Педагогический проект на тему: «Помощь зимующим птицам»
Экологический, исследовательско-творческий проект.
Первая младшая группа № 3 «Капитошка»
Среднесрочный, сроки реализации: декабрь 2022 г. – февраль 2023 г.
Паспорт проекта:
Наименование проекта | Помощь зимующим птицам | |
Образовательная область | Познавательное развитие | |
Актуальность проекта | В холодное время года перед зимующими птицами встаёт жизненно важный вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше и потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. В результате познавательной деятельности дети получают информацию о том, как помочь птицам в сложный зимний период перезимовать, не погибнуть от голода, учатся бережно относиться к птицам. В современном мире проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный путь развития. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, сравнивать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе – словом, развивать познавательные способности. Поэтому, участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах, как им помочь пережить голодную и холодную зиму; расширить словарный запас, творческие способности, наблюдательность, внимание. |
|
Вид проекта | Познавательно - исследовательский, творческий, групповой, среднесрочный | |
Продукт проекта | Документ в формате «Word», эко кормушки, Лэпбук, традиционные кормушки. | |
Цель | Формировать и систематизировать знания детей о зимующих птицах, формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах. | |
Задачи | Для работы с детьми: 1.Дать первоначальные представления о зимующих птицах, 2.Познакомить детей с разными видами корма, 3.Развивать наблюдательность у детей, 4.Воспитывать бережное отношение к птицам. Для работы с родителями: формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, родителями и детьми; Для педагога: 1.овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства, 2. сформировать предметно-развивающую среду для проекта, 3. оказывать воспитанникам помощь в поиске нужных знаний. |
|
Участники проекта | Дети 1 младшей группы, воспитатели, родители | |
Ресурсы | Книжный, интернет, видео, наглядный материал, дидактический материал | |
Формы реализации | Наблюдения, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки по территории ДОУ, оформление коллективных работ, наглядные информационные материалы. | |
Оборудование и материалы | Корм для птиц (семечки, пшеница, сало, просо), ветки, веревочки, краски, цветная бумага, пластилин, тематическая береза | |
Срок реализации | 01.12.2022-28.02.2023 (среднесрочный) | |
Этапы реализации | Подготовительный (01.12-14.12.2022) | 1.Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата. 2.Подбор методической, научно—популярной и художественной литературы, иллюстрированного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения практической работы. 3.Составление плана работы над проектом. |
Основной (продуктивный) (15.12-14.02.2023) | Наблюдение за птицами, беседы с детьми о птицах, Образовательная деятельность, Информация для родителей по теме проекта, Организация выставок, развлечений по теме проекта, Различные виды изобразительной деятельности по экологии, коллективные работы, Работа с дидактическим материалом по теме проекта, Интеллектуальная викторина про зимующих птиц. |
|
Заключительный (15.02-28.02.2023) | Изготовление кормушек, эко кормушек, развешивание их на окне уголка природы и на территории детского сада. | |
Основные мероприятия | 1. Познавательные занятия по изучению птиц и видов их питания, 2.Цикл практических мероприятий в помощь зимующим птицам. |
|
Ожидаемые результаты | Для детей: 1.Появление интереса к живой природе через сформированное представление о зимующих птицах, 2.Приобщение к посильной помощи птицам зимой, 3.Расширение представлений об окружающем мире. Для родителей: 1.Укрепление детско-родительских отношений, 2.Активное сотрудничество с ДОУ. Для педагогов: 1.повышение профессионализма, 2. внедрение проектной деятельности в работу с детьми и родителями. |
Содержание подготовительного этапа.
- Определение темы проекта;
- Формулировка цели и задач проекта;
- Подборка материала по теме проекта (литература, наглядный материал, дидактические и сюжетные игры, физкультминутки, фотографии, корм для птиц, тематическая берёза);
- Составление плана основного этапа.
Содержание основного (продуктивного) этапа.
Декабрь:
Познавательное развитие:
Ознакомление с окружающим миром -наблюдение за зимующими птицами,
Рассматривание иллюстраций, картинок птиц.
Наблюдения, экспериментальная деятельность:
«Птичий корм» (просо, семечки, пшеница).
Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга.
Речевое развитие:
Разучивание пальчиковой гимнастики «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают/ разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (На каждое название птицы
Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальчику.)
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек!
Чтение художественной литературы.
Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин «Птицы под снегом», сказка Г. Скребицкий «Появились синички».
Социально—коммуникативное развитие:
Игровая деятельность.
Подвижная игра «Автомобиль и воробышки».
Цель: развивать слуховые качества, двигательную активность, умение выполнять правила игры.
Трудовая деятельность:
Оформление «Птичьи закрома» (см. приложение №1)
Художественно-эстетическое развитие:
Продуктивная деятельность.
Рисование «Семечки подсолнуха» (см. приложение №2)
Цель: дать представление о семенах подсолнечника.
Работа с родителями:
Поделки зимующих птиц для тематической березы в группе (см. приложение №3)
Январь:
Познавательное развитие:
Беседы: «Необходимые условия для жизни птиц зимой».
Наблюдения, экспериментальная деятельность:
Наблюдение за кормушкой для пернатых на окне группы (см. приложение №4)
Цель: дать представление о необходимости помогать птицам в зимний период.
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы:
М. Горький «Воробьишко», К. Паустовский «Растрепанный воробей».
Социально—коммуникативное развитие:
Игровая деятельность.
Лэпбук «Поможем птицам зимой» (см. приложение №5)
Трудовая деятельность:
Пополнение кормушек на уличном участке кормом.
Художественно-эстетическое развитие:
Продуктивная деятельность.
Аппликация «Снегирь и синичка» (см. приложение №6)
Цель: закрепить представление о внешнем виде зимующих птиц.
Рисование «Ягоды рябины» (см. приложение №7)
Цель: развитие мелкой моторики детей, формирование представления о природном корме для птиц зимой.
Работа с родителями:
Пополнение ПРС участка группы кормушками для птиц (см. приложение №8)
Февраль:
Познавательное развитие:
Беседа: «Чем можно и нельзя кормить зимующих птиц» (см. приложение №9)
Наблюдения, экспериментальная деятельность:
Наблюдение за птицами в кормушке, наполненной кормом (см. приложение №10).
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы.
Стихи А. Барто «Синица», «Снегирь», С. Маршак «Где обедал воробей», А. Яшин «Покормите птиц».
Социально—коммуникативное развитие:
Игровая деятельность.
Викторина «Поможем птицам зимой» (см. приложение №11)
Цель: закрепить общие представления о питании птиц в зимний период.
Трудовая деятельность:
Эко кормушки.
Цель: закрепление представлений о разнообразии корма для птиц и экологической форме его подачи (см. приложение №12)
Художественно-эстетическое развитие:
Продуктивная деятельность.
Коллективная аппликация «Птичья столовая» (см. приложение №13).
Цель: закрепить представление о способе подачи птицам корма.
Развешивание эко кормушек на территории детского сада.
Цель: воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к птицам, желание помочь птицам пережить холодную и голодную зиму.
Работа с родителями:
Пополнение кормушек кормом.
Результаты проекта.
На протяжении проекта был оформлен уголок «Птичья столовая» на окне группы с подвесной эко кормушкой, они же развешаны на территории детского сада. Также на территории ДОО развешаны деревянные кормушки. Дети получили представление о внешнем виде зимующих птиц, их образе жизни и о том, как можно помочь птицам в холодное время года. Научились заботиться о пернатых - периодически пополнять кормушку кормом, сделали сами эко кормушки. Дети стали внимательнее бережнее относиться к птицам. К проекту были привлечены родители воспитанников – сбор материалов (семечки, пшеница, просо, кормушки), декоративные птички в группу, беседы с детьми дома по теме проекта. Все участники проекта получили положительные эмоции от проделанной работы.
Читайте также |
---|
Проблемы дошкольного образования. Приобщение детей к книге
Проблемы дошкольного образования. Приобщение детей к книге Процесс всей реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации...
Картотека по использованию нетрадиционных материалов в ООД по рисованию с…
Картотека по использованию нетрадиционных материалов в ООД по рисованию с детьми 2-3 лет Сентябрь 2-я неделя, с. 6. Тема " Дождик кап-кап-кап" Цель:...
Экскурсия в библиотеку

Экскурсия в библиотеку Современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми и просмотром телепередач и всё реже читают книги. На...