Творческий практико-ориентированный проект «В мире звуков и букв»
Руководители проекта
Учитель – логопед
I квалификационной категории Шестакова Оксана Ивановна
Воспитатель
II квалификационной категории Пашкова Светлана Сергеевна
Участники проекта:
Дети, родители, педагог подготовительной группы и учитель – логопед
2012
Паспорт проекта
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: творческий практико-ориентированный.
По содержанию: ребенок и семья.
По числу участников проекта: групповой
По времени проведения: долгосрочный (1 год).
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
По профилю знаний: монопроект – область Коммуникация.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получениярезультата.
Состав проектной группы:
Руководители проекта – воспитатель и учитель – логопед.
Дети и родители подготовительной к школе группы.
Заказчик проекта: родители воспитанников подготовительной к школе группы.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2011 – май 2012 уч.г.
Цель проекта:
- формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, восприятия слоговой структуры, развитие фонематического восприятия);
- овладение элементами грамоты;
- Осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
Задачи:
- Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
- Закрепить знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов, слов.
- Активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь.
- Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
- Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения. Повысить заинтересованность родителей в результате коррекционно-воспитательной работе с детьми.
- Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
- Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.
Актуальность проблемы:
В условиях модернизации дошкольного образованиях один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.
Возникает вопрос: с чего начинать обучение грамоте. Понятие «обучение грамоте» подразумевает развитие у ребенкаряда умений и навыков еще до знакомства с буквами и слогами.
Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ.
Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, недописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Но такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, от них страдают даже ученики старших классов. Таким образом, первый камешек в фундамент грамотного письма и чтения закладывается еще в дошкольном детстве.
Обследуя детей подготовительной к школе группы (22 ребенка) были выявлены следующие результаты:
низкий уровень- 45 % (12 детей);
средний уровень – 55 % (10 детей);
высокий уровень – 0 %.
Дети затрудняются в:
- выделении звука на фоне слова;
- определении позиции звука в слове;
- подборе слова на заданный звук;
- не владеют понятиями «гласный», «согласный» звуки, из чего вытекает неумение составлять звуковой анализ слова.
Проанализировав данные диагностики, выявилась проблема: у детей не сформированы предпосылки к освоению грамоте.
Содержание проекта
С введением новых федеральных государственных требований в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того чтобы ребенок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребенка грамоте совместно «воспитатель, учитель – логопед и родители». Воспитатель знакомит детей с буквами и звуками родного языка, выявляет трудности в произношении вновь введенных звуков, а учитель – логопед ведет работу над правильностью произношения этих звуков, по формированию фонематических представлений, родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с трех сторон с одним и тем же звуком.
Предполагаемый результат проекта:
1. Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
2. Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
3. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов чтение.
4. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
5. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.
6. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.
План реализации проекта
Подготовительныйэтап
Срок реализации: 2 недели.
№ |
Мероприятие |
Ответственные |
Сроки |
1 |
Определение целей и задач проектной деятельности. |
Воспитатель, учитель-логопед. |
1, 2 неделя сентября. |
2 |
Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта. |
Воспитатель, учитель-логопед. |
1, 2 неделя сентября. |
3 |
Составление календарных планов по обучению грамоте и по коррекции звукопроизношения, подготовке к усвоению грамоте. |
Воспитатель, учитель-логопед. |
1, 2 неделя сентября. |
4 |
Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта. |
Воспитатель, учитель-логопед. |
1, 2 неделя сентября. |
5 |
Создание авторами проектов наглядно-дидактического материала. |
Воспитатель, учитель-логопед. |
1, 2 неделя сентября. |
6 |
Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр. |
Воспитатель, учитель-логопед. |
1, 2 неделя сентября. |
7 |
Составление плана основного этапа. |
Воспитатель, учитель-логопед. |
1, 2 неделя сентября. |
Основной этап
Срок реализации: 3-я неделя сентября – 2-я неделя мая
№ |
Мероприятие |
Участники |
Ответственные |
Сроки |
1 |
Проведение ННОД по обучению грамоте. |
Дети. |
Воспитатель. |
Согласно календарно-перспективного плана. |
2 |
Проведение ННОД по коррекции звукопроизношения, формирования фонематических представлений. |
Дети. |
Учитель-логопед. |
Согласно календарно-перспективного плана. |
3 |
Создание презентаций средствами PowerPoint для индивидуальных и итоговых ННОД. |
Дети. |
Воспитатель Учитель-логопед.
|
По мере необходимости. |
4 |
Проведение логопятиминуток. |
Дети. |
Учитель-логопед. |
Ежедневно. |
5 |
Изготовление наглядно-информационного материала для родителей. |
Родители. |
Воспитатель, учитель-логопед. |
в течение реализации проекта. |
6 |
Совместная деятельность с детьми. |
Дети. |
Воспитатель, учитель-логопед. |
Согласно календарно-перспективного планирования. |
7 |
Самостоятельная деятельность детей. |
Дети. |
Воспитатель, учитель-логопед. |
Ежедневно. |
8 |
Обобщающее игровое занятия «Поможем Незнайке». |
Дети, родители. |
Воспитатель, учитель-логопед. |
Январь. |
9 |
Промежуточная диагностика детей. |
Дети. |
Учитель-логопед. |
Январь. |
10 |
Семинар - практикум «Встаньте звуки в ряд». |
Родители. |
Воспитатель. |
Октябрь. |
11 |
Семинар – практикум «Артикуляционная гимнастика». |
Родители. |
Учитель-логопед. |
Октябрь. |
12 |
Создание альбомов «Место звука в слове», «Звуковые картинки» «Цепочка слов». |
Родители, дети. |
Воспитатель, учитель-логопед. |
Ноябрь. |
13 |
Конкурсы «Сделай букву сам», |
Родители, дети. |
Воспитатель. |
Март. |
14 |
Конкурс «Придумай сказку о звуке», |
Родители, дети |
Учитель-логопед |
Февраль |
15 |
Создание игр: «Волшебный телевизор», «Имена детей» (ребусы) |
Родители. |
Воспитатель, учитель-логопед. |
Январь. |
16 |
Индивидуальные консультации с учителем – логопедом. |
Родител.и |
Учитель-логопед. |
В течение реализации проекта. |
17 |
Итоговое родительское собрание. |
Родители. |
Воспитатель, учитель-логопед. |
Май. |
Заключительный этап
Срок реализации: 1, 2 неделя мая
№ |
Мероприятие |
Участники |
Ответственные |
Сроки |
1 |
Обобщающая игровая ННОД «Большие буквы» |
Родители, дети |
Воспитатель, учитель-логопед |
Май |
2 |
Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей и результатов проекта. |
Дети. |
Учитель-логопед. |
Май. |
3 |
Подготовка отчета о проделанной работе, создание презентации |
|
Воспитатель, учитель-логопед. |
Май. |
4 |
Презентация проекта (педсовет, КМО). |
|
Воспитатель, учитель-логопед. |
Май. |
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получение новые знания, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.
Предполагаемое распределение ролейв проектной группе:
Воспитатель, учитель – логопед: проведение ННОД с детьми, НОД с детьми, консультирование родителей
Дети: участвуют в ННОД, НОД, познавательной, продуктивной и самостоятельной деятельности.
Родители: закрепление полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта, выполнение предлагаемых заданий педагогами
Обеспечение проектной деятельности
Методическое:
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб.; «Детство- Пресс», 2005
2. Бережнова О.В «Работа с семьей при подготовке детей к школе» сост.. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011
3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
4. Жуковская Н. В, Учим буквы. Решаем ребусы. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М.: Гном-Пресс, 1999.
6. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 1998
7. Полякова Л. Л., Цуканова С. П. Говори, читай… Занимательное пособие для дошкольников. – Пермь, 2000.
8. Сомкова О.Н, Бадакова З.В., Яблоновская И.В. «Путешествие по Стране Правильной Речи. Диагностическая тетрадь. СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011
9. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Я учусь читать и писать. – Смоленск: Издательство « Ассоциация XXI век», 1998.
10. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению. Программа – конспект. СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011.
11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.Школьная Пресса 2002.
12. Логопедические тетради на звуки. – Киров.: ИП. Бурдина С.В.
13. Серия «Говорим правильно». «Гласные и согласные» - Киров.: ИП. Бурдина С.В.
14. Серия «Говорим правильно». «Делим слова на слоги» - Киров: ИП. Бурдина С.В.
15. Серия «Говорим правильно». Слова и звуки. – Киров: ИП. Бурдина С.В.
16. Тетрадь с заданиями для развития детей. Изучая грамоту. – Киров: ИП. Бурдина С.
17.Суперраскраска. «Азбука с заданиями», художник – И. Баранова, 2008 г.
18. http://Raskrasko.ru/
Материально - техническое:
Наименование |
Привлеченные средства |
Бюджетные средства |
Источник дохода |
Приобретение канцелярских принадлежностей:
- офисная бумага; - цветные карандаши - картон (цветной, белый)
Дидактическая игра «Я учу буквы» Кассы букв Дидактическое пособие «Азбука в контурах» Индивидуальные Зеркала Приобретение призов для конкурсов |
180,00 150. 00 100.00
600.00 100,00
300.00
500.00 |
600,00
240.00 |
Родители
Педагоги ДОУ Педагоги ДОУ Педагоги |
Итого: |
1830.00 |
940.00 |
|
Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта
Первый этап проектирования – подготовительный. Данный этап реализовывался в течение двух недель, за истекший срок была проделана следующая работа:
- Провели диагностирование детей, на определение актуальности проекта по диагностической тетради «В Стране Правильной Речи».
- Составили календарные планы по обучению грамоте (Приложение №1) и по коррекции звукопроизношения, подготовке к усвоению грамоте (Приложение № 2).
- Создали наглядно-дидактический материал: «Живые звуки», «Слоговая таблица», плакаты на изучаемые буквы.
- Проинформировали родителей, сформировали интерес к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.
- Составили план основного этапа проекта,
Промежуточный отчет основного этапа проекта
«В мире звуков и букв»
Данный этап реализуется в течение учебного года (третья неделя сентября по вторую неделю мая). За истекший срок (сентябрь – январь) были проведены следующие мероприятия:
Для детей:
- ННОД по обучению грамоте (приложение № 3).
- ННОД по коррекции звукопроизношения, усвоению грамоте (приложение № 4).
- Ежедневно учитель-логопед проводила логопятиминутки, на которых дети выполняли артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, упражнения на развитие дыхания, на развитие фонематических представлений.
- Для родителей был представлен наглядно-информационный материал: «Обучение грамоте в семье» (приложение № 5), «Артикуляционная гимнастика», «7 основных, золотых правил эффективной методики обучения чтению ребёнка» и др.
- Во время совместной деятельности с детьми проводились игры и упражнения: «Найди все предметы на звук…», «Отыщи на картинке буквы и составь из них слова», «Логопедическое лото», «На что похожа буква?»; читали слоги на слоговой таблице и составляли из слогов слова; составляли звуковые схемы слов, схемы предложений; заучивали стихи, скороговорки с изученными звуками, учились отгадывать ребусы.
- В самостоятельной деятельности дети активно использовали трафареты букв, обводя и заштриховывая их, моделировали буквы, используя различный материал; составляли из разрезных букв слова и звуковые схемы к ним. В играх шло активное распределение ролей: обучающих и обучаемых.
- Учителем-логопедом и воспитателем было проведено игровое занятий «Поможем Незнайке» (приложение № 6). Подводя итог проведенного занятия, можно сказать, что дети справились с поставленными задачами, эмоциональный настрой поддерживался на протяжении всего занятия, дети с удовольствие выполняли предложенные задания, используя материал, который был предложен для выполнения с родителями, положительный результат достигнут.
- Обработка результатов диагностики речевого уровня детей подготовительной к школе группы показала следующие результаты:
- на начало года низкий уровень – 45 %, на середину года – 18%,
- средний уровень в начале года 55 %, в середине года – 50%;
- к середине года высокий уровень подготовленности показали 32 % детей (приложение № 7).
Дети выделяют звук на фоне слова, определяют позицию звука в слове, придумывают слова на заданный звук, большинство детей овладели навыком анализа и синтеза слогов и слов, дети знают буквы, большее число детей овладели послоговым чтением, выполняют звукобуквенный анализ слогов, слов.
Работа с родителями велась на семинарах - практикумах, индивидуальных консультациях и т.п.
В начале учебного года для родителей воспитанников был проведен семинар – практикум «Встаньте звуки в ряд», на котором родители познакомились со значением артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношении и практиковались в выполнении комплексов постановки различных звуков. Также воспитатель познакомил родителей воспитанников с задачами по обучению грамоте и приемами их реализации.
На индивидуальных консультациях с учителем – логопедом родители получали советы по коррекции речи детей, подготовке их к обучению в школе; получили представления о работе учителя-логопеда, о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома.
Родители приняли активное участие в проекте. Ими были созданы альбомы «Цепочка слов», «Звуковые картинки»; дидактические игры-ребусы: «Волшебный телевизор», «Имена детей», демонстрационный материал для занятий. Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнеры своих детей, помогая им выполнять творческие задания педагогов.
В течение оставшегося времени основного этапа (февраль - май) - проекта планируется провести:
- Конкурс на лучшую букву «Сделай букву сам» организация выставки букв, сделанных детьми под руководством родителей.
- Конкурс «Придумай сказку о звуке», оформление детьми совместно с родителями книжек-малышек с придуманными сказками.
- Родительская встреча. В повестке:
- фотоотчет о ходе проекта;
- подведение итогов;
- награждение победителей (детей и их родителей) конкурсов грамотами и призами.
По результатам проделанной работы можно сделать выводы:
Дети:
- овладели первоначальными навыками правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа;
- получили знания о буквах, приобрели навыки чтения;
- повысились коммуникативные, творческие способности детей;
- расширились и активизировались словарный запас, связная речь.
Родители:
- повысиласьпсихологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребенка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке к школе.
Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь .
Читайте также |
---|
Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы…
Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «Волшебные палочки – наши выручалочки» Цель: Создать условия для развития...
Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ»
Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго...
Конспект занятия по речевому развитию «Кто такие фермеры?» с использованием…
Конспект занятия по речевому развитию «Кто такие фермеры?» с использованием метода моделирования Обучающие задачи: • обогащать словарь детей названиями сельскохозяйственных профессий; • упражнять...