Сайт для воспитателей детских садов




( 4 Голосов ) 


Проект «Мир детской культуры»

Раздел: здоровьесберегающее образование

 

Блаженство тела состоит в здоровье,

а блаженство ума — в знании.

Фалес из Милета

 

Введение

Здоровье это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.

Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

Ознакомление детей дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача. Решать ее в условиях семьи наиболее целесообразно. Знания ребенок получает из различных источников. Но главная важность данной работы состоит в том, чтобы эти самые знания ребенок мог применить на практике и выполнять их без принуждения и напоминания взрослых. Другими словами, основная задача данной работы состоит в том, чтобы полученные знания о здоровьесбережении перешли в умения и конечном итоге навыки. Стали основой для самовоспитания.

Образовательное пространство «Мир детской культуры» включает в себя большое количество тем. Одна из предложенных – это здоровьесберегающее образование.

Цель и задачи здоровьесберегающего образования дошкольников в условиях семейного детского сада.

Общей целью при создании программ является следующее: сформировать у детей представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. помочь ребенку создать целостное представление о своем организме,

2. научить «слушать» и «слышать» свой организм;

3. сформировать у детей представление о важности бережного отношения здоровью;

4. осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

5. формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

6. привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;

7. развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;

8. научить ребенка обращаться с опасными для здоровья предметами;

9. ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).

Анализ целей отдельных авторских программ.

1. Программа «Радуга» (Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И.) акцентирует внимание педагогов на взаимодействие взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном благополучии ребенка.

Авторы программы считают, что рекомендациям по организации здорового образа жизни детей необходимо следовать неукоснительно. Двигаться ребенок должен на протяжении всего дня (2/3 длительности периода бодрствования). Обязательно целенаправленные ежедневные специально организованные занятия (классические физкультурные или музыкальные ритмические). В прогулки включаются занятия по физическому воспитанию как их составные части. Программа предусматривает активно-двигательный подъем после сна (утреннюю зарядку дома), а также гигиеническую разминку до завтрака как необходимый активизатор организма ребенка. В программе подчеркивается важность знания и умения воспитателя определять особенности физического развития ребенка для формирования у детей культуры движения.

2. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Стеркиной, Н.Авдеевой, О.Князевой. Цель: используя различные формы и методы обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей своеобразия местных и бытовых условий, формировать у них адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, безопасность жизни.

3. Программа «Я – человек» С.А. Козловой. Основная цель программы – это знания о Человеке. Именно они позволяют ребенку осознанно включиться в процесс самовоспитания. А так же постепенное понимание себя, своей человеческой сущности способствует формированию у ребенка осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью; через себя научиться видеть других людей, понимать их чувства, переживания, чувства, мысли.

4. Программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой. Цель: в увлекательной, доступной для детского восприятия форме научить здоровому образу жизни и правильному питанию, познакомить детей с тем, какую пользу или вред приносят те или иные продукты.

Таким образом, программ по ознакомлению дошкольников со здоровым образом жизни множество, и большинство из них акцентирует внимание на формировании навыка ЗОЖ.

Участники проекта:

  • Педагоги ДОУ
  • Воспитанники семейного детского сада,
  • Воспитатель СДС

Отношения участников воспитательно-образовательного проекта строятся на основе сотрудничества и уважения.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование знаний, умений и навыков у детей по бережному и ответственному отношению к своему здоровью и здоровью близких.

2. Формирование в сознании детей чувств: эмпатии, сопереживания, желания прийти на помощь.

3. Осознание взрослыми и детьми СДС понятия «здоровьесбережение».

4. Снижение уровня заболеваемости.

Основные разделы проекта

1. Я и мое тело – знакомство детей с телом человека: работой отдельных органов, правилами соблюдения гигиены, профилактика заболеваний.

2. Эмоциональное благополучие ребенка – сохранение физического и психического здоровья детей, взаимосвязь образа жизни и здоровья человека.

3. Ребенок и природа – развитие основ экологической культуры ребенка и формирование бережного отношения к природе.

4. Ребенок дома – формирование умения правильно обращаться с предметами домашнего быта, являющимися источником потенциальной опасности для детей.

 План реализации проекта

 

Темы разделов

Содержание и формы работы по реализации проекта

Цели и задачи

Основной этап

Ребенок и его организм

1. Организация игр-занятий, направленных на     ознакомление детей с особенностями организма человека:

  • частями тела,
  • органами чувств,
  • внутренними органами.

2. Овладение способами бережного отношения к своим органам чувств и частям тела.

3. Создание условий для организации игр-занятий с детьми, направленных на сохранность зрения, слуха; профилактику плоскостопия, осанки.

4. Беседы с детьми о бережном отношении к здоровью на примере цитат известных людей.

Обратить внимание ребенка на свое тело, на свой организм, его возможности и способности. Научить оценивать и ценить себя, создавать предпосылки к заботе о своем здоровье. Формировать умение видеть и понимать состояние другого человека, проявлять сочувствие, сопереживание, сорадость.

Эмоциональное благополучие ребенка

1. Планирование консультаций с воспитателем семейного детского сада по психо-эмоциональному благополучию детей в семье.

2. Планирование игр-занятий с детьми, направленных на эмоциональное благополучие детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста.

Обратить внимание воспитателя СДС на значимость эмоционального благополучия детей в семье. Разработать перечень игр-занятий с детьми, направленных на формирование у детей

устойчивого эмоционально-положительного самочувствия.

Содействовать оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение в семье и близким людям.

Ребенок и природа

1. Беседы с детьми о лечебных растениях и травах.

2. Познакомить детей с правилами поведения на природе – организацией безопасного отдыха.

3. Создание альбома с описанием, фотографиями и рисунками детей о лекарственных и ядовитых травах.

Сформировать у детей бережное отношение к природе. Познакомить детей с лечебными травами и растениями нашей полосы.

Познакомить детей с правилами безопасного поведения в природе.

Ребенок дома

1. Планирование игр-занятий с детьми по теме «Семейное благополучие».

2. Организовать тематические прогулки, наблюдения за работой следующих районных служб:

  • поликлиники,
  • подстанции скорой помощи,
  • пожарной части.

Сформировать умение правильного обращения с предметами быта, являющимися источником потенциальной опасности.

Сформировать знания о том, как должен вести себя ребенок в некоторых сложных и опасных для жизни ситуациях. Познакомить со службами, оказывающими первую помощь: 01, 02, 03, 04.

 

 

Методические рекомендации по реализации проекта в различных видах деятельности

Выполнение проекта в разделе «Ребенок и его организм»

 

Вид деятельности

Методы и приемы

Игровая деятельность

Игры: «Нос-ухо-нос», «Громко-тихо», «Что вы съели?», «Что ты видишь?», «Повторяй за мной», «Найди отличия», «Воздушный футбол», «Собери человека», «Аскорбинка и ее друзья».

Познавательно-исследовательская деятельность

Эксперимент «Где прячутся микробы?».

Разгадывание кроссвордов: «Какие это органы?», «Правильно ли поступил мальчик?», «Что сначала, что потом?», «Предметы гигиены».

Развитие речи

Игры – занятия по тематическому словарю в картинках «Гигиена и здоровье», «Я и мое тело».

Беседы: о частях тела и правилами ухода за ними, отгадывание загадок о частях тела, о полезных и вредных привычках.

О.П. Власенко загадки по теме «Человек».

Общение: «Береги своё здоровье и жизнь».

Беседы по картинкам «М мире мудрых пословиц».

Чтение художественной литературы

Э. Мошковская «Мой замечательный нос»; С. Капутикян «Хлюп-хлюп»;   И. Демьянов «Замарашка», «Неряшка»; К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит».

Художественно- эстетическая деятельность

Фантазирование по мотивам сказки К Чуковского «Мойдодыр». Развлечение «Чистота – залог здоровья».

Физическое развитие

Физминутки, направленные на улучшение мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук: «Вверх рука и вниз рука…», «Чтобы отдохнули ножки…»,   « Не сутультесь, грудь вперед…», «Наклоняемся с хлопком…». Пальчиковая гимнастика. Иммунная гимнастика. Утренняя зарядка с использование пособий, направленных на профилактику плоскостопия и осанки у детей.

Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Подпрыгни до ладошки», «Совушка» и пр.

Развивающая среда

Изготовление и использование пособий, направленных на: профилактику зрения, плоскостопия, осанку детей. Настольные, сюжетно- ролевые игры, необходимые атрибуты, материалы, рассматривание иллюстраций, книг, плакатов, папки- передвижки, предметные картинки с изображениями тела человека, внутренних органов, оказанию первой помощи; схемы-памятки по соблюдению правил гигиены.

Продуктивная деятельность

Ручной труд: изготовление схем- моделей, различных памяток, охранных знаков.

Рисование, аппликация по теме: «Я – человек».

Конструирование из бумаги «Мое сердце».

Лепка дымковской барышни.

 

 

Выполнение проекта в разделе «Эмоциональное благополучие ребенка»

 

Вид деятельности

Методы и приемы

Игровая деятельность

Игры: «Хорошо-плохо», «Да - нет», «Кому что нужно», «Изобрази лицо», «Ладушки», «Иди ко мне».

Игры на формирование эмоционального интеллекта, (автор И. Ярушина): «Прогулка», «Этюд – цветок», «Расслабление», "Живые картинки", "Волшебное зеркальце", "Дорисуй портрет","Разноцветные бабочки", "Оле-Лукойе", "Сказочная радуга".

Познавательно-исследовательская деятельность

Организация цикла игр-занятий по пособиям Т.А. Шорыгиной: «Беседы о хорошем и плохом поведении», «Беседы о характере и чувствах».

Развитие речи

Беседы по картинкам автор Л. Фесюкова «Моя семья», беседы с использованием демонстрационного материала: «Чувства. Эмоции», «Уроки доброты», «Я расту».

Речевая игра «Превращение слов».

Создание и решение проблемной ситуации: «Если кто-то заболел…»

Чтение художественной литературы

В. Катаев «Цветик Семицветик»; В. Осеева «Сыновья», «До первого дождя»; Л. Толстой «Лгун»; Ш. Амонашвили «Мое»; рассказы К. Ушинский «Играющие собаки», «Дедушка»; рассказы В. Сухомлинского «А сердце тебе ничего не подсказало», «Если бы у меня был ковер-самолет».

Художественно- эстетическая деятельность

Инсценировка отрывка из авторской сказки Т.А. Шорыгиной «Добро и зло».

Этюды: «Посещение больного», «как я устала», «Я сочувствую бездомной собачке», «кукла заболела».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Поссорились два петушка», «Необычный колобок",

Введение в ежедневный рацион употребление фиточаев,

Развивающая среда

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница»,; использование наглядного дидактического материала Л. Фесюковой «Моя семья», «Чувства. Эмоции», «Уроки доброты», «Я расту».

Продуктивная деятельность

Ручной труд: организация дня «Игрушкина больница»

Рисование на тему «Моя любимая полочка», «Пропала собака по кличке Дружок».

Конструирование из снега (или песка): «В гостях у сказки».

Лепка: «Подарок для мамы».

 

 Выполнение проекта в разделе «Ребенок и природа»

 

Вид деятельности

Методы и приемы

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Хорошо-плохо», «Съедобное - несъедобное», «Кому что нужно», «Внимание-опасность!».

Познавательно-исследовательская деятельность

Оформление альбома «Лечебные травы».

Наблюдения за уменьшением продолжительности дня, изменениями в жизни животных, птиц, за солнцем на небе. Опыт: «Почему всему живому нужен свет?». Беседа «Ребенок и природа».

Развитие речи

Беседа о комнатных растениях, их влиянии на организм человека. Разучивание стихотворения Д.Л. Михалковского: «Цветок».

Создание и решение проблемной ситуации: «Что будет если…»

Чтение художественной литературы

А Онегов «Первый цветок», С Махотин «Прогулки по лесу» (раздел: травяная прогулка, познавательная); В. Волина «В гостях у природы»; Л. Толстой «Как меня в лесу застала гроза»; отгадывание загадок о природных явлениях, живой и неживой природе.

Художественно- эстетическая деятельность

Инсценировка «Мы на речке отдыхали» из авторского пособия Н.А. Рыжовой «Экологические рассказы, сказки и праздники». Беседы с детьми по правилам поведения человека в природе.

Физическое развитие

Физкультминутки: «Во дворе растет подсолнух», «Елочка», «Как приятно в речке плавать», «Лепестки, «Лесная лужайка», «»Льется чистая водица», «На лугу растут цветы».

Подвижные игры: «Ручеек», «Одуванчик», «День и ночь», «Соломинки».

Развивающая среда

Настольные дидактические игры, рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, предметные картинки с изображениями лекарственных и ядовитых трав.

Создание уголка домашних растений, оказывающих лечебное действие на организм человека.

Продуктивная деятельность

Ручной труд: изготовление картотеки лекарственных трав, информационных карточек со схематическим изображением правил ухода за растением.

Рисование: «Наш отдых»

Конструирование из бумаги «Ромашка».

 

Выполнение проекта в разделе «Ребенок дома»

 

Вид деятельности

Методы и приемы

Игровая деятельность

Дидактические игры «Раз, два, три, что опасно – найди», «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Кому что нужно», «Внимание-опасность!»

Познавательно-исследовательская деятельность

Беседы с детьми «Опасные предметы в быту»; приготовление салатов из овощей; закрепление умений пользования острыми приборами, знакомство детей с правила подачи блюд, сервировкой стола; моделирование ситуации «Стобед наступил на гвоздь, кнопку».

Развитие речи

Общение: «Бабушка забыла выключить утюг», «Если случился пожар», «Ребенок потерялся», «Береги своё здоровье и жизнь». беседы с детьми на тему: «Осторожно! Чужой!»; создание и решение проблемной ситуации «Если ты остался дома один».

Чтение художественной литературы

Русские народные сказки: «Колобок», «Лисичка со спичками», «Волк и семеро козлят»;С. Маршак «Пожар», А. Толстой «Девочка и разбойники», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Е. Григорьев «Один дома», Е Казакова «Чик-чик, ножницами»; Ю Пермяк «Торопливый ножик».

Художественно- эстетическая деятельность

Фантазирование по мотивам сказки С. Маршака «Кошкин дом»; инсценирование русских народных сказок, литературных произведений; музыкальное развлечение «Лисичка со спичками»

Физическое развитие

Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры: «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор». Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель».

Развивающая среда

Создание макета «Горячие предметы на кухне»; сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Семья», «Аптека»; создание пособия «Я иголки не боюсь».

Продуктивная деятельность

Ручной труд: изготовление схем- моделей, различных памяток, охранных знаков. Рисование: «Опасные предметы на кухне». Конструирование: «Многоэтажное здание». Аппликация: «Пожарная машина», «Кухонная посуда».




Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии



Вход на сайт


Комментарии

  • Bridgette
    Thans for finally writing abkut >Конспект НОД по развитию речи «Сло варный тренинг – мебель»

    Подробнее...

     
  • Ольга Борисовна Долг
    очень интересное занятие!

    Подробнее...

     
  • Зифа Закировна
    Очень полезная разработка! Сейчас особенно актуально знакомить детей с такими сферами жизни человека ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Николаевна
    спасибо за сценарий. доступно, просто и интересно.

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Большое спасибо Вам за сценарий! Я как раз хотела написать "Музыкальную гостиную" на тему "Осень" Мне ...

    Подробнее...