Школьный проект «На пороге школы»

Вид проекта: долгосрочный, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.

Возраст и состав участников: воспитанники старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги.

Время, планируемое на реализацию проекта: 8 месяцев.

Проблема: незрелость психических процессов старших дошкольников, а как следствие – низкий уровень психологической готовности к школьному обучению, дефицит психологических знаний родителей, педагогов.

Актуальность проекта.

Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!

Ваш ребенок готов к школе? Способен он быть внимательным (внимание), умело решать логические задачки (мышление), твердо поставлена рука для письма (моторика), легко ориентируется на листе бумаге (ориентировка в пространстве лево, право, верх, низ), может доказать свое мнение, привести аргументы, желает идти в школу за знаниями, а не красивого рюкзака (мотивация учения), вежливо относиться к взрослым, развита познавательная сторона учебы! Если на все вопросы Вы честно ответили «ДА», то Ваш ребенок будет успешным учеником в школе, ну а если «НЕТ», то у Вашего будущего ученика есть время для подготовки к новому жизненному этапу – школе!

Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматический переход на нее без предварительной подготовки ребенка просто не возможен.

Но подготовка нужна не только ребенку, а и его родителям, особенно тем, у кого первый ребенок идет в школу. Как настроить ребенка на учебу? Как выбрать начальное образование из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребенка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребенка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?

Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия.

Плохо подготовленный к обучению ребенок уже в первом классе начинает отставать от сверстников, что способствует формированию сниженной самооценки и в дальнейшем приводит к устойчивой школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Предлагаемый проект поможет:

  • Психологически подготовить ребенка к переходу от игровой деятельности к учебной;
  • Развить психические процессы будущего первоклассника: внимание, память, мышление, восприятие;
  • Подготовить руку ребенка к письму (мелкая моторика);
  • Сформировать систему отношений дошкольника (к себе, взрослым, школе);
  • Укрепить эмоциональную сферу как ребенка, так и его родителей(адекватное реагирование на эмоции окружающих);
  • Освоить язык, как систему принятия и передачи информации (монолог, диалог);
  • Сформировать волевой и мотивационный компоненты будущего школьника;
  • Ориентация каждого ребенка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).
  • Повысить культурный уровень родителей в области психологической готовности ребенка к школе;
  • Дать необходимые знания родителям воспитанников, педагогам о грамотном подборе обуви, школьного рюкзака и принадлежностей;
  • Научить способам и методам снижения тревожности;

Планируемые занятия ПРОЕКТА с детьми наполнены различными игровыми заданиями, которые ориентированы на развитие у ребенка познавательных психических процессов, что является необходимой основой для овладения любым учебным материалом: счет, чтение, письмо. Сгруппированы по тематическому признаку, времени года, календарным праздникам. Использован наглядный материал, музыкальное сопровождение тематических игр, элементы награждения.

Встречи с родителями несут информативный характер, повышают уровень знаний в области детской психологии, сохраняют здоровье ребенка и непременно принуждают задуматься взрослых о психологическом благополучии своего ребенка.

При поступлении ребенка в школу, меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.

Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7- годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

Цель проекта.

Повысить уровень индивидуального развития и развить интерес воспитанников к школе. Сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли - позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей, педагогов по вопросу подготовки детей к школе.

Задачи проекта

Дети:

  • Формирование психологической готовности детей к школе через развитие психических процессов.
  • Подготовка руки к письму через развитие мелкой моторики ;
  • Формирование системы отношений дошкольника (к себе, взрослым, школе);
  • Укрепление эмоциональной сферы ребенка, (адекватное реагирование на эмоции окружающих);
  • Освоить язык, как систему принятия и передачи информации (монолог, диалог);
  • Сформировать волевой и мотивационный компоненты будущего школьника;
  • Ориентация каждого ребенка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).

Родители, Педагоги:

  • Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
  • Обучение родителей воспитанников способам снятия тревожности;
  • Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
  • Общение с родителями воспитанников по теме проекта на сайте «КАЗИНОПА», тема: «БУМЕРАНГ»

Принципы реализации проекта

  • Целенаправленность процесса психологического развития на основе возрастных особенностей детей;
  • Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
  • Единство содержания форм и методов работы ;
  • Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
  • Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
  • Принцип системности и последовательности.

Субъекты проекта

  • Воспитатели;
  • Дети старшего дошкольного возраста;
  • Родители.

Срок реализации проекта

Учебный 2012 – 2013 гг.

Ожидаемый результат

  • Повышен уровень «психологической готовности» у детей старшего возраста к школе;
  • Сформированность мелкой моторики;
  • Снижение тревожности у детей и их родителей;
  • Повышение учебной мотивации у детей к школьному обучению, через стремление к успеху;
  • Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;
  • Разработка буклетов и консультаций для родителей.

Организация проекта

1 этап. Постановка проблемы.

Гипотеза

Развитие психических процессов через занятия с самими детьми, повышение уровня психологической грамотности у родителей воспитанников и педагогов позволят эффективно воздействовать на уровень индивидуального развития каждого ребенка, а как следствие, грамотно повысить психологическую готовность детей к начальному школьному звену.

2 этап. Организация реализации проекта.

Задачи:

  • Проведение диагностического обследования детей «Психологическая готовность к школе (методики: Агафонова, Йиерасек «Тест школьной зрелости»). Выявление индивидуального уровня развития детей.
  • Совместная образовательная деятельность педагога - психолога с детьми: Занятия по авторской Программе: «На пороге школы» (октябрь – май)
  • Проведение бесед и индивидуальных консультаций для родителей и педагогов «Психологическая готовность к школе» с использованием ЭОР,internet (сайт ДОУ на Казинопе).
  • Семинары «Адаптация», «Время сотрудничества» - психологическая готовность к школе.
  • Посещение родительских собраний групп с целью объединения участников Проекта и заинтересованности в работе.

3 этап итоговый.

Задачи:

  1. Контрольное диагностирование воспитанников для изучения изменения уровня индивидуального развития психических процессов.
  2. Индивидуальное консультирование родителей и педагогов в рамках Проекта готовности ребенка к школе.

Ожидаемый результат:

  • Динамика в индивидуальном развитии детей;
  • Повышение психологической культуры родителей, педагогов
  • Овладение способами снижения тревожности.
  • Грамотный выбор родителями образовательного учреждения, ориентируясь на способности, подготовленность и особенности своего ребенка.

Продукт проектной деятельности: мониторинговое исследование уровня динамики индивидуального развития психических процессов старших дошкольников в виде графиков, диаграмм, аналитических справок.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект: «Ключ к здоровью»

Проект: «Ключ к здоровью» Паспорт проекта Руководители проекта Никифорова Н.В., Жукова Л.Г. Воспитатели высшей категории,  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного...

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные…

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные жуки» Задачи: познакомить детей со строением жука и его характерными особенностями; учить лепить...

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной…

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды» Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам...

Читайте также

Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости…

Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости в Лесную Академию» Присутствовало 12 воспитанников подготовительной группы/ Длительность занятия – 30...

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц»

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц» Цель: Формирование умения передавать в лепке характерные черты животного, создавать сюжетную композицию.Задачи:Образовательные:• Передавать...

Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг»

Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг» Период раннего детства — старт человеческого начала. Это период закладывания основ здоровья и интеллекта ребенка...