Проект
«Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога»

 

Аннотация к проекту

Данный проект предназначен для реализации в педагогическом коллективе, со всеми участниками образовательного процесса ДОУ №16 «Рябинка». Детский сад, как и всякая педагогическая среда, конфликтогенна. Административные, межличностные конфликты возникают, время от времени в коллективе: среди педагогов, между администрацией и подчиненными, между родителями воспитанников и педагогами, администрацией. Детский коллектив в процессе общения также подвержен конфликтам. Данный проект поможет разобраться в вопросах упреждения и разрешения конфликтных ситуаций, даст воспитателям и родителям рычаги управления конфликтом, подскажет технологии и способы разрешения и упреждения конфликтов, а поскольку бесконфликтное общение априори невозможно, то существуют механизмы минимизировать любой конфликт. С ними, как и другими базовыми понятиями (конфликтологическая и человековедческая компетентность, конфликтная ситуация, постконфликтная ситуация, структура конфликта, виды, функции конфликта), познакомит данный проект, который позволит сделать общение конструктивным.

 

«Все решения приняты в состоянии

гнева – не пригодны»

(Аристотель)

«Все решения принятые в состоянии

гнева заканчиваются в стыде»

(Л.Толстой)

 

Паспорт проекта

1. Тема: «Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога».

2. Тип проекта: практико-ориентированный.

3. Характер проекта: творческо-исследовательский.

4. По характеру контактов (участники проекта): педагоги, родители воспитанников, дети.

5. По количеству участников: групповой.

6. По продолжительности: долгосрочный.

7. Предмет исследования: педагоги, родители, дети и их взаимоотношения.

8. Место проведение проекта: ДОУ №16 «Рябинка».

 

Актуальность темы

С тех самых пор, когда возникло общество, появилось общение между людьми, возникли и первые конфликты, которые разрешались спорами, скандалами, войнами и другими способами разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций. В мифах и преданиях, идеях и высказываниях философов, историков, писателей прошлых веков содержаться многочисленные и порой довольно глубокие знания о причинах конфликтов и путях их преодоления. Актуальность исследования - умение разрешать конфликты - часть социально-психологической компетентности любого человека. Для профессионального педагогического образования ставится задача обучения педагогов конструктивному регулированию конфликтов, проявляющихся в нарушениях дисциплины. Сегодня в педагогике исследуются: конфликты в коллективах школьников, сущность конфликтов, их причины в педагогических коллективах и др. В последнее десятилетие конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов. Решение этих практических вопросов при разрешении конфликтов будет эффективным при наличии конфликтологических знаний. Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приемы управления ими. В наше время конфликты не исчезли, они имеют место в нашем социуме и среди взрослых и в детском обществе. Поэтому и появилась такая наука как конфликтология, которая призвана осмыслить природу социального конфликта, рассмотреть основные проблемы конфликтологии, изучить технологии предупреждения и разрешения социальных конфликтов.

Детский сад, школа - наиболее конфликтогенная среда. Конфликты возникают между педагогами, между педагогами и родителями, между родителями и детьми, между детьми, между педагогами и детьми. Педагогические конфликты возникают между педагогами и детьми из-за того, что дошкольники либо не хотят заниматься (отсутствует мотивация), либо занимаются без интереса, по принуждению и, ко всему прочему, нарушают дисциплину (капризничают, упрямятся, отказываются выполнять то или иное задание, поручение). Имея в основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются, и, в конечном итоге, между воспитателями и детьми возникает взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба. В последствие, к такой ситуации подключаются родители. Возникает противоборство, конфликт между педагогом и родителем. Поэтому вопрос о конфликтологической компетенции как составляющей профессиональной культуре педагога является очень актуальным.

 

Проблема:

Общение сопровождает человека всю его жизнь. Каждый человек – личность со своими взглядами, позицией, привычками, устремлениями, ценностями, ориентациями и т.п. И не всегда мы готовы принять чужую точку зрения. В принципе, все люди конфликтогенны (это изначально нам присуще). Бесконфликтного общения невозможно, ведь мы такие разные. Но люди все равно пытаются найти общий язык, компромисс друг с другом. Порой люди находят этот компромисс интуитивно, чаще всего подсказывает выход из конфликта - воспитание человека, его внутренняя культура. А вот технологии упреждения и разрешения конфликта большинству людей и педагогам (как ни прискорбно) не знакомы. Поэтому я вижу в этом большую проблему.

 

Цель проекта:

Познакомить педагогов с наукой конфликтологией, ее базовыми понятиями: понятием структуры конфликта или слагаемых конфликта, с типологией конфликта, видами конфликта, понятием человековедческой и конфликтологической компетентностью.

 

Задачи проекта:

1. Выработать у педагогов умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «Воспитатель – родитель», «воспитатель – воспитатель», «воспитатель – ребенок», «родитель – ребенок». Научить педагога находить наиболее безболезненный выход из конфликта.

2. Выработать умение у педагогов определять конструктивные и деконструктивные функции конфликта.

3. Научить педагогов структурировать конфликт, уметь отличать причину конфликта от повода.

4. Обучить различным способам и технологиям упреждения и разрешения конфликта и конфликтной ситуации, умению педагогов перевести практически любой конфликт в позитивное русло, технологиям поведения в постконфликтной ситуации.

 

План реализации проекта

 

Месяц

неделя

Название

мероприятия

Цель мероприятия

Форма и место проведения

1. Подготовительный этап

Декабрь

2012г.

2-3 неделя

Подбор и изучение литературы по конфликтологии. Изучение интернет ресурсов (рефераты, исследования).

Подготовить теоретическую и практическую базу для реализации проекта.

ДОУ №16,

Методический кабинет.

 

Январь

2013г.

2 неделя

Составление плана проекта (подбор мероприятий с педагогами, родителями, с детьми).

Привести в систему материал для реализации проекта.

Методический кабинет.

 

Январь

3 неделя

 

Изучение через анкетирование и тестирование уровня личностной конфликтности.

Для более эффективной и продуктивной работы с педагогами, родителями, детьми.

Методический кабинет

2 мл.группа, средняя группа, подготовительная группа.

2. Исследовательско-информационный этап

Февраль,

3 неделя

Консультация с педагогами о науке конфликтологии в России и за рубежом. Интегрированность и технологичность конфликтологии. Человековедческой и конфликтоведческой компетентности педагога.

Познакомить педагогов с наукой конфликтологией и ее основными понятиями.

Методический кабинет.

 

Март,

2 неделя

Консультация с педагогами о структуре, слагаемых конфликта, функциях конфликта. Видах и типологиях конфликта. Позиции педагога во время конфликта.

 

Дать теоретические и практические знания о слагаемых конфликта, его основных функциях. Опорных базовых понятиях для дальнейшей успешной работе педагога.

Методический кабинет.

 

Апрель,

1 неделя

Семинар-практикум для воспитателей «Причины и повод конфликта».

Помочь педагогам разобраться в умении определять и отделять причину от повода конфликта.

Методический кабинет.

 

Апрель,

4 неделя

Семинар-практикум

«Правила эффективного слушания и правила убеждения в споре. Какие условия должен создать педагог для разрешения конфликтов с родителями и детьми».

Помочь педагогам обозначить и установить свои позиции для успешного взаимодействия с родителями и детьми.

Методический кабинет.

 

Май,

2 неделя

Игры-тренинги по разрешению конфликтов с родителями и детьми.

Обучить педагогов в игровой форме техникам упреждения и разрешению конфликтов любого типа.

Методический кабинет, все группы.

Февраль,

4 неделя

Семинар-практикум с родителями «Позиция понимания – акт принятия» (в рамках работы семейного клуба «Экология семьи»).

Дать понять родителям, что дошкольник – личность и с ним нужно искать взаимопонимания, встать на его позицию.

В музыкальном зале, участники: родители из разных групп.

 

Март,

4 неделя

Семинар-практикум во 2 младшей группе «Стремимся к бесконфликтному общению Причины детских конфликтов».

Как сделать общение конструктивным, менее конфликтным.

2 младшая группа.

Март,

4 неделя

Семинар-практикум «Как помочь себе и ребенку в постконфликтной ситуации. Игры на снятие напряжения у детей в постконфликтной ситуации».

Обучить родителей некоторым техникам, играм по разрешению конфликтов с детьми.

Подготовит. логопед.

Группа.

Апрель,

3 неделя

Родительское собрание в старшей группе с показом детско-родительского занятия «Путешествие по сказкам с котом Леопольдом».

Вырабатывать у родителей умение упрядить конфликтных ситуаций, а при возникновении конфликта - умение достойно разрешить его».

Старшая группа.

Май.

3неделя

Родительская конференция (в рамках клуба «Экология семьи»

На тему: «Как избежать конфликтов в семье. Признаки гармоничной семьи».

Подвести итоги работы клуба «Экология семьи» по умению разрешать и упреждать конфликты в семье и в ДОУ с педагогами. Взять в работу наиболее удачный опыт семейного воспитания по разрешению конфликтов.

Участники: родители из разных групп.

 

3. Заключение

Таким образом, конфликтологическую компетентность педагога можно определить как его возможность и способность определять свое поведение в предконфликтной, конфликтной ситуациях с целью конструктивного их разрешения или недопущения. Это касается конфликтов любого типа и взаимодействия (педагог- ребенок, педагог – родитель, педагог – педагог).

Конфликтологическая компетентность включает в себя понятия «конфликтологическая компетентность личности» и «конфликтологическая компетентность специалиста».

Данные понятия взаимосвязаны, так как конфликтологическая компетентность личности оказывает влияние на формирование конфликтологической компетентности специалиста.

Важной характеристикой конфликтологической компетентности является конфликтологическая готовность, которая предполагает готовность субъекта деятельности к разрешению различных конфликтных ситуаций.

 

Нежность, юмор, компромисс, анализ своих действий, умение слушать, понимание, согласие, временный разрыв.

Вот они, некоторые способы предотвращения конфликта и, думается, верится, что в своей работе, в общении с детьми, коллегами, мы будем поступать так, а не иначе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и комфортно. Главное – не допускайте до конфликтной ситуации.

Мы, педагоги, должны помочь детям научиться решать свои проблемы, преодолевать возникающие трудности, конфликтные ситуации.

Мы, педагоги, должны развивать способность дошкольника укреплять готовность к принятию педагогической поддержки.

Мы, педагоги, должны стимулировать старших дошкольников к самостоятельной работе по анализу себя, а именно:

  • к анализу своего поведения и взаимодействия с другими людьми.
  • к анализу своих внутриличностных конфликтов.
  • к выработке адекватной положительной самооценки, к стимулированию процессов самовосприятия.

Будем помнить, что личность педагога – важнейшее условие эффективности воспитания.

Чтобы решить конфликт, нужно желание двух сторон.

Вывод: Воспитанию в гуманистической педагогике отводится ведущее место. А в основе воспитания лежит достоинство личности. Известное правило: «не делай другим того, чего не хотел бы для себя, а делай то, что было бы хорошо тебе самому» - особенно значимо для педагогов. Мы – воспитатели должны помогать детям установить нормальные отношения друг с другом и с нами. Наша помощь сводится к тому, чтобы сделать отношение, базирующимся на пяти составляющих: ПРИНЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, УВАЖЕНИЕ, ОДОБРЕНИЕ, ТЕПЛЫЕ ЧУВСТВА.Мы должны принимать ребенка, невзирая на все его глупости. Это просто непонимание жизни. И мы, взрослые, обязаны помочь найти свой путь к каждому!

 

Список литературы

1. Степанова Е.И. «Конфликты в современной России», М. 2000г.

2. Баныкина С.В. «Конфликтологическая компетентность педагога», Астрахань, 1999г.

3. Данакин Н.С., Сперанский В.И., Дятченко Н.Я. «Конфликты и технологии их предупреждения», Белгород, 1994г.

4. Дмитриев А.В. «Конфликтология», учебное пособие для студентов вузов,М.2003г.

5. Анцупов, А.Я. ,А.И. Шипилов. «Российская конфликтология», М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

6. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

7. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. М.: ВЛАДОС, 2003.

8. Базелюк, В.В. Разрешение педагогических конфликтов: учебное пособие / В.В. Базелюк. Челябинск: ЧГПУ, 2005.

9. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. -М.: «Академия», 2005.

10. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999.

11. Громова, О.Н. Конфликтология. Курс лекций / О.Н. Громова. М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 2000. -320 с.

12. Педагогический энциклопедический словарь. - М: БРЭ, 2003. - 528 с.

13. Шепель В.М. «Управленческая антропология или человековедческая компетентность менеджера» М., 2000г.

14. Джими Скотт «Сила ума: способы разрешения конфликта», СПб, 1994г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим…

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) на тему «Комната ёлок – необычный подарок Дедушке Морозу» (Для детей...

Конспект НОД по экологическому воспитанию дошкольников «Зимующие птицы»

Конспект НОД по экологическому воспитанию дошкольников «Зимующие птицы»

Проект «Традиции живая нить»

Проект «Традиции живая нить»

Читайте также

Критерии оценки деятельности воспитателя комбинированных и компенсирующих групп дошкольной образовательной…

Критерии оценки деятельности воспитателя комбинированных и компенсирующих групп дошкольной образовательной организации (ДОО) На современном этапе развития системы образования особое внимание уделяется...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и…

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и их значение» Цель: сформировать представление у детей о том, что такое...

Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру»

Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на...