Сайт для воспитателей детских садов



Проект на тему «Насекомые»

 

Цель проекта: расширять знания о многообразии насекомых; познакомить с наиболее часто встречающимися насеко­мыми, их образом жизни; воспитывать бережное отношение к насе­комым.

Задачи:

1) Уточнить представления о внешних особенностях на­секомых; формировать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

2) Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следствен­ные   связи, делать обобщения; обогащать словарный запас.

3)  Развивать интерес к жиз­ни насекомых, умение наблюдать; воспитывать любознательность.

Планируемый результат:

Систематизировать представления о многообразии насекомых; расширять словарный запас; различать насеко­мых по внешнему виду; воспитывать бережное отношение к насе­комым.

Методы и формы работы:

- наблюдения

- беседы

- рассматривание иллюстраций

- настольные игры

- подвижные игры

- пальчиковые гимнастики

- дидактические игры

- заучивание стихотворений, пословиц

Срок проекта – летнее - оздоровительный период

 

Наблюдаем за насекомыми

Цель познакомить с наиболее часто встречающимися насеко­мыми, их образом жизни, условиями для жизни.

Наблюдение

Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Об­ратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью ко­ровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылыш­ки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи друж­ные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся.

Со старшими детьми понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказать о пользе, при­носимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов. Спросить, чем питаются насекомые, кто питается ими. Какая польза от них и вред? Что необходимо насекомым для жиз­недеятельности?

 

Наблюдение за насекомыми

В уголке сада на пне отогнуть кору и понаблюдать, что проис­ходит под ней. Отломать кусочек коры и показать детям ее внут­реннюю сторону. Дети увидят углубления в виде узких каналь­цев. В канальцах находятся беленькие личинки или бледные ку­колки, а иногда небольшие жучки желтого, бурого или черного цвета. Это вредители деревьев - жуки-короеды. Канальцы - это ходы, которые жуки выгрызают в коре и выводят там личинок. Старый пень служит надежным укрытием насекомым от зимних холодов. Они всю зиму проводят в этом укрытии. Но пень - это умершее дерево. Многие насекомые прогрызают ходы и в коре живого дерева, тем самым принося ему большой вред.

 

Наблюдение за божьей коровкой.

Цели: уточнить представления о внешних особенностях на­секомого (божьей коровки); формировать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

Воспитатель предлагает поискать жучка сначала в тени, а затем на солнечных местах. Выделить и назвать основные части тела, их особенности: надкрылья жесткие, под ними два мягких про­зрачных крыла; шесть ног, как и у всех насекомых; членистое тело, наличие усиков. Наблюдение за передвижением насекомо­го: божья коровка может ползать, но может и летать при помо­щи крыльев, причем в полете использует все четыре крыла.

 

Наблюдение за божьей коровкой

Цели: расширить знания и представления об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следствен­ные связи, делать обобщения; активизировать память и внима­ние детей; обогащать словарный запас.

Педагог предлагает детям найти божьих коровок, положить их на ладонь брюшком вверх и рассмотреть: найти маленькую головку, усики и ножки, затем понаблюдать, как жуки ползают, как приподнимают и расправляют крылья перед полетом. А ко­ровками они названы потому, что умеют выделять «молочко», правда, не белое, а оранжевое. Возьмите жучка в руки, и вы увидите, как на сгибах его ног появляются оранжевые капельки.

 

Конечно, на самом деле это никакое не «молочко», а жидкость, едкая и неприятно пахнущая. Из-за нее не едят божьих коровок ни птицы, ни ящерицы. А пауки, если коровка попадается в их се­ти, спешат от невкусной добычи избавиться - обрывают нить и освобождают жуков. Коровки и окрашены-то так ярко, чтобы предупреждать врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!» Это защитные приспособления божьих коровок.

Примета: божья коровка, взятая в руки, быстро слетает с нее - к ясной погоде.

 

Наблюдение за муравьями

Цели: углублять и расширять знания об особенностях внеш­него вида и жизненных проявлениях; учить различать насеко­мых по внешнему виду.

В процессе наблюдения воспитатель просит вспомнить строение насекомого, способ передвижения, название дома му­равьев, рассмотреть строение муравейника. В хвойных лесах, достигших 50-70-летнего возраста, чаще всего встречаются боль­шие конусообразные жилища рыжих лесных муравьев. Они бы­вают высотой до двух метров и такого же диаметра у основания.

 

Наблюдения за муравьями

Цели: расширять знания о многообразии насекомых; раз­вивать связную речь; воспитывать бережное отношение к насе­комым.

Около муравейника снуют рыжие муравьи. Поднесите ма­ленькую травинку ползущему муравью, он крепко вцепится в нее. Муравей - самый сильный на земле, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон, самое боль­шое животное, при весе в 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тон­ны. У муравьев есть усики, которыми они все время шевелят: чув­ствуют запах и осязают. Встречаясь, они также трогают друг друга усиками, как будто здороваются, на самом деле они узнают «своих» муравьев по запаху. Рассматривание частей тела мура­вья: утолщенное брюшко, грудь, голову, три пары маленьких ножек.

Примета: если вокруг муравейника много муравьев - к хо­рошей погоде.

Пословица: «Муравей не велик, а горы копает».

 

Наблюдение за кузнечиком

Цели: углубить и расширить знания о некоторых формах защиты насекомых (защитная окраска); развивать интерес к жиз­ни насекомых, умение наблюдать; воспитывать любознательность.

Рассмотреть кузнечика: хорошо ли его видно в траве, поче­му? (Защитная зеленая окраска, своеобразная форма тела, по­хожая на веточку или травинку.) Кузнечики, отталкиваясь силь­ными задними ногами, совершают прыжки длиной более деся­ти метров.

 

Наблюдение за майским жуком

Цели: систематизировать представления о многообразии насекомых; расширять словарный запас.

Когда на деревьях распускаются первые листья, появляются майские жуки, которые ими питаются. Педагог обращает вни­мание на внешний вид жука: короткий, толстый, с твердыми крыльями. Как передвигается жук? (Перебирает тоненькими ножками.) Как летает? (Приподнимает твердые надкрылья и рас­пускает мягкие прозрачные крылья.) Как гудит во время полета?

Опыт «Кто как двигается».

Ход опыта: Педагог предлагает поймать майского жука и большого муравья, насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать подвигаться по песку. Наблюдение за способом передвижения, сравнение следов, оставляемых на пес­ке жуком и муравьем.

Примета: комаров много - дождь завтра будет.

Пословица: «Много комаров - готовь по ягоды короба, мно­го мошек - готовь по грибы лукошко».

 

Дидактическая игра «Летает - не летает».

Цели: развивать слуховое внимание; воспитывать выдержку.

Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель - в сере­дине. Он говорит детям: «Я бросаю вам мяч и называю предмет. Если он летает, то тот, кому я брошу мяч, должен поймать его, если нет - отбросить руками. Кто ошибется, выходит за круг и пропускает одну игру».

 

Дидактическая игра (А) и упражнение (Б)

А. «Звукоподражание» — воспитатель называет насекомое, дети произносят звукоподражание. Цель — закрепить произношение от­дельных звуков.

Б. «Угадай по описанию» — воспитатель описывает насекомое, дети угадывают. Цель — научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

 

Упражнения на развитие мелкой моторики рук                                      

1. «Построй муравейник» — построить из травинок муравейник.      

2. Пальчиковая гимнастика «Улей».                                              

Вот маленький улей, где пчелы

Спрятались, никто их не увидит.

Вот они показались из улья,

Раз, два, три, четыре, пять, з-з-з-з-з!

 

Подвижные игры

«Жуки». Цель — научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление. Ход игры. По сигналу «Жуки полетели!» дети бегут врассыпную. По сигналу «Жуки сели на землю!» дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.

«Змейка». Цель — научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перепры­гивать через препятствия.

 

Стихи о насекомых

БАБОЧКА

Тонкие нежные крылья,                 Она, как нарядный цветочек,

Словно цветов лепестки,               Всегда наш порадует глаз.

Покрыты нектаром, как пылью,      И ты назовешь, несомненно,

На тельце ее волоски.                   Кому посвящен мой рассказ

 

МАЙСКИЙ ЖУК

Всем мальчишкам и девчонкам          Жук откладывает яйца

Этот жук давно знаком -                     В теплой норке под землей.

В мае нравится детишкам                 Он коричневого цвета

Догонять его с сачком.                      И крупней других жуков.

Очень любит он кормиться                Так о ком загадка эта,

Первой майскою листвой,                 Догадайся, кто таков?

 

 

У тропинки под рябиной

Сеть раскинул паучок,

Нить прозрачной паутины

Намотал на кулачок.

Если муха прилетит —

Паутина задрожит,

И охотник из засады

За добычей прибежит... Е. Стюарт

 

Божья коровка, улети на небо,

Там твои детки кушают конфетки,

Всем по одной, а тебе ни одной. (Русская народная потешка)

 

На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Ребята наши — муравьята,

Вся жизнь их связана с трудом.

Л. Гулыга

 

Пчела — не кит,

Она — мала,

Но велики

Ее дела.   С. Баруздин

 

Залетела к нам оса

И гудела два часа.

Извелась совсем без дела,

Даже вроде похудела.

Ж. Давитьянц

 

Все поле у околицы —

Большой кузнечный цех.

Здесь так работа спорится —

В ушах звенит у всех!

Е. Фейерабенд

 

Загадки о насекомых

Два рога, да не бык

Шесть ног без копыт,

Летит — так воет,

Сядет — землю роет. (Жук)

 

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

 

Дом стоит под старой елкой,

В нем живет моя семья.

несу туда иголки.

Угадайте, кто же я?

(Муравей)

 

Над нами —

Вверх ногами.

Ходят —

Не страшатся,

Никого не боятся. (Мухи)

 

Не по рыбам,

А сети расставляет. (Паук)

 

Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она и жалит, и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот,

Как пчела.

Вот только меду не дает,

Как пчела.   (Оса)

 

Идет воин,

Землю роет,

А сам воет. (Жук)

 

Осенью в щель заберется,

А весной проснется.

(Муха)

 

Мы в работе поминутно

От зари и до зари,

Нас в лесу найти нетрудно —

Лишь под ногами посмотри.

Назови меня скорей —

Я рабочий... (муравей).

 

Прыгает пружинка —

Зеленая спинка.

(Кузнечик)

 

Я на спинке лежу,

Лапки ножницами

Скрещу.

(Жук)

 

Кто одежды не шьет,

А ткань ткет? (Паук)

 

Жу! Жу! Жу!

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву «ж» все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом. (Жук)

 

Спал цветок и вдруг проснулся —

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел (Бабочка)

 

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

 

Не зверь, не птица,

А нос как спица,

Летит — кричит,

Сядет — молчит.

Кто его убьет,

Свою кровь прольет. (Комар)

 

В лесу у пня

Суетня, беготня —

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит. (Муравейник)

 

Тоньше его пряжи

Не найдешь в продаже. (Паук и паутина)

 

Вокруг носа вьется,

А в руки не дается.

(Муха)

 

Всех жучков она милей, спинка алая у ней.

А на ней кружочки - черненькие точки. (Божья коровка.)

 

Используемая литература:

1. Уланова Л.И., Иордан С.О. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет».

2. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке».

0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии



Вход на сайт


Комментарии

  • Нина
    Спасибо за консультации мне помогут в работе с родителями.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Большое спасибо за прекрасный материал занятия для малышей. Очень помогли!!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое автору за таблицы и методические рекомендации к ним. Очень помогли в обследовании ...

    Подробнее...

     
  • Ирада
    ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАВЫКОВ СЧЁТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Подробнее...

     
  • Юлия
    почта deti1873@mail.ru

    Подробнее...