Деревянная дидактическая и народная игрушка как уникальное средство речевого развития детей 2-3 лет

ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ

МБДОУ № 14 «Брусничка» - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному направлению развития детей.

Цели деятельности ДОУ:

- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста и своевременная коррекция недостатков в развитии детей;

- разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому;

- развитие личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой.

Приоритетное направление ДОУ определено для всех возрастных групп – осуществление деятельности по социально – личностному направлению развития детей (последовательное введение ребёнка в социальный мир).

Условия организации образовательного процесса:

Проектная мощность здания – 110 воспитанников.

Плановая наполняемость – 124 воспитанника.

Лицензионный показатель – 115 воспитанников.

Фактическая наполняемость – 124 воспитанника.

Предметно – развивающая среда МБДОУ соответствует требованиям, предъявляемым к организации воспитательно – образовательного процесса, санитарно – гигиеническим требованиям.

Блок творческого развития ребёнка:

- музыкальный зал;

- студия изобразительной деятельности;

- зимний сад;

- библиотека;

Физкультурно – оздоровительный блок:

- медицинский кабинет (процедурный изолятор);

- спортивный зал.

Блок коррекционно – педагогической помощи:

- кабинет педагога – психолога;

-кабинет учителя-логопеда

МБДОУ реализует программы:

  • «Программа воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой;
  • «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

 

РАЗДЕЛ I. Обоснование необходимости реализации проекта коллективом учреждения, идея проекта.

Создание системы ранней диагностики и постоянного сопровождения детей с учётом индивидуальных потребностей и способностей ребёнка – одна из приоритетных задач, обозначенных «Стратегией развития муниципальной системы образованиягорода   Сургута  до  2020 года» в сфере дошкольного образования. Адекватное решение этой задачи требует определенной теоретической позиции, которая позволяет выделить центральные, наиболее существенные для каждого возрастного этапа линии развития. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос выбора программ для работы с детьми раннего и дошкольного возраста. В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка. Авторы постарались бережно сохранить лучшие традиции отечественного дошкольного образования и, наряду с этим, представить более широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка. В частности усовершенствованный вариант программы включает новую рубрику «Развивающая речевая среда». На наш взгляд, особое внимание к вопросам речевого развития детей далеко не случайно и обусловлено рядом объективных обстоятельств, которые складываются в современной ситуации развития детей раннего и дошкольного возраста. Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и “социализацию” ребенка. При нормальном развитии ребенок к трем годам накапливает достаточный словарный запас, с помощью которого он учится строить правильные предложения, первые обобщения, задает первые вопросы. Однако практика работы показывает, что современные дети начинают говорить значительно позже своих сверстников 10-20-летней давности. В последние годы срок речевого старта сдвинулся от полутора лет к двум с половиной. В детский сад приходит значительное количество детей в 2 (и даже в 3 года), которые с большим трудом произносят только самые простые слова. Но далеко не все современные родители волнуются по этому поводу, надеясь, что проблема решится сама собой со временем, тогда как у наших предков, в традиционной культуре использовались самые различные средства, стимулирующие раннее речевое развитие малышей (пестушки, потешки, прибаутки, игры на руках и коленях, игрушки-забавы и многое другое). У каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение. Но поистине уникальным и главным помощником в  развитии детей, единым атрибутом детства в каждой культуре являются детские игрушки. Они, как отмечают исследователи, несут в себе все формы общественного сознания, включают огромное количество информации, устанавливают преемственность между прошлым, современностью и будущим.    Одно из первых значимых качеств, которые помогают развить игрушки – это речь.Так, в частности, исследования М.М. Кольцовой показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Во многих культурах традиционно использовались игрушки из дерева. Деревянные игрушки обладают своей природной неподвластной магией, контакт с которой обеспечивает уникальную энергетическую подпитку, дарит гармонию и душевное равновесие. Кроме того, особая структура деревянной поверхности стимулирует рецепторы пальчиков ребенка и соответственно оказывает поистине чудесное воздействие на речевые зоны малыша. Особое значение для психического развития детей раннего возраста дидактических игрушек отмечает Л.Н.Павлова, считая, что действия с предметами являются в этот возрастной период наиболее доступной формой приобретения знаний об окружающем мире. Впервые весь комплекс особенностей раннего детства был сформулирован одним из основателей ясельного дела в нашей стране профессором Н.М. Аксариной и учитывался при организации занятий с детьми раннего возраста. Для проведения развивающей работы систематически использовались деревянные пирамидки, матрешки, вкладыши и многие другие дидактические игрушки. Для проведения детских развлечений использовались игрушки-забавы и изделия народных мастеров (Богородская, Семеновская игрушка). Но, в последние годы дошкольные учреждения не работают по единым программам, что не лучшим образом сказалось на использовании народной и деревянной дидактической игрушки в развитии детей 2-3 лет. Кроме того, нужные и полезные деревянные игрушки можно сейчас купить не в каждом детском магазине, а ценовая планка далеко не всегда позволяет дошкольным учреждениям иметь развивающие дидактические пособия в достаточном количестве. Наше время знаменуется и тем, что все сейчас, включая детские игрушки, производится из пластмассы. Пластик, помимо сомнительного экологического качества, гладкий на ощупь а, следовательно, сенсорно не информативен. В жизнь современного ребенка зачастую стихийно привносятся игрушки, существенным образом отличающиеся от традиционных, вызывающих гуманные чувства. Нередко новые игрушки стимулируют жестокость, агрессивность, безразличное отношение к живому. В большинстве случаев игрушки покупаются родителями из-за внешней привлекательности, стоимости или желания угодить ребенку. Все эти обстоятельства весьма негативно отражаются на качестве детской игры, а, следовательно, и на эффективности общего и речевого развития ребенка. В связи с этим выделяются противоречия между:

– необходимостью своевременного речевого развития детей раннего возраста и недостаточным учетом определяющих факторов развития (общение со взрослым и предметная деятельность) дома и в ДОУ;

- между теоретической разработанностью проблемы речевого развития детей раннего возраста средствами соответствующей предметно-развивающей среды и реализуемой в практике ДОУ системой работы с детьми 2 – 3 лет.

Данные противоречия определили проблему исследования: каковы возмож­ности использования деревянной и народной игрушки как уникального средства своевременного речевого развития детей 2-3 лет в дошкольном учреждении?

Актуальность проблемы исследования и выявленные нами противоречия позволили сформулировать цель нашего проекта следующим образом:

Цель проекта:

Совершенствование предметно – развивающей среды ДОУ и использование системы работы с детьми 2-3 лет с деревянной дидактической и народной игрушкой, как средством эффективного и своевременного речевого развития детей раннего возраста.

Задачи проекта:

1. На основе теоретического анализа выявить средства развития речи детей раннего возраста в условиях ДОУ;

2. Подобрать диагностическую методику для исследования уровней речевого развития детей 2-3 лет и разработать анкету для родителей по изучению уровня компетентности родителей в вопросах организации предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое развитие малышей;

3. Изучить уровни речевого развития детей 2-3 лет (вновь поступивших в дошкольное учреждение) с помощью комплекса методик Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной и с помощью анкеты выявить компетентность родителей в вопросах организации предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое развитие малышей;

4. Разработать и внедрить в деятельность ДОУ систему работы с детьми раннего возраста с использованиемдеревянной дидактической и народной игрушки, направленную на стимулирование речевого развития детей 2-3 лет; провести курс консультаций и семинаров-практикумов по повышению уровня компетентности в вопросах речевого развития для их родителей;

5. Выявить эффективность проведённой работы с детьми и родителями путем повторного диагностического исследования с помощью методик, использовавшихся в ходе мобилизационного этапа проекта.

Ожидаемые результаты

Этапы проекта

Результаты

 

 

 

 

 

 

Мобилизационный

- Определение проблемного поля;

- выявление уровня речевого развития детей 2 – 3 лет вновь поступивших в ДОУ;

- осуществление теоретического анализа различных подходов к проблеме развития речи детей 2 – 3 лет;

- подбор диагностических методик для изучения уровня речевого развития детей раннего возраста и разработка анкеты для изучения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;

- проведение диагностическое обследование с помощью данных методик   вновь поступивших в ДОУ детей и их   родителей.

- подготовка курса игровой деятельности с детьми раннего возраста с деревянным предметным материалом, направленный на развитие речи;

-оборудование игровой комнаты для работы с детьми (ремонт, приобретение мебели и дидактически пособий).

 

Преобразовательный

- Проведение курса игровой деятельности с использованием деревянных дидактических и народных игрушек с детьми 2 – 3 лет;

- осуществление консультативной работы с элементами практикума для родителей воспитанников.

Рефлексивно-обобщающий

- Анализ эффективности проведённой работы;

- публикация статьи с целью распространения инновационного опыта;

-разработаны методические рекомендации по организации педагогического сопровождения речевого развития малышей для педагогов города.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор»

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор» Цель: - закрепить умения называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора, а так же...

Значение культуры речи. Требования к ней. Роль речи воспитателя

Значение культуры речи. Требования к ней. Роль речи воспитателя Культура речи – это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно...

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня…

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста В последние годы неуклонно растёт число...

Читайте также

Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения Актуальность и перспективность опыта. Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества-социальной...

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет. Квест-игра…

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет Квест-игра «Спасём природу!» Цель: воспитание экологической культуры у детей 6-7 лет посредством...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области – познавательное развитие…

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области – познавательное развитие (Формированию элементарных математических представлений)на тему: «Путешествие в страну Математики» Цель занятия: Развитие интереса к предмету...