Групповой проект «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и упражнений с предметами»
Информационная карта проекта
Место проведения проекта – МАДОУ детский сад «Солнышко»
Название проекта – «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и упражнений с предметами»
Автор проекта: Ляпина О.В., Кудряшова Т.А.
Срок реализации: сентябрь 2022 – май 2023.
Участники проекта: воспитатели, помощник воспитателя, дети, родители.
Возраст детей: 2 - 3 года.
Вид проекта: групповой.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познание.
Актуальность: Ребёнок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве.
Ранний возраст - наиболее благоприятен для развития органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание в этом возрасте считается одной из основных сторон дошкольного воспитания
Ранний возраст - «золотая пора сенсорного воспитания» Н.М. Щелованов.
Цель проекта: развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений с предметами.
Задачи проекта:
- создавать условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира;
- поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними;
- обеспечить накопление представлений о цвете, форме, величине предметов;
- повышение педагогической и коммуникативной компетенции родителей в формировании сенсорной культуры детей раннего возраста.
Особенности сенсорного развития в раннем возрасте:
- складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам;
- возникают представления о свойствах предметов;
- освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности;
- развитие фонематического слуха, необходимого для общения со взрослым, приводят к восприятию всех звуков родного языка.
- поскольку эталонная система включает в себя основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий), а также черный и белый,
- пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал),
- три величины (большая, средняя, маленькая), то целесообразно в первую очередь формировать у ребенка представления именно об этих формах, цветовых тонах, величинах.
Реализация проекта
1 этап – подготовительный (стартовый)
Изучение методической литературы; наблюдение за детьми; анкетирование родителей; анализ предметно-развивающей среды; комплексно-тематическое планирование по всем видам деятельности.
Программно-методическое обеспечение:
- Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования
«От рождения до школы».
- Пособие для педагогов ДОУ Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности».
Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка раннего возраста».
- Сенсорные способности малыша – Э.Г. Пилюгина; Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет – Л.Н. Павлова.
2 этап – основной (формирующий)
Организация предметно-развивающей среды в группе:
- Обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания (ориентировка с цветом, формой, величиной, звуковым анализом речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства.
- Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей.
- Ориентировка в окружающей действительности с целью получения обобщенных знаний о свойствах и качествах предметов и явлений.
- Формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах предметов, являясь основой – эталонами обследования любого предмета.
Формы и методы работы с детьми:
- Игры рядом.
- Упражнения.
- ООД.
- Практические действия с предметом.
- Обследование предмета.
- Проблемная ситуация.
- Игры-вкладыши.
- Дидактическая игра.
- Индивидуальная работа.
Принципы успешного формирования у детей раннего возраста сенсорных эталонов:
- планомерная систематическая работа взрослого;
- все занятия и другие виды продуктивной деятельности строятся:
- простого к сложному;
- с учетом предыдущего опыта детей;
- с учетом возрастных особенностей каждого ребенка;
- с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Взаимодействие с родителями:
- День открытых дверей.
- Информация в родительском уголке.
- Родительское собрание.
- Индивидуальная работа.
- Консультации.
- Семейный клуб.
- Общение на сайте ДОУ.
- Тренинги.
- Семинары.
- Мастер-классы.
Взаимодействие с педагогами детского сада:
- День открытых дверей.
- Взаимопосещения.
- Консультации.
- Педагогический совет.
- Общение на сайте ДОУ.
- Тренинги.
- Семинары.
- Мастер-классы.
3 этап – заключительный (итоговый, аналитический), промежуточный
- итоговая диагностика (наблюдение за детьми);
- эффективность комплексно-тематического планирования по всем видам детской деятельности;
- результаты анкетирования родителей;
- анализ обновленной предметно-развивающей среды
Планируемые результаты проекта:
- дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам, рассматривает, обследует предметы, по разному действует с ними по предложению взрослого или по собственной инициативе;
- многие дети умеют различать и называть согласно сенсорным эталонам цвет, форму, величину предметов;
- дети понимает слова, обозначающие свойства предметов, пытаются использовать их в своей речи;
- в совместной с педагогом познавательной деятельности переживают чувство удивления, радости познания мира.
Читайте также |
---|
Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла…
Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла Маша в гостях у ребят» Цель: закрепление в простой наглядно – действенной...
Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста (1,5 – 2…

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста (1,5 – 2 лет) ко дню Матери: «Цветы для мамы!» Цель: Формировать у детей умение выражать любовь...
Воспитание литературой. Как развить у дошкольника интерес к книгам
Воспитание литературой. Как развить у дошкольника интерес к книгам Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни...