Проект «Формирование социально-коммуникативной компетентности посредством знакомства с простым предметом – пуговицей»

проектМы работаем в коррекционной группе с детьми с ОНР. Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Однажды воспитанница нашей группы принесла в детский сад необычную пуговицу. У детей возник интерес к данному предмету, они начали задавать вопросы о возникновении пуговицы, материалов изготовления различных пуговиц и т.д. Учитывая заинтересованность детей пуговицей и важность проблемы по развитию моторики пальцев рук, у нас возникла идея создания проекта «Пуговичка». Ведь установлено, что развитие движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга.

 

Целью нашего проекта явилось: Формировать у детей естественно-научные представления о предметах окружающего мира, расширять кругозор посредством познавательно-исследовательской деятельности, развивать мелкую моторику, связную речь, мышление и творческие способности детей.

Задачи проекта:

  • развитие стремления к поисково-познавательной деятельности, мыслительной активности;
  • совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;
  • поддержание стремления старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование представления о многообразии видов пуговиц;
  • знакомство детей с различными способами пришивания пуговиц;
  • совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

Участники проекта: дети логопедической группы, родители воспитанников, воспитатель группы.

Срок реализации проекта: декабрь 2012 года.

Реализация проекта проходила в несколько этапов. На первом этапе мы использовали модель двух вопросов: "Что я знаю?" и "Что я хочу узнать?".

Главными вопросами исследовательской деятельности стали:

  • «Что означает слово "пуговица"?»;
  • «Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?»;
  • «Какими были первые пуговицы?»;
  • «Каких видов бывают пуговицы?»;
  • «Из каких материалов делают пуговицы?»;
  • «Какие есть способы пришивания пуговиц?».

На втором этапе реализации проекта мы определили этапы исследовательской деятельности, обсудили варианты поиска информации, продукты деятельности, которые дети планировали получить в конце проекта.

 

Практическая часть реализации нашего проекта – 3 часть. Краткое её описание.

 

№ п/п

Действие, направленное на реализацию проекта

Цель мероприятия

Участники

 

1

Знакомство с самыми первыми пуговицами, их материалами

Знакомство с «прародительницей» пуговицы. Упражнение в обследовании и различении различных пуговиц, закрепление знаний о пуговицах, их назначении, разнообразии их форм, размеров, строения, материалов. Формирование способов сотрудничества со сверстниками.

 

Воспитатель, дети группы «Ягодки»

2

"Придумай и нарисуй свою пуговицу"

 

Развитие внимания, воображения, эстетического восприятия, творческого мышления. Развитие умения самостоятельно определять замысел будущей работы, дизайн. Совершенствование умения выделять главное: цвет, форму, размер.

 

Воспитатель, дети группы «Ягодки»

3

«Мы - дизайнеры»

 

Формирование чувства вкуса. Развитие воображения, чувства цвета, формы. Формирование умения лепить необычную пуговицу.

 

Воспитатель, дети группы «Ягодки»

4

"Пришить пуговицу разными способами"

 

Развитие воображения, аналитико-синтетического мышления, пространственного восприятия, речи; формирование чувства вкуса.

 

Воспитатель, младший воспитатель, дети группы «Ягодки»

5

Создание «Пуговичной библиотечки»

Учиться анализировать литературу по данной тематике, выделяя нужный материал (пословицы, поговорки, загадки про пуговицы). Обучение коллективному творчеству.

Воспитатель, дети группы «Ягодки»

6

Создание мини-музея поделок из пуговиц (совместно с родителями)

Привлечь родителей участвовать в проекте. Оформление мини-музея поделок из пуговиц в группе.

Родители воспитанников, воспитатель, дети группы «Ягодки»

7

Создание коллекции необычных пуговиц

Обследовать и различать пуговицы, закреплять знания о пуговицах, разнообразии их форм, размеров, строения, материалов.

Родители воспитанников, воспитатель, дети группы «Ягодки»

8

Игра «Мозаика из пуговиц»

 

Ребенок выкладывает в свободные кружочки пуговицы по цветам. Игра с пуговицами отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие.

 

Воспитатель, дети группы «Ягодки»

9

Игра «Выложи узор»

Игра развивает мелкую моторику, внимание, мышление, зрительную память, а также формирует представление о многообразии видов пуговиц.

Воспитатель, дети группы «Ягодки»

 

Подводя итог, хочется отметить - участие в проекте не только способствовало повышению познавательной активности детей, но также научило активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

Главное, чему научил проект и детей, и взрослых, - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить в себе удивительное назначение. Ищите, удивляйтесь, открывайте новое!

 

«Мы - дизайнеры»

 мы дизайнеры

Игры с пуговицами

Игра «Мозаика из пуговиц»

Игра «Мозаика из пуговиц» 

Игра «Мозаика из пуговиц»

Ребенок выкладывает в свободные кружочки пуговицы по цветам. Игра с пуговицами отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие.

 

Игра «Выложи узор»

5

Развивает мелкую моторику, внимание, мышление, зрительную память а также формирует представление о многообразии видов пуговиц.

 

Использованная литература:

1. Бабаева Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Михайлова З. А., Кларина Л. М., Серова З. А. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.

2. Кинзянова Ж. В. Сенсомоторное развитие. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ж. В. Кинзянова. - Волгоград: Учитель, - 2011. – 105 с.

3. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т. А.   Ткаченко. - М.: Эксмо, - 2007. – 97 с.

4. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. А. Янушко. - М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 105 с.

5. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. А. Янушко. - М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 98 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экспериментальная деятельность в первой младшей группе. Тема: «Чудеса со снегом»

Экспериментальная деятельность в первой младшей группе Тема: «Чудеса со снегом» Возрастная группа 2-3 года. Цель: Познакомить детей с новыми свойствами снега: тает, окрашивается. Задачи: Образовательные: Познакомить с новыми свойствами снега: в...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего…

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста «Художник хочет рисовать. Пусть не дают ему тетрадь… На то художник и...

Нравственно-патриотическое воспитание детей 5-6 лет посредством образовательного модуля «Робототехника» («Умная…

Нравственно-патриотическое воспитание детей 5-6 лет посредством образовательного модуля «Робототехника» («Умная пчела») Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных...

Читайте также

Проект учителя-дефектолога на тему: «Веселые пальчики»

Проект учителя-дефектолога на тему: «Веселые пальчики»

Перспективный план реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»…

Перспективный план реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Модуль «Увлекательная колористика» Тема недели Тема модуля, этап Форма проведения «До свидания, лето», «Здравствуй...

Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка»

Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка» Цель: приобщать родителей к театрализованной деятельности, к театральному искусству. Задачи: • создать условия для организации совместной...