Исследовательско-творческий проект
«Как ты, осень, хороша!»

Паспорт проекта

Вид проекта:

Исследовательско-творческий.

Возраст детей:

Вторая младшая группа (3 года).

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Продолжительность проекта:

Краткосрочный (сентябрь – октябрь 2013 г.).

Цели проекта:

1. Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.

2. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы.

3. Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».

Задачи проекта:

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о сезонных изменениях в природе, развивать познавательную активность.

2. Формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

3. Показать конкретные способы экспериментирования и исследования объектов природы.

4. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

5. Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

6. Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.

7. Формировать умение читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умение драматизировать небольшие отрывки.

8. Формировать умение передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки; развивать эстетическое восприятие.

9. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.

10. Воспитывать любовь к природе.

Предполагаемый результат:

  • Расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах.
  • Пополнится словарный запас.
  • Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
  • Дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами природы.

Основные методы и формы реализации проекта:

1. Определение темы, постановка цели и задачи;

2. Определение методов и приемов работы;

3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала;

4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

5. Подбор материала для творческого труда;

6. Изготовление дидактических игр;

7. Составление перспективного плана.

Продукт проектной деятельности:

- детские рисунки на тему «Осень»;

- выставка детских работ на тему «Осенние фантазии»;

- фотографии занятий;

- выставка книг по теме «Осень»;

- дидактические игры;

- цикл НОД на тему «Осень».

Обеспечение:

Методическое

- «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада» В.Н. Волчкова.

- «Тематические дни и недели в детском саду» Е.А. Алябьева.

- «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Л.Г. Горькова.

- « Место игры в экологическом воспитании дошкольников» С. Н. Николаева.

- «Оригинальные пальчиковые игры» Е.Ф. Черенкова.

- Интернет.

Материально-техническое:

- альбомы «Осень», «Овощи», «Фрукты»

- картинки, иллюстрации на тему «Осень», «Урожай»

- демонстрационный материал

- художественные произведения

- компьютер

Перспективное планирование проекта

«Как ты, осень, хороша!»

 

Месяц

Неделя

Содержание работы

Цели

Сентябрь

«Овощи»

Третья

Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада

 

Беседы «Что растет на огороде», «Чем полезны овощи».

 

 

 

 

 

Загадывание загадок об овощах.

 

 

 

 

Подвижные игры «Огуречик, огуречик», «Перенеси овощи из обруча в обруч», «Съедобное – несъедобное», «Где мы были, что делали», «Повтори движения» (трудовые действия: полив, копание, срывание).

 

НОД Познание «Чудо-овощи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОД Художественное творчество Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла…»

 

 

 

Экспериментирование

«Тонет – не тонет».

 

 

 

 

ЧХЛ Ю. Тувим «Овощи», Р.Н.С. «Вершки и корешки», М. Дружинина «Весёлый огород», В. Степанов «Был у зайца огород»,

Н. Носов «Огурцы»,

К. Ушинский «История одной яблоньки».

 

Просмотр картин, иллюстраций на тему «Овощи», «Осень».

 

 

Подвижные игры «Овощи — фрукты»,

«Вершки и корешки», «Найди пару»

 

Дидактические игры «Что где растет», «Собираем урожай», «Овощи и фрукты», «Чего не стало», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек».

 

 

Пальчиковые игры «Мы капусту рубим», «Заяц и кочан капусты».

 

Бумажный театр «Репка».

 

 

 

 

Сюжетно-ролевые игры «Наш огород», «Овощной магазин», «Делаем салат», «Готовим овощной суп».

 

Формировать у детей представления о состоянии растений осенью, развивать память, внимание.

 

 

Закрепить обобщающее понятие «овощи», названия различных овощей, рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека (источник витаминов, вкусный продукт питания).

 

Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.

 

Развить ловкость, быстроту, формировать умение действовать по сигналу.

 

 

 

 

 

Познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знания о месте их произрастания — огороде. Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме. Воспитывать чувство благодарности к природе и людям, которые благодаря своему труду получают урожай.

 

Вызвать у детей интерес к деятельности взрослых при покупке овощей. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, уметь передать их в рисунке.

 

Поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта, какие предметы тонут в воде, а какие – нет.

 

 

Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

 

 

 

 

Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение.

 

Формировать умение различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность, ловкость.

 

Закреплять знания об овощах, активизировать названия овощей, закрепить обобщающее понятие «овощи», развивать логику мышления, па-мять, внимание, воображение.

