Сайт для воспитателей детских садов



Проект
«Ознакомление дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения»

Содержание.

1. Информационная карта проекта

2. План проведения мероприятий

3. План проведения бесед

4. Перспективный план сюжетно-ролевых игр

5. Структура взаимодействия педагогов в рамках реализации проекта.Функции участников образовательного процесса

6. Структура взаимодействия с организациями сельского поселения «Солнечный»

7. Материал, используемый для осуществления проекта

8. Используемая литература
 

Информационная карта проекта

Полное название проекта: «Ознакомление с социальными сферами близлежащего окружения».

1. Автор: Хмарская Лидия Нажатовна

2. Кадры: социальный педагог

3. Район, город представивший проект: с.п.Солнечный Сургутского района.

4. Адрес организации: 628452 с.п. Солнечный, пер.Трассовый 7А.

5. Телефон:

6. Вид, тип проекта: долгосрочный комплексный, образовательный проект

7. Цель: дать основу приобретения опыта социальных отношений в сотрудничестве с окружающими людьми. Воспитывать любовь к своей малой родине. Формировать социально приемлемые формы поведения у детей.

8. Задачи проекта:

• Формирование представлений о родном посёлке, развитие патриотических и гражданских чувств.
• знакомство с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер посёлка. Формировать начала гражданственности;
• социализация ребенка-дошкольника, включающая формирование у него умения себя вести в общественных местах, общаться с взрослыми и сверстниками;
• воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры, природы; 

9. Место проведения: Сургутский район, п.Солнечный.

10. Участники проекта: дети средних и старших дошкольных групп, их родители и воспитатели, педагоги учреждения.

11. Возраст детей: 4-7 лет

12. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции, игры, беседы и экскурсии, знакомящие детей с профессиональной деятельностью близлежащего окружения).

13. Ожидаемые результаты:

Приобретение опыта социальных отношений, в сотрудничестве с окружающими людьми, повышение уровня социальной компетентности. Лёгкая адаптация к различным социальным ситуациям.

Актуальность темы. Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребёнка в человеческое сообщество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. В сотрудничестве с окружающими людьми ребёнок знакомится с социально-приемлемыми формами поведения и учится сознательно их поддерживать.

Родина – это страна, где родился и живет человек. Родина – это город, поселок, улица, дом, семья, родные, друзья, детский сад. Родина бывает только одна и ее надо любить. Наша Родина – Югра.

На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения − родственные, дружеские, профессионально-трудовые и прочие. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.

Дошкольное учреждение представляет собой своего рода социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.

Для детей впервые переступивших порог детского сада, все, что они видят вокруг, представляет огромный интерес. Сад − чрезвычайно важный этап в их ознакомлении с социумом. В современных условиях родители не всегда могут уделить своему ребенку достаточно времени, рассмотреть с ним окружающие предметы, обратить его внимание на происходящие явления и события, поговорить о них. В результате этого у детей часто недостаточно для своего возраста развиты память, навыки восприятия, речь. Необходимо систематически и целенаправленно учить дошкольников, особенно младшего возраста, наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Бытует мнение, что экскурсии по детскому саду, целевые посещения музыкального, физкультурного залов излишни − ведь ребенок постоянно бывает там, перемещается по зданию, − и так все увидит и запомнит. Однако, проходя по коридору, невозможно рассмотреть картину на стене. В музыкальном зале нужно заниматься - слушать музыку, учиться петь и танцевать, а не любоваться украшениями или рассматривать пособия и игрушки в шкафу. А сколько интересных и необыкновенных вещей можно увидеть в кабинетах заведующей или методиста! Знакомя малышей с детским садом, необходимо детально рассказать о предметах, объяснить их назначение, сообщить название, показать пример восприятия окружающего, своего отношения к нему, ведь сформированные навыки послужат для них основой дальнейшего познания мира. Кроме того, такая экскурсия способствует более быстрой и легкой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, больше не пугают ребенка, они становятся близкими и понятными ему.

В дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром является важнейшим стимулом развития игровой деятельности ребенка. К сожалению, не все необходимые наблюдения можно провести непосредственно в детском саду. Так, например, в процессе сюжетно-ролевой игры «Семья» продуктивны и интересны игровые сюжеты «Магазин», «Парикмахерская». В этом случае можно ограничиться рассказом и объяснением воспитателя, рекомендациями родителям о том, как провести необходимые наблюдения в повседневной жизни.

Начиная со старшего возраста, детей знакомим с объектами, находящимися вне территории детского сада. Прежде всего, проводим целевые прогулки на близлежащие улицы, во время которых ребята усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают корпуса жилых домов, здания магазинов.

Так знакомясь с социумом нашего посёлка, ребята не только получают множество разнообразных сведений, необходимых в их повседневной жизни, но и учатся гордиться своей малой родиной.

 

План проведения мероприятий

(экскурсии, встречи, мультимедийные презентации)по ознакомлению с социальными сферами близлежащего окружения. 

Месяц

Социальная сфера

Объект, цель, группы участники

Ответствен-

ные

Сентябрь

Посёлок и его жители,

детский сад

Детский сад:

Экскурсии по детскому саду: его назначение и оборудование, знакомство с сотрудниками детского сада, их трудом. (кухня, прачечная. Знакомство с профессией воспитателя.) (дети средних групп)

 

«Моя улица» Целевые прогулки на ближайшую улицу: расширении территории активных действий детей, знаний и представлений об окружающей действительности. (старшие группы)

 

«Мой посёлок» Экскурсии по посёлку: формирование знаний детей о родном посёлке, его истории (подготовительные группы)

 

Достопримечательности и природа: экскурсии и прогулки в парк посёлка. Формирование элементарных представлений детей о достопримечательностях нашего посёлка. О роли человека в облагораживании зоны отдыха. Формирование природоохранного поведения, закрепление представления о том, что посёлок наш общий дом.

 

Школа: Целевые экскурсии в школу, (музыкальная, общеобразовательная) закрепление представлений детей о школе и профессии учителя. (подготовительные группы)

соц.педагог,

воспитатели,

методист

 

 

 

 

соц.педагог,

воспитатели,

родители

 

 

соц.педагог,

воспитатели,

родители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

психолог,

методист,

соц.педагог,

воспитатели

Октябрь

ок

ябрь

Достопримечательности и природа

Медицина в детском саду: экскурсии по детскому саду :знакомство с медицинскими помещениями в детском саду (кабинет медсестры) (средние группы)

 

Аптека, больница: экскурсия в аптеку и больницу (презентация «Кто работает в поликлинике»); формирование элементарных представлений о лекарственных препаратах, профессии фармацевта. Визуальное знакомство с поликлиникой в процессе экскурсий, знакомство с профессией врача (педиатр, хирург, окулист, стоматолог) (старшие группы)

 

Целевая экскурсия в социальный центр «Содействие» поздравление ко дню пожилого человека. Формирование должного отношения к людям пожилого возраста.(подготовительные группы)

 

Целевые прогулки в экологическую комнату детского сада: расширение элементарных представлений детей о роли человека в уходе за растениями и животными, охране природы.(средние группы).

соц.педагог,

воспитатели

 

 

 

соц.педагог,

воспитатели,

родители

 

 

 

 

 

 

соц. педагог,

психолог,

методист,

воспитатели

 

 

соц. педагог,

эколог,

Ноябрь.

Органы власти и управления.

Армия

Знакомство с помещениями детского сада:

Методический кабинет: знакомство с профессиональной деятельностью заместителя заведующего, методиста и старшего воспитателя. (старшие группы)

 

Знакомство с помещениями детского сада: кабинет заведующего и его профессиональная деятельность. (подготовительные   группы)

 

Посёлок: Экскурсия в администрацию сельского поселения Солнечный. Формирование элементарных представлений о деятельности органов управления посёлка в процессе   экскурсий (подготовительные группы).

методист, соц.педагог

 

 

 

 

методист,

соц. педагог

Культура и искусство

Культура в детском саду: посещение спектаклей, театральных представлений в дошкольном образовательном учреждении; участие детей в досуговых мероприятиях. Пробуждение интереса к традициям народной культуры. (средний и старший дошкольный возраст в течение года)

 

Экскурсия в СЦДКиТ: знакомство с профессиями работников дома культуры. Представление профессии актера и режиссера. Формирование отношения к миру в соответствии с культурными традициями. (старшие группы)

 

Искусство в детском саду: «В гости музыка пришла» встреча с учащимися музыкальной школы. Формирование элементарных представлений детей о музыкальном искусстве.(подготовительные группы)

