Экологический проект «Зеленая аптека»

Руководитель проекта: Головина Татьяна Григорьевна, учитель-логопед.
Участники проекта: воспитатель логопедической группы Яковлева Елена Ивановна, воспитатель логопедической группы Прокофьева Татьяна Робертовна, дети логопедической группы «Воробушки», их родители.

Срок реализации проекта: января – сентябрь 2012 год.

Описание проекта.

Актуальность. Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Нашу логопедическую группу посещаю дети, у которых помимо речевых проблем наблюдаются проблемы заболевание ЦНС (дети утомляемы, истощаемы), часто болеющие дети. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильного сбора. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Зеленая аптека»

Цель проекта :

Создание условий для ознакомления детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровления организма.

Задачи проекта:

1. Сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

2. Формировать умения проявлять познавательную и продуктивную инициативу.

3. Развивать мышления,

4. Развивать все виды речи детей.

5. Развивать любознательность, наблюдательность,

6. Развивать навыки моделирования и экспериментирования.

7.Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе.

Гипотеза: Воспитанники логопедической группы, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут, бережнее к ним относится, возникнет мотивация к оздоровлению собственного организма силами природы. У родителей возникнет потребность к созданию в среде, окружающей ребенка условий для выращивание лекарственных растений.

Ожидаемый результат:

1. сформированные знания о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости.

2. навыки использования этих растений в лечебных целях,

3. умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.

4. бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека

Продолжительность проекта – 9 месяцев (с января по сентябрь). Этот период разбит на этапы по содержанию и характеру деятельности участников.

Объект исследование.

Какие полезные растения растут вокруг нас (комнатные растения, растения в огороде, в лесу, на участке в детском саду) . Рост и развитие лука, календулы. Как влияет употребление лука и чеснока и настой шиповника в зимний период на организм человека.

Работа над проектом началась с модели трех вопросов:

1. что мы знаем, что хотим узнать, где это можно узнать?

2. Что мы знаем? («Щавель люди едят, чтоб быть сильными», «В луке много витаминов». «Мне мама говорила, что лопухом можно остановить кровь».)

3.Что хотели бы узнать («Какие растения помогают, чтоб глазки хорошо видели», «Зачем мама меня заставляет есть малину или клюкву когда я болею», «как зимой можно вырастить лук», «Как можно есть семена шиповника».

Была проведена диагностикауровня развития детей в рамках проекта      

«Зеленая аптека»

Результаты следующие:

1.Имеет представление о лекарственных растениях, умеет различать и называть их.-10%

2. Знает простейшие способы использования некоторых растений для лечения человека.-10%

3. Знает названия и различает комнатные растения- 15%

4. Охотно выполняет поручения по уходу за растениями, помогает при пересадке.-0%.

5. Проявляет чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья-0%

6. Охотно участвует в коллективной деятельности по проекту-50%

7. Стремится к самостоятельному разрешению поставленной проблемы.-35%

Нами были применены следующие методы исследования.

1. Наблюдение (в повседневной жизни и был организован цикл наблюдений за луком и календулой в разные отрезки времени). Наблюдение было направлено на познание и практическое преобразование (осмотре объектов, заполнение дневников наблюдения)

2. Словесный метод (Чтение книг по нашей тематике)

3. Непосредственно образовательная деятельность

4. Совместная практическая деятельность (воспитатель - дети, воспитатель-родители-дети, родитель -дети)

Работа проводилась в три этапа.

1 этап. Подготовительный

Мы знакомились с темой, выделили её актуальность, спланировали т деятельность, распределили обязанности.

2 этап. Практический этап

Дети проводили опыты, эксперименты.

3 этап Аналитический этап, заключительный

Результаты экспериментов фиксировали в календаре – наблюдения.

Совместно с родителями был выпущен «Сборник лекарственных растений», включающий в себя народные рецепты, фотоматериалы, рисунки, рассказы, сказки, стихи о лекарственных растениях, выращенных на огороде.

Организационные формы работы над проектом.

 

Мероприятия

Ответственный

Сроки

Подготовительный этап январь2012 г.

 

 

 

 

Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки

Логопед, воспитатели группы , родители

Январь-февраль 2012

 

Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зеленая аптека».

Воспитатели логопед, группы,

Январь 2012 год

 

Приобретение необходимого оборудования, семян

Родительский комитет группы

Март-апрель 2012

 

Трудовая деятельность-полив цветников

Воспитатели групп

В течение всего проекта в летний период

 

Экскурсии в лес, прогулки по экологической тропе.

Воспитатели группы,

Апрель- май 2012

Деятельностный этап (май 2012 г. – август 2012 г.)

 

 

 

 

Посадка лука в горшочки

Воспитатели группы,

Январь-апрель 2012

 

Посадка семян и рассады

Воспитатели группы

май 2012г

 

Опытно-экспериментальная деятельность:«Строение растений» «Размножение, рост, развитие календулы, лука». «Как заварить целебный чай»

Воспитатели логопед, группы,

В течение всего проекта

 

Ведение дневника наблюдений.

Воспитатели группы, родители

В течение всего проекта

 

Экскурсии по экологической тропе, в лес

Воспитатели группы

Май

сентябрь

 

Занятия с детьми:«Зелёная аптека»,«комнатные лекарственные растения»,«Лекарственные растения». Тематическое занятие «В мире лекарственных растений»

2.Занятие - сказка «Старый подорожник».

3.Занятие «В гостях у доктора Айболита».

4.Занятие - экскурсия: «Где растет черника?»

Воспитатели, логопед группы

Февраль-май,

август 2012

 

Сочинение сказок, загадок, рассказов о лекарственных растениях

Логопед, воспитатели группы , родители

Апрель 2012

 

Оформление гербария лекарственных трав

родители

Август 2012

 

Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «узнай по запаху», «От какого растения часть?»

 

 

 

Выпуск плаката с рекомендациями по применению лекарственных растений

Родители, дети

Август 2012 год

 

Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях

 

 

 

 

 

 

Заключительный этап сентябрь 2012г.)

Оформление совместного альбома детских работ «Зеленая аптека »

 

 

 

Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители)

Логопед, воспитатели группы

Сентябрь 2012 год

 

Подведение итогов реализации проекта.

 

 

Форма проведения презентации – праздник – КВН «Знатоки лекарственных трав»

Результаты исследования:

1. Выпущены совместный альбом « Зеленая аптека»

2. Мы узнали, как растет и развивается календула и лук.

3. Мы сделали вывод, что если употреблять в зимний период лук, чеснок, пить чай с шиповника то мы станем меньше болеть.

Обсуждение результатов.

Дети получили знания по всем интересующим их вопросам.

Сравнив   полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружаю нас и в помещении и на улице мы решили продолжить работу с детьми 2 года обучения по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений) и разработать эскизы участка «Зеленая аптека» в нашем детском саду, вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.

Выводы:

1. Узнали, как растет и развивается календула и лук.

2. Мы сделали вывод, что если употреблять в зимний период лук, чеснок, пить чай с шиповника то мы станем меньше болеть.

3. Полезные растения нас окружают дома, в садике, в лесу , на огороде и научились ими пользоваться.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Комнатные…

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Комнатные растения» (для детей подготовительной группы) Цель: уточнить и расширить представлений детей о комнатных...

Дидактические игры по математике

Дидактические игры по математике «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое...

Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Создание…

Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Создание мультфильма» (3 встречи)

Читайте также

Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей…

Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей среднего дошкольного возраста» Цель:  - повышение педагогической грамотности родителей о процессе подготовки...

Проект в подготовительной к школе группе «Капелька» «Мы тоже имеем…

Проект в подготовительной к школе группе «Капелька» «Мы тоже имеем права» Актуальность реализации проекта: «Я имею право быть черным и белым. Я имею...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...