Групповой проект «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и упражнений с предметами»

Информационная карта проекта

Место проведения проекта – МАДОУ детский сад «Солнышко»

Название проекта – «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и упражнений с предметами»

Автор проекта: Ляпина О.В., Кудряшова Т.А.

Срок реализации: сентябрь 2022 – май 2023.

Участники проекта: воспитатели, помощник воспитателя, дети, родители.

Возраст детей: 2 - 3 года.

Вид проекта: групповой.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познание.

Актуальность: Ребёнок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве.

Ранний возраст - наиболее благоприятен для развития органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание в этом возрасте считается одной из основных сторон дошкольного воспитания

Ранний возраст - «золотая пора сенсорного воспитания» Н.М. Щелованов.

Цель проекта: развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений с предметами.

Задачи проекта:

  • создавать условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира;
  • поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними;
  • обеспечить накопление представлений о цвете, форме, величине предметов;
  • повышение педагогической и коммуникативной компетенции родителей в формировании сенсорной культуры детей раннего возраста.

Особенности сенсорного развития в раннем возрасте:

  • складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам;
  • возникают представления о свойствах предметов;
  • освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности;
  • развитие фонематического слуха, необходимого для общения со взрослым, приводят к восприятию всех звуков родного языка. 
  • поскольку эталонная система включает в себя основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий), а также черный и белый,
  • пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал),
  • три величины (большая, средняя, маленькая), то целесообразно в первую очередь формировать у ребенка представления именно об этих формах, цветовых тонах, величинах. 

Реализация проекта

1 этап – подготовительный (стартовый)

Изучение методической литературы; наблюдение за детьми; анкетирование родителей; анализ предметно-развивающей среды; комплексно-тематическое планирование по всем видам деятельности.

Программно-методическое обеспечение:

  • Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования

«От рождения до школы».

  • Пособие для педагогов ДОУ Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности».

Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка раннего возраста».

  • Сенсорные способности малыша – Э.Г. Пилюгина; Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет – Л.Н. Павлова.

2 этап – основной (формирующий)

Организация предметно-развивающей среды в группе:

  • Обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания (ориентировка с цветом, формой, величиной, звуковым анализом речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства.
  • Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей.
  • Ориентировка в окружающей действительности с целью получения обобщенных знаний о свойствах и качествах предметов и явлений.
  • Формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах предметов, являясь основой – эталонами обследования любого предмета.

Формы и методы работы с детьми:

  • Игры рядом.
  • Упражнения.
  • ООД.
  • Практические действия с предметом.
  • Обследование предмета.
  • Проблемная ситуация.
  • Игры-вкладыши.
  • Дидактическая игра.
  • Индивидуальная работа.

Принципы успешного формирования у детей раннего возраста сенсорных эталонов:

  • планомерная систематическая работа взрослого;
  • все занятия и другие виды продуктивной деятельности строятся:
  • простого к сложному;
  • с учетом предыдущего опыта детей;
  • с учетом возрастных особенностей каждого ребенка;
  • с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Взаимодействие с родителями:

  • День открытых дверей.
  • Информация в родительском уголке.
  • Родительское собрание.
  • Индивидуальная работа.
  • Консультации.
  • Семейный клуб.
  • Общение на сайте ДОУ.
  • Тренинги.
  • Семинары.
  • Мастер-классы.

Взаимодействие с педагогами детского сада:

  • День открытых дверей.
  • Взаимопосещения.
  • Консультации.
  • Педагогический совет.
  • Общение на сайте ДОУ.
  • Тренинги.
  • Семинары.
  • Мастер-классы.

3 этап – заключительный (итоговый, аналитический), промежуточный

  • итоговая диагностика (наблюдение за детьми);
  • эффективность комплексно-тематического планирования по всем видам детской деятельности;
  • результаты анкетирования родителей;
  • анализ обновленной предметно-развивающей среды

Планируемые результаты проекта:

  • дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам, рассматривает, обследует предметы, по разному действует с ними по предложению взрослого или по собственной инициативе;
  • многие дети умеют различать и называть согласно сенсорным эталонам цвет, форму, величину предметов;
  • дети понимает слова, обозначающие свойства предметов, пытаются использовать их в своей речи;
  • в совместной с педагогом познавательной деятельности переживают чувство удивления, радости познания мира.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Осень золотая» во второй младшей группе

Проект «Осень золотая» во второй младшей группе Длительность проекта: краткосрочный. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Сроки реализации: с 20.09.2020 - 30.09.2020г Цель проекта: - формировать обобщённые представления об осени как...

Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития ребёнка

Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития ребёнка Развитие чувства ритма - это одна из главных задач, которая ставится...

Сценарий выпускного праздника «Идём учиться»

Сценарий выпускного праздника «Идём учиться» Вед: Дорогие родители, уважаемые гости! Наши воспитанники заканчивают своё пребывание в детском саду. Сегодня мы с гордостью...

Читайте также

Сценарий праздника «День мамы» для средней группы

Сценарий праздника «День мамы» для средней группы Звучит музыка. Нарядные дети входят в зал, встают около стульев. Ведущая: Сегодня, друзья, самый нежный и...

Занятие по рисованию в группе раннего возраста «Снег идет»

Занятие по рисованию в группе раннего возраста «Снег идет» Цель: учим детей рисовать красками, правильно держать кисточку, закрепляем знания цветов, воспитываем интерес...

Сценарий развлечения в детском саду «Пасхальный перезвон»

Сценарий развлечения в детском саду «Пасхальный перезвон» Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры Задачи: 1. Воспитывать любовь и уважение к своему русскому...