Творческий проект «Мои права»
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Проблемная ситуация.
Никита увидел, как его друга Кирилла толкнул Костя за то, что он не дал ему игрушку, которую принес из дома. Кирилл упал и заплакал. Никита подбежал к Кириллу и помог ему подняться. У Кирилла ободрано колено, ему очень больно и обидно. Как вы думаете, что сделает Никита дальше? Как бы вы защитили своего друга?
Цели проекта
- помогать ребенку в накоплении социального опыта;
- расширять область правовых знаний;
- формировать чувство самоценности;
- знакомить с изменениями и противоречиями окружающего мира;
- обучать способам решения конфликтов и споров в позитивном русле.
- Расширить область правовых знаний детей.
- Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу».
- Совершенствовать знания детей о социальных нормах.
Задачи проекта
- Познакомить детей с основными правами человека.
- Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
- Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
- Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
- Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Мероприятия по реализации проекта
1. Предварительная работа
1. ознакомить детей с флагом России,
2. показать на карте мира контуры России и других стран,
3. помочь ребенку найти свою страну на карте, регион, город;
показать границу, которая охраняется пограничниками;
4. Чтение сказок, где затронуты права сказочных животных.
2. Совместная работа детей с воспитателем
1. Чтение художественной литературы.
2. Беседа «Наши права»; «Моя семья»
3. Рассмотрение картин и плакатов по заданной теме. «Мои права»
4. Заучивание стихотворений
4. Сюжетно-ролевые игры; дидактические игры;
7. Изодеятельность:
а) Рисование «Моя семья»
б) (коллективная работа) Подготовка эмблем «Наши права»
8. Вечер развлечения
3. Совместная работа с родителями.
1. Индивидуальные беседы с родителями о правах ребенка.
2. Консультация «Наказывая подумай - зачем»
3. Анкета для родителей
4. тест для родителей, «Какой вы родитель?»
4. Совместная работа детей с родителями.
1. Чтение художественной литературы
2. Подготовка к выставке «Мои права»
Планы занятий на основе Конвенции о правах ребенка
♦ У каждого человека есть право иметь собственное мнение и говорить то, что он думает.
Беседа на тему «Как надо слушать».
Игра «Сказка по кругу» (один ребенок начинает сказку, а остальные по очереди придумывают ее продолжение).
— Пословицы, посвященные труду.
Беседа на тему «Мое и чужое мнение».
Рисование на тему «Страна мечты».
Коллективное обсуждение рисунков на выставке.
Беседа о важности собственного мнения.
— Коллективное обсуждение рассказа М. Пришвина «Золотой луг».
— Игра «Слушаем себя».
♦ Каждый человек имеет право владеть имуществом, и никто не может отобрать у него принадлежащие ему вещи.
Беседа на тему «Моя и чужая игрушка».
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Беседа о вежливых словах.
Чтение произведения В. Осеевой «Волшебное слово».
Игра «Попроси вежливо».
Игровое упражнение «Учим Незнайку».
Чтение сказки «Жихарка».
Чтение басни И. Крылова «Ворона и лисица».
♦ Никто не имеет право обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать.
Беседа на тему «Кого мы называем добрым?».
Беседа на тему «Как правильно дружить».
Игра «Позови ласково».
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».
Чтение рассказа Л. Толстого «Лев и собачка».
Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Разыгрывание ситуации: «Ты обидел своего друга, попробуй помириться с ним...»
♦ Никто не имеет права вмешиваться в личную жизнь других людей, входить без разрешения в пустой дом и читать чужие письма.
Беседа на тему «Мой дом».
Чтение произведения В. Бианки «Лесные домики».
Беседа на тему «Мои вещи» (одежда, шкафчик, игрушки).
Чтение произведения С. Аксакова «Аленький цветочек».
Беседа на тему «Моя тайна».
Сюжетно-ролевая игра «Почтальон».
♦ Все люди имеют право собираться вместе и организовывать группы. Никто не может заставить человека вступить в такой союз, если он этого не хочет.
Беседа на тему «Мои интересы».
Совместный труд на участке.
Подвижная игра «Путаница».
Беседа на тему «Мой друг».
Игра «Найди себе пару».
Игра «Колечко».
Игра «Ручеек».
Беседа о разных увлечениях и профессиях людей.
Сюжетно-ролевая игра «Поезд».
1 этап
Защита детства
Ребята сегодня мы с вами поговорим о правах и защите детей.
В давние времена жили на земле богатыри, которые охраняли нашу землю от врагов. У врагов были копья и стрелы, топоры и мечи, опасное оружие, которое могло навредить даже самому сильному богатырю. Придумали тогда богатыри от этого оружия - щит, под которым себя богатырь чувствовал как за щитом?
У детей самые близкие и любимые нами люди — мама, папа, бабушка, дедушка, друзья — становятся нашим щитом в трудную минуту.
Нас от беды укроет мама.
Все зло на свете победит.
Ее ребенок лучший самый.
Всегда нас мама защитит.
Ты — ребенок. Каждый ребенок, в каком бы любят тебя! Взрослые построили города и села, посадили цветы и деревья. Это они создали игрушки, в которые вы так любите играть. Автобусы, троллейбусы, поезда и самолеты тоже сделаны их руками. В больницах работают врачи, они очень хотят, чтобы вы не болели. Когда вы вырастете, ты тоже станете взрослыми. И наш мир перейдет в ваши пока маленькие, но в будущем надежные руки.
Для каждого ребенка его мама самая красивая, нежная, ласковая.
Мама укрывает тебя одеялом на ночь, поет песенку. Она готовит для тебя вкусные обеды, она всегда знает, что ты любишь больше всего на свете. У папы сильные руки, они всегда помогут тебе, поддержат тебя. А какая у тебя бабушка, сколько
сказок она знает! А как здорово с дедушкой сидеть на крыльце и смотреть на скворечник, сделанный своими руками! Ребенок чувствует себя защищенным рядом со своими родными.
Статья 42. Конвенция о правах ребенка
Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей.
2 этап
Гражданственность
Предварительная работа:
Перед беседой с детьми о гражданственности необходимо провести предварительную работу ознакомить детей с флагом России, иметь под рукой карту мира, показать на ней контуры России и других стран, помочь ребенку найти свою страну на карте, регион, город; показать границу, которая охраняется пограничниками;
Имеет каждый право на гражданство,
Не важно, чья ты дочь и чей ты сын.
Имеет в стране и равенство, и братство,
И каждый человек здесь гражданин!
Сегодня ребята мы с вами познакомимся с понятием гражданственность.
Россия — ваша Родина. Вы — граждане России, жители Крымска, потому что живем на Кубани. У каждой страны есть свой флаг, есть
он и у России. Россия — большая страна. Если вы посмотрите на карту, то увидите, как много места она занимает. Ее границы надежно защищают пограничники. В России много прекрасных городов и рек. Есть горы, леса и моря. Город Крымск, где мы живем, чрезвычайно красивый. Не случайно край, где расположен г. Крымск называют «золотой Краснодарский край». Так назвали его люди за то, что много зерна выращивается на его золотых полях. Коровы дают самое вкусное «золотое» молоко на свете. А из «золотой» муки мама печет потрясающие блины и булочки. Как же вкусно запивать их «золотым» молоком! Жители Крымска много трудятся над тем, чтобы сделать жизнь всех людей, не только в Крымске, но и во всей России, счастливой и интересной. Когда подрастете, тоже можете защищать границы России, можете выращивать хлеб, печь булочки, работать с детьми в детском саду. Любите свою Родину так же, как любите дом, в котором живете. Россия — тоже ваш дом.
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - качество, свойство поведения человека, гражданина, которое означает его готовность и способность принимать активное участие в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности.
Понятие «гражданственность» обычно противопоставляют понятиям «аполитичности», «социально-политической индифферентности», «равнодушия к общественной деятельности». Однако неправомерно отождествлять гражданственность с лояльностью к властям, законопослушным поведением и тем более с конформизмом. Понятие «гражданственность» органически связано с понятием «патриотизм»
3 этап
«Неделя прав ребенка».
Ребята, а вы знаете что каждый ребенок имеет права и сегодня я хочу познакомить вас с ними.
Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.
Ни один ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.
Каждый ребенок имеет право на жилище, питание и развлечения.
Ребенок имеет право на наиболее совершенное медицинское обслуживание (статье 24)
Ребенок имеет право на бесплатное среднее образование и уважительное отношение к нему учителей {статья 28)
Государство должно обеспечивать право ребенка младше 15 лет не участвовать в военных действиях (статья 38)
Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на гражданство и собственное имя.
Каждый ребенок имеет прав ив личную жизнь и свои тайны (ст. 16}
Ребенок имеет право на защиту от жестокого обращения статья 19)
Ребенок может иметь свое собственное мнение и свободно его выражать (статья 12)
Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие (статья 6)
Ребенок имеет право получать любую информацию и передавать ее кому угодно, не обижая при этом других людей {статья 13)
Дети имеют право собираться вместе и обсуждать свои дела на мирных собраниях (статья 15)
Ребенок имеет право на творчество, отдых, занятие спортом и искусством (статья 31)
Ребята по-моему к нам кто то постучал (Воспитатель смотрит за дверью), да это же Знайка пришел к нам в гости и он хочет тоже с нами поговорить о правах детей всех стран и поиграть с нами.
Воспитатель. Знайка предлагает отправиться в путешествие по нашей планете, посмотреть, какие люди живут на Земле. Но сначала он хочет проверить, как вы умеете внимательно рассматривать человека и описывать его внешность.
Занятие: "Мы все разные, но мы все равны"
Цель. Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны. Учить выделять характерные особенности внешности человека. Воспитывать уважение к детям и взрослым.
Материал. Плакат с изображением людей трех рас, кукла Знайка, глобус, две фигурки из картона (мальчик - негр, девочка - китаянка); наборное полотно, вырезанный из картона силуэт фонаря: с одной стороны наклеена бумага красного цвета, с другой - желтого.
Ход занятия
Ребята а давайте поиграем с вами в – предложил Знайка.
Игра "Спиной друг к другу".
Двое детей в течение одной минуты смотрят друг на друга, затем поворачиваются спиной. Сначала один ребенок подробно описывает внешность товарища, затем - другой. Игра повторяется несколько раз.
Знайка заметил, что самыми внимательными были... (называет имена детей.) Теперь представим себе, что мы отправились в путешествие на самолете.
После долгого полета наш самолет приземлился в Африке (показывает на глобусе). Нас встречает негритенок Джонни (выставляет на наборное полотно фигурку негритенка). Джонни хочет поиграть с вами. Один из вас, закрыв глаза, описывает внешность Джонни. Другие дополняют описание и задают негритенку вопросы: во что он обычно играет, что любит делать и т.п. (За Джонни отвечает воспитатель.)
Джонни и отличается, и похож на вас: так же, как все дети, он юбит играть, веселиться. Спасибо тебе, Джонни, за интересный рассказ о себе. Нам пора лететь дальше!
Теперь наш самолет приземлился в Китае (показывает на глобусе), и встречает нас здесь девочка Йен (выставляет на наборное полотно фигурку китаянки). Послушайте, что она рассказывает: "Китайцы любят украшать фонариками свои дома и улицы. У меня тоже есть фонарь. Я предлагаю поиграть с ним. Сначала вам нужно разделиться на две команды. (Воспитатель делит детей на команды, перестраивает в две шеренги.) Пока горит желтый свет фонаря, вы внимательно смотрите друг на друга, а когда загорается красный, одна команда отворачивается, а дети другой меняют что-нибудь в своей внешности, например развязывают бант, снимают кофту, меняют прическу и т.д. Потом дети первой команды говорят, что изменилось". (Воспитатель показывает то желтую, то красную стороны фонаря.)
Йен очень понравилось играть с вами. Но нам пора домой. Полетели!
Вот мы и дома. Спасибо, Знайка, за интересное путешествие! Знайка говорит, что ему тоже оно понравилось. На прощанье он хочет подарить вам плакат, на котором изображены люди разных рас, живущих на Земле: негроидной, монголоидной, европеоидной. (Дети рассматривают плакат вместе с воспитателем.)
Во время путешествия мы встретили Джонни. Он относится к негроидной расе. У людей этой расы очень темная кожа, черные глаза, курчавые волосы. Маленькая девочка Йен относится к монголоидной расе. У нее светлая желтоватая кожа, чаще всего темные волосы, узкий разрез глаз.
Многие из нас относятся к европеоидной расе. Опишите внешность этих людей. (Дети выполняют задание.)
Да, все люди, живущие на Земле, разные. Но они все равны, все имеют одинаковые права на жизнь, на труд, на свой дом.
4 этап
Ребята мы с вами уже познакомились со своими правами и сейчас я хочу узнать как вы это запомнили
1-й ребенок
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты!
2-й ребенок
Пусть дети живут, смеются звонко,
Подрастают с каждым, днем.
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!
3-й ребенок
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!
4-й ребенок
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтоб цветы и улыбки
Друг другу дарить.
Чтобы горе исчезло
Пропала беда
Чтобы яркое солнце
Светило всегда!
Дети слушают песню «Пусть всегда будет солнце!».
Ведущий. Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить ситуации о правах ребенка используя отрывки некоторых сказок и историй.
Ситуация 1.
В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы поступили вы на месте мачехи?
а) Не взяли бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;
б) сказали бы, что на нее не хватило приглашения;
в) взяли бы с собой, потому что все люди равны.
Ситуация 2.
Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии и теперь будут ходить к вам в группу." Как бы вы поступили на месте детей?
а) Засмеялись и стали показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!";
б) пригласили девочек вместе позавтракать, а затем показали свою группу; неважно, какой расы девочки;
в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.
Ситуация 3.
В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы вы сказали Ване?
а) Посмеялись бы вместе с ним над новичком:
б) не обратили бы внимания на то, что Ваня дразнит новичка;
в) защитили бы новичка, стали играть с ним, ведь это не главное, на каком языке вы говорите.
Ситуация 4.
Однажды дети проходили мимо церкви увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они...
а) засмеялись, показывая пальцем на старика:
б) стали передразнивать;
в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему
потому что нужно уважительно относиться к любой религии.
Как бы поступили вы?
Ситуация 5.
В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его маленьким и глупым. Они так и сказав ему: "Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступил ты?
а) Так же, как братья;
б) взял бы Иванушку с собой;
в) оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина".
Ситуация 6.
Обитатели птичьего двора из сказки Г.-Х. Андерсена "Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как поступил бы ты?
а) Правильно; я поступил бы так же;
б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;
в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы.
5 этап
Беседа на тему «Что такое семья».
Цель. Объяснить детям, что семья: это любовь,
забота друг о друге, самое любимое и надежное место на земле.
Воспитывать любовь и уважение к старшим: бабушке, дедушке, папе, маме.
Предложить детям нарисовать свою семью.
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования…
Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования и физкультуры в старшей группе «Юные защитники леса» Задачи: Познавательное развитие: развивать умение анализировать экологическую...
Педагогический проект в подготовительной к школе группе «Писатели, любимые с…
Педагогический проект в подготовительной к школе группе «Писатели, любимые с детства» Актуальность: Чувство патриотизма очень обширно по своему содержанию и не может...
Рабочая программа кружка «Английский язык»
Рабочая программа кружка «Английский язык»