 

Экскурсия в музыкальную школу посёлка: встреча с оркестром музыкальной школы. Закрепление умения общаться и заниматься совместной музыкальной деятельностью. (старшие и подготовительные группы)

соц.педагог,

методист,

музыканты,

хореограф

 

 

 

соц. педагог,

воспитатели

 

 

 

 

музыкальные руководители,

соц. педагог,

воспитатели

Декабрь

Библиотека

Книжный мир в детском саду:

Посещение книжной выставки (методкабинет) Приобщение к миру книги (средние группы)

 

Экскурсия в библиотеку: встречи в литературной гостиной. Формирование элементарных представлений детей о функциональном назначении библиотек, профессии библиотекаря. (старшие группы)

методист, соц. педагог,

воспитатели

Январь

Сфера услуг

Сфера услуг в детском саду: Знакомство с помещениями в детском саду (кабинет заместителя по АХЧ, кухня) Знакомство с трудом работников прачечной и кухни (средняя группа)

 

Общение: показ видеоролика о работниках отделения связи. (если не возможна экскурсия)

 

Различные виды услуг: знакомство со сбербанком, ателье, мастерской по ремонту обуви; расширение представлений о труде взрослых (показ видеоролика) (старший дошкольный возраст)

соц.педагог,

воспитатели

 

 

 

соц.педагог,

воспитатели

 

соц. педагог,

воспитатели

Февраль

Наши гости: встречи беседы с папами. Формирование элементарных представлений об армии, военнослужащих и их обязанностях. Формирование патриотических чувств. (старший дошкольный возраст)

соц. педагог,

методист,

родители

Март

Органы правопорядка и ГИБДД

Наши встречи: встреча с инспектором ГИБДД. Расширение знаний об элементарных правилах поведения на дороге, (старший дошкольный возраст)

 

Наши встречи: встреча с инспектором по делам несовершеннолетних ПОМ п. Солнечный

Формирование представлений о профессиональной деятельности органов правопорядка (старший дошкольный возраст)

методист,

соц. педагог,

 

 

 

соц.педагог

Апрель

Физкультура и спорт.

Физкультура и спорт в детском саду: спортивный зал, значение спорта для укрепления здоровья. (средний возраст)

 

Экскурсия в спортивный комплекс «Атлант»: знакомство с различными видами спорта, спортсменами посёлка. Расширение представлений о спортивных соревнованиях. Формирование привычки к здоровому образу жизни. (Старший дошкольный возраст)

соц.педагог,

инструктор физ. воспита-ния

 

соц.педагог,

инструктор

физ.воспита-

ния,

методист

Май

Пожарная часть

чачасть

Наши гости: встреча с инспектором пожарной части. Формирование элементарных представлений детей о пожарной безопасности. Знакомство с профессией пожарного. (средний дошкольный возраст)

 

Экскурсия в пожарную часть посёлка: обобщение и закрепление знаний о правилах пожарной безопасности, о профессиональных особенностях сотрудников пожарной части. (старший дошкольный возраст)

соц.педагог,

методист,

воспитатели,

 

План проведения бесед

по ознакомлению с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения.

Беседы по ознакомлению

с профессиями.

Цель:

месяцы

1) вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей;
2) расширять знания и представления о профессиях;
3) обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста;
4) формировать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;
5) активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

1.

Воспитатель

Учитель

Повар

Швея - кастелянша

Сентябрь

2.

Прачка

Медсестра детского сада

Врач в поликлинике

Фармацевт

октябрь

3.

Актёр

Режиссер

ноябрь

4.

Библиотекарь

Декабрь

5.

Повар в детском саду

январь

6.

Военнослужащий

февраль

7.

Спасатель

март

8.

Тренер

апрель

9.

Пожарный

май

 

 Перспективный план сюжетно-ролевых игр  

Сюжетно-ролевая игра

Основные задачи

Сентябрь

Школа детский сад

Салон красоты

                Старший дошкольный возраст

1. Научить развертывать в игре разнообразные сюжеты, показать, что роль может быть включена в различные взаимосвязи с другими ролями.

2. Развивать самостоятельность и самоорганизацию, формировать умения договариваться о теме игры, распределять роли, намечать основное развитие сюжета, готовить игровую обстановку.

3. Расширять и углублять знания детей об изображаемых событиях и явлениях.

4. Закреплять умения качественно исполнять отдельные роли.

октябрь

Больница(Поликлиника)

Аптека

ноябрь

Театр

Телевиденье (журналист, фотокорреспондент)

декабрь

Библиотекарь

январь

Столовая

Кафе

февраль

Игры на военную тематику:

Пограничники, солдаты и т.п.

март

Спасатели

апрель

Детский сад

Физкультурный руководитель

май

Пожарные

Спасатели

 

Структура взаимодействия педагогов в рамках реализации проекта «Ознакомление с социальными сферами близлежащего окружения». 
«Ознакомление с социальными сферами близлежащего окружения»

 

Функции участников образовательного процесса по ознакомлению детей с социальными сферами близлежащего окружения. 

- социальный педагог – организует образовательно-воспитательную работу дошкольного образовательного учреждения в процессе ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения;

- зам.заведующего - руководит процессом ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения, обеспечивает безопасный выход детей за территорию учреждения;

- воспитатель – проводит занятия, беседы, игры, чтение литературы организует предметно развивающую среду в группе;

- педагог психолог – создание условий для формирования учебной мотивации, путём ознакомления детей со школьными принадлежностями, помещением школы;

- инструктор по физическому воспитанию – знакомит с различными видами спорта, спортсменами посёлка. Участвует в проведении экскурсии в спортивный зал детского сада и спортивный комплекс посёлка;

- хореограф, музыкальный руководитель – участвует в проведении экскурсий, включает в свои занятия элементы ознакомления с профессиональной деятельностью социальных сфер;

- родители – создают условия для ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения дома и в детском саду, сопровождают экскурсии;     


Модель взаимодействия МДОУ д/с «Белоснежка» с социальными партнерами
Модель взаимодействия
 
 
Материал используемый для осуществления проекта.

I раздел. Информационно-методический материал.

1. Консультации для педагогов и родителей «Дошкольное детство важный этап вхождения ребёнка в человеческое сообщество», «Правовое воспитание, модель социализации ребёнка в обществе».

2. Конспекты занятий «Социальный мир»

3. Беседы «Ознакомление детей с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения».

4. Дидактические игры «Профессия», «Кем быть»,

5. Демонстрационный материал

Серия картин:

- «Как поступают друзья»

- «Семья»

- «Эмоции»

- «Профессии»

- «Символика всех стран»

- «Транспорт»

- «Россия на карте»

- «Что нас окружает»

- «Наши чувства и эмоции»

- «Безопасность»

- «Мир вокруг нас»

- «Я познаю мир»

 

II раздел. Мультимедийные презентации.

1. «Презентация о профессиях

– представителей социальных сфер п.Солнечный»

2. «Все профессии важны»

3. «Кто работает в поликлинике»

4. «Все профессии»

5. «Чем пахнут ремёсла?»

6. «О профессиях»

7. «Профессии»

8. «Огонь друг или враг?»

9. «Клип о ветеранах»

10. «Кто служит в армии?»

 

Используемая литература:

1. «Обучение и игра»: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004

2. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В. Краснощекова. Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007

3. Абашина, В.В. Шайбакова С.Г. «Взаимодействе дошкольного учреждения с социумом»

4. Азбука краеведения «Край родной»

5. Голицина Н.С. «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью». – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

6. Данилина, Т.А. Лагода Т.С., М.Б. Зуйкова Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.

7. Ешкович Л.А. «Сюжетно-ролевая игра»: Методическое пособие.- М.: Мозаика- Синтез, 2009.

8. Кондрыкинской. Л.А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ ) М.: ТЦ «Сфера», 2005.

9. Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях»

10. Ривина Е.К., Толстых В.К., Башлай Е.Ю. Социум микрорайона - ступенька в большой мир // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. №5. С. 72-80.

11. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2006.

12. Шорыгина Т.А. «Беседы о профессиях»

0 Плохо1



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии



Вход на сайт


Комментарии

  • Нина
    Спасибо за консультации мне помогут в работе с родителями.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Большое спасибо за прекрасный материал занятия для малышей. Очень помогли!!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое автору за таблицы и методические рекомендации к ним. Очень помогли в обследовании ...

    Подробнее...

     
  • Ирада
    ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАВЫКОВ СЧЁТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Подробнее...

     
  • Юлия
    почта deti1873@mail.ru

    Подробнее...