Проект на тему «Насекомые»

 

Цель проекта: расширять знания о многообразии насекомых; познакомить с наиболее часто встречающимися насеко­мыми, их образом жизни; воспитывать бережное отношение к насе­комым.

Задачи:

1) Уточнить представления о внешних особенностях на­секомых; формировать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

2) Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следствен­ные   связи, делать обобщения; обогащать словарный запас.

3)  Развивать интерес к жиз­ни насекомых, умение наблюдать; воспитывать любознательность.

Планируемый результат:

Систематизировать представления о многообразии насекомых; расширять словарный запас; различать насеко­мых по внешнему виду; воспитывать бережное отношение к насе­комым.

Методы и формы работы:

- наблюдения

- беседы

- рассматривание иллюстраций

- настольные игры

- подвижные игры

- пальчиковые гимнастики

- дидактические игры

- заучивание стихотворений, пословиц

Срок проекта – летнее - оздоровительный период

 

Наблюдаем за насекомыми

Цель познакомить с наиболее часто встречающимися насеко­мыми, их образом жизни, условиями для жизни.

Наблюдение

Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Об­ратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью ко­ровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылыш­ки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи друж­ные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся.

Со старшими детьми понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказать о пользе, при­носимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов. Спросить, чем питаются насекомые, кто питается ими. Какая польза от них и вред? Что необходимо насекомым для жиз­недеятельности?

 

Наблюдение за насекомыми

В уголке сада на пне отогнуть кору и понаблюдать, что проис­ходит под ней. Отломать кусочек коры и показать детям ее внут­реннюю сторону. Дети увидят углубления в виде узких каналь­цев. В канальцах находятся беленькие личинки или бледные ку­колки, а иногда небольшие жучки желтого, бурого или черного цвета. Это вредители деревьев - жуки-короеды. Канальцы - это ходы, которые жуки выгрызают в коре и выводят там личинок. Старый пень служит надежным укрытием насекомым от зимних холодов. Они всю зиму проводят в этом укрытии. Но пень - это умершее дерево. Многие насекомые прогрызают ходы и в коре живого дерева, тем самым принося ему большой вред.

 

Наблюдение за божьей коровкой.

Цели: уточнить представления о внешних особенностях на­секомого (божьей коровки); формировать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

Воспитатель предлагает поискать жучка сначала в тени, а затем на солнечных местах. Выделить и назвать основные части тела, их особенности: надкрылья жесткие, под ними два мягких про­зрачных крыла; шесть ног, как и у всех насекомых; членистое тело, наличие усиков. Наблюдение за передвижением насекомо­го: божья коровка может ползать, но может и летать при помо­щи крыльев, причем в полете использует все четыре крыла.

 

Наблюдение за божьей коровкой

Цели: расширить знания и представления об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следствен­ные связи, делать обобщения; активизировать память и внима­ние детей; обогащать словарный запас.

Педагог предлагает детям найти божьих коровок, положить их на ладонь брюшком вверх и рассмотреть: найти маленькую головку, усики и ножки, затем понаблюдать, как жуки ползают, как приподнимают и расправляют крылья перед полетом. А ко­ровками они названы потому, что умеют выделять «молочко», правда, не белое, а оранжевое. Возьмите жучка в руки, и вы увидите, как на сгибах его ног появляются оранжевые капельки.

 

Конечно, на самом деле это никакое не «молочко», а жидкость, едкая и неприятно пахнущая. Из-за нее не едят божьих коровок ни птицы, ни ящерицы. А пауки, если коровка попадается в их се­ти, спешат от невкусной добычи избавиться - обрывают нить и освобождают жуков. Коровки и окрашены-то так ярко, чтобы предупреждать врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!» Это защитные приспособления божьих коровок.

Примета: божья коровка, взятая в руки, быстро слетает с нее - к ясной погоде.

 

Наблюдение за муравьями

Цели: углублять и расширять знания об особенностях внеш­него вида и жизненных проявлениях; учить различать насеко­мых по внешнему виду.

В процессе наблюдения воспитатель просит вспомнить строение насекомого, способ передвижения, название дома му­равьев, рассмотреть строение муравейника. В хвойных лесах, достигших 50-70-летнего возраста, чаще всего встречаются боль­шие конусообразные жилища рыжих лесных муравьев. Они бы­вают высотой до двух метров и такого же диаметра у основания.

 

Наблюдения за муравьями

Цели: расширять знания о многообразии насекомых; раз­вивать связную речь; воспитывать бережное отношение к насе­комым.

Около муравейника снуют рыжие муравьи. Поднесите ма­ленькую травинку ползущему муравью, он крепко вцепится в нее. Муравей - самый сильный на земле, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон, самое боль­шое животное, при весе в 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тон­ны. У муравьев есть усики, которыми они все время шевелят: чув­ствуют запах и осязают. Встречаясь, они также трогают друг друга усиками, как будто здороваются, на самом деле они узнают «своих» муравьев по запаху. Рассматривание частей тела мура­вья: утолщенное брюшко, грудь, голову, три пары маленьких ножек.

Примета: если вокруг муравейника много муравьев - к хо­рошей погоде.

Пословица: «Муравей не велик, а горы копает».

 

Наблюдение за кузнечиком

Цели: углубить и расширить знания о некоторых формах защиты насекомых (защитная окраска); развивать интерес к жиз­ни насекомых, умение наблюдать; воспитывать любознательность.

Рассмотреть кузнечика: хорошо ли его видно в траве, поче­му? (Защитная зеленая окраска, своеобразная форма тела, по­хожая на веточку или травинку.) Кузнечики, отталкиваясь силь­ными задними ногами, совершают прыжки длиной более деся­ти метров.

 

Наблюдение за майским жуком

Цели: систематизировать представления о многообразии насекомых; расширять словарный запас.

Когда на деревьях распускаются первые листья, появляются майские жуки, которые ими питаются. Педагог обращает вни­мание на внешний вид жука: короткий, толстый, с твердыми крыльями. Как передвигается жук? (Перебирает тоненькими ножками.) Как летает? (Приподнимает твердые надкрылья и рас­пускает мягкие прозрачные крылья.) Как гудит во время полета?

Опыт «Кто как двигается».

Ход опыта: Педагог предлагает поймать майского жука и большого муравья, насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать подвигаться по песку. Наблюдение за способом передвижения, сравнение следов, оставляемых на пес­ке жуком и муравьем.

Примета: комаров много - дождь завтра будет.

Пословица: «Много комаров - готовь по ягоды короба, мно­го мошек - готовь по грибы лукошко».

 

Дидактическая игра «Летает - не летает».

Цели: развивать слуховое внимание; воспитывать выдержку.

Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель - в сере­дине. Он говорит детям: «Я бросаю вам мяч и называю предмет. Если он летает, то тот, кому я брошу мяч, должен поймать его, если нет - отбросить руками. Кто ошибется, выходит за круг и пропускает одну игру».

 

Дидактическая игра (А) и упражнение (Б)

А. «Звукоподражание» — воспитатель называет насекомое, дети произносят звукоподражание. Цель — закрепить произношение от­дельных звуков.

Б. «Угадай по описанию» — воспитатель описывает насекомое, дети угадывают. Цель — научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

 

Упражнения на развитие мелкой моторики рук                                      

1. «Построй муравейник» — построить из травинок муравейник.      

2. Пальчиковая гимнастика «Улей».                                              

Вот маленький улей, где пчелы

Спрятались, никто их не увидит.

Вот они показались из улья,

Раз, два, три, четыре, пять, з-з-з-з-з!

 

Подвижные игры

«Жуки». Цель — научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление. Ход игры. По сигналу «Жуки полетели!» дети бегут врассыпную. По сигналу «Жуки сели на землю!» дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.

«Змейка». Цель — научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перепры­гивать через препятствия.

 

Стихи о насекомых

БАБОЧКА

Тонкие нежные крылья,                 Она, как нарядный цветочек,

Словно цветов лепестки,               Всегда наш порадует глаз.

Покрыты нектаром, как пылью,      И ты назовешь, несомненно,

На тельце ее волоски.                   Кому посвящен мой рассказ

 

МАЙСКИЙ ЖУК

Всем мальчишкам и девчонкам          Жук откладывает яйца

Этот жук давно знаком -                     В теплой норке под землей.

В мае нравится детишкам                 Он коричневого цвета

Догонять его с сачком.                      И крупней других жуков.

Очень любит он кормиться                Так о ком загадка эта,

Первой майскою листвой,                 Догадайся, кто таков?

 

 

У тропинки под рябиной

Сеть раскинул паучок,

Нить прозрачной паутины

Намотал на кулачок.

Если муха прилетит —

Паутина задрожит,

И охотник из засады

За добычей прибежит... Е. Стюарт

 

Божья коровка, улети на небо,

Там твои детки кушают конфетки,

Всем по одной, а тебе ни одной. (Русская народная потешка)

 

На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Ребята наши — муравьята,

Вся жизнь их связана с трудом.

Л. Гулыга

 

Пчела — не кит,

Она — мала,

Но велики

Ее дела.   С. Баруздин

 

Залетела к нам оса

И гудела два часа.

Извелась совсем без дела,

Даже вроде похудела.

Ж. Давитьянц

 

Все поле у околицы —

Большой кузнечный цех.

Здесь так работа спорится —

В ушах звенит у всех!

Е. Фейерабенд

 

Загадки о насекомых

Два рога, да не бык

Шесть ног без копыт,

Летит — так воет,

Сядет — землю роет. (Жук)

 

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

 

Дом стоит под старой елкой,

В нем живет моя семья.

несу туда иголки.

Угадайте, кто же я?

(Муравей)

 

Над нами —

Вверх ногами.

Ходят —

Не страшатся,

Никого не боятся. (Мухи)

 

Не по рыбам,

А сети расставляет. (Паук)

 

Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она и жалит, и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот,

Как пчела.

Вот только меду не дает,

Как пчела.   (Оса)

 

Идет воин,

Землю роет,

А сам воет. (Жук)

 

Осенью в щель заберется,

А весной проснется.

(Муха)

 

Мы в работе поминутно

От зари и до зари,

Нас в лесу найти нетрудно —

Лишь под ногами посмотри.

Назови меня скорей —

Я рабочий... (муравей).

 

Прыгает пружинка —

Зеленая спинка.

(Кузнечик)

 

Я на спинке лежу,

Лапки ножницами

Скрещу.

(Жук)

 

Кто одежды не шьет,

А ткань ткет? (Паук)

 

Жу! Жу! Жу!

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву «ж» все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом. (Жук)

 

Спал цветок и вдруг проснулся —

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел (Бабочка)

 

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

 

Не зверь, не птица,

А нос как спица,

Летит — кричит,

Сядет — молчит.

Кто его убьет,

Свою кровь прольет. (Комар)

 

В лесу у пня

Суетня, беготня —

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит. (Муравейник)

 

Тоньше его пряжи

Не найдешь в продаже. (Паук и паутина)

 

Вокруг носа вьется,

А в руки не дается.

(Муха)

 

Всех жучков она милей, спинка алая у ней.

А на ней кружочки - черненькие точки. (Божья коровка.)

 

Используемая литература:

1. Уланова Л.И., Иордан С.О. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет».

2. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки…

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушел» Цель: развитие коммуникативных навыков детей. Задачи: - Формировать...

Сценарий развлечения в детском саду «Пасхальный перезвон»

Сценарий развлечения в детском саду «Пасхальный перезвон» Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры Задачи: 1. Воспитывать любовь и уважение к своему русскому...

Мастер-класс по созданию куклы благополучницы

Мастер-класс по созданию куклы благополучницы

Читайте также

Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа…

Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа с солистами Общее пение, исполнение песен в ансамбле, хоре, всегда доставляет...

Консультация для воспитателей. Тема: «Жизнь детей Африки»

Консультация для воспитателей. Тема: «Жизнь детей Африки» 25 мая 1963 года по решению ООН этот день объявлен Днём освобождения Африки. Ежегодно...

Литературная гостиная

Литературная гостиная Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы педагогов и родителей. Они должны стать сотрудниками...