учебное пособие / В.В. Базелюк. Челябинск: ЧГПУ, 2005.
9. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. -М.: «Академия», 2005.
10. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999.
11. Громова, О.Н. Конфликтология. Курс лекций / О.Н. Громова. М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 2000. -320 с.
12. Педагогический энциклопедический словарь. - М: БРЭ, 2003. - 528 с.
13. Шепель В.М. «Управленческая антропология или человековедческая компетентность менеджера» М., 2000г.
14. Джими Скотт «Сила ума: способы разрешения конфликта», СПб, 1994г.
Читайте также |
---|
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим…
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) на тему «Комната ёлок – необычный подарок Дедушке Морозу» (Для детей...
Конспект НОД по экологическому воспитанию дошкольников «Зимующие птицы»
Конспект НОД по экологическому воспитанию дошкольников «Зимующие птицы»
Проект «Традиции живая нить»
Проект «Традиции живая нить»