 

Развить мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

 

Воспитывать умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации сказки.

 

Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме.

Сентябрь

«Фрукты»

Четвертая

Загадывание загадок о фруктах.

 

 

 

Беседы: «Где растут фрукты?», «Для чего нужно кушать фрукты?», «Где спрятались витамины?»

 

 

 

Подвижные игры «Перенеси фрукты из обруча в обруч», «Съедобное – несъедобное», «Где мы были, что делали», «Передай яблоко», «Повтори движения» (трудовые действия: полив, копание, срывание).

 

Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Во саду ли, в огороде», «Скажи, какого цвета фрукт», «Назови овощ или фрукт», «Чего не стало», «Узнай по запаху»,

«Узнай по вкусу».

 

Экспериментирование

«Мягкое – твёрдое», «Можно ли рисовать соком».

 

Просмотр мультфильма «Мешок яблок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением фруктов, муляжей.

 

ЧХЛ: В. Сутеев «Яблоко», Е. Бацева «Сказка про фрукты».

 

 

 

Сюжетно-ролевые игры «Наш сад»,«Машины везут фрукты в магазины», «Едем в сад собирать фрукты».

 

НОД Познание «Чудо-фрукты».

 

 

 

 

 

 

 

НОД Художественное творчество Лепка «Консервируем фрукты»

 

 

 

 

 

 

 

НОД Художественное творчество Конструирование «Яблочко».

 

 

Формировать умение понимать образный смысл загадок, развивать логику мышления, воображение.

 

Закрепить обобщающее понятие «фрукты», названия различных фруктов, рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека (источник витаминов, вкусный продукт питания).

 

Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу. Закрепить знания по теме.

 

 

 

 

 

Закреплять знания о фруктах, развивать логику мышления, память, внимание, воображение.

 

 

 

 

 

Поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта свойства предметов.

 

Расширять представления об окружающем мире, знакомить с новыми словами, явлениями, ситуациями;

Показать примеры поведения, формировать оценочное отношение к миру, развивать мышление, эстетический вкус, чувство юмора; помочь реализовать эмоциональные потребности.

 

Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение.

 

Знакомить с произведениями о фруктах, формировать умение понимать главную мысль произведения, развивать речь.

 

Формировать умение создавать игровой сюжет, закреплять знания по теме.

 

 

Познакомить детей с плодами фруктовых деревьев, закрепить знания о том, что фрукты растут в саду, выделить характерные признаки фруктов, обследовать с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий.

 

Закрепить представления детей о заготовке фруктов на зиму; формировать интерес к лепке, совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; уметь вдавливать, оттягивать для получения необходимой формы.

 

Уточнить и расширить представления детей о фруктах, развивать творческие способности при создании яблока из кругов.

Октябрь

«Осень»

Первая

НОД Коммуникация «Любимые красоты осени».

 

 

 

 

 

 

НОД Художественное творчество Рисование «Осень».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОД Художественное творчество Аппликация «Падают, падают листья, в нашем саду листопад».

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры «Времена года», «Собери картинку», «Расскажем мишке о красоте осенней природы», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки», «Что где растёт».

 

Рассматривание картин: И. Левитан «Золотая осень», И. Шишкин «Сосновый бор», рассматривание альбома: «Дары природы».

 

Разучивание: песня «Осень», танец «Листочки».

 

 

 

 

Беседы: «В осеннем лесу», «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Как правильно одеваться осенью на прогулку?»

 

 

 

ЧХЛ Н. Егоров «Листопад», И. Соколов – Микитов «Листопадничек», В. Бианки «Прячутся», М. Садовский «Берёзы», И. Бунин «Листопад», В. Авдиенко «Осень».

 

Пальчиковые игры «Падают листья», «Это деревья в лесу», «Дождик».

 

Экспериментирование

«В тепле и в холоде».

 

Подвижные игры «Перелет птиц», «Солнышко и дождик», «К названному дереву беги».

Познакомить детей с красотой осенней природы. Побуждать составлять описательные рассказы о явлениях природы, используя свои личные впечатления. Вызвать желание отразить услышанное и увиденное в рисунке.

 

Закрепить знания детей об осени. Продолжать вызывать у них эмоциональный отклик на прослушивание стихов об осени. Закрепить знания названий некоторых деревьев: рябина, берёза, осина, ель. Закрепить умение рисовать кистью, гуашью методом примакивания; развивать ритмичность в рисунке.

 

Развивать умение любоваться осенней красотой, обратить внимание на изменения, которые произошли с цветами, кустарниками, деревьями. Воспитывать чувство прекрасного; закрепить навыки намазывания клеем и приклеивания листьев.

 

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать логику мышления, память, внимание, воображение.

 

 

 

Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение.

 

 

 

Развивать интерес пению, гармонический слух, чувство ритма; воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у детей.

 

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени. Воспитывать чувство любви к родной природе.

 

Развить творческую активность детей, закрепить знание содержания произведений, развить выразительную речь, воспитывать усидчивость, умение вступать в диалог.

 

Развить мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

 

 

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

 

Учить действовать по сигналу педагога, активизировать движение, развить ловкость, быстроту реакции.

Октябрь

«Осень»

Вторая

НОД Познание «Осень золотая».

 

 

 

 

 

 

 

НОД Художественное творчество Лепка «Консервируем овощи»

 

 

 

 

Беседы: «Осень в гости к нам пришла», «Любуемся красотой осени».

 

 

 

 

Дидактические игры

«Что нам осень при-несла?», «Чудесный мешочек», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки», «Что где растёт».

 

Экспериментирование

«Летающие семена».

 

 

Пальчиковые игры «Вышел дождик на прогулку», «Осенние листья», «Корзинка».

 

Подвижные игры «Ветер и листья», «Осенью», «Найди свой домик».

 

 

 

 

Рассматривание картин: И. Левитан «Октябрь», «Осень».

 

 

ЧХЛ: М. Пришвин «Листопад», заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила».

Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека. Развивать эмоциональную отзывчивость детей.

 

Совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; закрепить приёмы вдавливания, оттягивания для получения необходимой формы.

 

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени. Воспитывать чувство любви к родной природе.

 

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать логику мышления, память, внимание, воображение.

 

 

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

 

Развить мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

 

 

Развивать воображение, ловкость, умение действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развить умение бегать в разных направлениях, научить детей управлять своим поведением.

 

Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение.

 

Вызвать интерес к произведениям, развить умение внимательно слушать взрослого, отвечать на вопросы по содержанию.

 

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

Сотрудничество с родителями:

Подборка фотографий, литературы.

Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов.

Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах.

Рисование на тему «Осень».

Рекомендации «Безопасность ребенка на приусадебном участке», «Овощи, фрукты».

Предложить родителям посетить овощную ярмарку.

2. Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

  • Чтение художественной литературы
  • Просмотр мультфильмов и презентаций
  • Беседы
  • НОД
  • Рассматривание альбомов и картин
  • Наблюдение
  • Экспериментирование
  • Сбор природного материала
  • Рисование
  • Аппликация
  • Лепка
  • Конструирование
  • Дидактические игры
  • Пальчиковые игры
  • Музыка

Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему «Осень», подборка иллюстраций, литературы;

- разучивание стихотворений об осени;

- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;

- приготовление соков, компотов с детьми;

- беседы с родителями о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности.

3. Заключительный этап:

- оформление выставки «Осенние фантазии»;

- развлечение «Здравствуй, Осень».

 

Литература:

1. В.Н. Волчкова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада» ТЦ «Учитель», Воронеж, 2009.

2. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду» ТЦ» Сфера», Москва, 2007.

3. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», Москва ВАКО, 2007 г.

4. С. Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников» Москва,«Новая школа», 1996.

5. Е.Ф. Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры» Рипол Классик Дом 21 век, Москва, 2007.

6. Интернет.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста…

Развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок Одна из важнейших задач воспитания ребенка — его интеллектуальное...

Открытое занятие по математике «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей…

Открытое занятие по математике «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием блоков Дьенеша Ход занятия: Приветствие педагога с детьми: Здравствуйте, ладошки! (вытягивают...

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личности

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личности Большую роль в познании ребенком окружающего мира является восприятие явлений и...

Читайте также

Дидактическая игра «Собери ракету»

Дидактическая игра «Собери ракету» Аннотация: Дидактическая игра «Собери ракету» рекомендована для дошкольников 3-4 лет. Данная игра направлена на развитие сенсорных способностей детей дошкольного...

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном...

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности кружок «Волшебные краски»

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружок по нетрадиционному рисованию) «Волшебные краски» психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного...