Сайт для воспитателей детских садов



 

Проектная деятельность в работе с дошкольниками

 

Суть современного дошкольного образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы поведения, культуры, а вырабатывает их вместе с воспитанниками. Соответственно в контексте деятельного подхода незаменимым методом взаимодействия взрослых и детей становится проектный метод.

Метод проектной деятельности давно и успешно используется в практике дошкольных образовательных учреждений. Спецификой использования метода проектов является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. К организации поисковой и творческой деятельности детей подключать родителей и родственников необходимо, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. Прежде чем дать задание, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием, а в случае необходимости воспитатель мог предложить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.

Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Но эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым ребенком и родителем. Это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

Взяв за основу единую структуру, педагоги образовательного учреждения продумали содержание ряда проектов для разных возрастных групп. Предлагаю Вашему вниманию некоторые из них.

 

Первые ступеньки к театру...

(краткосрочный (2 мес.), для детей второй младшей группы 

Этап проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Первый- постановка проблемы

Проблема:

Воспитание дошкольников в театрализованной деятельности способствует раскрепощению детей, развитию их эмоциональной сферы, артистических способностей, формированию межличностных отношений.

Продукт проекта:

Воспитанники, перешедшие в среднюю группу ДОУ, умеют выражать различные эмоции, переживания персонажей голосом, умеют общаться друг с другом в процессе игры-драматизации.

Входят в проблему.

 

Второй- обсуждение проблемы, принятие задач

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию:

воспитатель предлагает детям познакомиться с персонажами конусного театра (театра цилиндров), показывает каждого, говорит ряд фраз от их имени, «знакомится» с детьми, предлагает им поиграть с ними.

Обсуждается проблема:

в группе появился новый вид театра: как с ним играть (нужно уметь рассказать от имени персонажа театра, чтобы было похоже).

Уточняет проблему и формулирует задачи (научимся говорить от имени персонажей, будем показывать сказки в театральном уголке группы).

Вживаются в игровую ситуацию.

Принимают задачи:

необходимо учиться говорить от имени персонажа (выражать эмоции, переживания), рассказывать родителям от имени персонажей театра, чтобы они отгадали, кто говорит.

Планируют деятельность: будем учиться говорить от имени персонажей конусного театра (театра цилиндров) с помощью педагога, а затем самостоятельно.

Распределяют обязанности: воспитатель знакомит с персонажами, рассказывает о каждом из них, говорит от их имени с разной интонацией, просит детей отгадать, кто говорит; дети усваивают предложенные знания и умения, под руководством педагога, запоминают фразы героев сказок, определяют, у кого получается лучше рассказать от имени того или иного персонажа.

Третий- работа над проектом

Организует деятельность путем проведения мини-занятий в свободной деятельности, организации самостоятельной игровой деятельности детей. Помогает в организации деятельности по полученным результатам.

Организует работу:

организует индивидуальные мини-занятия и небольшими группками, знакомя со сказками, которые дети будут затем показывать самостоятельно, активизирует речевую деятельность, поощряет интонационную выразительность.

Оказывает практическую помощь (по необходимости).

Ищут решение задач:

усваивают необходимые знания, рассказывают сказки без персонажей театра, а затем с ними, показывая основные действия героев.

Четвертый- презентация

Готовится к презентации, проводит ее:

проводится драматизация сказки для воспитанников группы силами детей с помощью педагога, приглашаются родители (после драматизации организуется совместная игра детей с родителями с персонажами театра).

* драматизируются 3-4 сказки по тому же алгоритму

Продукт деятельности (альбом (папку) готовят к презентации, представляют его: на итоговом занятии.

 

Пятый- постановка новой проблемы

Создает ситуацию необходимости поиска новой информации:

полученные знания и умения понадобятся при знакомстве с другими видами театра группы.

Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации.

 

Проект «Ребенок и этикет»

(долгосрочный, для детей дошкольного возраста и их родителей) 

Этап проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Первый- постановка проблемы

Проблема:

Дети, поступающие в школу, недостаточно знакомы с правилами культурного поведения

 

Продукт проекта: Воспитанные дети, готовые без напоминаний использовать полученные знания в общении.

Культурные родители, готовые помогать детям в освоении правил поведения.

Входят в проблему.

 

Второй- обсуждение проблемы, принятие задач

Обсуждается проблема (ребенок, не знающий правил поведения, может попасть в некрасивую ситуацию, ему будет стыдно).

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию (Незнайка не помнит правила поведения. Вежливая тетя Свинка берется научить его правильно себя вести. Ребята ей помогают). Уточняет проблему и формулирует задачи.

 

Вживаются в игровую ситуацию.

Принимают задачи (необходимо изучить правила культурного поведения и уметь рассказать о них своим близким, друзьям).

Планируют деятельность (будем знакомиться с правилами культурного поведения, закреплять знания о них в общении с близкими, друзьями, в играх, рисунках, знаках, придуманных совместно с воспитателями, родителями).

Распределяют обязанности (воспитатель знакомит с правилом, дети придумывают соответствующий знак, рисуют иллюстрацию к правилу, воспитатель организует игры, в которых дети применяют полученные знания).

Третий- работа над проектом

Организует деятельность путем разъяснения, экспериментирования, моделирования и др. Помогает спланировать деятельность по результатам изучения правил поведения.

Привлекает родителей (собирают информацию, рисуют вместе с детьми, пользуются памятками, предложенными воспитателями и др.)

Организует работу (поэтапно: направляет на поиск решений, на экспериментирование, предметно-речевую деятельность, продуктивную, исследовательскую, поощряет творческие решения).

Оказывает практическую помощь (по необходимости).

Ищут решение задач:

Соблюдают изученные правила в повседневной жизни, обмениваются рассказами из личного опыта, предлагают собственные решения по изготовлению соответствующих материалов, которые могут быть использованы для обучения других, для совместных игр.

Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности самостоятельно или по совету родителей, педагогов.

Четвертый- презентация

Готовится к презентации, проводит ее (накопленные за время проекта материалы систематизируются, оформляются в альбоме (папке), проводится праздник в Школе вежливых наук, материалы передаются в среднюю группу МДОУ).

Продукт деятельности готовят к презентации, представляют его на празднике в Школе Вежливых наук.

Объясняют воспитанникам средней группы необходимость знания правил поведения.

Родители как зрители и как участники присутствуют на празднике.

Пятый- постановка новой проблемы

Создает ситуацию необходимости поиска новой информации:

в школе могут понадобиться новые правила поведения, будем изучать их и использовать в общении.

Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации.

 

       

Проект «Лего и малыш»

(долгосрочный (1 год), для детей второй младшей группы) 

Этап проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Первый- постановка проблемы

Проблема:

одна из важнейших задач воспитания ребенка-дошкольника – развитие его ума, таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усвоить новое, что особенно важно в период обучения в школе; это, в первую очередь, возможно благодаря развитию конструктивных умений и мелкой моторики дошкольников.

Продукт проекта:

Воспитанники, перешедшие в среднюю группу ДОУ, обладают выраженным интересом к конструктивной деятельности, готовы действовать с разными видами конструктора, самостоятельно решать сложные мыслительные задания.

Входят в проблему.

 

Второй- обсуждение проблемы, принятие задач

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию:

воспитатель предлагает детям для игры новый конструктор- подарок доброй волшебницы, предлагает с ним поиграть, подумать, что можно с ним делать.

Обсуждается проблема:

в группе появилась новая игрушка- конструктор лего: как с ним играть (из него можно строить разные объекты) и что для этого нужно знать (названия деталей, способы их соединения, цвет деталей, использование дополнительных игрушек).

Уточняет проблему и формулирует задачи.

 

Вживаются в игровую ситуацию.

Принимают задачи:

необходимо изучить способы игры с конструктором лего, уметь рассказать о них своим близким, друзьям, научить их придумывать и строить разнообразные объекты.

Планируют деятельность: будем знакомиться со способами игры с конструктором лего; под руководством педагога, а затем самостоятельно придумывать и строить новые объекты.

Распределяют обязанности: воспитатель знакомит со способами игры с конструктором лего, сообщает необходимые для игры знания, организует игры, в которых дети их применяют; дети усваивают предложенные знания и умения, под руководством педагога, а затем самостоятельно придумывают и строят новые объекты.

Третий- работа над проектом

Организует деятельность путем проведения спланированных занятий в свободной деятельности, организации самостоятельной игровой деятельности детей. Помогает спланировать деятельность по полученным результатам.

Организует работу:

сообщает необходимый минимум знаний, обучает элементарным приемам действий с конструктором, направляет на поиск решений, самостоятельность в постройках, активизирует продуктивную, речевую деятельность, поощряет творческие решения.

Оказывает практическую помощь (по необходимости)

Ищут решение задач:

усваивают необходимые знания и приемы действий, затем предлагают собственные решения по построению новых объектов; с помощью педагога, а затем самостоятельно выбирают необходимые материалы для продуктивной деятельности.

Четвертый- презентация

Готовится к презентации, проводит ее:

накопленные за время проекта материалы (фотографии лучших построек) систематизируются, оформляются в альбоме (папке), проводится итоговое занятие; альбом предлагается к использованию в следующей возрастной группе.

Продукт деятельности (альбом (папку) готовят к презентации, представляют его: на итоговом занятии.

 

Пятый- постановка новой проблемы

Создает ситуацию необходимости поиска новой информации:

полученные знания и умения понадобятся в следующих возрастных группах и в школе, будем использовать их при знакомстве с другими видами конструктора.

Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации.

 

Проект «Юный исследователь»

(долгосрочный, для детей подготовительной группы и их родителей) 

Этап проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Первый- постановка проблемы

Проблема:

Детям старшего дошкольного возраста интересно содержание окружающих их объектов и явлений, необходима система в развитии у них познавательной активности с помощью исследовательской деятельности.

Продукт проекта:

Будущие первоклассники, обладающие выраженным познавательным интересом- помощником в процессе обучения в школе

Родители, готовые помогать детям в познании окружающего мира.

Входят в проблему.

 

Второй- обсуждение проблемы, принятие задач

Обсуждается проблема:

человек, незнающий суть предметов и явлений природы, окружающих его, - невежда.

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию:

воспитатель предлагает детям стать сотрудниками исследовательской лаборатории, на себя берет роль научного руководителя, который будет разъяснять детям новое и неизвестное об объектах и явлениях природы.

Уточняет проблему и формулирует задачи.

 

Вживаются в игровую ситуацию.

Принимают задачи: необходимо изучить правила пользования приборами в процессе проведения опытов и экспериментов, научиться делать выводы из полученных в ходе исследований результатов, уметь рассказать о них своим близким, друзьям.

Планируют деятельность: будем знакомиться с правилами проведения опытов и экспериментов, правилами пользования приборами, получать новые знания об объектах и явлениях природы, закреплять их в беседах с близкими, друзьями, в играх, рисунках, знаках, придуманных совместно с воспитателями, родителями.

Распределяют обязанности: воспитатель знакомит с объектом (явлением), с ходом проведения опыта (затем дети проводят его самостоятельно) или показывает процесс, объясняя его смысл по ходу; дети рисуют вместе с родителями поэтапные схемы проведения опытов или фиксируют в рисунках результаты проведения опытов; воспитатель организует игры, в которых дети применяют полученные знания.

Третий- работа над проектом

Организует деятельность путем беседы, разъяснения, проведения эксперимента. Помогает спланировать деятельность по результатам, полученным в ходе эксперимента.

Привлекает родителей: собирают информацию (стихи, пословицы), рисуют вместе с детьми поэтапные схемы проведения опытов, фиксируют в рисунках результаты проведения опытов, пользуются памятками, предложенными воспитателями и др.

Организует работу:

направляет на поиск решений, самостоятельность в исследованиях, активизирует речевую, продуктивную, деятельность, поощряет творческие решения.

Оказывает практическую помощь (по необходимости).

Ищут решение задач:

обмениваются рассказами из личного опыта, предлагают собственные решения по фиксации результатов опытов, которые могут быть использованы для обучения других, для совместных бесед, игр; выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности самостоятельно или по совету родителей, педагогов.

Четвертый- презентация

Готовится к презентации, проводит ее:

накопленные за время проекта материалы систематизируются, оформляются в альбоме (папке), материалы передаются в старшую группу МДОУ.

Продукт деятельности готовят к презентации, представляют его: на итоговом занятии (заседание «научного совета исследовательской лаборатории»); родители как зрители и как участники присутствуют на занятии.

Пятый- постановка новой проблемы

Создает ситуацию необходимости поиска новой информации:

полученные в ходе проведения опытов и экспериментов знания и умения могут понадобиться в школе, будем использовать их при исследовании других более сложных объектов и явлений.

Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации.

0 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии




Вход на сайт


Комментарии

  • Ольга
    спасибо за актуальный материал,обязат ельно воспользуюсь в своей работе.

    Подробнее...

     
  • церенова нина
    консультация полезна для родителей

    Подробнее...

     
  • Елена Шевченко
    Огромное Спасибо!!!!

    Подробнее...

     
  • Разита
    Хотелось бы использовать ваш проект в своей работе.

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо, Ваш материал очень понравился.

    Подробнее...

Добавить статью на сайт