Проект
«Тайна орнамента обско-угорских народов»

Введение

Национальное искусство угорских народов тесно связано с повседневной жизнью и бытом человека. Орнаменты обско-угорских народов разнообразны.

Исследуя искусство обско-угорских народов, мы решили найти объяснение тайны орнамента. Искусство северных народов называют искусством, рожденным на снегу.

Период становления орнамента протекал в лесной зоне, где большое изобилие зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Названия узорам давали по сходству предмета, животного. Народ изображал богатую природу и свою жизнь на севере в орнаментной символике.

Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов (орнаментов должно быть нечетное число), они являются условными символами солнца, земли, неба, зверей. Символы-обереги переходили от матери к дочери.

В орнаментах записана история народа, они рассказывают о человеке, с какого он селения, род занятий, достаток, выполняют функцию оберегов. Некоторые орнаменты выполнялись в определенное время по случаю, какого либо события, например: вышивание медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику добывшего медведя. Мастерицы очень гордятся умением изготовлять красивые вещи. Вот почему предметы неповторимы.

Для изготовления изделий используют 5 цветов, каждый имеет свой символ: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость.

Платье. Для украшения подола платья национальным орнаментом используются длинные узкие полоски ярких цветов, которые обозначают разнообразие местного колорита. Голубая полоса – это радость, красная – благополучие. А эти вертикальные прямые линии напоминают нам о том, что с нами святые духи, которые защищают нас.

Сумочка. Сделана она из белого шелка – обозначает удачу и красоту снежных просторов. В центре - орнамент в розетке шишка – это семья. Как из семечка вырастает дерево, так из маленького вырастает сильный, работящий человек.

Игольница, украшенная бисером. Игольница предмет для каждой женщины. У хорошей хозяйки каждая иголка имеет свое место. Это не просто предмет обихода – это оберег. В центре игольницы – орнамент птица

Основная часть

Тема:  Тайна орнамента обско-угорских народов.

Актуальность: Сохранение и развитие уникальности и орнамента обско-угорских народов.

Цель: Раскрыть тайну об орнаменте обско-угорских народов.

Задачи:

  • Изучить представление о художественном разнообразии и красоте орнаментов обско-угорских народов
  • Формировать умение составлять узор на изделиях, используя орнамент обско-угорских народов
  • Развивать мышление творческую способность
  • Воспитывать интерес к искусству обско – угорских народов

Гипотеза: Я узнаю тайну об орнаменте обско – угорского народа, буду умело применять знания в изготовлении изделий.

Тип проекта:  Творческо-исследовательский

Вид:  Среднесрочный

1 этап. Сбор информации для копилки проекта.

  • Подбор научной и художественной литературы
  • Поиск информации в СМИ
  • Встреча с представителями обско – угорских народов.
  • Рассматривание орнаментов обско – угорских народов
  • Просмотр видеофильмов, слайдов.
  • Беседа с родителями.

2 этап. Систематизация собранной копилки.

  • Оформление фотоальбома
  • Беседа: Природа орнаментального искусства.
  • Изготовление изделий с использованием орнамента
  • Изготовление орнамента на основе орнамента обско-угорских народов.

3 этап. Результат

  • В результате полученных знаний изготовлены (сшиты) : платье, сумка, игольница, носки (связаны)
  • Создали библиотеку по теме: «Орнаменты обско-угорских народов».
  • Банк развивающих игр (Приложение №1)
  • Оформленный фотоальбом (Приложение №2)
  • Слайд программа (Приложение №3)

4 этап. Презентация проекта в группе, МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №6 «Рябинка»

Слайд программа: «Тайна орнамента».

Новизна проекта

Изучила историю создания орнамента обско-угорских народов и научилась шить и украшать изделия.

Дальнейшее использование

  • Использование мини-библиотеки детьми МАДОУ МО г.Нягань детский сад №6 «Рябинка».
  • Использование орнамента в изготовлении изделий для музея детского сада.

 Наряд для куклы своими руками.

 Каждый орнамент имеет свое значение.

 В орнаменте - история народа.

Заключение.

Я узнала, что природа была источником создания орнамента. Орнамент оживляет вещи. Он рассказывает о богатстве и разнообразии национального колорита. Надо сохранить культуру обско-угорских народов. Орнаменты красивы в них все предметы Родины моей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Весеннее дерево». Конспект бинарного показа ООД в рамках образовательных областей…

«Весеннее дерево». Конспект бинарного показа ООД в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Возраст: 6-7 лет (дети с...

Конспект игровой ситуации (КГН) «Научим Машу правильно мыть руки»

Конспект игровой ситуации (КГН) «Научим Машу правильно мыть руки»

Дидактическая игра с применением ТРИЗ-технологии «Приготовь пиццу»

Дидактическая игра с применением ТРИЗ-технологии «Приготовь пиццу» Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...

Читайте также

Проект во второй младшей группе «Неделя семьи»

Проект во второй младшей группе «Неделя семьи» Возрастная группа: вторая мл.гр. Вид проекта: познавательный; игровой. Актуальность: Семья - это первый социальный институт, с...

Проект «Хлеб - всему голова!»

Проект «Хлеб - всему голова!»

Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности

Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности Ранний дошкольный возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются...