Проект «Слушаем, двигаемся, играем»

(для детей подготовительной группы)

Пояснительная записка:

В центре программы – развитие творческого «слушания» музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлению различных форм творческой активности: музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей. Этот ценностный опыт переживаний тедаурус (сокровищница) музыкальных впечатлений ребенка – является основой формирования положительного эмоционально-оценочного отношения детей к музыке.

Восприятие музыки - является ведущим видом музыкальной деятельности, предшествующим и сопутствующим всем остальным (исполнительство, творчество, музыкально-образовательная, музыкально-игровая деятельность).

В программе «Музыкальные шедевры» все виды музыкальной деятельности, за исключением певческой, объединяются единым репертуаром – для слушания музыки. Дети слушают произведение, а затем передают его характер в музыкально-ритмических движениях (игре на музыкальных инструментах, образном слове) – различных уподоблениях характеру музыки, чувствуют и различают смену настроений, передавая все особенности музыкальной речи, осознавая их выразительное значение. Умение и навыки приобретаются в играх – упражнениях, играх – уподоблениях, этюдах – перевоплощениях на фрагментах изучаемых произведений для того, чтобы глубже и интереснее выразить характер музыки, расслышать в ней выразительные интонации, фразы, смену настроений.

На занятиях используются такие методы и приемы музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлению различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Эти методы формируют основы музыкальной культуры детей. Методы контрастных сопоставлений произведений и уподоблений характеру звучания музыки.

Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно- образного мышления, воображения.

Метод уподоблений характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа.

Применяются различные виды уподобления звучанию музыки – моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное.

Моторно-двигательное уподобление.

Эмоционально-образное содержание музыки (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждает детей к «эсперементированию», передаче характера музыки в каждый момент ее звучания и является наиболее действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения ребенка.

Тактильное уподобление - прикосновение руки педагога к руке ребенка, моделирующее характер звучания музыки.

Словесное уподобление – эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий.

Вокальное уподобление в виде выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения.

Мимическое уподобление характеру звучания музыки – это сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьезность.

Темброво – инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа.

Формы накопления этого опыта вариативны: это и непосредственно образовательная, и самостоятельная деятельность детей, и звучание музыки в режимные моменты, и праздничные утренники, и на музыкальных развлечениях.

В проекте систематизированы шедевры музыкальной классики. Подобраны таким образом, чтобы постоянно поддерживать у детей эмоциональный отклик, интерес, развивать осмысленность восприятия и желание проявить свое отношение к звучащей музыке.

Участники проекта: Воспитанники детского сада, педагоги.

Социальная значимость проекта:      Создание благоприятного, эмоционального фона, психологического комфорта в развитии музыкально-художественной деятельности детей в детском саду на примере классической музыки.

Цель проекта: Развитие положительного, эмоционально-оценочного отношения к ценностной по своему художественному уровню музыке, формирование основ музыкальной культуры детей, проявление творческого самовыражения в движениях и игре на детских музыкальных инструментах.

Задачи проекта:

  • Приобщение детей к музыкальной культуре;
  • Воспитание художественно-эстетического вкуса;
  • Обогащение музыкальными впечатлениями;
  • Знакомство с элементарными музыкальными понятиями : музыкальный образ, выразительные средства (темп, тембр, ритм)
  • Развитие навыков танцевальных движений;
  • Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки;
  • Передавать в движениях эмоционально-образное содержание музыки;
  • Развитие танцевального творчества;
  • Совершенствовать навыки игры на народных и детских инструментах (Погремушках, треугольнике, ложках, колокольчиках).

Предполагаемые результаты:

  • Повышение качества усвоения знаний во время непосредственной образовательной деятельности;
  • Проявление интереса к музыкальной культуре;
  • Активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности;
  • Вовлечение детей в музыкально – художественную деятельность: игра на детских музыкальных инструментах;
  • Проявление творческого самовыражения.

Методическое обеспечение в МБДОУ:

Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.

В образовательном учреждении имеется музыкальный зал, групповые помещения, оборудованные с учетом возрастных особенностей детей. Подобрана фонотека классической и современной музыки, приобретены музыкальный центр, проигрыватели, аудио – аппаратура для каждой возрастной группы, что способствует более красочному и яркому воспроизведению музыкальных произведений. В музыкальном кабинете оформлен и систематизирован методический инструментарий, сформирована фонотека классической и современной музыки, которая постоянно пополняется новинками.

Интегрируемые образовательные области:

  • Коммуникация
  • Познание
  • Социализация
  • Физическая культура
  • Здоровье
  • Чтение художественной литературы
  • Художественное творчество
  • Безопастность.

Стратегия реализации проекта:

1 этап: Подготовительный (подбор материала, консультации для воспитателей, беседы)

2 этап: Практический (реализация намеченных планов)

3 этап: Заключительный (подведение итогов, мониторинг, а также итоговое занятие).

Период прохождения материала.

Репертуар.

Программное содержание.

Сентябрь, октябрь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ноябрь, декабрь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь, февраль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март, апрель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Май, июнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Марш»

Л. Шульгина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Вальс» С.Майкапара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Итальянская полька»

С. Рахманинова.

«Музыкальные шедевры»

О. Радыновой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Гавот»

Д. Шостаковича.

О. Радынова,

«Гармония» 7г, Дв 1-6.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Вальс – шутка»

Д. Шостаковича.

О. Радынова,

«Малыш» Д 2-16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Камаринская»

П. Чайковского.

О. Радынова Д 10-4,

«Малыш» Д 2-5.

 

 

 

 

 

«Танец с саблями» А. Хачатуряна,

«Менуэт В. Моцарта

О. Радынова Д № 4-7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Баба Яга»

П. Чайковский.

О. Радынова д 9 -3.

«Гармония» 6г, 2-1.

 

 

 

 

 

 

«Колдун»

Г. Свиридова

О. Радынова Д 9-9,

«Гармония» 7г, д2-7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Утро» Э. Григ.

О. Радынова 7-32.

«Гармония» 7г, 1-16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Подснежник»

П. Чайковского

О. Радынова 8-16.

 

 

 

 

 

 

«Сладкая греза»

П.Чайковского

О. Радынова,

«Гармония» 7г. 42.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Полька»

Д.   Шостакович.

О. Радынова,

«Гармония» 7г, 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Тарантелла»

Дж. Россини

О. Радынова 5-11

 

 

 

 

 

 

 

 Слушание.

Определять жанр и характер музыки. Расширять словарный запас определениями характера музыки (бодрый, праздничный, маршевый, четкий, решительный).

Движения.

Выражать в движениях торжественный, решительный характер музыки.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Развивать музыкальное восприятие, способствовать умению эмоционально откликаться на музыку. Использовать барабаны, палочки, бубен для оркестровки музыки марша.

Слушание.

Рассказать о композиторе С. Майкапаре. Беседа о жанре « вальс». Эмоционально откликаться на музыку плавного, мягкого характера.

Движения.

Различать музыку 3хчастной формы. Учить передавать в движении характер музыки.

1 –взволнованная, легкая, полетная.

2 – нежная, мечтательная, мягкая.

3 как 1.

Учить выполнять движения нежно, плавно. Работа с лентой над выразительностью рук. Знакомить с шагом вальса.

Игра на детских инструментах.

Использовать колокольчики.

 

 

Слушание.

Познакомить с композитором С. Рахманиновым. Рассказать о «жанре» полька. Учить различать музыку 3-х частной формы и определять характер частей. Расширять   словарный запас детей, с помощью которого они могут высказываться о чувствах, настроении, выраженных в музыке ( веселая, задорная, отрывистая, радостная, легкая, озорная, сверкающая, солнечная).

Движения.

Упражнять в движениях: поскоки, легкий бег, хлопки, выставление ноги на носок, небольшие прыжки, кружение. Познакомить с шагом польки.

Игра на детских инструментах.

Определять тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру звучания частей пьесы. Использовать инструменты для оркестровки: 1 – треугольник,

2 –колокольчики, тамбурин.

3 – бубен, румба,

4 – все вместе.

Развивать внимание, умение слушать и слышать музыку и друг друга. Различать в музыке 4 части.

Слушание.

Познакомить с творчеством композитора Д. Шостаковича. Познакомить с танцем «гавот». Определить характер музыки: светлый, изящный, шутливый, кукольный. Побуждать к высказыванию об эмоционально-образном содержании пьесы.

Движения.

Передавать в движении настроение сказочной, кукольной музыки. Задание на воображение: «веселые куклы танцуют на балу». Учить выполнять движения и жесты: «показать красивое платье», «нарядные туфельки», «покружиться на носочках», «Кукольные ручки», «деревянные поклоны».

Игра на музыкальных инструментах.

Учить играть на детских музыкальных инструментах. Слышать и различать в музыке «вариации» для каждой куклы. Использовать: бубен, тамбурин, колокольчик, треугольник.

Слушание.

Эмоционально откликаться на музыку шутливого, легкого характера. Познакомить с понятием « вальс». Расширять словарный запас определениями характера музыки: шутливый, легкий, сверкающий, полетный. Учить определять средства музыкальной выразительности :ритм, темп. Регистр.

Движения.

Упражнять в вальсовых движениях. Учить легко кружиться, легко бегать по кругу, выполнять полуприседания, легкие повороты.

Учить передавать в движении легкий, подвижный, шуточный, озорной, характер музыки. Упражнять в выполнении жестов: «солнечные лучики», слушать как звенит колокольчик, радоваться солнышку, «встретить солнышко», «покружиться с солнышком».

Игра на детских инструментах.

Определять тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру звучания частей пьесы. Играть на них : звоночки, треугольник, металлофон. Подчеркивать ритмическое и тембровое своеобразие музыки.

Слушание.

Продолжать знакомить с музыкой П. Чайковского. Определять характер музыки: веселый, задорный, подвижный, радостный, плясовой. Обогащать словарь детей высказываниями об эмоционально-образном содержании музыки. Определять средства музыкальной выразительности: темп, тембр, ритм.

Игра на детских инструментах.

Развивать динамический слух детей. Развивать чувство ритма. Продолжать работу над обучением игре на детских музыкальных инструментах: колокольчики, ложки, бубен. Слушать друг друга, слышать в музыке сильную долю.

Слушание.

Учить сравнивать контрастные пьесы одного жанра. Быстрый, стремительный, огневой, острый – танец. Спокойный, торжественный, неторопливый, важный – менуэт. Продолжать обогащать словарь определений характера музыки.

Движения.

Вызывать интерес и желание передавать в движениях различный характер музыкальных образов 2-х пьес. Смелые, решительные, храбрые, сильные, ловкие – юноши.

Мягкий, нежный, ласковый, изящный – девушки. Неторопливый, спокойный, чопорный – дамы и кавалеры на балу.

Упражнять в жестах: «мягкие руки», «нежные движения», «высокие прыжки», «быстрый, стремительный бег», «поклоны и реверансы», «достойная, важная проходка».

 

 Слушание.

Продолжать знакомство с музыкой П. Чайковского. Познакомить с музыкой изобразительного, сказочного характера: злая, страшная, отрывистая, тревожная. Определять средства музыкальной выразительности: темп, тембр, динамические оттенки, создающие образ.

Движения.

Развивать творчество детей. Пробовать и находить движения передающие образ сказочной, злой старухи.

Игра на детских инструментах.

Находить выразительные тембры музыкальных инструментов для оркестровки пьесы. Использовать шумовые инструменты.

Слушание.

Познакомить с композитором Г. Свиридовым. Эмоционально откликаться на яркий образ. Отмечать средства музыкальной выразительности. Определять настроение, характер музыки

Движения.

Дать возможность детям самостоятельно выразить в движениях свое отношение к образной музыке. Познакомить с жестами :

«произносит заклинание», «оглянуться по сторонам», «ходить, согнувшись», «ходить, опираясь на клюку». Продолжать развивать творческую активность детей.

Игра на детских инструментах.

Использовать шумовые инструменты для оркестровки произведения. Самостоятельно определять громкость звучания инструментов, темп и ритмический рисунок. Развивать творческую активность детей.

 

Слушание.

Познакомить с композитором Э. Григом. Познакомить с музыкой изобразительного характера. Определять характер музыки, средства музыкальной выразительности, услышать в музыке 3 части.

1-мягкая, плавная, безмятежная.

2-громкая, яркая, солнечная.

3-нежная, мечтательная.

Движения.

Учить детей эмоционально откликаться на музыку изобразительного характера, передавать в движениях настроение музыки. Учить выразительным жестам: «просыпается цветок», « колышется на ветру стебелек», «поднимается к солнышку», «Улыбается солнышку».

Жесты ликования: легкий бег, с распростертыми руками, спокойное, умиротворенное движение, ходьба.

Игра на детских инструментах.

Находить выразительные тембры музыкальных инструментов для оркестровки произведения. Учить играть на металлофоне, треугольнике, колокольчиках. Добиваться мягкого. Нежного звуковедения.

 Слушание.

Продолжить знакомство с музыкой П. Чайковского. Определить в музыке количество частей. Расширять словарный запас определениями характера музыки: взволнованная, трепетная, легкая, воздушная, ласковая, лиричная, нежная.

Движения.

Передавать в движениях радостное, приподнятое настроение. Осваивать жесты: «Цветок растет», «качается на ветру»,   « собираем цветы», «любуемся цветами», «поднимаем головки к солнышку», «кружимся от ветерка». Продолжать развивать творческую активность, творческую инициативу детей.

