Педагогический проект
«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проекта.

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

  • этика и стратегия ненасилия;
  • идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
  • необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны. В Сибири, где проживают люди разных национальностей и религиозных убеждений, особое место занимает проблема внешней и внутренней миграции населения. Разрешить возникающие проблемы взаимоотношений можно только с помощью воспитания толерантного сознания. Сегодня всё большее распространение в детской и под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых.

 

В Государственной концепции дошкольного воспитания говорится: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям… Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".

 

В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

 

Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.

 

Проведённая диагностика родителей и сотрудников детского сада показала невысокий уровень осознания проблемы толерантности, низкий уровень национального самосознания. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения. Поэтому одной из главных задач детского сада является формирование у детей самосознания, толерантного отношения к окружающему миру.

Педагогические идеи воспитания толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. По-разному трактуют понятие «толерантность» философы, педагоги, учёные, исходя из этого, определяются принципы воспитания.

 

Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста, несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и учёными, имеет ряд проблем и противоречий. Социальный заказ современного общества ориентирован на свободную самостоятельную личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и методик по воспитанию толерантности в дошкольном возрасте немного. Возможности дошкольного детства хорошо изучены в плане развития познавательных и творческих способностей ребёнка, но вместе с тем недостаточно используется потенциал совместной культурно-досуговой деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию толерантной личности. Не удовлетворена потребность семьи в доступных технологиях и методиках  воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и национальные  традиции. 

 

Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

 

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.

Задачи проекта для детей:

  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
  • Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.
  • Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
  • Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.

Задачи для педагогов и родителей:

  • ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения
  • повышение компетентности родителей по правовым вопросам
  • оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности;
  • применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;
  • взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.

Вид проекта: творческо-исследовательский, межгрупповой, средней продолжительности.

Участники: педагоги и специалисты детского сада, родители, дети.

Время реализации проекта: ноябрь 2012 года – март 2013 года.

 

I этап: Подготовительный.

 

Разработать план работы НДОУ по формированию толерантности на 2012-2013 учебный год

Ст. воспитатель Баузер Е.В.

Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности

Творческая группа

Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира

Заведующий д/с     Дмитриенко Т.А.

Ст. воспитатель Баузер Е.В.

Создание картотеки подвижных игр народов мира

Инструктор по физкультуре

Овчинникова А.В.

Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения

Ст. воспитатель Баузер Е.В.

Педагог-психолог Кузьминых Е.С.

Оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности

Ст. воспитатель Баузер Е.В.

Воспитатели групп

Отражение вопросов и проблем воспитания толерантности у детей в выпусках газеты детского сада.

Ст. воспитатель Баузер Е.В.

Педагоги детского сада

Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку общесадовских и групповых мероприятий по теме толерантности.

Заведующий д/с     Дмитриенко Т.А.

Ст. воспитатель Баузер Е.В.

Педагоги групп

Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников

Педагог-психолог Кузьминых Е.С.

Педагоги групп

Организация встречи с отцом Владимиром, служителем храма Александра Невского

Заведующий д/с     Дмитриенко Т.А.

 

 

II этап: Реализация проекта.

Разработка плана работы НДОУ по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

План работы НДОУ «Детский сад №163 « Радуга» ОАО «РЖД» по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста на 2012 – 2013 год

Задачи:

1. ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения.

2. повышение компетентности родителей по правовым вопросам.

3. оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности.

Дата

Темы

Мероприятия

Ответственные

В течение года

оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в ДОУ и в группах,

организация информационного пространства среди родителей

 

 

  • приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов
  • приобретение картин художников мира
  • создание картотеки подвижных игр народов мира
  • В выпусках общесадовской газеты отражать вопросы и проблемы воспитания толерантности у детей;
  • привлечение социокультурных учреждений города и района для создания кружков социальной, художественно-эстетической направленности.
  • Создание альбомов об обычаях и традициях народов России

Ст. воспитатель Баузер Е.В.

 

 

 

 

 

Инструктор по физкультуре Овчинникова А.В.

Ст. воспитатель Баузер Е.В.

 

 

Заведующий НДОУ

Дмитриенко Т.А.

Ст.воспитатель Баузер Е.В.

 

Педагоги групп

Родители

Октябрь

Декабрь

Март

«Вопросы формирования толерантности в дошкольной практике»

  • Семинар – практикум для педагогов

Ст. воспитатель Баузер Е.В.

Педагог-психолог

Кузьминых Е.С.

ноябрь

«Игры народов мира»

  • спортивное развлечение
  • Подвижные игры на прогулке

Инструктор по физкультуре Овчинникова А.В.

Педагоги групп

декабрь

«Новогодние обычаи стран и народов мира»

  • Настольные и напольные игры
  • Мультимедиа-презентации по темам;
  • сюжетные игры;
  • творческие рассказы по теме

Педагоги старших групп

 

 

январь

     «Моя страна»

«Символика нашей страны»

«Мой город»

«Русские народные праздники и традиции»

  • фильмы о городе, о людях живущие в нашем городе, о том какие религии исповедаются в нашем городе
  • рассматривание альбомов
  • неделя зимних игр и забав
  • чтение русских народных закличек, песенок, потешек
  • обзорная экскурсия по городу

Ст. воспитатель Баузер Е.В. Педагоги групп «Пчелка»

и «Звездочка»

февраль

«Моя родословная»

 

 

 

«Наши защитники»

 

  • творческие игры
  • сюжетные игры
  • мини-проекты о своей семье
  • выставки
  • экскурсии в музеи
  • фотовыставка любимых мест в городе

 

 

Педагоги групп

 

 

 

март

«Семейные династии»

 

 

 

  • творческие рассказы детей
  • встречи с членами семьи
  • смотр-конкурс папок-передвижек о правах и обязанностях взрослых и детей

 

Родители

 

Педагоги групп

 

апрель

«День Земли»

  • развлечения по теме
  • выпуск сборник стихов о Земле

Педагоги групп

май

«День Победы»

 

 

 

 

 

 

 

 

«День семьи»

«День рождение русской березы»

  • беседы с детьми о том, что завоевывали победу люди разных национальностей
  • музыкально – спортивное развлечение
  • конкурс рисунков
  • презентаций о своем прадедушки и прабабушке в годы войны
  • праздник ко Дню семьи
  • целевая прогулка к березе, чтение и заучивание стихотворений о символе России

Педагоги групп

 

 

Муз. руководитель

Дрокова О.Г.

 

 

 

Муз. руководитель

Дрокова О.Г.

Педагоги групп

 

Разработка и проведение мероприятий недели толерантности

с 12 по 16 ноября

Чтение сказок народов мира в течение недели.

12 ноября   выпуск листков для родителей «Рекомендации для родителей по   толерантному воспитанию детей»

Стенгазета « 16 ноября - Всемирный день толерантности»

(ответственные: воспитатели)

13 ноября   «День помощи малышам» - изготовление сувениров и поделок для детей первой и второй младших групп (средняя, старшая, подготовительная группы; ответственные: воспитатели)

14 ноября   Акция «Шлем приветики» (старшая, подготовительная группы; ответственный: педагог-психолог)

15 ноября  Спортивный праздник «Игры разных народов»

(ответственный: инструктор по физкультуре)

Выставка детских рисунков «Мои друзья»

(старшая и подготовительная группы; ответственные: воспитатели)

Фотовыставка «Мы и братья наши меньшие»

(младшие, средняя группы; ответственные: воспитатели).

16 ноября   Спектакль «Муха-Цокотуха» для детей всех возрастов.

Совместное проведение мероприятий по толерантному взаимопониманию с чаепитием «Мы разные, но мы дружные» (дети и родители; по группам;

ответственные: воспитатели).

 

Реализация проекта в образовательных областях:

День помощи малышам

(социализация, коммуникация, художественное творчество, познание, труд, безопасность)

Акция «Шлём приветики»

(социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, труд)

Спортивный праздник

«Игры разных народов»

(физическая культура, здоровье, познание, коммуникация, социализация, безопасность)

Чтение сказок народов мира, произведений русских и зарубежных писателей

( художественная литература, познание, социализация, коммуникация)

Выставка детских рисунков «Мои друзья»

(художественное творчество, коммуникация)

Фотовыставка «Мы и братья наши меньшие»

(художественное творчество, социализация, коммуникация, познание, безопасность)

Спектакли «Муха-Цокотуха», «Колобок на новый лад»

(социализация, коммуникация, познание, художественная литература)

Подготовка спектакля

«Новые приключения Красной Шапочки» и фестиваля театральных мини-постановок «Театральный калейдоскоп»

Проведение семинаров-практикумов для педагогов «Вопросы формирования толерантности в дошкольной практике»

                                                 

Работа с родителями:

Выпуск папок-передвижек « Права и обязанности взрослых и детей», брошюр, стенгазет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру.

Встреча-беседа с отцом Владимиром – служителем храма Александра Невского.

 

Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.

 

III этап: Презентация проекта.

 

Презентация проекта на собрании педагогов

Проведение фестиваля театральных мини-постановок

«Театральный калейдоскоп» для детей детских садов № 163 «Гармония», №164 «Сказка» ОАО «РЖД» и родителей воспитанников

Результаты работы:

  • Повышение педагогической компетентности воспитателей и специалистов детского сада.
  • Составление картотеки подвижных игр, сценариев спортивного праздника, досугов с родителями.
  • Повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности).
  • Развитие творческих способностей воспитанников и педагогов детского сада, их коммуникативных качеств.
  • Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к…

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить порядковые числа. Закрепить числа – «соседи». Закрепить умение делить...

Досуг для младшей разновозрастной группы посвященный 23 февраля и 8…

Досуг для младшей разновозрастной группы посвященный 23 февраля и 8 Марта «Февромарт» (Звучит веселая музыка, дети заходят в зал.) Ведущая: Всем добрый...

Проектная деятельность: «Кошачьи секреты?»

Проектная деятельность: «Кошачьи секреты?» Технологическая карта проекта Название проекта «Кошачьи секреты» Тип Познавательно - исследовательский Вид Индивидуальный Основное направление Познавательное развитие Срок реализации Краткосрочный с 16.11. по 20. 11. 2017г. Участник Организатор...

Читайте также

Сценарий «Проводы зимы»

Сценарий «Проводы зимы» (На улице) Все дети детского сада встречаются на улице. Ведущий: Что за праздник? Что за праздник? Будет праздник здесь большой...

Обучение дошкольников правилам дорожного движения

Обучение дошкольников правилам дорожного движения Очевидно, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка...

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и кoнкретного обществa. Мехaнизм нравственного вoспитания:(знания и представления) +...