Проект творческо-исследовательской деятельности на тему «Моя малая Родина»

Участники проекта дети старшей группы.

Паспорт проекта:

Вид проекта: творческо-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта дети старшей группы;

воспитатель Костик Жанна Витальевна.

Образовательные области:

  • Социализация.
  • Коммуникация.
  • Познание.
  • Труд.
  • Художественное творчество.

Задачи образовательных областей:

Социализация

- развитие игровой деятельности детей;

- формирование семейной принадлежности, гражданских, патриотических чувств.

Коммуникация

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

- развивать все компоненты устной речи детей в различных видах деятельности.

Познание

- создать условия для реализации проектной деятельности;

- продолжать обогащать знания детей о родном крае.

Труд

- формировать представления о труде взрослых в нашем городе;

- воспитывать ценностное отношение к собственному труду.

Художественное творчество.

- развивать продуктивную деятельность детей

- приобщать к изобразительному искусству (на примере местных художников, кружевниц).

Задачи проекта:

  • дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе;
  • познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
  • познакомить детей с рекой Быстрая Сосна, её расположением на карте;
  • воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
  • воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному городу;
  • закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
  • формирование любви к родному городу, интерес к прошлому и настоящему Ельца;
  • знакомство детей с географическим расположением города, природными ресурсами;
  • знакомство детей с традициями, трудом и бытом горожан;
  • воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город;
  • организация общественно полезной деятельности ребенка на благо совей семьи, своего города;
  • развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).

Цель проекта:

  • воспитание гражданина и патриота своей страны;
  • формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства;
  • воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города;
  • воспитание чувства гордости за город, в котором живем;
  • обобщить и систематизировать знания о родном крае;
  • познакомить с краеведческим музеем г. Елец, музеем Т.Н. Хренникова, музеем народных ремесел и промыслов;
  • расширение детского кругозора.

Актуальность темы:

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.

Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в совеем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Предполагаемый результат:

Проживая в городе Ельце, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

План реализации проекта:

Первый этап – подготовительный

  • Изучение методической литературы
  • Составление перспективного плана
  • Создание развивающей среды
  • Подбор игр и оборудования
  • Создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности

Второй этап – реализация проекта

Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем

Третий этап – презентация проекта

  • Оформление альбома о городе.
  • Проведение открытого обобщающего занятия «Моя малая родина».
  • План мероприятий к проекту «Моя малая родина – Елец».
  • Путешествие по фотографиям.
  • Рассказ воспитателя (местоположение, особенности застройки).
  • Знакомство с достопримечательностями города, района.
  • Экскурсия в краеведческий музей.
  • Рисование на тему «Дом, в котором я живу», «Мой город».
  • Выставка детских работ.
  • Конструирование с крупным строительным материалом «Улица нашего города».
  • Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе.
  • Знакомство с историей города на основе материалов краеведческого музея.
  • Сбор личных вещей, книг, фотографий, как рядовых горожан, так и известных людей, участников войн.

Реализация проекта:

Воспитатель подбирает краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогащает развивающую среду материалами о Ельце (книги, картинки, репродукции, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.).

Проектный метод предполагает интеграцию (взаимопроникновение разделов программы) на основе единого проекта. Воспитатель согласует тематику занятий по ознакомлению с родным городом с тематикой других занятий, играми детей; создает условия для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагоги, родители) разрабатывают экскурсионно-туристические маршруты по городу, начинают поисково-собирательную работу.

Целевые прогулки:

  • По близлежащим улицам
  • В сквер Соломенцева
  • Экскурсия в краеведческий музей, музей им. Т.Н.Хренникова
  • Беседы «Елец – мой родной город»:

1. «М.М.Пришвин, И.А.Бунин – известные писатели нашего края».

2. «Где работают наши родители».

3. «Улицы, по которым мы ходим».

Занятия:

  • Познавательное занятие «Наш город».
  • Познавательное занятие «Что мы знаем о промышленности города Ельца?»
  • Познавательное занятие «Известные люди моего города».
  • Встречи с интересными людьми.
  • Встреча с ветераном ВОВ.
  • Встреча с кружевницей.
  • Рассказ родителя А.Барышникова о своей профессии.

Викторина:

«Я знаю город, в котором живу».

Праздники:

День города.

Антоновские яблоки.

Город мастеров.

Чтение художественной литературы:

В.Степанов «Что мы родиной зовем».

Н.Забила «Путями-дорогами».

В.Степанов «Наш дом».

Ю.Ширяев «О городе моем».

Оформление альбомов:

«Достопримечательности родного города».

«Дом, в котором я живу».

Самостоятельная художественная деятельность детей:

Рисование «Наша улица».

Изготовление макета «Елец вчера и сегодня».

Изготовление коллажа «памятники Ельца».

Рисование «Что мы видели в музее?»

Конкурсы, выставки:

Конкурс «Народные умельцы» (поделки).

Выставка «Моя семья» (художественная деятельность).

Выставка детских работ «Юные художники о нашем городе».

Конкурс изготовления игрушки «Кукла – жалейка».

Елец родной! Елец старинный!

Прославленный в веках, былинный!

Твоей истории тома – монастыри, мосты, дома.

Ты помнишь: кто, когда их строит …

Писать стихи об этом стоит!

 

«О городе моем»

Вдоль быстрых вод холмы крутые,

Олень и ель – в твоем гербе,

Не грозен, но щитом России

Быть установлено тебе.

Когда бесчисленные орды

Текли, чтоб Русь забрать в полон,

На их пути бесстрашно, гордо

Ты встал, мой город, как заслон.

Растоптанный, дотла сожженный,

Казалось стерт с лица земли,

Но вновь вставал, непокоренный,

Вставал средь пепла и золы.

Твой сын, исполненный отваги,

Шел до победного конца, -

И на поверженном рейхстаге,

Он начертал: «Мы из Ельца!»


Гимн Ельцу.

В глубине веков,

Святою Русью освященный,

Гордо ты стоишь,

Как богатырь непобежденный,

Ты не раз дотла сгорал

И к жизни возрождался,

Храмов купола

Венчают подвиг твой.

Припев:

В стране великой и красивой

С душой, открытой для любви,

На радость матери – России,

Земля елецкая живи!

 

Ты не посрамил

В сраженьях имя и седины,

Наш родной Елец,

Слились с тобою мы воедино.

По заветам предков

Ты с любовью созидался

В мыслях и делах

Над Быстрою Сосной.

Привольно и широко раскинулся Елец по берегам реки Быстрой Сосны. Неповторим его облик. Поражает своей необычностью центр города. То тут, то там высятся церкви давних времен, на крутом берегу видный со всех сторон стоит, вознесенский собор. Он претендует на быть вторым по величине православным храмом в России после Исаакиевского в Санкт – Петербурге. Проект собора разработал знаменитый архитектор Константин Андреевич Тон (1794 – 1881) – автор храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца. Утверждая проект, царь Николай Iповелел за красоту собора объявить архитектору монаршее благоволение.

В славный подвиг победы над гитлеровской Германией вместе с воинами Советской Армии, партизанами и тружениками тыла внесли свою долю и наши земляки – ельчане. 9 декабря 1941 года доблестные войска Советской армии изгнали из нашего края гитлеровских захватчиков. После окончательной победы Елец начинает заново рождаться. Открываются новые архитектурные и исторические памятники.

Елец родной! Елец старинный!

Прославленный в веках, былинный!

Твоей истории тома – монастыри, мосты, дома.

Ты помнишь: кто, когда их строит …

Писать стихи об этом стоит!

Основанный предположительно в 986 году как центр удельного княжества, город впервые упоминается в Никоновской летописи за 1146 год.

Древний, как сама Русь, город – воин, город – труженик. Елец вписал немало славных страниц в ее истории.

Свое название он получил от реки Елец, ныне Ельчик. Город слыл одним из красивейших городов России. Великий русский писатель И.А.Бунин на далекой чужбине в эмиграции вспоминал «…звон, гул колоколов с колокольчиками Михаила Архангела, возвышается над всем в таком величии, в такой роскоши, которые не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могла поразить меня впоследствии пирамида Хеопса».

Елец неоднократно сгорал дотла, а многие его жители гибли в битвах с врагами или уводились ими в плен. Так с первых дней своего существования Елец ведет героическую жизнь города – воина, овеянную впоследствии легендами.


Литература:

1. Елец – город-воин. Историко – культурный центр города Ельца. М.Д. Филимонов, РНФ «МАРТ» 2005г.

2. Елец веками строился. В. Горлов, А.Новосельцев, НПО ОРНУС, Липецкое издание 1993г

3. Становление культурно – образовательной среды Липецкой области. (Елецкий край) 204, изд. ЕГУ им. И.А.Бунина



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс по созданию дидактического пособия для детей дошкольного возраста от…

Мастер-класс по созданию дидактического пособия для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет МЕМО «Символы России»

Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Ключевая роль в обеспечении национальной...

Творческая лаборатория «В пустыне»

Творческая лаборатория «В пустыне» Возраст детей: подготовительная к школе группа. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Тема: Экосистемы. Программные задачи: - познакомить детей с природой...

Читайте также

Балансировочные доски в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Балансировочные доски в логопедической работе с детьми дошкольного возраста Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном...

Менеджмент в процессе взаимодействия школы и семьи по преодолению школьной…

Менеджмент в процессе взаимодействия школы и семьи по преодолению школьной дезадаптации первоклассников Благополучная адаптация ребенка в начале школьного обучения является залогом...

«Яркая осень»

«Яркая осень» Очень продуктивно, познавательно и весело прошел октябрь месяц в нашем саду. Дети всех групп проводили нашу красавицу осень. Малыши...