 

Слушание.

Услышать мечтательное настроение музыки, ее мягкий, напевный, светлый, ласковый характер. Определить 3х частную форму музыки. Рассказать о том, что музыка может предавать мир чувств и настроений человека: радость и печаль, ликование и скорбь, волнение и спокойствие. Может рассказать о мечтах человека. Греза – мечта, о чем - то сладком, заманчивом.

 Движения.

Передать в свободных, творческих движениях настроение пьесы, характер мелодии. Выполнять движения: перестраиваться из пар врассыпную и обратно, выполнять движение « легкие и тяжелые руки». Добиваться умения выполнять движения плавно, легко, грациозно.

 Игра на инструментах.

Находить выразительные тембры музыкальных инструментов для оркестровки пьесы. Упражнять в игре на колокольчиках, треугольнике, металлофоне.

Слушание.

Вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку солнечного, яркого, веселого характера. Услышать веселый, яркий, задорный, игривый, зажигательный характер музыки.

Движения.

Вызывать интерес и желание у детей передавать в движениях характер музыки. Упражнять в поскоках в парах, галопе, легких прыжках, в умении сужать и расширять круг на дробном шаге, кружиться на дробном шаге.

Творческое задание: показать как танцуют разные звери, сказочные герои, куклы. Обговорить музыкальные характеристики фрагментов польки. Развивать творческие способности детей, воображение, фантазию.

Игра на музыкальных инструментах.

Использовать умение детей определять характер музыки, настроение для нахождения выразительных тембров музыкальных инструментов для оркестровки пьесы. Использовать колокольчики, треугольник, металлофон, маракасы, бубны.

 Слушание.

Познакомить с танцем «тарантелла». Рассказать, что это итальянский танец – быстрый, стремительный, вихревой, задорный, озорной, скачущий, солнечный. Учить определять настроение музыки – зажигательное, яркое, устремленное вперед.

Движения.

Услышать и воплотить в движениях быстрого поскока и бокового галопа легкую, стремительную музыку танца, особенности 2х частей, фразировку. Услышать и воспроизвести изменения ритмического рисунка и отметить стаккатированные четверти звонкими ударами в бубен . Упражнять в движениях : поскоки, выбрасывание ног вперед, кружение, боковой галоп, поскоки врассыпную.

Игра на музыкальных инструментах.

Продолжать развивать умение детей находить выразительные тембры музыкальных инструментов для оркестровки пьесы. Использовать колокольчики, треугольник, бубны, металлофон.


Литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» . Под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Программа развития музыкальности у детей дошкольного возраста «Гармония» К.В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко.
  3. Программа «Музыкальные шедевры» о.П. Радыновой.
  4. Статья О.П. Радыновой «Программа «Музыкальные шедевры»: формы интегрированной музыкально-художественной деятельности детей». Справочник музыкального руководителя №1-2012 год.

 



Новые публикации

Наглядное пособие Лепбук «Зима»

Наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям к...

Эссе на тему «Мы растим таланты»

Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Читайте также

Календарно-тематическое планирование. Тема: «Защитники Отечества»

Календарно-тематическое планирование Тема: «Защитники Отечества» Итоговое мероприятие: Спортивно-музыкальное развлечение «Защитники Отечества»Цель: • Расширение представлений детей о Российской армии. • Рассказы о...

Роль детской художественной литературы в формировании личности и всестороннем развитии…

Роль детской художественной литературы в формировании личности и всестороннем развитии ребенка Введение Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не...

Дидактическая игра «Забавные палочки» для старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Забавные  палочки» для старшего дошкольного возраста Аннотация: В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок – это любимые игрушки...

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе.

Новогодний сценарий для детей старшей группы «В поисках снеженики» Под музыку дети входят и встают в рассыпную по всему залу. ХОРОВОД «ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ» Музыка:  А. Филиппенко Слова:  Т. Бойко Зимушка хрустальная вся белым-бела, Сколько ты искристого снега намела. Весело и...

Рекомендация для родителей «Для чего нужны потешки»

муниципальное бюджетно-дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4    Подготовила: Кретова Елена Викторовна Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые...

Творческая работа по самообразованию «Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта»

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4 Воспитатель:  Кретова Елена Викторовна   Содержание: 1.Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста. 2.Использование фольклора в режимных моментах...

Хепеннинг (рисование пальчиками)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4   Подготовилf: Кретова Е.В. Хеппенинг -  это форма современного искусства, представляющая собой действия, событий или ситуации, происходящие при участии художников, но не...