Творческий практико-ориентированный проект «В мире звуков и букв»

Руководители проекта

Учитель – логопед

I квалификационной категории Шестакова Оксана Ивановна

Воспитатель

II квалификационной категории Пашкова Светлана Сергеевна

Участники проекта:

Дети, родители, педагог подготовительной группы и учитель – логопед

2012

Паспорт проекта

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: творческий практико-ориентированный.

По содержанию: ребенок и семья.

По числу участников проекта: групповой

По времени проведения: долгосрочный (1 год).

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

По профилю знаний: монопроект – область Коммуникация.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получениярезультата.

Состав проектной группы:

Руководители проекта – воспитатель и учитель – логопед.

Дети и родители подготовительной к школе группы.

Заказчик проекта: родители воспитанников подготовительной к школе группы.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2011 – май 2012 уч.г.

Цель проекта:

  • формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, восприятия слоговой структуры, развитие фонематического восприятия);
  • овладение элементами грамоты;
  • Осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

Задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  • Закрепить знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов, слов.
  • Активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь.
  • Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
  • Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения. Повысить заинтересованность родителей в результате коррекционно-воспитательной работе с детьми.
  • Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
  • Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.

Актуальность проблемы:

В условиях модернизации дошкольного образованиях один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.

Возникает вопрос: с чего начинать обучение грамоте. Понятие «обучение грамоте» подразумевает развитие у ребенкаряда умений и навыков еще до знакомства с буквами и слогами.

Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ.

Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, недописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Но такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, от них страдают даже ученики старших классов. Таким образом, первый камешек в фундамент грамотного письма и чтения закладывается еще в дошкольном детстве.

Обследуя детей подготовительной к школе группы (22 ребенка) были выявлены следующие результаты:

низкий уровень- 45 % (12 детей);

средний уровень – 55 % (10 детей);

высокий уровень – 0 %.

Дети затрудняются в:

- выделении звука на фоне слова;

- определении позиции звука в слове;

- подборе слова на заданный звук;

- не владеют понятиями «гласный», «согласный» звуки, из чего вытекает неумение составлять звуковой анализ слова.

Проанализировав данные диагностики, выявилась проблема: у детей не сформированы предпосылки к освоению грамоте.

Содержание проекта

С введением новых федеральных государственных требований в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того чтобы ребенок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребенка грамоте совместно «воспитатель, учитель – логопед и родители». Воспитатель знакомит детей с буквами и звуками родного языка, выявляет трудности в произношении вновь введенных звуков, а учитель – логопед ведет работу над правильностью произношения этих звуков, по формированию фонематических представлений, родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с трех сторон с одним и тем же звуком.

Предполагаемый результат проекта:

1. Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.

2. Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

3. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов чтение.

4. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

5. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.

6. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

План реализации проекта

Подготовительныйэтап

Срок реализации: 2 недели.

 

Мероприятие

Ответственные

Сроки

1

Определение целей и задач проектной деятельности.

Воспитатель,

учитель-логопед.

1, 2 неделя сентября.

2

Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

Воспитатель,

учитель-логопед.

1, 2 неделя сентября.

3

Составление календарных планов по обучению грамоте и по коррекции звукопроизношения, подготовке к усвоению грамоте.

Воспитатель,

учитель-логопед.

1, 2 неделя сентября.

4

Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта.

Воспитатель,

учитель-логопед.

1, 2 неделя сентября.

5

Создание авторами проектов наглядно-дидактического материала.

Воспитатель,

учитель-логопед.

1, 2 неделя сентября.

6

Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.

Воспитатель,

учитель-логопед.

1, 2 неделя сентября.

7

Составление плана основного этапа.

Воспитатель,

учитель-логопед.

1, 2 неделя сентября.

 

Основной этап

Срок реализации: 3-я неделя сентября – 2-я неделя мая

 

Мероприятие

Участники

Ответственные

Сроки

1

Проведение ННОД по обучению грамоте.

Дети.

Воспитатель.

Согласно календарно-перспективного плана.

2

Проведение ННОД по коррекции звукопроизношения, формирования фонематических представлений.

Дети.

Учитель-логопед.

Согласно календарно-перспективного плана.

3

Создание презентаций средствами PowerPoint для индивидуальных и итоговых ННОД.

Дети.

Воспитатель Учитель-логопед.

 

По мере необходимости.

4

Проведение логопятиминуток.

Дети.

Учитель-логопед.

Ежедневно.

5

Изготовление наглядно-информационного материала для родителей.

Родители.

Воспитатель, учитель-логопед.

в течение реализации проекта.

6

Совместная деятельность с детьми.

Дети.

Воспитатель, учитель-логопед.

Согласно календарно-перспективного планирования.

7

Самостоятельная деятельность детей.

Дети.

Воспитатель, учитель-логопед.

Ежедневно.

8

Обобщающее игровое занятия

«Поможем Незнайке».

Дети, родители.

Воспитатель, учитель-логопед.

Январь.

9

Промежуточная диагностика детей.

Дети.

Учитель-логопед.

Январь.

10

Семинар - практикум «Встаньте звуки в ряд».

Родители.

Воспитатель.

Октябрь.

11

Семинар – практикум «Артикуляционная гимнастика».

Родители.

Учитель-логопед.

Октябрь.

12

Создание альбомов «Место звука в слове», «Звуковые картинки» «Цепочка слов».

Родители, дети.

Воспитатель, учитель-логопед.

Ноябрь.

13

Конкурсы «Сделай букву сам»,

Родители, дети.

Воспитатель.

Март.

14

Конкурс «Придумай сказку о звуке»,

Родители, дети

Учитель-логопед

Февраль

15

Создание игр: «Волшебный телевизор», «Имена детей» (ребусы)

Родители.

Воспитатель, учитель-логопед.

Январь.

16

Индивидуальные консультации с учителем – логопедом.

Родител.и

Учитель-логопед.

В течение реализации проекта.

17

Итоговое родительское собрание.

Родители.

Воспитатель, учитель-логопед.

Май.

 

Заключительный этап

Срок реализации: 1, 2 неделя мая

 

Мероприятие

Участники

Ответственные

Сроки

1

Обобщающая игровая ННОД «Большие буквы»

Родители, дети

Воспитатель, учитель-логопед

Май

2

Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей   и результатов проекта.

Дети.

Учитель-логопед.

Май.

3

Подготовка отчета о проделанной работе, создание презентации

 

Воспитатель, учитель-логопед.

Май.

4

Презентация проекта (педсовет, КМО).

 

Воспитатель, учитель-логопед.

Май.

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получение новые знания, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

Предполагаемое распределение ролейв проектной группе:

Воспитатель, учитель – логопед: проведение ННОД с детьми, НОД с детьми, консультирование родителей

Дети: участвуют в ННОД, НОД, познавательной, продуктивной и самостоятельной деятельности.

Родители: закрепление полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта, выполнение предлагаемых заданий педагогами

Обеспечение проектной деятельности

Методическое:

1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб.; «Детство- Пресс», 2005

2. Бережнова О.В «Работа с семьей при подготовке детей к школе» сост.. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011

3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

4. Жуковская Н. В, Учим буквы. Решаем ребусы. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М.: Гном-Пресс, 1999.

6. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 1998

7. Полякова Л. Л., Цуканова С. П. Говори, читай… Занимательное пособие для дошкольников. – Пермь, 2000.

8. Сомкова О.Н, Бадакова З.В., Яблоновская И.В. «Путешествие по Стране Правильной Речи. Диагностическая тетрадь. СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011

9. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Я учусь читать и писать. – Смоленск: Издательство « Ассоциация XXI век», 1998.

10. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению. Программа – конспект. СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011.

11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.Школьная Пресса 2002.

12. Логопедические тетради на звуки. – Киров.: ИП. Бурдина С.В.

13. Серия «Говорим правильно». «Гласные и согласные» - Киров.: ИП. Бурдина С.В.

14. Серия «Говорим правильно». «Делим слова на слоги» - Киров: ИП. Бурдина С.В.

15. Серия «Говорим правильно». Слова и звуки. – Киров: ИП. Бурдина С.В.

16. Тетрадь с заданиями для развития детей. Изучая         грамоту. – Киров: ИП. Бурдина С.

17.Суперраскраска. «Азбука с заданиями», художник – И. Баранова, 2008 г.

18. http://Raskrasko.ru/

Материально - техническое:

 

Наименование    

Привлеченные средства

Бюджетные средства

Источник дохода

Приобретение канцелярских принадлежностей:

 

- офисная бумага;

- цветные карандаши

- картон (цветной, белый)

 

Дидактическая игра

«Я учу буквы»

Кассы букв

Дидактическое пособие «Азбука в контурах»

Индивидуальные Зеркала

Приобретение призов для конкурсов

 

 

 

 180,00

150. 00

100.00

 

 600.00

100,00

 

 

300.00

 

 

500.00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

600,00

 

 

 

240.00

 

 

 

Родители

 

 Педагоги

ДОУ

Педагоги

ДОУ 

Педагоги

Итого:

1830.00

940.00

 

 

Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта

Первый этап проектирования – подготовительный. Данный этап реализовывался в течение двух недель, за истекший срок была проделана следующая работа:

  • Провели диагностирование детей, на определение актуальности проекта по диагностической тетради «В Стране Правильной Речи».
  • Составили календарные планы по обучению грамоте (Приложение №1) и по коррекции звукопроизношения, подготовке к усвоению грамоте (Приложение № 2).
  • Создали наглядно-дидактический материал: «Живые звуки», «Слоговая таблица», плакаты на изучаемые буквы.
  • Проинформировали родителей, сформировали интерес к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.
  • Составили план основного этапа проекта,

Промежуточный отчет основного этапа проекта

«В мире звуков и букв»

Данный этап реализуется в течение учебного года (третья неделя сентября по вторую неделю мая). За истекший срок (сентябрь – январь) были проведены следующие мероприятия:

Для детей:

  • ННОД по обучению грамоте (приложение № 3).
  • ННОД по коррекции звукопроизношения, усвоению грамоте     (приложение № 4).
  • Ежедневно учитель-логопед проводила логопятиминутки, на которых дети выполняли артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, упражнения на развитие дыхания, на развитие фонематических представлений.
  • Для родителей был представлен наглядно-информационный материал: «Обучение грамоте в семье» (приложение № 5), «Артикуляционная гимнастика», «7 основных, золотых правил эффективной методики обучения чтению ребёнка» и др.
  • Во время совместной деятельности с детьми проводились игры и упражнения: «Найди все предметы на звук…», «Отыщи на картинке буквы и составь из них слова», «Логопедическое лото», «На что похожа буква?»; читали слоги на слоговой таблице и составляли из слогов слова; составляли звуковые схемы слов, схемы предложений; заучивали стихи, скороговорки с изученными звуками, учились отгадывать ребусы.
  • В самостоятельной деятельности дети активно использовали трафареты букв, обводя и заштриховывая их, моделировали буквы, используя различный материал; составляли из разрезных букв слова и звуковые схемы к ним. В играх шло активное распределение ролей: обучающих и обучаемых.
  • Учителем-логопедом и воспитателем было проведено игровое занятий «Поможем Незнайке» (приложение № 6). Подводя итог проведенного занятия, можно сказать, что дети справились с поставленными задачами, эмоциональный настрой поддерживался на протяжении всего занятия, дети с удовольствие выполняли предложенные задания, используя материал, который был предложен для выполнения с родителями, положительный результат достигнут.
  • Обработка результатов диагностики речевого уровня детей подготовительной к школе группы показала следующие результаты:
    • на начало года низкий уровень – 45 %, на середину года – 18%,
    • средний уровень в начале года 55 %, в середине года – 50%;
    • к середине года высокий уровень подготовленности показали 32 % детей (приложение № 7).

Дети выделяют звук на фоне слова, определяют позицию звука в слове, придумывают слова на заданный звук, большинство детей овладели навыком анализа и синтеза слогов и слов, дети знают буквы, большее число детей овладели послоговым чтением, выполняют звукобуквенный анализ слогов, слов.      

Работа с родителями велась на семинарах - практикумах, индивидуальных консультациях и т.п.

В начале учебного года для родителей воспитанников был проведен семинар – практикум «Встаньте звуки в ряд», на котором родители познакомились со значением артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношении и практиковались в выполнении комплексов постановки различных звуков. Также воспитатель познакомил родителей воспитанников с задачами по обучению грамоте и приемами их реализации.

На индивидуальных консультациях с учителем – логопедом родители получали советы по коррекции речи детей, подготовке их к обучению в школе; получили представления о работе учителя-логопеда, о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома.

Родители приняли активное участие в проекте. Ими были созданы альбомы «Цепочка слов», «Звуковые картинки»;   дидактические игры-ребусы: «Волшебный телевизор», «Имена детей», демонстрационный материал для занятий. Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнеры своих детей, помогая им выполнять творческие задания педагогов.

В течение оставшегося времени основного этапа (февраль - май) - проекта планируется провести:

  • Конкурс на лучшую букву «Сделай букву сам» организация выставки букв, сделанных детьми под руководством родителей.
  • Конкурс «Придумай сказку о звуке», оформление детьми совместно с родителями книжек-малышек с придуманными сказками.
  • Родительская встреча. В повестке:

- фотоотчет о ходе проекта;

- подведение итогов;

- награждение победителей (детей и их родителей) конкурсов грамотами и призами.

По результатам проделанной работы можно сделать выводы:

Дети:

  • овладели первоначальными навыками   правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа;
  • получили знания о буквах, приобрели навыки чтения;
  • повысились коммуникативные, творческие способности детей;
  • расширились и активизировались словарный запас, связная речь.

Родители:

  • повысиласьпсихологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребенка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке к школе.

 

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь .

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы…

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «Волшебные палочки – наши выручалочки» Цель: Создать условия для развития...

Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ»

Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго...

Конспект занятия по речевому развитию «Кто такие фермеры?» с использованием…

Конспект занятия по речевому развитию «Кто такие фермеры?» с использованием метода моделирования Обучающие задачи: • обогащать словарь детей названиями сельскохозяйственных профессий; • упражнять...

Читайте также

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего…

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста «Художник хочет рисовать. Пусть не дают ему тетрадь… На то художник и...

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной…

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной группы Цель: закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года. Обучающие...