Проект «Формирование социально-коммуникативной компетентности посредством знакомства с простым предметом – пуговицей»
Мы работаем в коррекционной группе с детьми с ОНР. Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Однажды воспитанница нашей группы принесла в детский сад необычную пуговицу. У детей возник интерес к данному предмету, они начали задавать вопросы о возникновении пуговицы, материалов изготовления различных пуговиц и т.д. Учитывая заинтересованность детей пуговицей и важность проблемы по развитию моторики пальцев рук, у нас возникла идея создания проекта «Пуговичка». Ведь установлено, что развитие движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга.
Целью нашего проекта явилось: Формировать у детей естественно-научные представления о предметах окружающего мира, расширять кругозор посредством познавательно-исследовательской деятельности, развивать мелкую моторику, связную речь, мышление и творческие способности детей.
Задачи проекта:
- развитие стремления к поисково-познавательной деятельности, мыслительной активности;
- совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;
- поддержание стремления старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование представления о многообразии видов пуговиц;
- знакомство детей с различными способами пришивания пуговиц;
- совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
Участники проекта: дети логопедической группы, родители воспитанников, воспитатель группы.
Срок реализации проекта: декабрь 2012 года.
Реализация проекта проходила в несколько этапов. На первом этапе мы использовали модель двух вопросов: "Что я знаю?" и "Что я хочу узнать?".
Главными вопросами исследовательской деятельности стали:
- «Что означает слово "пуговица"?»;
- «Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?»;
- «Какими были первые пуговицы?»;
- «Каких видов бывают пуговицы?»;
- «Из каких материалов делают пуговицы?»;
- «Какие есть способы пришивания пуговиц?».
На втором этапе реализации проекта мы определили этапы исследовательской деятельности, обсудили варианты поиска информации, продукты деятельности, которые дети планировали получить в конце проекта.
Практическая часть реализации нашего проекта – 3 часть. Краткое её описание.
№ п/п |
Действие, направленное на реализацию проекта |
Цель мероприятия |
Участники
|
1 |
Знакомство с самыми первыми пуговицами, их материалами |
Знакомство с «прародительницей» пуговицы. Упражнение в обследовании и различении различных пуговиц, закрепление знаний о пуговицах, их назначении, разнообразии их форм, размеров, строения, материалов. Формирование способов сотрудничества со сверстниками.
|
Воспитатель, дети группы «Ягодки» |
2 |
"Придумай и нарисуй свою пуговицу"
|
Развитие внимания, воображения, эстетического восприятия, творческого мышления. Развитие умения самостоятельно определять замысел будущей работы, дизайн. Совершенствование умения выделять главное: цвет, форму, размер.
|
Воспитатель, дети группы «Ягодки» |
3 |
«Мы - дизайнеры»
|
Формирование чувства вкуса. Развитие воображения, чувства цвета, формы. Формирование умения лепить необычную пуговицу.
|
Воспитатель, дети группы «Ягодки» |
4 |
"Пришить пуговицу разными способами"
|
Развитие воображения, аналитико-синтетического мышления, пространственного восприятия, речи; формирование чувства вкуса.
|
Воспитатель, младший воспитатель, дети группы «Ягодки» |
5 |
Создание «Пуговичной библиотечки» |
Учиться анализировать литературу по данной тематике, выделяя нужный материал (пословицы, поговорки, загадки про пуговицы). Обучение коллективному творчеству. |
Воспитатель, дети группы «Ягодки» |
6 |
Создание мини-музея поделок из пуговиц (совместно с родителями) |
Привлечь родителей участвовать в проекте. Оформление мини-музея поделок из пуговиц в группе. |
Родители воспитанников, воспитатель, дети группы «Ягодки» |
7 |
Создание коллекции необычных пуговиц |
Обследовать и различать пуговицы, закреплять знания о пуговицах, разнообразии их форм, размеров, строения, материалов. |
Родители воспитанников, воспитатель, дети группы «Ягодки» |
8 |
Игра «Мозаика из пуговиц»
|
Ребенок выкладывает в свободные кружочки пуговицы по цветам. Игра с пуговицами отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие.
|
Воспитатель, дети группы «Ягодки» |
9 |
Игра «Выложи узор» |
Игра развивает мелкую моторику, внимание, мышление, зрительную память, а также формирует представление о многообразии видов пуговиц. |
Воспитатель, дети группы «Ягодки» |
Подводя итог, хочется отметить - участие в проекте не только способствовало повышению познавательной активности детей, но также научило активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
Главное, чему научил проект и детей, и взрослых, - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить в себе удивительное назначение. Ищите, удивляйтесь, открывайте новое!
«Мы - дизайнеры»
Игры с пуговицами
Игра «Мозаика из пуговиц»
Ребенок выкладывает в свободные кружочки пуговицы по цветам. Игра с пуговицами отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие.
Игра «Выложи узор»
Развивает мелкую моторику, внимание, мышление, зрительную память а также формирует представление о многообразии видов пуговиц.
Использованная литература:
1. Бабаева Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Михайлова З. А., Кларина Л. М., Серова З. А. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.
2. Кинзянова Ж. В. Сенсомоторное развитие. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ж. В. Кинзянова. - Волгоград: Учитель, - 2011. – 105 с.
3. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т. А. Ткаченко. - М.: Эксмо, - 2007. – 97 с.
4. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. А. Янушко. - М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 105 с.
5. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. А. Янушко. - М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 98 с.
Читайте также |
---|
Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Ручеёк и…
Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Ручеёк и кораблик» Задачи приоритетной образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие»: Учить детей создавать образ кораблика...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования
Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования Адаптация - процесс вхождения ребёнка в новую среду и привыкание к...
Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего…
Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных...