Проект «Мир детской культуры»

Раздел: здоровьесберегающее образование

 

Блаженство тела состоит в здоровье,

а блаженство ума — в знании.

Фалес из Милета

 

Введение

Здоровье это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.

Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

Ознакомление детей дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача. Решать ее в условиях семьи наиболее целесообразно. Знания ребенок получает из различных источников. Но главная важность данной работы состоит в том, чтобы эти самые знания ребенок мог применить на практике и выполнять их без принуждения и напоминания взрослых. Другими словами, основная задача данной работы состоит в том, чтобы полученные знания о здоровьесбережении перешли в умения и конечном итоге навыки. Стали основой для самовоспитания.

Образовательное пространство «Мир детской культуры» включает в себя большое количество тем. Одна из предложенных – это здоровьесберегающее образование.

Цель и задачи здоровьесберегающего образования дошкольников в условиях семейного детского сада.

Общей целью при создании программ является следующее: сформировать у детей представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. помочь ребенку создать целостное представление о своем организме,

2. научить «слушать» и «слышать» свой организм;

3. сформировать у детей представление о важности бережного отношения здоровью;

4. осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

5. формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

6. привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;

7. развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;

8. научить ребенка обращаться с опасными для здоровья предметами;

9. ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).

Анализ целей отдельных авторских программ.

1. Программа «Радуга» (Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И.) акцентирует внимание педагогов на взаимодействие взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном благополучии ребенка.

Авторы программы считают, что рекомендациям по организации здорового образа жизни детей необходимо следовать неукоснительно. Двигаться ребенок должен на протяжении всего дня (2/3 длительности периода бодрствования). Обязательно целенаправленные ежедневные специально организованные занятия (классические физкультурные или музыкальные ритмические). В прогулки включаются занятия по физическому воспитанию как их составные части. Программа предусматривает активно-двигательный подъем после сна (утреннюю зарядку дома), а также гигиеническую разминку до завтрака как необходимый активизатор организма ребенка. В программе подчеркивается важность знания и умения воспитателя определять особенности физического развития ребенка для формирования у детей культуры движения.

2. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Стеркиной, Н.Авдеевой, О.Князевой. Цель: используя различные формы и методы обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей своеобразия местных и бытовых условий, формировать у них адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, безопасность жизни.

3. Программа «Я – человек» С.А. Козловой. Основная цель программы – это знания о Человеке. Именно они позволяют ребенку осознанно включиться в процесс самовоспитания. А так же постепенное понимание себя, своей человеческой сущности способствует формированию у ребенка осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью; через себя научиться видеть других людей, понимать их чувства, переживания, чувства, мысли.

4. Программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой. Цель: в увлекательной, доступной для детского восприятия форме научить здоровому образу жизни и правильному питанию, познакомить детей с тем, какую пользу или вред приносят те или иные продукты.

Таким образом, программ по ознакомлению дошкольников со здоровым образом жизни множество, и большинство из них акцентирует внимание на формировании навыка ЗОЖ.

Участники проекта:

  • Педагоги ДОУ
  • Воспитанники семейного детского сада,
  • Воспитатель СДС

Отношения участников воспитательно-образовательного проекта строятся на основе сотрудничества и уважения.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование знаний, умений и навыков у детей по бережному и ответственному отношению к своему здоровью и здоровью близких.

2. Формирование в сознании детей чувств: эмпатии, сопереживания, желания прийти на помощь.

3. Осознание взрослыми и детьми СДС понятия «здоровьесбережение».

4. Снижение уровня заболеваемости.

Основные разделы проекта

1. Я и мое тело – знакомство детей с телом человека: работой отдельных органов, правилами соблюдения гигиены, профилактика заболеваний.

2. Эмоциональное благополучие ребенка – сохранение физического и психического здоровья детей, взаимосвязь образа жизни и здоровья человека.

3. Ребенок и природа – развитие основ экологической культуры ребенка и формирование бережного отношения к природе.

4. Ребенок дома – формирование умения правильно обращаться с предметами домашнего быта, являющимися источником потенциальной опасности для детей.

 План реализации проекта

 

Темы разделов

Содержание и формы работы по реализации проекта

Цели и задачи

Основной этап

Ребенок и его организм

1. Организация игр-занятий, направленных на     ознакомление детей с особенностями организма человека:

  • частями тела,
  • органами чувств,
  • внутренними органами.

2. Овладение способами бережного отношения к своим органам чувств и частям тела.

3. Создание условий для организации игр-занятий с детьми, направленных на сохранность зрения, слуха; профилактику плоскостопия, осанки.

4. Беседы с детьми о бережном отношении к здоровью на примере цитат известных людей.

Обратить внимание ребенка на свое тело, на свой организм, его возможности и способности. Научить оценивать и ценить себя, создавать предпосылки к заботе о своем здоровье. Формировать умение видеть и понимать состояние другого человека, проявлять сочувствие, сопереживание, сорадость.

Эмоциональное благополучие ребенка

1. Планирование консультаций с воспитателем семейного детского сада по психо-эмоциональному благополучию детей в семье.

2. Планирование игр-занятий с детьми, направленных на эмоциональное благополучие детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста.

Обратить внимание воспитателя СДС на значимость эмоционального благополучия детей в семье. Разработать перечень игр-занятий с детьми, направленных на формирование у детей

устойчивого эмоционально-положительного самочувствия.

Содействовать оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение в семье и близким людям.

Ребенок и природа

1. Беседы с детьми о лечебных растениях и травах.

2. Познакомить детей с правилами поведения на природе – организацией безопасного отдыха.

3. Создание альбома с описанием, фотографиями и рисунками детей о лекарственных и ядовитых травах.

Сформировать у детей бережное отношение к природе. Познакомить детей с лечебными травами и растениями нашей полосы.

Познакомить детей с правилами безопасного поведения в природе.

Ребенок дома

1. Планирование игр-занятий с детьми по теме «Семейное благополучие».

2. Организовать тематические прогулки, наблюдения за работой следующих районных служб:

  • поликлиники,
  • подстанции скорой помощи,
  • пожарной части.

Сформировать умение правильного обращения с предметами быта, являющимися источником потенциальной опасности.

Сформировать знания о том, как должен вести себя ребенок в некоторых сложных и опасных для жизни ситуациях. Познакомить со службами, оказывающими первую помощь: 01, 02, 03, 04.

 

 

Методические рекомендации по реализации проекта в различных видах деятельности

Выполнение проекта в разделе «Ребенок и его организм»

 

Вид деятельности

Методы и приемы

Игровая деятельность

Игры: «Нос-ухо-нос», «Громко-тихо», «Что вы съели?», «Что ты видишь?», «Повторяй за мной», «Найди отличия», «Воздушный футбол», «Собери человека», «Аскорбинка и ее друзья».

Познавательно-исследовательская деятельность

Эксперимент «Где прячутся микробы?».

Разгадывание кроссвордов: «Какие это органы?», «Правильно ли поступил мальчик?», «Что сначала, что потом?», «Предметы гигиены».

Развитие речи

Игры – занятия по тематическому словарю в картинках «Гигиена и здоровье», «Я и мое тело».

Беседы: о частях тела и правилами ухода за ними, отгадывание загадок о частях тела, о полезных и вредных привычках.

О.П. Власенко загадки по теме «Человек».

Общение: «Береги своё здоровье и жизнь».

Беседы по картинкам «М мире мудрых пословиц».

Чтение художественной литературы

Э. Мошковская «Мой замечательный нос»; С. Капутикян «Хлюп-хлюп»;   И. Демьянов «Замарашка», «Неряшка»; К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит».

Художественно- эстетическая деятельность

Фантазирование по мотивам сказки К Чуковского «Мойдодыр». Развлечение «Чистота – залог здоровья».

Физическое развитие

Физминутки, направленные на улучшение мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук: «Вверх рука и вниз рука…», «Чтобы отдохнули ножки…»,   « Не сутультесь, грудь вперед…», «Наклоняемся с хлопком…». Пальчиковая гимнастика. Иммунная гимнастика. Утренняя зарядка с использование пособий, направленных на профилактику плоскостопия и осанки у детей.

Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Подпрыгни до ладошки», «Совушка» и пр.

Развивающая среда

Изготовление и использование пособий, направленных на: профилактику зрения, плоскостопия, осанку детей. Настольные, сюжетно- ролевые игры, необходимые атрибуты, материалы, рассматривание иллюстраций, книг, плакатов, папки- передвижки, предметные картинки с изображениями тела человека, внутренних органов, оказанию первой помощи; схемы-памятки по соблюдению правил гигиены.

Продуктивная деятельность

Ручной труд: изготовление схем- моделей, различных памяток, охранных знаков.

Рисование, аппликация по теме: «Я – человек».

Конструирование из бумаги «Мое сердце».

Лепка дымковской барышни.

 

 

Выполнение проекта в разделе «Эмоциональное благополучие ребенка»

 

Вид деятельности

Методы и приемы

Игровая деятельность

Игры: «Хорошо-плохо», «Да - нет», «Кому что нужно», «Изобрази лицо», «Ладушки», «Иди ко мне».

Игры на формирование эмоционального интеллекта, (автор И. Ярушина): «Прогулка», «Этюд – цветок», «Расслабление», "Живые картинки", "Волшебное зеркальце", "Дорисуй портрет","Разноцветные бабочки", "Оле-Лукойе", "Сказочная радуга".

Познавательно-исследовательская деятельность

Организация цикла игр-занятий по пособиям Т.А. Шорыгиной: «Беседы о хорошем и плохом поведении», «Беседы о характере и чувствах».

Развитие речи

Беседы по картинкам автор Л. Фесюкова «Моя семья», беседы с использованием демонстрационного материала: «Чувства. Эмоции», «Уроки доброты», «Я расту».

Речевая игра «Превращение слов».

Создание и решение проблемной ситуации: «Если кто-то заболел…»

Чтение художественной литературы

В. Катаев «Цветик Семицветик»; В. Осеева «Сыновья», «До первого дождя»; Л. Толстой «Лгун»; Ш. Амонашвили «Мое»; рассказы К. Ушинский «Играющие собаки», «Дедушка»; рассказы В. Сухомлинского «А сердце тебе ничего не подсказало», «Если бы у меня был ковер-самолет».

Художественно- эстетическая деятельность

Инсценировка отрывка из авторской сказки Т.А. Шорыгиной «Добро и зло».

Этюды: «Посещение больного», «как я устала», «Я сочувствую бездомной собачке», «кукла заболела».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Поссорились два петушка», «Необычный колобок",

Введение в ежедневный рацион употребление фиточаев,

Развивающая среда

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница»,; использование наглядного дидактического материала Л. Фесюковой «Моя семья», «Чувства. Эмоции», «Уроки доброты», «Я расту».

Продуктивная деятельность

Ручной труд: организация дня «Игрушкина больница»

Рисование на тему «Моя любимая полочка», «Пропала собака по кличке Дружок».

Конструирование из снега (или песка): «В гостях у сказки».

Лепка: «Подарок для мамы».

 

 Выполнение проекта в разделе «Ребенок и природа»

 

Вид деятельности

Методы и приемы

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Хорошо-плохо», «Съедобное - несъедобное», «Кому что нужно», «Внимание-опасность!».

Познавательно-исследовательская деятельность

Оформление альбома «Лечебные травы».

Наблюдения за уменьшением продолжительности дня, изменениями в жизни животных, птиц, за солнцем на небе. Опыт: «Почему всему живому нужен свет?». Беседа «Ребенок и природа».

Развитие речи

Беседа о комнатных растениях, их влиянии на организм человека. Разучивание стихотворения Д.Л. Михалковского: «Цветок».

Создание и решение проблемной ситуации: «Что будет если…»

Чтение художественной литературы

А Онегов «Первый цветок», С Махотин «Прогулки по лесу» (раздел: травяная прогулка, познавательная); В. Волина «В гостях у природы»; Л. Толстой «Как меня в лесу застала гроза»; отгадывание загадок о природных явлениях, живой и неживой природе.

Художественно- эстетическая деятельность

Инсценировка «Мы на речке отдыхали» из авторского пособия Н.А. Рыжовой «Экологические рассказы, сказки и праздники». Беседы с детьми по правилам поведения человека в природе.

Физическое развитие

Физкультминутки: «Во дворе растет подсолнух», «Елочка», «Как приятно в речке плавать», «Лепестки, «Лесная лужайка», «»Льется чистая водица», «На лугу растут цветы».

Подвижные игры: «Ручеек», «Одуванчик», «День и ночь», «Соломинки».

Развивающая среда

Настольные дидактические игры, рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, предметные картинки с изображениями лекарственных и ядовитых трав.

Создание уголка домашних растений, оказывающих лечебное действие на организм человека.

Продуктивная деятельность

Ручной труд: изготовление картотеки лекарственных трав, информационных карточек со схематическим изображением правил ухода за растением.

Рисование: «Наш отдых»

Конструирование из бумаги «Ромашка».

 

Выполнение проекта в разделе «Ребенок дома»

 

Вид деятельности

Методы и приемы

Игровая деятельность

Дидактические игры «Раз, два, три, что опасно – найди», «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Кому что нужно», «Внимание-опасность!»

Познавательно-исследовательская деятельность

Беседы с детьми «Опасные предметы в быту»; приготовление салатов из овощей; закрепление умений пользования острыми приборами, знакомство детей с правила подачи блюд, сервировкой стола; моделирование ситуации «Стобед наступил на гвоздь, кнопку».

Развитие речи

Общение: «Бабушка забыла выключить утюг», «Если случился пожар», «Ребенок потерялся», «Береги своё здоровье и жизнь». беседы с детьми на тему: «Осторожно! Чужой!»; создание и решение проблемной ситуации «Если ты остался дома один».

Чтение художественной литературы

Русские народные сказки: «Колобок», «Лисичка со спичками», «Волк и семеро козлят»;С. Маршак «Пожар», А. Толстой «Девочка и разбойники», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Е. Григорьев «Один дома», Е Казакова «Чик-чик, ножницами»; Ю Пермяк «Торопливый ножик».

Художественно- эстетическая деятельность

Фантазирование по мотивам сказки С. Маршака «Кошкин дом»; инсценирование русских народных сказок, литературных произведений; музыкальное развлечение «Лисичка со спичками»

Физическое развитие

Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры: «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор». Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель».

Развивающая среда

Создание макета «Горячие предметы на кухне»; сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Семья», «Аптека»; создание пособия «Я иголки не боюсь».

Продуктивная деятельность

Ручной труд: изготовление схем- моделей, различных памяток, охранных знаков. Рисование: «Опасные предметы на кухне». Конструирование: «Многоэтажное здание». Аппликация: «Пожарная машина», «Кухонная посуда».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Досуг для младшей разновозрастной группы посвященный 23 февраля и 8…

Досуг для младшей разновозрастной группы посвященный 23 февраля и 8 Марта «Февромарт» (Звучит веселая музыка, дети заходят в зал.) Ведущая: Всем добрый...

Физкультурно-массовая работа в ДОУ

Физкультурно-массовая работа в ДОУ 1 слайд. В настоящее время в России действует государственная программа «Развитие физической культуры и спорта», а также...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка»

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка» Уровень программы: ознакомительный. Возраст учащихся: 4 -5 лет. Срок реализации программы: 1 год (34 часа). Пояснительная записка Современная педагогика...

Читайте также

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие». Тема: «Карабас…

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Карабас Барабас ищет работу» (Группа общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет) Пояснительная записка В...

Консультация для воспитателей. Тема: «Жизнь детей Африки»

Консультация для воспитателей. Тема: «Жизнь детей Африки» 25 мая 1963 года по решению ООН этот день объявлен Днём освобождения Африки. Ежегодно...

Экологический проект «Как ходят деревья»

Экологический проект «Как ходят деревья» Актуальность Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях...