Групповой проект «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и упражнений с предметами»

Информационная карта проекта

Место проведения проекта – МАДОУ детский сад «Солнышко»

Название проекта – «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и упражнений с предметами»

Автор проекта: Ляпина О.В., Кудряшова Т.А.

Срок реализации: сентябрь 2022 – май 2023.

Участники проекта: воспитатели, помощник воспитателя, дети, родители.

Возраст детей: 2 - 3 года.

Вид проекта: групповой.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познание.

Актуальность: Ребёнок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве.

Ранний возраст - наиболее благоприятен для развития органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание в этом возрасте считается одной из основных сторон дошкольного воспитания

Ранний возраст - «золотая пора сенсорного воспитания» Н.М. Щелованов.

Цель проекта: развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений с предметами.

Задачи проекта:

  • создавать условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира;
  • поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними;
  • обеспечить накопление представлений о цвете, форме, величине предметов;
  • повышение педагогической и коммуникативной компетенции родителей в формировании сенсорной культуры детей раннего возраста.

Особенности сенсорного развития в раннем возрасте:

  • складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам;
  • возникают представления о свойствах предметов;
  • освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности;
  • развитие фонематического слуха, необходимого для общения со взрослым, приводят к восприятию всех звуков родного языка. 
  • поскольку эталонная система включает в себя основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий), а также черный и белый,
  • пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал),
  • три величины (большая, средняя, маленькая), то целесообразно в первую очередь формировать у ребенка представления именно об этих формах, цветовых тонах, величинах. 

Реализация проекта

1 этап – подготовительный (стартовый)

Изучение методической литературы; наблюдение за детьми; анкетирование родителей; анализ предметно-развивающей среды; комплексно-тематическое планирование по всем видам деятельности.

Программно-методическое обеспечение:

  • Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования

«От рождения до школы».

  • Пособие для педагогов ДОУ Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности».

Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка раннего возраста».

  • Сенсорные способности малыша – Э.Г. Пилюгина; Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет – Л.Н. Павлова.

2 этап – основной (формирующий)

Организация предметно-развивающей среды в группе:

  • Обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания (ориентировка с цветом, формой, величиной, звуковым анализом речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства.
  • Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей.
  • Ориентировка в окружающей действительности с целью получения обобщенных знаний о свойствах и качествах предметов и явлений.
  • Формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах предметов, являясь основой – эталонами обследования любого предмета.

Формы и методы работы с детьми:

  • Игры рядом.
  • Упражнения.
  • ООД.
  • Практические действия с предметом.
  • Обследование предмета.
  • Проблемная ситуация.
  • Игры-вкладыши.
  • Дидактическая игра.
  • Индивидуальная работа.

Принципы успешного формирования у детей раннего возраста сенсорных эталонов:

  • планомерная систематическая работа взрослого;
  • все занятия и другие виды продуктивной деятельности строятся:
  • простого к сложному;
  • с учетом предыдущего опыта детей;
  • с учетом возрастных особенностей каждого ребенка;
  • с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Взаимодействие с родителями:

  • День открытых дверей.
  • Информация в родительском уголке.
  • Родительское собрание.
  • Индивидуальная работа.
  • Консультации.
  • Семейный клуб.
  • Общение на сайте ДОУ.
  • Тренинги.
  • Семинары.
  • Мастер-классы.

Взаимодействие с педагогами детского сада:

  • День открытых дверей.
  • Взаимопосещения.
  • Консультации.
  • Педагогический совет.
  • Общение на сайте ДОУ.
  • Тренинги.
  • Семинары.
  • Мастер-классы.

3 этап – заключительный (итоговый, аналитический), промежуточный

  • итоговая диагностика (наблюдение за детьми);
  • эффективность комплексно-тематического планирования по всем видам детской деятельности;
  • результаты анкетирования родителей;
  • анализ обновленной предметно-развивающей среды

Планируемые результаты проекта:

  • дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам, рассматривает, обследует предметы, по разному действует с ними по предложению взрослого или по собственной инициативе;
  • многие дети умеют различать и называть согласно сенсорным эталонам цвет, форму, величину предметов;
  • дети понимает слова, обозначающие свойства предметов, пытаются использовать их в своей речи;
  • в совместной с педагогом познавательной деятельности переживают чувство удивления, радости познания мира.


Новые публикации

«День защиты детей»

«День защиты детей» Дети выстраиваются по периметру площадки. Вед: Ой, как много нас здесь собралось. А зачем, знаете? Нам сейчас ребята расскажут! Читают...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой…

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой психического развития по изобразительной деятельности. Рисование на тему «Бабочка» Образовательная область:...

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий Совершенствование современной методики развития детей дошкольного возраста в области речевого развития (по...

Читайте также

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла…

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла Маша в гостях у ребят» Цель: закрепление в простой наглядно – действенной...

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста (1,5 – 2…

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста (1,5 – 2 лет) ко дню Матери: «Цветы для мамы!» Цель: Формировать у детей умение выражать любовь...

Воспитание литературой. Как развить у дошкольника интерес к книгам

Воспитание литературой. Как развить у дошкольника интерес к книгам Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни...

Читайте также

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей...

НОД «Красный, зеленый, желтый»

НОД «Красный, зеленый, желтый» Цель: Формирование у детей представлений о дорожных знаках. Задачи: 1) расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора, дорожных...

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети…

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет«Мой город, моя улица. Майские праздники»





В блогах

«Я – исследователь!» Проект «Зачем автомобилю бампер?»

Актуальность. В современном мире нас окружает множество автомобилей. Они помогают нам передвигаться в повседневной жизни. Когда я вырасту, у меня тоже будет автомобиль. Каждый день меня папа возит в детский сад, или мы всей семьей ездим за продуктами в магазин...

Конспект игровой деятельности с использованием развивающих игр для детей подготовительной к школе группы «Город Мастеров»  

Конспект игровой деятельности с использованием развивающих игр для детей подготовительной к школе группы «Город Мастеров»   Программное содержание: - продолжать учить детей «читать» карточки- символы, подбирать в соответствии с ними геометрические фигуры; -развивать воображение и творческое мышление у детей; -формировать...

Развлечение в первой младшей группе "1июня - День защиты детей"

«1 июня - День защиты детей» Цель:  создание благоприятной праздничной атмосферы, положительного эмоционального фона общения детей со сверстниками, условий для развития двигательной активности детей. Задачи:  продолжать знакомство детей с признаками времени года «Лето»; формирование здорового образа жизни; развивать речь, внимание...

Исследовательский проект в старшей группе " Как сохранить яблоки?"

Введение. Мы с Аней очень любим яблоки. Мы знаем, что их любят многие дети и взрослые. Эти фрукты растут в наших садах. Яблоки вкусные, сладкие, ароматные, в них много витамин. Однажды мы принесли в детский сад яблоки, Но яблоки у...