Проект
«Рисование на манной крупе как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста»

1. Название ИПО – «Рисование на манной крупе, как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста»
2. Направление ИПО – теория и методика развития речи.
3. Масштаб – муниципальный.
4. Сроки реализации – краткосрочный (4 марта – 15 апреля 2013 года).


Реализация проекта осуществляется в три этапа:

I этап – подготовительный

1. Обсуждение целей и задач с родителями;

2. Накопление и изучение методической литературы по проблеме;

3. Разработка комплексно-тематического плана по теме «Рисование на манной крупе, как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста»;

4. Подготовка материала и оборудования.

5. Предварительная работа по реализации проекта.

 

II этап – основной (практический)

1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по рисованию на манной крупе

2. Отбор эффективных техник рисования по манной крупе.

 

 III этап – заключительный

1. Оформление результатов проекта в виде презентации;

2. Организация выставки «В гости к весне»;

3. Проведение мастер-класса для родителей и педагогов.

 

5. Цель поиск эффективных путей  развития  и коррекции мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста.

В целом наш проект, независимо от возрастной направленности, нацелен на решение следующих задач:

1. Тренировать мелкую моторику рук;

2. Формировать коммуникативные навыки;

3. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции;

4. Развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал;

5. Гармонизировать психоэмоциональное состояние;

6. Формировать установку на положительное отношение к себе.

 

6. Концепция изменений ИПО 

У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.  Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.       Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В работах В.М. Бехтерева доказано, что простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. В исследованиях М.М. Кольцовой было выявлено, что развитие тонких движений пальцев рук предшествуют появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Исходя, из выше сказанного зарубежными и отечественными педагогами и исследователями были разработаны упражнения для развития кистей рук и пальцев. Например, в Китае распространены упражнения ладоней с камнями и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и т.п. Мы в проекте предлагаем использовать рисование на манной крупе. По нашему мнению, этот вид деятельности развивает ручную моторику ребенка, познавательную сферу (память, речь, образно-логическое мышление, пространственное представление, процессы психоэмоциональной саморегуляции, формируют творческий потенциал, совершенствуют коммуникативные навыки). Нашу точку зрения разделяли и парапсихологи. Они утверждают, что сыпучие вещества, обладают свойством «пропускать сквозь себя воду», заодно поглощает и негативную психическую энергию, вредную для психического здоровья организма. Мы предполагаем, что взаимодействуя с манной крупой,   поспособствует развитию мелкой моторики и ловкости рук, совершенствованию коммуникативной функции у детей.

 

7. Источник изменений ИПО –

Полученные данные послужили основанием для обоснования противоречия.

1. Между тем, что педагоги и исследователи предлагают разные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и тем, что педагоги ДОУ не достаточно используют с детьми данные исследования;

2. Между тем, что необходимо развивать у детей мелкую моторику рук и тем, что в ДОУ совсем не используют рисование на манной крупе.

Объект - методика рисования на манной крупе.

Предмет - развитиемелкой моторики детей дошкольного возраста.

Гипотеза – систематическое использование методики рисования на манной крупе в процессе обучения и воспитания повышает уровень развития мелкой моторики ребенка.

 

8. Ресурсы обеспечения ИПО –

Человеческие условия (дети в возрасте 2-5 лет, воспитатель группы, педагоги начальных школ, родители детей).

Обеспечение организационных условий (разработке содержания, методов, подходов и приемов работы с содержанием и т.д.).

Обеспечение  информационных  условий (сбор, обработка методической литературы; анализ информации, нужной для реализации проекта; работа в библиотеке; работа с интернет ресурсами).

Обеспечение  мотивационных  условий (сюрпризные моменты).

Обеспечение  научно - методических  условий  (проведение непосредственной образовательной деятельности).

Обеспечение  рефлексивного  пространства (создание выставок, видео презентации, прослушивание аудиозаписи музыки).

Обеспечение материально-технических условий (наличие материала и оборудования)

Наличие у преподавателя педагогических компетенций (владение воспитателем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся). 

 

9. Характеристика результатов

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что разработанная и внедренная система упражнений по развитию мелкой моторики способствовало повышению качественного уровня развития мелкой моторики у всех детей.

1. Дети стали более уверенно держать карандаш в руках, в рисунках начал проявляться сюжет, стала преобладать цветовая гамма;

2. Дети стали четко лепить из пластилина и теста различные формы, в поделках стали появляться все части тела человека и животных;

3. Заметные изменения произошли в развитии речи, дети четко стали произносить согласные звуки «р», «л», шипящие и свистящие звуки «с», «ш»; четко стали проговаривать слова, появились в речи предложения, состоящие из 5-6 слов, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.   Появился диалог, высоко возросла способность отвечать полным предложением на вопрос. Речь стала красива и понятна.

4. Изменения произошли в сенсорном развитии, дети перестали путаться в называниях цветов.

5. Дети закрепили названия геометрических фигур.

6. Слаженная и умелая работа пальцев ребенка повысила умение ребенка застегивать и расстегивать пуговицы на кофте, куртке; помогла овладеть правильно, держать ложку, что позволило, есть детям аккуратно и чисто.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение как на теоретическом уровне, так и в процессе опытно-экспериментальной работы: систематическое использование   методики рисования на манной крупе в процессе обучения и воспитания повышает уровень развития мелкой моторики.

 

10. Описание проекта. Реализация проекта строилась в три этапа: На подготовительном этапе   наши была изучена методическая литература по проблеме; был разработан комплексно-тематический план работы (Приложение 1); проводилась предварительная работа с детьми, включающая:

  • Рисование на снегу простых форм, линии, отдельные предметы простые по композиции (дом, дерево, машина и прочие);

  • Рисование на листе бумаги без использования кисти, красок и карандашей простые формы, линии, отдельные предметы простые по композиции;

  • Рисование в воздухе пальцами и ладонями простые формы, линии, отдельные предметы простые по композиции;

  • Рассмотрение с детьми иллюстрации в книгах и журналах;

  • Рассмотрение с детьми книги, обратить внимание на иллюстрации, как они нарисованы, на отдельные детали предметов, на характер изображения.

Цель первого этапа заключалась, в разработке систематической, ступенчатой работы; подготовка детей к работе. На втором этапе нами непосредственно проводилась непосредственная образовательная деятельность по реализации проекта. Работа строилась   по неделям: Первая неделя - «Снег белый и пушистый в воздухе кружиться». (Приложение 2). Цель   - познакомить детей со свойствами манной крупы. Вторая неделя – «Клубочки для бабушки», «Машины едут и гудят». (Приложение 3). Цель – учить детей рисовать линий и кругов на манной крупе. Третья неделя – «Кошкин дом», «Добрый доктор Айболит». (Приложение 4). Цель – учить детей рисовать   манной крупой при помощи трафаретов. Четвертая неделя – «Коврик для кошечки и собачки», «В гости к весне». (Приложение 5). Цель –   учить детей рисовать манной крупой, выкрашенной в основные цвета спектра. В работе использовали разнообразные техники рисования на манной крупе:

1. Кулаком,

2. Ладонью,

3. Мизинцем,

4. Щепотью,

5. Симметрично двумя руками,

6. Одновременно несколькими пальцами,

7. Ребром большого пальца,

8. Указательным пальцем,

9. Ребром мизинца.

Для достижения большего результата использовалась традиционная методика, включающая ряд вопросов: «Что ты рисуешь? Как ты рисуешь? Какой частью кисти рук ты рисуешь? Какого цвета манная крупа тебе нужна для рисования?»   На заключительном этапе мы показали уровень опытно-экспериментальной работы. Содержание реализации проекта мы оформили:

Цель – повысить педагогическое мастерство педагогов и родителей.

  • Выставка детских работ «В гости к весне»,

  • Оформление результатов в виде презентации.

 

Содержание работы в процессе реализации проекта

I Игровая деятельность

1. Дидактические игры;

2. Физкультминутки;

3. Упражнения на развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика).

 

II Познавательна деятельность

1. Упражнение «Снег»,

2. Упражнение «Ветер»;

 

III Коммуникативная деятельность

1. Беседы;

2. Обсуждения;

3. Рассказывание;

4. Ситуативные разговоры и речевые ситуации.

 

IV Художественное творчество

1. Рисование на сухой крупе;

2. Рисование по трафаретам из сухого песка;

3. Рисование картин из сухой крупы, используя основные цвета спектра;

 

V Музыка

1. «Одинокий пастух».

2. «Детские песни» («Мы едем, едем, едем»; «Голубой вагон»; «Кораблики»; «Снежинки»; «Метелица»; «Серебристые снежинки»).

 

VI Работа с родителями

1. Мастер-класс для родителей.

 

Кработе прилагаются приложения:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (рисование) на тему: «В гости к весне»

Мастер-класс для родителей и педагогов по познавательному и художественному творчеству (рисование) «Создание галереи творчества»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (рисование) на тему «Коврик для кошечки и собаки»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познанию на тему «Снег белый и пушистый в воздухе кружиться»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (рисование) на тему «Кошкин дом» 

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (рисование) на тему «Машины едут и гудят»

Дидактические игры

Комплексно-тематический план работы по теме «Рисование на манной крупе, как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей раннего и дошкольного возраста»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (рисование) на тему «Добрый доктор Айболит»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (рисование) на тему «Клубочки для бабушки»

 

Список литературы:

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики: игры и упражнения. – М., ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

2. Мельникова С.С. Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук // 1994, №8, с.12.

3. Монтессори М. Педагогическая методика, М.: 1992.-120с.

4. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для воспитателей и родителей/ Л.П. Савина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 44 стр. – 3-6 стр.

5. Ребенок в детском саду, № 1-2013г., стр. 55

6. Интернет сайт.



Новые публикации

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы Образовательные области: «Физическое развитие». Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие. Вид занятия: игровая...

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что…

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые...

Кружковая работа «Грибочки для белочки»

Кружковая работа «Грибочки для белочки» Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При...

Читайте также

Проект «Читаем сказки» В рамках «Недели книги» 2 младшей группы

Проект «Читаем сказки»В рамках «Недели книги» 2 младшей группы Продолжительность проекта – краткосрочность – 1 неделя. Цель: Закрепление и систематизация знаний детей...

Театрализованное занятие по изодеятельности для детей средней группы на тему…

Театрализованное занятие по изодеятельности для детей средней группы на тему «Нарисуем сказку для зайчика»   Программные задачи: Приобщать детей к удивительному миру искусства Развивать и совершенствовать навыки...

Творческие работы родителей и детей МОУ «ООШ №57» г…

Творческие работы родителей и детей  МОУ «ООШ №57» г. Перми, к празднику «Новогодняя сказка»   Работы семьи Сакаевых "Елка из конфет" "Ёлка из цветов"    "Ёлка...


Комментарии

  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...





В блогах

«Организация методической деятельности по повышению профессионального роста и социальной активности педагогов ДОО»

 Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. Работа ДОО в...

Познавательно- исследовательский проект "Мир динозавров" с детьми старшего дошкольного возраста.

Мир динозавров познавательно- исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста Авторы проекта: воспитатели первой квалификационной категории Плотникова И.А Новосибирск 2021 Актуальность проекта Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами, а животный мир древних времён неизведанный и загадочный. Только тот, кто...

Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста. № параметры описание 1. Авторы реализуемой практики Гостюхина Л.А., воспитатель подготовительной группы  «Солнечные лучики» 2. Название практики Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности...

Игра «Что? Где? Когда?» Здоровое питание- основа процветания»

Задачи: Закреплять знания детей о продуктах питания и их значении для человека. Укреплять здоровья детей включающее формирование опороно – двигательного аппарата стимулирование функции сердечно-сосудистой дыхательнойсистем и координационных способностей Закреплять понятия «здоровая пища», полезные продукты,вредные продукты. Развивать умение распознавать полезную и...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство