Проект «Мой Таганрог»
1. Паспорт проекта:
Тема: Знакомство с историей города как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Авторы: воспитатель Кононенко Н.А
Участники: дети 5-7лет, родители, педагоги МБДОУ д/с №62 «Журавушка»
Вид проекта: познавательный
База проекта: МБДОУ д/с №62 «Журавушка»
Срок реализации: долгосрочный (2013 – 2014 учебный год)
2. Характеристика проекта:
Противоречия:
- между планируемыми результатами нравственно-патриотического воспитания дошкольников и имеющимися результатами;
- между необходимостью организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей и уровнем компетентности педагогов;
- между современными требованиями к организации предметно-развивающей среды и имеющимися условиями.
Проблема: задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине, традиционно решалась в нашем ДОУ, но результаты показали необходимость усиления работы в данном направлении.
Актуальность проблемы:
1. Нормативные требования:
- Содержание образовательной области «Социализация»: воспитание любви к своей семье, родному городу, родной стране; формирование начала гражданственности (Приказ от 23.11.2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»);
- Государственная программа патриотического воспитания: развитие и совершенствование системы патриотического воспитания (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.)
2. Научно-теоретический аспект:
- Изучением и разработкой проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников занимались: М.Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Л.А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?»
3.Состояние практики в МБДОУ:
- дети дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Знакомство детей с родным городом формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами своей Родины.
Цель проекта: Формирование у детей знаний о родном городе, воспитание любви и интереса к нему.
Задачи:
1. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города.
2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.
3. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
Предполагаемые результаты:
1. Создание условий для восприятия детьми сведений о родном городе.
2. Формирование разносторонних знаний о городе.
3. Воспитание любви и бережного отношения к городу.
Механизмы: реализация цели и задач проекта будут решаться через систему мероприятий с педагогами, детьми и родителями в ДОУ.
3. Содержание проекта:
I этап- подготовительный
Срок реализации: сентябрь-октябрь 2013 г.
Цель: систематизирование и отбор теоретического и методического материала
№
|
Содержание деятельности |
Предполагаемый результат |
1 |
Изучение нормативно- правовой базы: ФГТ, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой |
Знание нормативных документов |
2 |
Подбор методической и художественной литературы, наглядных и дидактических пособий |
Создание каталога |
3 |
Анализ предметной среды групп по проблеме |
Работа над созданием мини-музея Таганрога |
4 |
Разработка диагностического материала. Выявление уровня развития детей |
Результатов диагностики |
5 |
Разработка проекта, формулировка цели и задач проекта |
Конспекты совместных мероприятий |
II этап- практический
Срок реализации: октябрь – август 2013 г.
Цель: реализация проекта, формирование у старших дошкольников разносторонних знаний о родном городе, чувства любви, гордости и бережного отношения к нему.
№ п/п |
Содержание деятельности |
Предполагаемый результат |
1. |
Работа с родителями - консультация «Наш проект» -развитие совместного творчества педагогов, родителей и детей, проведение мероприятий с участием родителей |
Включённость родителей в решения проблемы дефицита знаний детей о родном городе. Помощь в проведении мероприятий. |
2. |
Работа с педагогами - консультация по созданию предметной среды в группах по теме |
Создание мини – музеев Таганрога в группах. |
3. |
Работа с детьми - сюжетно-ролевые игры: «Семья”, “Школа”, “Детский сад”, «Поездка по городу» , «Интервью», «Библиотека», «Прогулка в парке», «Интервью», «Библиотека»; -дидактические игры: «Герб Таганрога», «Достопримечательности города», «Улица», «Узнай по описанию», «Поставь памятник на место», «Найди на карте где мы живём», «Путешествие по городу», «Загадки на улицах города», «Что я запомнил», «Я по городу иду»; «Найди на карте, где мы живём», «Загадки на улицах города»; - подвижные игры: «Жмурки», «Золотые ворота», «Гуси-лебеди», «Салки», «Удочка»; - просмотр DVD о Таганроге; - беседы «История моего города», «Где ты живёшь», «Знаменитые жители моего Таганрога», «Памятники великим людям нашего города», «Освобождение Таганрога», «Детство Петра I», «Александр I в Таганроге», «Город А.П. Чехова».
- НОД: «Чтение худ. литературы» - «Знакомство с творчеством А.П. Чехова», «Лучше нет родного края», «Социализация» - «Памятные места родного города»; «Художественное творчество» - «Мой дом», «Вот эта улица, вот этот дом…», «Город мой любимейший на свете». «Музыка» - разучивание стихов и песен о Таганроге.
- развлечение, праздники: «День Победы», «С Днём рождения, любимый город!», викторина «Знатоки Таганрога». -посещение музеев: Художественный музей, Историко-краеведческий музей (Дворец Алфераки), Градостроительство и быт Таганрога;
- экскурсии по улицам города;
- тематические выставки рисунков детей совместно с родителями: «Мой Таганрог», «Мой город самый-самый»; по произведениям А.П. Чехова.
- оформление альбома с иллюстрациями и рассказами на тему: «Достопримечательности Таганрога»; - создание книги памяти о героях Таганрога в годы Великой Отечественной войны |
Сформированность разносторонних знаний о родном городе, чувства любви, гордости и бережного отношения к нему. Оформление альбома с иллюстрациями и рассказами «Достопримечательности Таганрога»; Создание книги памяти о героях Таганрога в годы Великой Отечественной войны. |
III этап – заключительный
Срок реализации: август 2014 г.
Цель: подведение итогов, распространение опыта работы.
№ п/п |
Содержание деятельности |
Предполагаемый результат |
1. |
Выявление уровня знаний детей о городе | Динамика развития |
2. |
Создание презентации по итогам реализации проекта | Презентация проекта |
Литература
- Примерная основная общеобразовательная программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой - СПб: Детство-Пресс, 2011г.
- Козлова С. А. «Я – человек» (программа социального развития ребенка).
- «С чего начинается Родина?» Журнал «Управление ДОУ», №6-2003г.
- Журнал «Дошкольное воспитание», №12 за 2001г., №6,8 за 2003г., №2 за 2005г.,
- Журнал «Ребенок в детском саду», №5-6, 2001г. №1-6 за 2004г.; №1, 5, 6, за 2005год.
- Князева О. Л. и др. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - СПб: Детство-Пресс, 2004г.
- Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» - М: Творческий центр, 2004г.
- Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - М: Творческий Центр, 2009г.
- Ренжигло А.Г. «Мой Таганрог» - Таганрог: Лукоморье, 2002г.
- Катаев В.Б. «Четыре жизни Чехова» - М: Гелиос АРВ, 2004г.
- Лукьяненко В.Н. «Дошкольникам о Чехове»- Таганрог: Нюанс, 2010г.
Читайте также |
---|
Конспект занятия в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие…
Конспект занятия в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие в весенний лес» Цель: развивать познавательный интерес детей. Задачи: Обучающие: уточнить знания детей...
Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе. Тема: «Воздух…
Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе Тема: «Воздух невидимка» Цель: Формировать представление о свойствах воздуха и его значений для человека. Задачи: Подвести...
Конспект НОД по ФЭМП «Аквариумные рыбы. Животный мир океанов» для…
Конспект НОД по ФЭМП «Аквариумные рыбы. Животный мир океанов» для подготовительной группы Цель: Развитие математических представлений. Задачи: Совершенствовать навыки измерения жидкости с...