Экологический проект на тему «Спасем нашу Волгу»

Объяснительная записка.

Волга – одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе.

В образном восприятии русской народности Волга играет исключительную и центральную роль, это корень и стержень всего русского народа, образный идеал. Всего 60 лет назад волжская вода считалась питьевой. Теперь река Волга одна из самых грязных в России.

О проблемах реки говорят очень много. Главное, на мой взгляд, пора менять потребительское отношение к ней. Делать это надо на государственном уровне. На территории Волжского бассейна осуществляется около 60 различных федеральных, целевых и государственных научно-технических программ. Несмотря на принимаемые меры, загрязненность реки остается значительной. Академик Д.С. Лихачев говорил: «Экология не междисциплинарная наука, а проблема человеческой культуры в целом. Причины гибели биологических, экологических систем и культурных человеческих ценностей одни и те же, они в главном – в культурном уровне общества, в частности в его нравственной культуре. Без нравственной культуры никакие законы и постановления не будут действенными… Приказами отношение к природе изменить нельзя».

Мы, педагоги, должны внести свою посильную лепту. Главная наша задача - воспитание экологически грамотных и нравственно воспитанных детей. Начинать эту работу надо с детского сада. Решила поддержать инициативу Главы администрации Волгограда о проведении 2010 года как года спасения Волги. Так появился проект «Спасем нашу Волгу».

Весь проект строился на воспитании у детей чувства любви к реке Волге. Нельзя любить реку не зная о ней ничего. Вот почему главными принципами проекта стали научность и системность содержания. Не менее важен и принцип доступности, реализация которого проходит через различные игры: дидактические, настольно–печатные, подвижные.

Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологической направленности. Детям предлагается не только четкая система знаний о реке Волге, но и ставятся задачи конкретной помощи Волге, которые решаются самостоятельным путем, коллективно с группой, и с семьей. Личностное, творческое осмысление данных представлений каждым ребенком обеспечивает понимание необходимости экологически правильного отношения к природе, и к реке в частности.

Задачи проекта

- Воспитание патриотизма, любви к своей малой родине и к реке Волге;

- Воспитывать чувство сопричастности к делу спасения реки, ответственности за родную реку;  

- Формировать познавательный интерес к реке Волге;

- Формировать у детей четкие представления о реке Волге;

- Учить понимать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы в экосистеме реки;

- Обогащать словарный запас, развивать связную речь;

- Обучать творчески подходить к решению проблем;

- Формировать   осознанно-правильное отношение к природе.

 

Проект: Спасем нашу Волгу. (старший дошкольный возраст).      

Проблема:

Дети живут возле великой русской реки – Волги. А что они о ней знают? Многие, кроме названия – ничего! Некоторые даже не бывают на ней! А те, которые бывают, порой ничего не замечают, даже красоты реки. Дети не знают о ее проблемах, не задумываются о том, как наша жизнь связана с жизнью Волги. Вот почему надо познакомить детей с рекой Волгой. Узнав, они полюбят нашу реку и, по возможности, будут оберегать.

Замысел:

Познакомить детей с рекой Волгой. Знакомство обязательно должно быть активным. Дети – полноправные участники проекта. С помощью   игр, занятий, чтения художественной литературы, различных конкурсов и заданий дети узнают о своей реке очень многое, проникнутся ее проблемами.

Реализация.

Подготовительный этап:

Подбор художественной и научно-популярной литературы, иллюстраций и картин с изображением реки Волги. Изготовление дидактических игр. Продумать и написать конспекты занятий по ознакомлению детей с рекой Волгой. Составить примерный план всех мероприятий проекта «Спасем нашу Волгу» (этот план обязательно будет корректироваться в процессе работы).

Исследовательский этап:

1. Психологическая подготовка детей.

Создать радостное настроение, в основе которого – ожидание чудесных дел, занятий, различных игр; вызвать желание активно участвовать в проекте и больше узнать о реке Волге.

2 .Рассматривание вместе с детьми иллюстраций и картин с изображением реки Волги, чтение художественной литературы о Волге.

3. Проведение занятий (цикл из 6-и занятий в приложении №1).

Темы занятий:

- «Великая Волга. Волга – красавица»,

- «Волга – труженица, кормилица»,

- «Волга – поилица. Волга – водная дорога»,

- «Волга – природное сообщество»,

- «Человек и Волга»,

- «Спасем нашу Волгу».

4. Наблюдения.

Совместные наблюдения с детьми проводить нет возможности. Поэтому наблюдения проводились родителями при поездках с ребенком на Волгу и ее притоки. Для этого со всеми родителями была проведена консультация, где рассказывалось, на что надо обратить внимание детей при поездке, что пронаблюдать, как вести себя в некоторых ситуациях. В конце беседы всем родителям раздала памятки на тему: «Поездка к реке Волге» (приложение №2).. Затем ребенок рассказывал детям в группе о своей поездке к реке Волге, что он видел, делал, что ему понравилось и запомнилось, каким он со своей семьей оставил берег реки, в сравнении каким он был вначале. Всех впечатлил рассказ Кати Бармянцевой о горах мусора возле Волги сразу после съезда с моста, подкрепленный фотографией (приложение № 3). Катя вздохнула и сказала, что убрать все они не смогли, убрали только маленький «кусочек» пляжа, где отдыхали.

На выходные поехала сама и была в полном недоумении! На коротком отрезке пути я насчитала 12 мусорных свалок!

Мы, волгоградцы, долго ждали мост через Волгу. Благо? Да. Для Волги он обернулся еще одной бедой. Множество людей на машинах хлынули на тот берег. Непонятно, как можно так бездумно бросать мусор. Хочется сказать: «Люди, волгоградцы, опомнитесь! Это наш город и наша река. Здесь мы живем и отдыхаем. Где же и как будут жить наши дети и внуки»? Страшно подумать, что весной с паводком весь этот мусор будет в Волге. А ведь совсем нетрудно пустые бутылки, пакеты, обертки собрать за собой и выбросить возле своего дома в контейнер. Пусть всем, кто бросил хоть одну бумажку будет стыдно. Слышу недоумевающий голос: «А что, я бросил бутылку в целую кучу мусора. Куча то уже была». Дорогие волгоградцы, пусть каждый начнет с себя. Давайте не будем умножать мусорные кучи.

Бурно обсуждали с детьми, что делать в такой ситуации. После обсуждения решили:

  • Нужно поставить контейнеры для мусора, урны здесь не спасут.
  • Всем отдыхающим собраться вместе и убрать мусор.
  • Даже за маленькую брошенную бумажку надо брать штраф. Он должен быть весомым.
  • Нарисовать плакаты, в которых напомнить людям, что сорить нельзя.
  • Не сорить самим.
  • Оставлять после себя чистоту, даже если до вас там было грязно.

Стала по выходным выезжать в разные места на Волге. Везде, где есть люди – мусорные свалки. Идти с приезжими гостями из Краснодара через центральный парк культуры и отдыха к Волге было стыдно – уж очень много мусора валялось на всем пути! Такая же картина на Тулака, Руднева и т.д. Может, объявить городской субботник по уборке мусора на берегах? Все дети моей группы и их родители «за».

5. Плакаты.

Мы с детьми решили не оставаться в стороне. Всю неделю мы рисовали плакаты. Надо было видеть гордость детей, которые заняты делом спасения Волги! На полуватманских листах было нарисовано 4 красочных плаката, главный девиз которых: «Волга – наше богатство». В выходные дни на центральном пляже города и на берегу за мостом появились наши плакаты (приложение № 4)..

6. Письма детей.

Все дети писать умеют и поэтому писали сами. Предварительно они рассказывали, что будут писать. Честно говоря, все письма приходилось детям переписывать второй раз, - ошибок было много. Письма готовы. Кому их направить?( приложение №5).

7. Письма родителей.

Некоторые родители решили не отставать от своих детей, а поддержать их, и тоже написали письма, в которых звучит любовь к нашей реке, тревога за ее состояние, и предлагаются некоторые пути оздоровления Волги (приложение № 6).

8. Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры, по сложившейся в нашей группе традиции, мы делаем сами, вместе с детьми. Игры, сделанные своими руками с активным участием самих детей, наиболее любимы и заигрываются, в прямом смысле слова, до дыр. Вначале вместе с детьми обсудили, какие игры о реке Волге можно сделать. Выбрали наиболее интересные идеи. Общим голосованием решили, какую игру будем делать. Совместно придумали название игры, сюжет, правила. У детей столько творческих идей, такая фантазия, что трудность состоит в выборе одной игры из многообразия предлагаемых. Так появилась игра «Путешествие по Волге». Благодаря этой игре, дети с легкостью запомнили, откуда Волга берет начало, куда впадает, ее наиболее известные притоки и крупные города возле реки.

Позднее была придумана и сделана еще одна игра «Караси и щука».

9. Дидактические игры:

- «Хорошо – плохо», назвать, что в отношениях людей к реке Волге хорошо, а что плохо;

- «Мозаика», взять две картинки с изображением реки Волги, одну разрезать на 8-12 частей, а по другой картинке (образец) собрать ее;

- «Найди отличия», у двух, на первый взгляд одинаковых пейзажей реки Волги найти 5 – 10 различий;

- «Что неправильно нарисовал художник?», найти ошибки, которые допустил художник при рисовании обитателей реки Волги;

- «Четвертый лишний», взять три картинки с изображением волжских рыб и одну, например, морскую;

- «Расшифруй волжских рыб», прочесть по первым буквам слов или названий картинок название рыбы, например, взять картинки с изображением ножниц, арбуза, лимона, иголки, мяча. Сложим первые буквы, прочтем – налим.

Любой воспитатель при желании сможет придумать немало своих игр.

10. Лабиринты:

- «Помоги ершу и красноперке спрятаться в зарослях»;

- «Покорми карасика»;

11. Ребусы о волжских рыбах (авторские).

Дети с удовольствием разгадывают несложные ребусы, получив в итоге названия волжских рыб

12. Кроссворды о волжских рыбах (авторские).

На первом этапе кроссворды с картинками, изображающих рыб, затем без картинок

13. Подвижные игры:

- «Рыбы». После первой команды: «День», - все «рыбы» (дети) плавают; после второй – «Опасность», - замирают; третьей - «Ночь» - присаживаются на корточки и «засыпают».

- «Рыбки плавают в водице». В группе раскладываются небольшие обручи, на улице рисуются круги - это домики для рыб, их должно быть меньше на один, чем количество детей. Читаю стихотворение – рыбки плавают, на слове «поймать» плывут к своим домикам.

- Рыбки плавают в водице, рыбкам весело играть.

Рыбки, рыбки, озорницы, я хочу вас всех поймать.

Ребенок, не успевающий занять домик, становится водящим.

14. Живые обитатели реки Волги из Красной книги (обзорное знакомство с рассматриванием иллюстраций и показом части фильма на ДВД из «Красной книги Волгоградской области. Животные. Растения. Фотогалерея.»).

15. Пословицы и поговорки о реке Волге.

Крылатая народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках. Они украшают речь, придают ей наглядность, делают видимым то, о чем идет разговор. Приучать детей использовать эти пословицы и поговорки в своей речи, и при описании реки (приложение № 7).

16. Конкурс художников.

Объявить заранее об этом конкурсе. Это может быть и рисование по памяти, и по своим прошлым зарисовкам, и срисовывание с иллюстраций картин. Продумать и обговорить с каждым ребенком индивидуально композицию рисунка. Предложить на выбор ребенка различные материалы: гуашь, акварель, пастель.

Во время конкурса создать у детей настроение праздника, включить тихую классическую музыку, например Моцарта.

Оценка работ. Всем детям раздать по одной звездочке, которую он кладет возле лучшей на его взгляд картины. Пригласить для оценки ребят параллельной группы. Троих-пятерых детей, чьи работы набрали большее количество звездочек, наградить «медалями» - «Лучший художник».

Лучшие рисунки детей украсили группу – оформлена выставка, на которую приглашены все желающие детского сада. По-моему пришли дети со всех групп, даже ясельных.

Результат.

Проект закончен. Работать было интересно и детям, и воспитателям, и даже родителям. Сколько было поисков сведений о Волге в различных энциклопедиях и интернете. Сколько рисунков, игр, заданий! Была удивлена, как активно и с удовольствием родители вместе с детьми писали письма. Сколько боли в словах родителей за нашу Волгу. Сколько рассказов об уборке тех местечек на Волге, где любят с семьями отдыхать. Надеюсь, что эти дети никогда не нанесут вреда нашей Волге, никогда не бросят бумажку и не позволят это сделать тем, кто рядом. Слова в письме Полины Матвеевой «…вырасту и спасу Волгу» должны стать для нас, взрослых, стимулом к действию. Давайте вместе спасать Волгу! Каждый волжанин должен внести свой посильный вклад в дело спасения реки. Впору выпустить плакат: А что сделал ты для спасения Волги? Чиновники, директора заводов, волжане! От нас зависит завтрашний день Волги. Не допустите ее гибели!

 

Список литературы.  

1. Акишин А.С. Природно-ресурсный потенциал России и Волгоградской области: состояние управления и перспективы: уч. пособие. Волгоград, 2006 -336 с.

2. Альманах-2002 (сборник статей) // Волгоградский отдел международных академ. науч. открытий и изобретений «ВОРАЕН». Волгоград, изд-во ВолГУ, 2002-224 с.

3. Проблемы охраны производственной и окружающей среды: материалы научно-практической конференции г. Волгограда, Волгоград, 2000 г-с101--108.

4. Составители Мартынова А.Н., Митрофанова В.В. «Пословицы, поговорки, загадки», «Современник» Москва 1986

 Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь .

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (математическому развитию)…

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (математическому развитию) на тему «В гостях у жителей Фиолетового леса» (Для детей средней группы) Цель: создание...

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами…

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами театрализации) «Семья – мой мир» Включается тихая спокойная музыка, на экран...

Экологический проект «Моя Югра – моя планета!»

Экологический проект «Моя Югра – моя планета!» Средний дошкольный возраст

Читайте также

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования…

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования и физкультуры в старшей группе «Юные защитники леса» Задачи: Познавательное развитие: развивать умение анализировать экологическую...

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем…

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»

Методическая разработка план-программы информационно-развивающего пространства ДОУ «Петербургская гостиная»

Методическая разработка план-программы информационно-развивающего пространства ДОУ «Петербургская гостиная»