Проект
«Путеводители по «малой родине» — «Мой любимый древний город — Сысерть»

Введение

Взрослые – хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка- важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того как они говорят с ребёнком, во многом зависят успехи дошкольника в познании окружающего мира. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослые, которые удивляются вместе с ними, побуждают не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать ещё больше. Увлекательные наблюдения, экскурсии, прогулки, посещение выставок, музеев, библиотек, самостоятельная и совместная познавательно- исследовательская деятельность помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы причинно- следственных связей и закономерностей. Всё это будет способствовать формированию нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, школьника, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного.

В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

Назначение проекта «Мой любимый древний город Сысерть» связано с необходимостью воспитывать у детей дошкольников представление о той малой Родине, где они живут в данный момент, представление об её историческом прошлом в доступной для их понимания форме, о тех достопримечательностях родного города, о его памятниках, музеях, административных зданиях.

Реализация проекта предусматривает целенаправленные совместные усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, внедрение проекта в жизнь позволит детям полнее узнать жизнь своего родного города, его здания, его достопримечательности, его природу, историю своего края; а так же формирует его активный словарь, речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей дошкольника, развивается воображение, что в конечном итоге способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к познанию своей «малой родины является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к окружающему миру.

 

Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 «Солнышко» г. Сысерть функционирует с 2008г., рассчитан на 6 возрастных групп для детей от 2 до 7 лет, списочный состав 120 воспитанников. Проект «Мой любимый древний город - Сысерть» разработан для работы с детьми 5-6 лет (старший дошкольный возраст) и родителями.

 

Пояснительная записка.

Актуальность темы.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Старший дошкольник должен, сориентирован на:

  • Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

Таким образом, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Содержание программы социально-личностного развития детей старшего возраста построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.

 

В основу программы положены принципы:

  • Научной обоснованности и практической применимости.
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  • Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей.
  • Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.
  • Наглядность.
  • Учёт региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь к семье, городу, краю.
  • Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
  • Системно – организованный подход, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.

 

Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.

Тема проекта: использование всевозможных средств массовой информации,различных методов и приёмов воспитательно-образовательной работы для всестороннего развития у детей знаний о своём городе, его красоте, природе.

Задачи: – вызвать творческий интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, явлений природы).

- формировать представления о себе, о ближайшем окружении («Я и моя семья», «Я и мой город», «Я и моя страна», «Я и моя планета»)

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. - обогатить образовательный процесс, предметно- развивающую среду и самостоятельную деятельность дошкольников новыми знаниями.

- поощрять активность детей в выражении собственных впечатлений об узнанном, увиденном в своей жизни.

- стимулировать творческую и общественную активность родителей, педагогов, как непосредственных участников воспитательно-образовательного процесса.

 

Содержание психолого-педагогической работы:

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально- познавательной основы она не сможет проявиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо учить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком, деле. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотой, богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя, свою «малую Родину». Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берётся. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско- патриотических чувств.

 

Основные задачи психолого-педагогической работы:

  • Формировать умение участвовать в коллективных играх и занятиях, устанавливая положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками и др. на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не мешать друг другу, при необходимости помогать, считаться с интересами и желаниями партнёров и т. д.);
  • Формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.).
  • Формирование первичных представлений о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);
  • Формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нём);
  • Формирование первичных гендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу, гендерных отношениях и взаимосвязях);
  • Формировать представления о себе как члене группы детского сада, обогащать представления о детском саде и его сотрудниках, привлекать к поздравлению сотрудников детского сада с днём рождения, праздниками, к праздничному оформлению групповой комнаты и детского сада, к совместному празднованию, звонить заболевшим детям и хорошо знакомым взрослым и т.д.
  • Формировать представления о собственной национальности, национальности родителей.
  • Формировать представления о собственном адресе (страна, город и улица, на которой живёт, в том числе о его символах, «малой» Родине, её природе) и принадлежности к нему.
  • Воспитывать любовь к родному краю; знакомить с названиями главных улиц города, с его красивыми местами, достопримечательностями, окружающей природой
  • В процессе игровой деятельности продолжать развивать актив­ное речевое общение детей, расширять и обогащать их словарный запас.
  • Формировать положительные взаимоотношения между детьми (друже­любие, взаимопомощь), воспитывать организованность, настойчивость, вы­держку, умение выполнять правила игры.

С учетом национально-культурных традиций осуществляется отбор произведений национальных (местных) писателей, по­этов, композиторов, художников, образцов национального (мест­ного) фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством. Исторически сложившиеся народы Среднего Урала - русские, удмурты, манси, татары, башкиры, марийцы, чуваши.

Дети приобщаются к национально-культурным традициям через:

- поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. - загадки – наиболее значимый компонент обучения и воспитания детей, в которых исторически вкладывался смысл отношений между членами семьи. - песни – наиболее эффективные методы музыкального развития детей во всем мире основываются на народной песне. Она в простой и доступной ребенку форме передает высокие ценности искусства и национальной культуры.

- сказки, сказы – в сказке, сказах зафиксированы неумирающие ценности человеческой жизни

- игры - детские игры дают представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах передачи народной семейной культуры от поколения к поколению.Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.

- народная игрушка. На Руси существовали разные виды традиционной народной куклы. Некоторые из существующих: кукла-скрутка, пеленашка, крупеничка или зернушка, День и Ночь, Параскева-Пятница, кукла масленичная, кукла коза, одноручка-свадебная, кукла Спиридон-Солнцеворот, кукла-крестушка, покосница, кукла от бессонницы для грудных детей, лыковая для охраны дома, кукла Десятиручка, травяные куклы, куклы зольные, шерстяные, купавка, Красота, двенадцать лихоманок, а также другие. Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций далеких предков, делают прошлое интереснее и понятнее. Знакомство с традиционными русскими куклами позволит познакомить детей с некоторыми сторонами культуры русского и других народов.

- декоративно-прикладное искусство Урала для детей старшего дошкольного возраста определяется как эстетическая, духовно-нравственная ценность (урало-сибирская роспись (нижнетагильские подносы, роспись по дереву, изделия из бересты, уральских самоцветов, каслинское литье и др.). Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству Урала стимулирует творческое саморазвитие ребенка старшего дошкольного возраста в художественной деятельности по мотивам искусства, развивает эмоционально-чувственное восприятие произведений уральского декоративно-прикладного искусства в художественно-творческой деятельности, которая способствует творческому саморазвитию дошкольника.

 

Основные ориентиры проекта

Вид проекта: практико- ориенитированный.

Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.

Соучастники проекта: Администрация Сысертского городского округа, Управление образования, МОУ ДОД «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа», Центральная, районная библиотека, детская библиотека, Городской Центр Досуга, СЮН, Краеведческий музей, Музей П.П. Бажова, выставки.

Срок реализации проекта: 1 год (сентябрь 2013г. – май 2014г.)

Социальная значимость проекта: направлен на создание благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта, расширение знаний о своей малой родине и сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Экономическая целесообразность проекта:

- совершенствование уровня профессионального мастерства по теме проекта;

- становление готовности детей познавать как можно шире свой родной край, «малую родину»;

- участие родителей ДОУ в организации работы по проекту;

- расширение взаимодействия с образовательными учреждениями города, установление прочных связей МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» СГО;

- пополнение материально- технической базы детского сада и группы художественной литературой по теме, новыми методическими пособиями, наборами открыток, буклетов.

Гипотеза: включение данной работы в повседневную жизнь позволит привить детям любовь и уважение к своему городу, семье, семейным традициям, природе родного края, достопримечательностям города и повысить качество воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

Открытость проекта: предполагает социальные контакты.

Особенности проекта: приобретение дошкольниками знаний о своём городе, родных, родном крае является немаловажным фактором организации жизнедеятельности детей, расширение жизненного кругозора, уважительного отношения к взрослым, сверстникам, младшим детям.

Предполагаемые результаты:

Для педагогов:

- повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;

- инновационные изменения в организации воспитательного процесса;

- творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.

Для воспитанников:

- повышение качества уровня знаний во время непосредственно образовательной деятельности;

- положительная динамика в развитии интереса к социальному окружающему миру;

- активизация познавательной деятельности в жизни детей;

- проявление творческого, патриотического самовыражения.

Для родителей:

- расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;

- повышение статуса семейного воспитания.

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно – правовое обеспечение:

- Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями на 2013г.

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Приказ Мин. образования и науки от 24. 02. 2012 г. № 2562.

- Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 22.07. 2010г. № 91;

- Письмо Минобразования России от 14.03. 2000г. № 65/16 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

- Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009г. №655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (образовательная область «Социально- личностное развитие»);

- Устав МКДОУ «Детский сад № 25 «Солнышко»

Информационное обеспечение:

  • информационные стенды о патриотическом воспитании детей;
  • Информация на сайте http: // vitamus.jimbo.com
  • информация на муниципальном методическом объединении воспитателей;
  • мультимедийные презентации.

Организационное обеспечение:

  • сотрудничество с МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» СГО, с музеями города, с дошкольными образовательными учреждениями города, библиотеками города.
  • анализ ресурсов необходимых для реализации проекта;
  • работа по управлению деятельности участников проекта.

Материально – техническое обеспечение:

Развивающая предметная среда детского сада и конкретно старшей группы оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В образовательном учреждении имеется методический кабинет, кабинет учителя- логопеда, музыкально- спортивный зал, спортивная площадка, участки для прогулок детей, групповые помещения оборудованы с учётом возрастных особенностей детей. Подобрана в группе фонотека классической музыки, современной, музыкальный центр, DVD- проигрыватель, телевизор, Аудиоаппаратура, что способствует более полному восприятию проводимой работы с детьми.

 

Материально- техническое обеспечение

Информационно- методическое обеспечение

Кадровое обеспечение

DVD диски,

DVD проигрыватель

Музыкальный центр

Дидактический материал по ознакомлению с окружающим миром

Мини лаборатория

Телевизор

Ноутбук

 

Интернет- ресурсы

Библиотека детской художественной литературы

Инновационная методическая литература Дидактический материал по ознакомлению с окружающим миром

Фотоальбомы

Наборы открыток

Плакаты

Периодическая печать

педагоги ДОУ

Музыкальный руководитель

Инструктор по ФК

Учитель- логопед

 

Методическое обеспечение ДОУ: Детский сад «Солнышко» реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по физическому воспитанию детей.

Методическое обеспечение старшей группы:

Оформлен в группе центр патриотического воспитания, в центре природы мини лаборатория, сформирована фонотека современной и классической музыки, детских песен, песенок из мультфильмов, познавательных фильмов, детская библиотека, центр по изодеятельности с упором на урало- сибирскую роспись, это всё постоянно пополняется новинками.

Характеристика семей воспитанников:

Составной частью работы является сотрудничество с семьями воспитанников, т.к семья играет главную роль в жизни ребенка и является определяющей социальной сферой в гармоничном воспитании и развитии ребёнка. Моя задача довести до каждого родителя понятие о важных сторонах психического, физического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, порекомендовать соответствующие приёмы воспитания, построить систему работы с семьёй по принципам конструктивного диалога и семейно- общественного взаимодействия, способную сделать наше дошкольное учреждение двигателем педагогической культуры в патриотическом воспитании.

90% воспитанников старшей группы дети из полных семей. Многие родители являются родителями бюджетной сферы, но есть и рабочие, и предприниматели. Каждый третий родитель имеет высшее образование, у основной части родителей среднее специальное образование. Практически все воспитанники группы проживают в семьях со средней обеспеченностью, 10% - с низкой. Из моих наблюдений хочется отметить, что родители заинтересованы в воспитании своих детей и большинство родителей являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса, что позволить ещё лучше заинтересовать их, привлечь к совместной деятельности.

Критерии эффективности проекта:

  • полученные результаты соответствуют ожидаемым при наименьших затратах ресурсов;
  • произошли инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса
  • педагогический опыт интересен коллегам;
  • растёт мотивация педагогического коллектива к широкому применению опыта. К деятельности привлечены родители.

Конечные результаты реализации проекта:

  • создание комплексной системы использования патриотического воспитания как важнейшего компонента всестороннего развития личности дошкольника;
  • обобщение и распространение опыта на тему «Моя малая Родина2» как важнейший компонент патриотического воспитания;
  • повышение компетентности и профессионализма педагогов в своей работе;
  • качественное изменение условий для социально- нравственного воспитания через обновление патриотического воспитания в области «Моя малая Родина»
  • составление методических рекомендаций по итогам реализации данного проекта;
  • способы, подтверждающие результативность реализации проекта;
  • совершенствование системы работы по патриотическому воспитанию у всех участников воспитательно - образовательного процесса ДОУ;
  • участие ДОУ во всероссийских, областных и городских конкурсах инновационных проектов.

 

Механизм реализации проекта:

1-й этап: «Рождение проблемы» (подготовительный):

Рассматривая книгу о родном городе, дети обратили внимание на герб города и спросили: «Что за птица на гербе нашего города? Мы никогда её не видели в нашей природе». Ответила детям: «Это цапля. А каких птиц вы встречали в нашем городе, на реке, в лесу?» Дети: «Разных. А вот цаплю не встречали, ведь она живёт на болоте». Говорю: «Где можно узнать ответы на наши вопросы?» (Спросить у родителей. Узнать на занятиях от воспитателя. Прочитать в книгах, энциклопедии, посмотреть по Интернету.)

Определение участников проекта, их роль в достижении предполагаемых результатов.

Диагностический, исследовательский характер (наблюдение, анкетирование, беседы).

Изучение материалов по родному краю, городу.

Подбор и его планирование, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Соответствие данного материала комплексно- тематическому планированию.

Включение данного проекта в локальный компонент рабочей программы.

Составление перспективного плана с использованием данного проекта.

 

2-й этап: «Мероприятия и события», практический (реализация намеченных планов):

Амплификация образовательного процесса:

Разработкарекомендаций для педагогов.

Организованная образовательная деятельность:

- чтение и рассматривание соответствующей литературы;

- беседы по содержанию материала, драматизация произведений

- песни, игры, народные танцы;

- дидактические игры, игры- драматизации, игры имитационного характера, игровые задания;

- просмотр и обсуждение детских телепередач местного канала, видеофильмов о выступлениях детских народных коллективов района и области;

- рассказы об интересных фактах и событиях (о творчестве поэтов, писателей, композиторах города);

- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) по мотивам урало- сибирской росписи и местного городского фольклора, выставка рисунков;

- викторины по «малой родине»;

- инсценировки, драматизация сказок и рассказов детских писателей города.

 

Специфика реализации данного проекта заключается в следующем:

- невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различии того, «что такое хорошо, и что такое плохо», конкретных примерах добрых дел и поступков);

- значительное место в реализации области сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные игры как способы освоения ребёнком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей;

 

Примерные виды интеграции области «Социализации».

По задачам и содержанию

психолого-педагогической работы

По средствам организации и

оптимизации образовательного

процесса

Коммуникация (развитие свободного общения со взрослыми и

Детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения)

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире)

«Труд» (формирование представлений о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности)

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение)

«Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности)

«Труд» (накопление опыта двигательной активности)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализации»

 

Формы организации образовательного процесса

 

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Примерный объем (в неделю)

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских и других видов творческих игр)

Индивидуальные игры

Совместные игры с воспитателем

Совместные игры со сверстниками

Подгрупп.

Инд.

90-100 мин.

(1 час 30 мин. – 1 час 40 мин.)

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

 

Игры

Чтение

Беседы

Наблюдения

Педагогические ситуации

Экскурсии

Ситуации морального выбора

Групп.

Подгрупп.

Инд.

20 мин.

Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире

 

Праздник

Групп.

Подгрупп.

Инд.

До 30 мин. (по календарю праздников)

Организация деятельности педагогов и детей по решению данных задач осуществляется также в рамках реализации других образовательных модулей (в пределах примерного времени, с использованием форм и методов работы, а также форм организации детей определенных для каждого конкретного образовательного модуля).

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских и других видов творческих игр)

Индивидуальные игры

Совместные игры с воспитателем

Совместные игры со сверстниками

 

Подгрупп.

Инд.

40-45 мин

 

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Ситуативные разговоры с детьми

Педагогические ситуации

Ситуации морального выбора

Беседы после чтения

Беседы социально-нравственного содержания

Игры

Групп.

Подгрупп.

Инд.

35-40 мин.

Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире

Самостоятельная деятельность детей

Развитие игровой деятельности (сюжетно- ролевых, театрализованных, режиссёрских и других игр)

Индивидуальные игры Совместные игры

Подгрупповой Индивидуальный

 

 

Тематическое планирование образовательной области «Социализация»

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста (4- 5 лет)

 

Тема

Мероприятия

Цель

Издание

Герб, флаг, песня о городе (ноябрь)

1. Знакомство с названием города

2. Что означает символика герба

3. Рисование флага города

4. «Песня о Сысерти»

5. Знакомство с картой города

Закрепить знания детей о родном городе

познакомить с флагом, гербом, гимном, картой Урала и города

«О символике, гербе и флаге»

Дет/ библиотека им. П.П.Бажова

Творческая мастерская

Музыка

Карта города, области

Историческая справка

(декабрь)

1. Как возникло поселение

2. Основатели города

3. Градообразующее предприятие

4. Экскурсия в краеведческий музей

5. Оформление мини- музея «Мой город»

Дать знания о прошлом города,

его предприятиях,

какую продукцию выпускали и выпускают, особенности быта, костюма и традиций.

Н.А.Карпухина «Социализация»

«Кто дедушка моему папе»

Приглашение из музея экскурсовода , экскурсия

Совместная работа родителей, воспитателя, библиотекаря

Малахитовая шкатулка

(январь)

1. Знакомство с уральским сказочником П.П. Бажовым

2. Просмотр мультфильма

«Серебряное копытце»

3. Экскурсия в музей П.П. Бажова

4. Развлечение «Взятие крепости», П/И «Ищите палочку», «Догонялки»

5. Выставка рисунка по сказам П.П. Бажова

Продолжать знакомить с творчеством родного писателя, особенностями его произведений

народными играми, развлечениями того времени.

«Малахитовая шкатулка», детство, отрочество, юность

Кинозал ГЦД им. Романенко

Сценарий зимних развлечений,

Инструктор ФК, воспитатель, муз. руководитель, родители

Предприятия города (февраль)

1. Чем славен наш город

2. Великие люди города

3. Экскурсия на завод керамики г. Сысерти

4. Выпуск газеты ко Дню защитника Отечества

«Мой папа»

5. Встреча с родителями «Расскажите о своей профессии»

6. Знакомство с урало- сибирской росписью.

Познакомить с транспортом города, разными видами профессий его жителей, раскрыть общественную значимость труда взрослых

Беседа о людях труда «Все профессии хороши, выбирай на вкус», Н.А Карпухина, «Познание»

Родители, воспитатель

 

Н.А. Карпухина «Познание»

«Человек красен трудом»

 

Творческая мастерская

Кладовая родной природы (март)

1. За что мы любим родную природу

2. Фотовыставка

«Тальков камень»

3. Звери и птицы заповедника «Тальков камень»

4. Составление рассказов детьми

«Мой поход на природу»

5. Выставка макетов достопримечательностей окружающей природы (привлечение родителей)

6. Роспись посуды по народным традициям

Продолжать знакомить с особенностями родной природы,

птицами и животными, живущими в лесах и реках, учить видеть красоту родной природы, воспитывать бережное отношение к родной природе.

Н.А. Карпухина «Познание»

«Загадки родного леса»

Оформление выставки с помощью родителей

 

Домашнее задание

 

Проведение конкурса

 

 

 

Посуда с керамического завода

Памятники и достопримечательности

(апрель)

1. Экскурсия в детскую библиотеку «Беседа о любимом городе»

2. Встреча с детскими поэтами города, конкурс чтецов

3. Изготовление цветов к памятнику героям

4. Чтим героев города

5. Уральские самоцветы

Расширять у детей знания о достопримечательностях родного города, дать знания о том, что такое архитектура, чувство восхищения городом, желание видеть родной город ещё красивее

Н.А Карпухина «Социализация»

«Каждому своё имя»

«Поэтический вечер», встреча с детскими поэтами сегодняшнего дня А.А. Мошковцевой, С.А. Ситковской, М.А. Косиловой

Экскурсия к памятнику славы

Посещение выставки уральских камней.

Город

21 века

День рождения (май)

1. Готовимся к празднованию дня города

2. Оформление газеты о дедушках и прадедушках

«Спасибо за мирное небо»

3. Экскурсия по улицам города

4. Рисование «Праздничный город»

5. Развлечение «Счастливое детство»

Учить видеть красоту родного города в день его рождения, его памятники, уважение к защитникам, умение отражать в рисунке праздничный город.

Н.А Карпухина «Социализация»

«Эти родные просторы»

С участием родительского комитета

 

 

Творческая мастерская

Муз. руководитель, родители, воспитатель, дети

 

Развивающая среда в группе

Оформление центра патриотического воспитания (мини- музей, фотоальбом, детская художественная литература, слайды, открытки, диски, географические карты), совместная работа с родителями. Музыкальный центр, планшетный компьютер, мини- лаборатория, образцы уральских камней, которые добывались на рудниках города.

Работа с родителями

1. Направление – информационно – аналитическое (выявление потребностей, интересов и способностей родителей): - анкетирование; - опросы; - беседы – организация родительского сообщества «Знакомим детей с родным городом».

2. Познавательное направление- ознакомление с родным городом, его культурой, его достопримечательностями, жителями, природой, творчеством современных писателей, поэтов, художников:

- презентация проекта, мероприятий проекта;

- информация в родительском уголке;

- создание «Мини- музея» в группе;

- информация о Интернет - ресурсах по данному вопросу;

- встречи, экскурсии, посвящённые данному проекту.

3. Направление - контрольно-оценочное, анализ качества образовательных услуг и эффективности взаимодействия с родителями:

- выступление на родительском собрании, педсовете;

- анкетирование;

рекомендации родителей.

4. Направление - совместная деятельность:

- участие в культурно - досуговой деятельности группы;

- создание презентации о деятельности по проекту;

- помощь в оснащении предметно - развивающей среды группы.

Анкетирование родителей:

- Знаете ли вы свой город?

- Как считаете, нужно ли знакомить детей с родным городом?

- Какую тематику патриотического воспитания ваших детей Вы хотели бы узнать?

- Есть ли у ребёнка желание пополнить свои знания о родном городе, его жителях и жизни города?

- Выражает ли внешне своё желание и интерес узнать о своём городе?

- отражает ли полученные знания в играх, беседах, рассказах?

Анкетирование педагогов:

1. Считаете ли вы необходимым расширять работу по патриотическому воспитанию,

т. е. знакомство с «малой родиной»? А. да В. нет С. другое

2. Используете ли вы в своей работе данную проблему? А. да В. нет С. другое

3. Как вы думаете, есть ли смысл заниматься с детьми данной проблемой, как знакомство со своей «Малой родиной»? А. да В. нет С. другое

4. Основная цель проведения этой работы?

А. Получение знаний.

В. Патриотическое воспитание.

С. другое.

Работа с социумом.

- проведение выставок;

- оформление мини- музея;

- экскурсии в музеи: Краеведческий и П.П. Бажова, СЮН;

- посещение детской библиотеки П. П. Бажова;

- презентация проекта на ММО воспитателей СГО;

- публикация на сайте http: // vitamus.jimbo.com проекта.

 

3-й этап: заключительный (подведение итогов).

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

В процессе мониторинга исследуется физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка, путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально – ориентированных методик нетестового типа, критериально – ориентированного тестирования, скрининг – тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочитание низко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

Содержание мониторинга тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.

Мониторинг

1. Мониторинг образовательного процесса и оценки интегрированных качеств по диагностической программе (методика Верещагиной Н.В.)

2. составление методических рекомендаций для педагогов по использованию современной художественной детской и методической литературы для воспитания любви к «малой родине»

3. Итоговое мероприятие - открытие мини- музея

«Мой любимый древний город - Сысерть»

4. публичный отчёт о результатах реализации проекта на ММО воспитателей и педсовете ДОУ.

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

1. Малая Родина. Название города, домашний адрес, название достопримечательностей города, название зеленых зон, название улиц, площадей.

2. Символика Флаг России, герб России, герб родного города, флаг города, гимн города.

3. История народной культуры и традиций. Народные игрушки, народные праздники, жилище человека, предметы быта.

4. Исторический, географический и природный компоненты. Природные богатства района, природно-климатическая зона (лес), вид ландшавта (горы, равнины)

5. Личностный компонент. Отношение к окружающей среде, забота о близких, проявление дружелюбия, умение управлять своими чувствами, договориться. Умение анализировать свои поступки и поступки других.

5 баллов- Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4 - 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

4 балла - Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.


3 балла- Затрудняется назвать страну, город. С трудом называет свой адрес, но узнает флаг, герб, гимн России, своего города; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, края, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

 

2 балла- С помощью взрослого называет свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; с подсказкой называет достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.


1 балл – Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

 

Перспектива развития проекта

Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего города, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям города. Желание видеть свой город процветающим. Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного для всей страны города.

В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Моя Родина- Россия», «Моя планета»

 

Библиография

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, М. «Мозаика - Синтез», 2012г.

2. Слепцова И.Ф. «Что должен знать о ФГТ каждый педагог », мзд. АРКТИ, 2013г.

3.Сыпченко Е.А. «Инновационные педагогические технологии», Метод проектов в ДОУ, изд.»Детство-Пресс», 2012г.Битюкская Н.П. «Система педагогического проектирования», опыт работы, проекты; Волгоград, изд. «Учитель», 2012г.

4. Михеева Е.В. «Современные технологии обучения дошкольников», Волгоград, «Учитель»,2013г.

5.Иванова В.В. «Лики и тайны «Земли туманной», Екатеринбург, 2006г.Шкерин В.А. «Сысерть: В краю Бажовских сказов», Екатеринбург, «Академкника», 2002г.

6.Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка», М. «Прсвещение2,1985г.

7. Чуманов А, Кожевников А., Иванов Г. «Малахитовая провинция», Екатеринбург, 2001г.

8. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников», М. «Мозаика-Синтез», 2008-2010г.г.

9. Зацепина М.Б. «Народные праздники в детском саду», М.»Мозаика- Синтез», 2010г.

10. Ерёмин В., Кузнецов Ф., «Сысерть рабочая», Свердловск, 1985г.

 

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Непосредственно образовательная деятельность детей в старшей группе по теме «Мы…

Непосредственно образовательная деятельность детей в старшей группе по теме «Мы с чаем не скучаем» Цель: Обучение детей новой технике аппликации, знакомство...

Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей…

Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей - средней группе)

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в…

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР я...

Читайте также

Сценарий праздника «День матери» с использованием сказки «Непослушные зайчата», для…

Сценарий праздника «День матери» с использованием сказки «Непослушные зайчата», для старшего дошкольного возраста Действующие лица: Ведущий, Зайчиха, Зайчата (девочка и мальчик), Сорока, Ворона, Белка, Лиса, Волк, Медведь. Ход праздника: Дети входят в зал под...

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации…

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на более...

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду «Ребёнок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро...