Развитие самостоятельности старших дошкольников в проектной деятельности

Сегодня, в 21 веке общество предъявляет новые требования не только к содержанию образовательной деятельности в ДОУ, но и к технологиям. На первый план выдвигается идея саморазвития личности , ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Он не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного базисного фундамента развития личности ребенка, что дает ему возможность успешно овладеть разными видами деятельности и основными способами «добывания» знаний. Поэтому особый интерес у меня вызвал метод проектов.

Работа над проектом обогащает ребенка и педагога новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В детском коллективе заметно повышается статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий ,учит работать в команде, выполняя разные социальные роли. Это ведет к сплочению коллектива, развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором и экспертом деятельности.

В своей практической деятельности использую разные виды проектов:

1. Исследовательски-творческие: дети собирают информацию, экспериментируют, наблюдают, а затем результаты оформляют в виде газет, детского дизайна. Ярким примером такого проекта стал нарисованный мультфильм «Елочка- зеленая иголочка», фотоальбом «Зимующие птицы», книга «Сон дерева».

2. Информационно-практико- ориентированные: дети собирают информацию, реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. Например: придумывание сказки о приключениях Умки, составление маршрутной карты для доктора Айболита «Путешествие в Африку».

3. Творческие проекты: оформление результата в виде детского праздника. Например: проект «Осень, осень в гости просим» предполагает разные виды деятельности(игра, труд, художественная, речевая, музыкальная.).

Метод проектов обеспечивает возможность:

- не только передавать воспитанникам сумму знаний, но и развивать способность приобретать их самостоятельно разными путями. Уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач;

- работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т. д.);

- овладевать исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезу, делать выводы и заключения;

Выбор темы проекта определяется на основе анализа:

- изученных проблем детьми по результатам рабочей диагностики, личных интересов детей, изменений в развивающей среде;

- содержания программы «Детство» по конкретной возрастной группе. Например, проект «Любимое дерево» возник как необходимость сформировать у детей представление о деревьях, как живом организме и воспитании бережного отношения к нему;

- особенностей сезона.

Проект «В царстве насекомых» вызван появлением большого количества насекомых весной и необходимостью внимательного отношения к ним;

Начиная работу над проектом, использую разные виды мотивации. Наиболее эффективными из них оказались следующие:

- игровые проблемные ситуации, где от лица игрового персонажа детям предлагается решить какую либо проблему. Т. о. в гости к детям приходил дедушка Ау- ка, рассказывал о предстоящих праздниках в лесу, о деревьях, растущих в лесу, но ничего не знал о том что, окружает детей на участке детского сада. Дети с удовольствием показывали и рассказывали какие деревья их окружают. Такие «провакационные» ситуации помогают педагогу выяснить степень осознанности действий ребенка, ставят ребенка в позицию «обучающего», активизируют имеющийся у детей опыт;

- оформление выставок детских творческих работ в рамках детского сада, на городских выставках;

- необходимость «выпуска» иллюстрированной книги, опровергающей традиционные взгляды на тот или иной объект, также» близко к сердцу». Так появилась книга «Сон дерева».

На этапе разработки и выполнения проекта дети при участии педагога намечают план достижения цели, способы ее реализации. Чтобы решить ту или иную проблемму, необходимо как можно больше о ней узнать, собрать всю доступную информацию.

Осуществляется поисково-познавательная творческая деятельность детей в процессе реализации проекта. Благодаря такой необходимости дети научились пользоваться энциклопедической литературой, имеющейся в группе, дома.

Информация систематизировалась, оформлялась в виде альбомов иллюстраций: «Деревья», «Насекомые», «Зимующие птицы». На этом этапе актуальным оказалось использование детьми составленных самостоятельно мнемотаблиц: «Весенние изменения в природе», «Признаки живого организма», «Насекомые», «Рыбы», «Дерево». Совместный со взрослыми процесс создания модели, а в старшем дошкольном возрасте и самостоятельный, оказывает огромное влияние на умственное развитие ребенка, а т. ж. на развитие его творческих способностей.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать самостоятельность, творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности с дошкольниками: «Что такое доброта?»

Конспект образовательной деятельности с дошкольниками: «Что такое доброта?» Цель: - познакомить детей с базовой нравственной категорией «добро»; - развивать личностные качества: рефлексия, эмпатия...

НОД в младшей группе «Зима в лесу»

НОД в младшей группе «Зима в лесу» Цель: расширение знаний детей об обитателях леса, особенностях их жизни зимой (заяц, лиса, волк...

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников Создание условий для развития способностей всех детей является одной из основных задач общенациональной системы...

Читайте также

Педагогический проект на тему: «Помощь зимующим птицам»

Педагогический проект на тему: «Помощь зимующим птицам» Экологический, исследовательско-творческий проект. Первая младшая группа № 3 «Капитошка» Среднесрочный, сроки реализации: декабрь 2022 г. – февраль...

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учётом…

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учётом ФГОС Первая смешанная дошкольная группа Месяц Период Тема недели Цель Итоговое мероприятие Сентябрь 1 неделя «День знаний» Развивать у детей...

Рекомендации по организации рабочего места во время лепки героев и…

Рекомендации по организации рабочего места во время лепки героев и декораций, фотосъёмки мультфильма из пластилина Алгоритм создания мультфильма из пластилина такой...