Проект «Играя, познаем природу»

 

«Природа – это единственная книга, каждая страница,

которой полна глубокого содержания» И.В. Гёте

Проблемно-ориентированный анализ. Актуальность.

В конце XX века на одного из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен. Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек «не чувствует природы», не контактирует с ней. Целью экологического образования является формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе.

Опыт показывает, что уже в младшем дошкольном возрасте дети без усилий осваивает комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие, ответственное отношение к природе, и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Цель проекта – Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей младшего дошкольного возраста:

Задачи:

1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.

2. Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.

3. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.

4. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.

5. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.

Тип проекта – педагогический

Участники – педагоги, специалисты

Целевая группа – дети 3-4 лет, родители детей.

Ожидаемые результаты:

Образ конечного результата

Критерии оценка

Взрослый интерес родителей к вопросам экологического воспитания.

- Активность родителей при участии в мероприятиях и совместной деятельности.

- Анкетирование родителей

- Отзывы родителей

Пополнена развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в д/саду

- Приобретены новые дидактические игры

- Пополнен уголок природы новыми комнатными растениями

В процессе ознакомления с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность

 

У детей воспитана любовь и интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру.

- Наблюдение за детьми

- мониторинг

 

Организация деятельности участников проекта

Этапы работы

Виды деятельности

Сроки проведения

I этап

Организационный

- Групповая консультация для родителей детей о целях и задачах внедренного проекта;

- Дидактическое и методическое обеспечение.

МАЙ

II этап

Практический

- Мероприятия по реализации проекта с детьми;

- Мероприятия с родителями

МАЙ-НОЯБРЬ

III этап

Заключительный

- Мониторинг

- Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы;

- Рекомендации родителям;

- Рефлексия создателя проекта

НОЯБРЬ

 

Содержание экологического воспитания

Экологическое образование – огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование разнообразных нетрадиционных технологий: мнемотехника, организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста.

Ведущей формой деятельности для детей младшего дошкольного возраста является игра. Поэтому в блоке «Совместная деятельность» используются игры экологического содержания. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе.

Риски:

1. Слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути преодоления: Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.

2. Непостоянство состава детей в течение непосредственно-образовательной деятельности.

Пути преодоления: Индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление брошюр и памяток для родителей, информирование детей и родителей по итогам недели.

Новизна проекта заключается в следующем:

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации №65 от 23 ноября 2009г.). Экологическое образование представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов (что заложено в ФГТ и структуре ООП ДО), а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.

Перспективы развития проекта:

- Расширение проекта, добавление новых тем, форм работы.

- Участие проекта в конкурсе «Эколашка 2012»

- Презентация проекта в детском саду, районе, крае.

Календарный план реализации проекта «Играя, познаем природу»

Форма организации детей

Название

Задачи

Дата

Участники

 

Ответствен

ные

Совместная деятельность

Посадка рассады цветов на клумбы

Воспитывать желание помогать взрослым

Май

 

Дети, педагоги

Педагоги группы

Совместная деятельность (беседа)

Путешествие в весенний парк

Формировать представление детей о весенних изменениях в природе

Дети, педагоги

Педагоги группы

Совместная деятельность (беседа)

Сравнение одуванчика и тюльпана

Учить детей различать и называть первоцветы. Закреплять умение правильно называть основные части растения

Дети, педагоги

Педагоги группы

Совместная деятельность

Аппликация

«Тюльпан в вазе»

 

Учить любоваться цветами, относиться к ним бережно. Закреплять навыки намазывания клеем и приклеивания.

Дети, педагоги

 

 

Педагоги группы

 

 

Рисование

 

 

 

«Зеленое царство»

 

 

Создать у детей радостное настроение. Воспитывать бережное отношение к растениям, не причинять вреда полезным насекомым.

Дети, педагоги

 

 

Педагоги группы

 

 

Лепка

 

 

 

 

 

«Божьих коровок скорее слепите! Деревья наши от тли спасите»

Вызвать интерес, желание слепить божью коровку, используя природный материал. Воспитывать любовь к природе – желание спасти листочки деревьев от вредителей»

Дети, педагоги

 

Педагоги группы

Работа с родителями

 

Познакомить родителей с проектом

Повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания.

 

 

Совместная деятельность

(беседа, наблюдение, труд на участке)

«Чтобы цветы цвели»

 

 

Учить детей ухаживать за цветами ценить и создавать красоту.

июнь

 

 

 

 

Дети, педагоги

Педагоги группы

Совместная деятельность

(беседа)

 

 

«Овощи и фрукты – кладовая здоровья»

Познакомить детей с основными видами овощей и фруктов»

Дети, педагоги

Педагоги группы

Совместная деятельность

Рисование

Лепка из соленого теста

Солнышко и тучка

 

«Букет цветов»

Поощрять детей передавать в рисунке природные явления

 

Развивать творческие способности

Дети, педагоги

 

 

 

 

Педагоги группы

 

 

 

Совместная деятельность

(беседа, опытно-экспериментальная деятельность, труд на участке)

«Вода нужна всем»

Показать детям значение воды для всего живого. Воспитывать желание принимать участие в уходе за цветами.

Июль

Дети, педагоги

Педагоги группы

Совместная деятельность

(беседа)

«Как вести себя в природе»

Дать детям знания о культуре поведения в природе. Учить правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих

Дети, педагоги

Педагоги группы

Самостоятельная деятельность

Рисование

Аппликация из ткани

«Цветущий сад»

 

«Тучка»

Закреплять умение передавать красоту цветов в рисунке

 

Учить детей делать

аппликации из ткани

Дети, педагоги

 

 

 

 

Педагоги группы

 

 

 

 

Совместная деятельность

(беседа)

«Лесной дом»

 

Показывать детям многообразие растительного и животного мира в лесу (лес может быть разный, обитают разные животные, кустарники, цветы, множество насекомых)

август

 

 

Дети, педагоги

 

 

Педагоги группы

Самостоятельная деятельность

Аппликация

Лепка из соленого теста

«Лесные узоры»

 

«Фрукты»

 

Закреплять умение передавать красоту природы в аппликации.

 

Закреплять знание

детей о фруктах и месте их произрастания.

Дети, педагоги

 

 

 

 

Педагоги группы

 

 

 

 

Совместная деятельность

(беседа)

«В гостях у сентябринки»

Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей и фруктов

сентябрь

Дети, педагоги

Педагоги группы

Совместная деятельность

(экскурсии)

«Путешествие в осенний парк»

Помочь увидеть детям многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира.

Дети, педагоги

Педагоги группы

Совместная деятельность

 

Развлечение «Здравствуй осень!»

Вызвать радость от совместного с родителями участия в празднике.

Дети, педагоги, музыкальный руководитель, родители

Педагоги группы

Самостоятельная деятельность

Лепка

 

Аппликация

 

Рисование

«Консервируем фрукты»

 

 

«Овощи»

 

«Идет дождь»

Закрепить представления детей о заготовке фруктов на зиму.

 

Закрепить знания детей об овощах, месте их произрастания.

 

Поощрять желание детей отображать в рисунках свои впечатления об осени.

Дети, педагоги

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагоги группы

 

 

 

 

 

 

 

Совместная деятельность

(беседа)

«Кто живет в лесу»

Учить различать животных по внешним признакам; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним.

октябрь

Дети, педагоги

Педагоги группы

Совместная деятельность

(беседа)

«На бабушкином дворе»

Конкретизировать представления о домашних животных; вызвать интерес к животным, желание ухаживать за ними.

Дети, педагоги

Педагоги группы

Совместная деятельность

(беседа)

«Осень золотая»

Закреплять знания детей об осенних явлениях в природе. Развивать эмоциональную отзывчивость детей от общения с природой.

Дети, педагоги

Педагоги группы

Самостоятельная деятельность

Рисование

«Осень»

Закрепить знания детей об осени. Поощрять желание детей отражать в рисунках приметы

«Золотой осени».

 

Дети, педагоги

 

Педагоги группы

Самостоятельная деятельность

Коллективная аппликация

«Падают, падают листья, в нашем саду листопад».

Учить любоваться листьями, относиться к ним бережно. Вызвать у детей эмоциональные отношения к явлениям природы.

Дети, педагоги

Педагоги группы

Совместная деятельность

(беседы)

«Кто как зимуют»

Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведения зверей.

ноябрь

Дети, педагоги

Педагоги группы

Совместная деятельность

(беседа)

«Дом под крышей голубой»

Дать детям понять, что природа – это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу. Называть объекты живой и не живой природы. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Дети, педагоги

Педагоги группы

Самостоятельная деятельность

Аппликация

Лепка

«Грибы»

 

«Огурец и свекла»

Закреплять умение аккуратно наклеивать части.

Закреплять знание детей об овощах.

Дети, педагоги

 

 

Педагоги группы

 

 

Итоговое мероприятие по реализации проекта

Экологическое развлечение

«Юные друзья природы»

Обобщение полученных знаний

Дети

родители

Педагоги группы

 

Бюджет проекта

 

Запрашиваемые средства

Имеющиеся средства

Всего

Источник имеющегося финансирования

Заработная плата

 

 

 

 

Руководитель проекта

0 руб.

1000руб.

1000руб.

НП «ПС МА ДОУ «Детский сад№6».

Бухгалтер

0 руб.

0 руб.

0руб.

НП «ПС МА ДОУ «Детский сад№6».

Педагог

0 руб.

1000руб.

1000руб.

НП «ПС МА ДОУ «Детский сад№6».

Начисления на оплату труда штатным работникам

0 руб.

0 руб.

0 руб.

НП «ПС МА ДОУ «Детский сад№6».

Всего по оплате труда

0 руб.

2000руб.

2000руб.

НП «ПС МА ДОУ «Детский сад№6».

Прямые расходы:

 

 

 

 

Приобретение расходных материалов для природоохранительных мероприятий

3000руб.

4440руб.

7440руб.

НП «ПС МА ДОУ «Детский сад№6».

Эколого-образовательные

0 руб.

2000руб.

2000руб.

НП «ПС МА ДОУ «Детский сад№6».

Издание пособий листовок

1000руб.

1000руб.

2000руб.

НП «ПС МА ДОУ «Детский сад№6».

Оплата транспортных расходов

0 руб.

0руб.

0руб.

 

Приобретение призов, грамот

0руб.

860руб.

860руб.

НП «ПС МА ДОУ «Детский сад№6».

Всего прямых расходов

4000руб.

8300 руб.

12300руб.

 

Всего расходовано по проекту

4000руб.

10300руб

14300руб.

 

Полная стоимость проекта: 14300руб.

Имеющиеся средства: 8300руб.

Запрашиваемые средства: 4000руб.

 

Расчёт статей бюджета.

1. Приобретение расходных материалов для природоохранительных мероприятий:

  • Заправка картриджей – 1700руб.
  • Цветные карандаши – 20уп.*30руб. Всего 600руб.
  • Бумага белая А4*2уп. Всего 400руб.
  • Папки-скоросшиватели 20шт.*12 руб. Всего 240руб.
  • Файлы 3 уп.*100руб. Всего 300руб.
  • Бумага цветная 20уп.*20руб. Всего 400руб.
  • Почвогрунт 2 мешка *200руб. Всего 400руб.
  • Семена цветов. Всего 400руб.
  • Детский инвентарь (лейки, ведра, лопатки, грабельки и т.д.) 3000руб.

ВСЕГО 7440руб. Всего на данную статью по бюджету предусмотрено 7440рублей.

2. Эколого-образовательные мероприятия. Проектом предусмотрены       совместные праздники с родителями.

ВСЕГО на данную статью бюджета предусмотрено 2000руб.

3. Издание пособий, листовок. Проектом предусмотрено изготовление памяток, распечатка консультаций для родителей. Всего 2000руб.

ВСЕГО на данную статью бюджета предусмотрено 2000руб.

4. Приобретение призов, грамот.

Проектом предусмотрены два конкурса с родителями.

  • 6 грамот (6 шт. по 60руб. Всего 360руб.)
  • Ценные подарки победителям (2шт. по 250руб. Всего 860руб.)

Всего на данную статью предусмотрено бюджетом 860руб.

 

Полная стоимость проекта: 14300руб.

Имеющиеся средства: 8300руб.

Запрашиваемые средства: 4000руб



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Путешествие к…

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Путешествие к пингвинам в Антарктиду» Цель: Закрепление элементарных математических представлений. Задачи: Образовательные: - закрепить умение сравнивать предметы; - способствовать...

Интегрированное занятие во второй младшей группе «Осеннее путешествие…»

Интегрированное занятие во второй младшей группе «Осеннее путешествие…» Цель: привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи...

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений Русские народные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В...

Читайте также

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (из опыта работы)

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (Из опыта работы) Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с...

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации…

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на более...

Внедрение в образовательную деятельность инновационных форм и методов работы, повышающих…

Внедрение в образовательную деятельность инновационных форм и методов работы, повышающих мотивацию к подготовке к обучению грамоте у детей старшего дошкольного...