Педагогический проект на тему: «Помощь зимующим птицам»

Экологический, исследовательско-творческий проект.

Первая младшая группа № 3 «Капитошка»

Среднесрочный, сроки реализации: декабрь 2022 г. – февраль 2023 г.

Паспорт проекта:

Наименование проекта Помощь зимующим птицам
Образовательная область Познавательное развитие
Актуальность проекта В холодное время года перед зимующими птицами встаёт жизненно важный вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше и потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
В результате познавательной деятельности дети получают информацию о том, как помочь птицам в сложный зимний период перезимовать, не погибнуть от голода, учатся бережно относиться к птицам.
В современном мире проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный путь развития. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, сравнивать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе – словом, развивать познавательные способности. Поэтому, участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах, как им помочь пережить голодную и холодную зиму; расширить словарный запас, творческие способности, наблюдательность, внимание.
Вид проекта Познавательно - исследовательский, творческий, групповой, среднесрочный
Продукт проекта Документ в формате «Word», эко кормушки, Лэпбук, традиционные кормушки.
Цель Формировать и систематизировать знания детей о зимующих птицах, формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах.
Задачи Для работы с детьми:
1.Дать первоначальные представления о зимующих птицах,
2.Познакомить детей с разными видами корма,
3.Развивать наблюдательность у детей,
4.Воспитывать бережное отношение к птицам.
Для работы с родителями:
формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, родителями и детьми;
Для педагога:
1.овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства,
2. сформировать предметно-развивающую среду для проекта,
3. оказывать воспитанникам помощь в поиске нужных знаний.
Участники проекта Дети 1 младшей группы, воспитатели, родители
Ресурсы Книжный, интернет, видео, наглядный материал, дидактический материал
Формы реализации Наблюдения, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки по территории ДОУ, оформление коллективных работ, наглядные информационные материалы.
Оборудование и материалы Корм для птиц (семечки, пшеница, сало, просо), ветки, веревочки, краски, цветная бумага, пластилин, тематическая береза
Срок реализации 01.12.2022-28.02.2023 (среднесрочный)
Этапы реализации Подготовительный (01.12-14.12.2022) 1.Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
2.Подбор методической, научно—популярной и художественной литературы, иллюстрированного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения практической работы.
3.Составление плана работы над проектом.
Основной (продуктивный) (15.12-14.02.2023) Наблюдение за птицами, беседы с детьми о птицах,
Образовательная деятельность,
Информация для родителей по теме проекта,
Организация выставок, развлечений по теме проекта,
Различные виды изобразительной деятельности по экологии, коллективные работы,
Работа с дидактическим материалом по теме проекта,
Интеллектуальная викторина про зимующих птиц.
Заключительный (15.02-28.02.2023) Изготовление кормушек, эко кормушек, развешивание их на окне уголка природы и на территории детского сада.
Основные мероприятия 1. Познавательные занятия по изучению птиц и видов их питания,
2.Цикл практических мероприятий в помощь зимующим птицам.
Ожидаемые результаты Для детей:
1.Появление интереса к живой природе через сформированное представление о зимующих птицах,
2.Приобщение к посильной помощи птицам зимой,
3.Расширение представлений об окружающем мире.
Для родителей:
1.Укрепление детско-родительских отношений,
2.Активное сотрудничество с ДОУ.
Для педагогов:
1.повышение профессионализма,
2. внедрение проектной деятельности в работу с детьми и родителями.

Содержание подготовительного этапа.

  1. Определение темы проекта;
  2. Формулировка цели и задач проекта;
  3. Подборка материала по теме проекта (литература, наглядный материал, дидактические и сюжетные игры, физкультминутки, фотографии, корм для птиц, тематическая берёза);
  4. Составление плана основного этапа.

Содержание основного (продуктивного) этапа.

Декабрь:

Познавательное развитие:

Ознакомление с окружающим миром -наблюдение за зимующими птицами,

Рассматривание иллюстраций, картинок птиц.

Наблюдения, экспериментальная деятельность:

«Птичий корм» (просо, семечки, пшеница).

Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга.

Речевое развитие:

Разучивание пальчиковой гимнастики «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают/ разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (На каждое название птицы

Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек!

Чтение художественной литературы.

Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин «Птицы под снегом», сказка Г. Скребицкий «Появились синички».

Социально—коммуникативное развитие:

Игровая деятельность.

Подвижная игра «Автомобиль и воробышки».

Цель: развивать слуховые качества, двигательную активность, умение выполнять правила игры.

Трудовая деятельность:

Оформление «Птичьи закрома» (см. приложение №1)

Художественно-эстетическое развитие:

Продуктивная деятельность.

 Рисование «Семечки подсолнуха» (см. приложение №2)

Цель: дать представление о семенах подсолнечника.

Работа с родителями:

Поделки зимующих птиц для тематической березы в группе (см. приложение №3)

Январь:

Познавательное развитие:

Беседы: «Необходимые условия для жизни птиц зимой».

Наблюдения, экспериментальная деятельность:

Наблюдение за кормушкой для пернатых на окне группы (см. приложение №4)

Цель: дать представление о необходимости помогать птицам в зимний период.

Речевое развитие:

Чтение художественной литературы:

М. Горький «Воробьишко», К. Паустовский «Растрепанный воробей».

Социально—коммуникативное развитие:

Игровая деятельность.

Лэпбук «Поможем птицам зимой» (см. приложение №5)

Трудовая деятельность:

Пополнение кормушек на уличном участке кормом.

Художественно-эстетическое развитие:

Продуктивная деятельность.

Аппликация «Снегирь и синичка» (см. приложение №6)

Цель: закрепить представление о внешнем виде зимующих птиц.

Рисование «Ягоды рябины» (см. приложение №7)

Цель: развитие мелкой моторики детей, формирование представления о природном корме для птиц зимой.

Работа с родителями:

Пополнение ПРС участка группы кормушками для птиц (см. приложение №8)

Февраль:

Познавательное развитие:

Беседа: «Чем можно и нельзя кормить зимующих птиц» (см. приложение №9)

Наблюдения, экспериментальная деятельность:

Наблюдение за птицами в кормушке, наполненной кормом (см. приложение №10).

Речевое развитие:

Чтение художественной литературы.

Стихи А. Барто «Синица», «Снегирь», С. Маршак «Где обедал воробей», А. Яшин «Покормите птиц».

Социально—коммуникативное развитие:

Игровая деятельность.

Викторина «Поможем птицам зимой» (см. приложение №11)

Цель: закрепить общие представления о питании птиц в зимний период.

Трудовая деятельность:

Эко кормушки.

Цель: закрепление представлений о разнообразии корма для птиц и экологической форме его подачи (см. приложение №12)

Художественно-эстетическое развитие:

Продуктивная деятельность.

Коллективная аппликация «Птичья столовая» (см. приложение №13).

Цель: закрепить представление о способе подачи птицам корма.

Развешивание эко кормушек на территории детского сада.

Цель: воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к птицам, желание помочь птицам пережить холодную и голодную зиму.

Работа с родителями:

Пополнение кормушек кормом.

Результаты проекта.

На протяжении проекта был оформлен уголок «Птичья столовая» на окне группы с подвесной эко кормушкой, они же развешаны на территории детского сада. Также на территории ДОО развешаны деревянные кормушки. Дети получили представление о внешнем виде зимующих птиц, их образе жизни и о том, как можно помочь птицам в холодное время года. Научились заботиться о пернатых - периодически пополнять кормушку кормом, сделали сами эко кормушки. Дети стали внимательнее бережнее относиться к птицам. К проекту были привлечены родители воспитанников – сбор материалов (семечки, пшеница, просо, кормушки), декоративные птички в группу, беседы с детьми дома по теме проекта. Все участники проекта получили положительные эмоции от проделанной работы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника На сегодняшний день, ведущим параметром развития личности ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности...

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования…

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования и физкультуры в старшей группе «Юные защитники леса» Задачи: Познавательное развитие: развивать умение анализировать экологическую...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и…

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и их значение» Цель: сформировать представление у детей о том, что такое...

Читайте также

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»…

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» (с презентацией) Цель: Закреплять знания в области речевого и познавательного развития...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского…

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада Тема: «В стране дорожных дорожных знаков» Программное содержание: Цель занятия. Продолжать знакомить...

Экскурсия в «Осенний лес»

Экскурсия в «Осенний лес» Экскурсия – это возможность понаблюдать за объектами живой природы в естественных условиях. У детей лучше развивается наблюдательность...