Проект
«Ознакомление дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения»
Содержание.
1. Информационная карта проекта
2. План проведения мероприятий
3. План проведения бесед
4. Перспективный план сюжетно-ролевых игр
5. Структура взаимодействия педагогов в рамках реализации проекта.Функции участников образовательного процесса
6. Структура взаимодействия с организациями сельского поселения «Солнечный»
7. Материал, используемый для осуществления проекта
8. Используемая литература
Информационная карта проекта
Полное название проекта: «Ознакомление с социальными сферами близлежащего окружения».
1. Автор: Хмарская Лидия Нажатовна
2. Кадры: социальный педагог
3. Район, город представивший проект: с.п.Солнечный Сургутского района.
4. Адрес организации: 628452 с.п. Солнечный, пер.Трассовый 7А.
5. Телефон:
6. Вид, тип проекта: долгосрочный комплексный, образовательный проект
7. Цель: дать основу приобретения опыта социальных отношений в сотрудничестве с окружающими людьми. Воспитывать любовь к своей малой родине. Формировать социально приемлемые формы поведения у детей.
8. Задачи проекта:
• Формирование представлений о родном посёлке, развитие патриотических и гражданских чувств.
• знакомство с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер посёлка. Формировать начала гражданственности;
• социализация ребенка-дошкольника, включающая формирование у него умения себя вести в общественных местах, общаться с взрослыми и сверстниками;
• воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры, природы;
9. Место проведения: Сургутский район, п.Солнечный.
10. Участники проекта: дети средних и старших дошкольных групп, их родители и воспитатели, педагоги учреждения.
11. Возраст детей: 4-7 лет
12. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции, игры, беседы и экскурсии, знакомящие детей с профессиональной деятельностью близлежащего окружения).
13. Ожидаемые результаты:
Приобретение опыта социальных отношений, в сотрудничестве с окружающими людьми, повышение уровня социальной компетентности. Лёгкая адаптация к различным социальным ситуациям.
Актуальность темы. Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребёнка в человеческое сообщество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. В сотрудничестве с окружающими людьми ребёнок знакомится с социально-приемлемыми формами поведения и учится сознательно их поддерживать.
Родина – это страна, где родился и живет человек. Родина – это город, поселок, улица, дом, семья, родные, друзья, детский сад. Родина бывает только одна и ее надо любить. Наша Родина – Югра.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения − родственные, дружеские, профессионально-трудовые и прочие. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.
Дошкольное учреждение представляет собой своего рода социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.
Для детей впервые переступивших порог детского сада, все, что они видят вокруг, представляет огромный интерес. Сад − чрезвычайно важный этап в их ознакомлении с социумом. В современных условиях родители не всегда могут уделить своему ребенку достаточно времени, рассмотреть с ним окружающие предметы, обратить его внимание на происходящие явления и события, поговорить о них. В результате этого у детей часто недостаточно для своего возраста развиты память, навыки восприятия, речь. Необходимо систематически и целенаправленно учить дошкольников, особенно младшего возраста, наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Бытует мнение, что экскурсии по детскому саду, целевые посещения музыкального, физкультурного залов излишни − ведь ребенок постоянно бывает там, перемещается по зданию, − и так все увидит и запомнит. Однако, проходя по коридору, невозможно рассмотреть картину на стене. В музыкальном зале нужно заниматься - слушать музыку, учиться петь и танцевать, а не любоваться украшениями или рассматривать пособия и игрушки в шкафу. А сколько интересных и необыкновенных вещей можно увидеть в кабинетах заведующей или методиста! Знакомя малышей с детским садом, необходимо детально рассказать о предметах, объяснить их назначение, сообщить название, показать пример восприятия окружающего, своего отношения к нему, ведь сформированные навыки послужат для них основой дальнейшего познания мира. Кроме того, такая экскурсия способствует более быстрой и легкой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, больше не пугают ребенка, они становятся близкими и понятными ему.
В дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром является важнейшим стимулом развития игровой деятельности ребенка. К сожалению, не все необходимые наблюдения можно провести непосредственно в детском саду. Так, например, в процессе сюжетно-ролевой игры «Семья» продуктивны и интересны игровые сюжеты «Магазин», «Парикмахерская». В этом случае можно ограничиться рассказом и объяснением воспитателя, рекомендациями родителям о том, как провести необходимые наблюдения в повседневной жизни.
Начиная со старшего возраста, детей знакомим с объектами, находящимися вне территории детского сада. Прежде всего, проводим целевые прогулки на близлежащие улицы, во время которых ребята усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают корпуса жилых домов, здания магазинов.
Так знакомясь с социумом нашего посёлка, ребята не только получают множество разнообразных сведений, необходимых в их повседневной жизни, но и учатся гордиться своей малой родиной.
План проведения мероприятий
(экскурсии, встречи, мультимедийные презентации)по ознакомлению с социальными сферами близлежащего окружения.
Месяц |
Социальная сфера |
Объект, цель, группы участники |
Ответствен- ные |
Сентябрь |
Посёлок и его жители, детский сад |
Детский сад: Экскурсии по детскому саду: его назначение и оборудование, знакомство с сотрудниками детского сада, их трудом. (кухня, прачечная. Знакомство с профессией воспитателя.) (дети средних групп)
«Моя улица» Целевые прогулки на ближайшую улицу: расширении территории активных действий детей, знаний и представлений об окружающей действительности. (старшие группы)
«Мой посёлок» Экскурсии по посёлку: формирование знаний детей о родном посёлке, его истории (подготовительные группы)
Достопримечательности и природа: экскурсии и прогулки в парк посёлка. Формирование элементарных представлений детей о достопримечательностях нашего посёлка. О роли человека в облагораживании зоны отдыха. Формирование природоохранного поведения, закрепление представления о том, что посёлок наш общий дом.
Школа: Целевые экскурсии в школу, (музыкальная, общеобразовательная) закрепление представлений детей о школе и профессии учителя. (подготовительные группы) |
соц.педагог, воспитатели, методист
соц.педагог, воспитатели, родители
соц.педагог, воспитатели, родители
психолог, методист, соц.педагог, воспитатели |
Октябрь ок ябрь |
Достопримечательности и природа |
Медицина в детском саду: экскурсии по детскому саду :знакомство с медицинскими помещениями в детском саду (кабинет медсестры) (средние группы)
Аптека, больница: экскурсия в аптеку и больницу (презентация «Кто работает в поликлинике»); формирование элементарных представлений о лекарственных препаратах, профессии фармацевта. Визуальное знакомство с поликлиникой в процессе экскурсий, знакомство с профессией врача (педиатр, хирург, окулист, стоматолог) (старшие группы)
Целевая экскурсия в социальный центр «Содействие» поздравление ко дню пожилого человека. Формирование должного отношения к людям пожилого возраста.(подготовительные группы)
Целевые прогулки в экологическую комнату детского сада: расширение элементарных представлений детей о роли человека в уходе за растениями и животными, охране природы.(средние группы). |
соц.педагог, воспитатели
соц.педагог, воспитатели, родители
соц. педагог, психолог, методист, воспитатели
соц. педагог, эколог, |
Ноябрь. |
Органы власти и управления. Армия |
Знакомство с помещениями детского сада: Методический кабинет: знакомство с профессиональной деятельностью заместителя заведующего, методиста и старшего воспитателя. (старшие группы)
Знакомство с помещениями детского сада: кабинет заведующего и его профессиональная деятельность. (подготовительные группы)
Посёлок: Экскурсия в администрацию сельского поселения Солнечный. Формирование элементарных представлений о деятельности органов управления посёлка в процессе экскурсий (подготовительные группы). |
методист, соц.педагог
методист, соц. педагог |
Культура и искусство |
Культура в детском саду: посещение спектаклей, театральных представлений в дошкольном образовательном учреждении; участие детей в досуговых мероприятиях. Пробуждение интереса к традициям народной культуры. (средний и старший дошкольный возраст в течение года)
Экскурсия в СЦДКиТ: знакомство с профессиями работников дома культуры. Представление профессии актера и режиссера. Формирование отношения к миру в соответствии с культурными традициями. (старшие группы)
Искусство в детском саду: «В гости музыка пришла» встреча с учащимися музыкальной школы. Формирование элементарных представлений детей о музыкальном искусстве.(подготовительные группы)
Экскурсия в музыкальную школу посёлка: встреча с оркестром музыкальной школы. Закрепление умения общаться и заниматься совместной музыкальной деятельностью. (старшие и подготовительные группы) |
соц.педагог, методист, музыканты, хореограф
соц. педагог, воспитатели
музыкальные руководители, соц. педагог, воспитатели |
|
Декабрь |
Библиотека |
Книжный мир в детском саду: Посещение книжной выставки (методкабинет) Приобщение к миру книги (средние группы)
Экскурсия в библиотеку: встречи в литературной гостиной. Формирование элементарных представлений детей о функциональном назначении библиотек, профессии библиотекаря. (старшие группы) |
методист, соц. педагог, воспитатели |
Январь |
Сфера услуг |
Сфера услуг в детском саду: Знакомство с помещениями в детском саду (кабинет заместителя по АХЧ, кухня) Знакомство с трудом работников прачечной и кухни (средняя группа)
Общение: показ видеоролика о работниках отделения связи. (если не возможна экскурсия)
Различные виды услуг: знакомство со сбербанком, ателье, мастерской по ремонту обуви; расширение представлений о труде взрослых (показ видеоролика) (старший дошкольный возраст) |
соц.педагог, воспитатели
соц.педагог, воспитатели
соц. педагог, воспитатели |
Февраль |
Наши гости: встречи беседы с папами. Формирование элементарных представлений об армии, военнослужащих и их обязанностях. Формирование патриотических чувств. (старший дошкольный возраст) |
соц. педагог, методист, родители |
|
Март |
Органы правопорядка и ГИБДД |
Наши встречи: встреча с инспектором ГИБДД. Расширение знаний об элементарных правилах поведения на дороге, (старший дошкольный возраст)
Наши встречи: встреча с инспектором по делам несовершеннолетних ПОМ п. Солнечный Формирование представлений о профессиональной деятельности органов правопорядка (старший дошкольный возраст) |
методист, соц. педагог,
соц.педагог |
Апрель |
Физкультура и спорт. |
Физкультура и спорт в детском саду: спортивный зал, значение спорта для укрепления здоровья. (средний возраст)
Экскурсия в спортивный комплекс «Атлант»: знакомство с различными видами спорта, спортсменами посёлка. Расширение представлений о спортивных соревнованиях. Формирование привычки к здоровому образу жизни. (Старший дошкольный возраст) |
соц.педагог, инструктор физ. воспита-ния
соц.педагог, инструктор физ.воспита- ния, методист |
Май |
Пожарная часть чачасть |
Наши гости: встреча с инспектором пожарной части. Формирование элементарных представлений детей о пожарной безопасности. Знакомство с профессией пожарного. (средний дошкольный возраст)
Экскурсия в пожарную часть посёлка: обобщение и закрепление знаний о правилах пожарной безопасности, о профессиональных особенностях сотрудников пожарной части. (старший дошкольный возраст) |
соц.педагог, методист, воспитатели, |
План проведения бесед
по ознакомлению с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения.
Беседы по ознакомлению с профессиями. |
Цель: |
месяцы |
1) вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; |
||
1. |
Воспитатель Учитель Повар Швея - кастелянша |
Сентябрь |
2. |
Прачка Медсестра детского сада Врач в поликлинике Фармацевт |
октябрь |
3. |
Актёр Режиссер |
ноябрь |
4. |
Библиотекарь |
Декабрь |
5. |
Повар в детском саду |
январь |
6. |
Военнослужащий |
февраль |
7. |
Спасатель |
март |
8. |
Тренер |
апрель |
9. |
Пожарный |
май |
Перспективный план сюжетно-ролевых игр
Сюжетно-ролевая игра |
Основные задачи |
|
Сентябрь |
Школа детский сад Салон красоты |
Старший дошкольный возраст 1. Научить развертывать в игре разнообразные сюжеты, показать, что роль может быть включена в различные взаимосвязи с другими ролями. 2. Развивать самостоятельность и самоорганизацию, формировать умения договариваться о теме игры, распределять роли, намечать основное развитие сюжета, готовить игровую обстановку. 3. Расширять и углублять знания детей об изображаемых событиях и явлениях. 4. Закреплять умения качественно исполнять отдельные роли. |
октябрь |
Больница(Поликлиника) Аптека |
|
ноябрь |
Театр Телевиденье (журналист, фотокорреспондент) |
|
декабрь |
Библиотекарь |
|
январь |
Столовая Кафе |
|
февраль |
Игры на военную тематику: Пограничники, солдаты и т.п. |
|
март |
Спасатели |
|
апрель |
Детский сад Физкультурный руководитель |
|
май |
Пожарные Спасатели |
Структура взаимодействия педагогов в рамках реализации проекта «Ознакомление с социальными сферами близлежащего окружения».
Функции участников образовательного процесса по ознакомлению детей с социальными сферами близлежащего окружения.
- социальный педагог – организует образовательно-воспитательную работу дошкольного образовательного учреждения в процессе ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения;
- зам.заведующего - руководит процессом ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения, обеспечивает безопасный выход детей за территорию учреждения;
- воспитатель – проводит занятия, беседы, игры, чтение литературы организует предметно развивающую среду в группе;
- педагог психолог – создание условий для формирования учебной мотивации, путём ознакомления детей со школьными принадлежностями, помещением школы;
- инструктор по физическому воспитанию – знакомит с различными видами спорта, спортсменами посёлка. Участвует в проведении экскурсии в спортивный зал детского сада и спортивный комплекс посёлка;
- хореограф, музыкальный руководитель – участвует в проведении экскурсий, включает в свои занятия элементы ознакомления с профессиональной деятельностью социальных сфер;
- родители – создают условия для ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения дома и в детском саду, сопровождают экскурсии;
I раздел. Информационно-методический материал.
1. Консультации для педагогов и родителей «Дошкольное детство важный этап вхождения ребёнка в человеческое сообщество», «Правовое воспитание, модель социализации ребёнка в обществе».
2. Конспекты занятий «Социальный мир»
3. Беседы «Ознакомление детей с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения».
4. Дидактические игры «Профессия», «Кем быть»,
5. Демонстрационный материал
Серия картин:
- «Как поступают друзья»
- «Семья»
- «Эмоции»
- «Профессии»
- «Символика всех стран»
- «Транспорт»
- «Россия на карте»
- «Что нас окружает»
- «Наши чувства и эмоции»
- «Безопасность»
- «Мир вокруг нас»
- «Я познаю мир»
II раздел. Мультимедийные презентации.
1. «Презентация о профессиях
– представителей социальных сфер п.Солнечный»
2. «Все профессии важны»
3. «Кто работает в поликлинике»
4. «Все профессии»
5. «Чем пахнут ремёсла?»
6. «О профессиях»
7. «Профессии»
8. «Огонь друг или враг?»
9. «Клип о ветеранах»
10. «Кто служит в армии?»
Используемая литература:
1. «Обучение и игра»: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004
2. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В. Краснощекова. Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007
3. Абашина, В.В. Шайбакова С.Г. «Взаимодействе дошкольного учреждения с социумом»
4. Азбука краеведения «Край родной»
5. Голицина Н.С. «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью». – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
6. Данилина, Т.А. Лагода Т.С., М.Б. Зуйкова Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.
7. Ешкович Л.А. «Сюжетно-ролевая игра»: Методическое пособие.- М.: Мозаика- Синтез, 2009.
8. Кондрыкинской. Л.А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ ) М.: ТЦ «Сфера», 2005.
9. Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях»
10. Ривина Е.К., Толстых В.К., Башлай Е.Ю. Социум микрорайона - ступенька в большой мир // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. №5. С. 72-80.
11. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2006.
12. Шорыгина Т.А. «Беседы о профессиях»
Читайте также |
---|
Конспект открытого занятия по аппликации в технике обрывной мозаики в…
Конспект открытого занятия по аппликации в технике обрывной мозаики в средней группе на тему «Золотая осень» Цель: Освоение техники обрывной аппликации (разрывание...
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на…
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Петушок и его семья» Цель: Закреплять полученные ранее знания о домашних птицах (петушок...
Возрождение и реализация комплекса «ГТО» в ДОО
Возрождение и реализация комплекса «ГТО» в ДОО В настоящее время в нашей стране возрождаются лучшие традиции, характерные советскому периоду истории развития...