Проект «Чудесница вода»

Тип проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Актуальность: В настоящее время перед всеми странами, народами и отдельно взятым человеком стоят проблемы экологического характера. У детей недостаточно навыков бережного отношения к воде. С каждым годом проблема чистой воды на нашей планете стоит все острее, данный проект направлен на понятие воспитанниками значимости чистой воды не только для человека, но и всего живого на планете.

Цель: расширить и систематизировать знания воспитанников о воде.

Задачи.

1. Воспитательная: воспитать культуру бережного и рационального отношения к воде, как к важному и жизненно необходимому всему живому природному ресурсу.

2. Обучающая: расширить и систематизировать у воспитанников знания о свойствах и состояниях воды, путях перехода воды в разные ее состояния, путем непосредственной опытно-экспериментальной деятельности; научить детей и закрепить у них умение отмечать путем зарисовывания результатов, полученных при экспериментальной деятельности.

3. Развивающая: посредством экспериментирования способствовать развитию познавательной активности у воспитанников; научить самостоятельно, излагать полученную информацию и делать выводы, анализировать результаты проведенных экспериментов и наблюдений.

1

Взаимосвязь образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие;
  • художественное эстетическое развитие.

Формы реализации проекта:

  • ОД;
  • игры (дидактические, экологические, речевые, подвижные, настольно-печатные);
  • беседы, общение, проблемная ситуация;
  • рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок;
  • прогулки;
  • использование мультимедийных презентаций;
  • просмотр мультфильмов;
  • работа с родителями (анкетирование, консультации, памятки, рекомендации)

Предполагаемый результат: у детей сформированы представления о свойствах воды; о родниках; о роли и значении воды в жизни человека; приобретают навыки бережного отношения пресной воде, разумного ее использования.

Участие родителей в реализации проекта: изготовление альбома «Для чего нужна вода».

Продукт проектной деятельности: коллективный плакат «Вода – жизнь».

Презентация проекта: выставка рисунков на тему «Берегите воду!».

Этапы работы над проектом 

1 этап подготовительный (целеполагание, постановка проблемы)

Проблема: вода - самое распространенное вещество на нашей планете, она обладает исключительностью – она нужна всему живому. Но дети в силу своего возраста и недостаточности знаний не понимают важности и ценности воды. Поскольку с самого рождения вода всегда находится у детей в свободном доступе и неограниченном количестве. Но как же объяснить ребенку, что к воде нужно относиться бережно, что это ценный ресурс для нашей планеты, что вода необходима всему живому: растениям, животным и человеку?

Беседы с детьми

  • «Что мы знаем о воде, говорят она везде»,
  • «Путешествие капельки»,
  • «Без воды мы никуда, нет ни жизни, ни пруда»,
  • «Вот она, какая чудесница вода»,
  • «Берегите воду, вода - это жизнь»,
  • «Какая бывает вода – беседа о состояниях воды»
  • «Вода в жизни человека»
  • Проблемная ситуация «Загрязнение воды, и как этого избежать»
  • Рассматривание иллюстраций.

2

2 этап Исследовательский

Опытно - экспериментальная деятельность:

  • «Вода – это жидкость, она текучая»
  • «Вода прозрачная»
  • «Вода меняет цвет»
  • «Вода – растворитель»
  • «Как испаряется вода»
  • «Вода не имеет формы»
  • «Три состояния воды»
  • «Как растения пьют воду»
  • «Мыльные пузыри»
  • Создание картотеки опытов с водой.

3

Просмотр мультфильмов и видео фильмов по темам:

  • «Берегите воду»
  • «Секреты воды»
  • «Капля»
  • «Сладкий родник»
  • «Живая вода»
  • «Круговорот воды в природе. Путешествие капельки»
  • «Обитатели водоемов».

4

Художественное творчество

  • Рисование с помощью цветных мыльных пузырей: «Рыбки плавают в пруду»;
  • Пластилинография: «Плывет кораблик по волнам»

Коллективная аппликация с использованием природного материала (ракушки, камушки, песок) «Рыбки в аквариуме»;

Создание коллективной работы – оформление плаката «Берегите воду»

Выставка работ детских рисунков по теме.

5

Игровая деятельность Подвижные игры с музыкой:

  • «Ручеек» р.н. игра 
  • «Море волнуется» 
  • «Путешествие капельки» (сказка шумелка)

Подвижные игры:

  • «Солнышко и дождик»
  • «Море волнуется»
  • «Донеси воду и не разлей ни капли»

Дидактические игры, пазлы:

  • «Кто где живет?» 
  • «где прячется вода» 
  • «Доскажи словечко»
  • «Для чего нужна вода» 
  • «Плавает – тонет» 

Пополнение дидактических игр в группе

Чтение художественной литературы Рассказы и сказки:

  • Нина Гернет: «Хорошая вода»
  • Марта Гумилевская: «Рассказ о водяной капельке»
  • Евгений Мар «Океан начинается с капли: рассказ о воде»
  • Михаил Пластов «Капля в море: познавательная сказка»
  • Мария Поступальская «Планета Океан: рассказы о воде»
  • Н. А. Рыжова «История одного пруда»; «Как люди речку обидели»; «Вы слыхали о воде?»
  • Чуковский К. И. «Мойдодыр»;
  • Эдуард Шим «Лесной ручей» Сказка
  • «Что случилось с рекой?» Б. Заходер;
  • «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка)
  •  «Берегите воду» С. Олегова;
  • Загадки, половицы и поговорки о воде.

6

3 этап Обобщающий

Итоговые мероприятия:

  • Выставка детских работ по темам
  • Создание коллективной работы – оформление плаката «Берегите воду»
  • Создание альбома (родители, дети, воспитатель) «Для чего нужна вода»
  • Изготовление Папки-передвижка «22марта – Всемирный день воды»

Работа с родителями:

Цель: Способствовать совместной деятельности детей и родителей, сформировать экологическое воспитание в семье на основе личного бережного отношения родителей к воде в быту и на природе.

  • Индивидуальные беседы с родителями, с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте.
  • анкетирование
  • консультации,
  • памятки
  • рекомендации

Мероприятия с воспитателями:

  • Подбор демонстрационного и раздаточного материала, в соответствии с тематикой проекта;
  • Создание и использование мультимедийных презентаций;
  • Изготовление пособий для образовательной деятельности
  • Печатные консультации по теме:

Ожидаемый результат:

  • Расширить и углубить знания и представления воспитанников о воде, и водных ресурсах, состояниях воды в природе и путях перехода одного состояния воды в другое путем проведения непосредственной экспериментальной деятельности.
  • Активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей в ходе реализации данного проекта
  • Показать значение чистой воды в жизни живых существ и человека, ее значении для окружающей среды.
  • Развить интерес и познавательные умения через опытно-экспериментальную деятельность.
  • Закрепить у воспитанников знания о свойствах воды в ходе проведения экспериментальной деятельности
  • Обобщить и закрепить представления детей об агрегатном состоянии воды в разные времена года, закрепить понятие «круговорот воды в природе»
  • Воспитать бережное и рациональное отношение к воде и окружающей среде.

7

8

9

10

 

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Рыбки в аквариуме»

(Коллективная работа с использованием природного материала)

Цель: продолжать формировать и закреплять знания о значении чистой воды в природе.

Задачи:

Образовательные: закреплять и систематизировать знания воспитанников о чистой воде, и обитателях водного мира. Активизировать и продолжать обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: подвести воспитанников к пониманию необходимости чистой воды для живых организмов. Продолжать формировать бережное отношению к окружающей среде в целом и водным ресурсам в частности.

Обучающие: расширить представления детей о природных материалах, развивать чувства композиции, учить гармонично, размещать элементы аппликации; формировать навыки аккуратного наклеивания природного материала.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое».

Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций с изображением пруда, аквариума, а также жителей водного мира. Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов.

Материалы: бумага для черчения формата А3, клей ПВА, кисточки, пластилин, простые карандаши, восковые мелки, фломастеры, салфетки, речной песок, ракушки, камушки (галька).

Ход занятия:

Орг. момент: Приветствие с мячом». Говоря «доброе утро», дети передают друг другу мяч. Доброе утро, Маша. Доброе утро, Кирилл. Доброе утро, Лиза и т.д.

Воспитатель: Доброе утро, ребята.

Ребята посмотрите, что же это у меня в волшебной коробке? (достать из разноцветной коробки глобус)

Дети: Это глобус

Воспитатель: Верно. Глобус - это модель нашей планеты Земля. Обратите внимание на то, как много голубого цвета на глобусе, как вы думаете, что же означает это цвет?

Дети: Это вода

Воспитатель: правильно. Это вода, которая есть на нашей планете, это океаны, моря, реки и озера, а все вместе это водные ресурсы нашей планеты. Ребята, а как вы думаете, что живет в воде?

Ответы Детей.

Воспитатель: Ребята, давайте поближе познакомимся с водными жителями (рассматривание иллюстраций с обитателями воды).

А сейчас мы с вами поиграем в игру, я вам буду называть животных, и если эти животные обитают в воде, вы хлопайте, а если нет, тогда топните ногой (носорог, кит, корова, осьминог, лошадь, морской конек, рак, краб, собака, акула, рыба, скат).

Молодцы, как хорошо вы все справились с заданием.

А сейчас отгадайте загадки

  • У родителей и деток

Вся одежда из монеток (рыбки)

  • Он всегда гулять идет

Только задом наперед.

С ним знаком любой рыбак,

Хоть не рыба он, а... (рак)

  • Кто зеленый как трава

Целый день кричит: «Ква-ква!»?

На пруду живет квакушка.

Как зовут ее? (Лягушка)

  • Кто гуляет по травинке,

Домик свой несет на спинке?

С виду дом, как пирамидка,

А хозяйка в нем... (улитка)

  • Кто весь день на дне сидит

И клешнями шевелит?

А когда наступит мрак,

На прогулку выйдет... (рак)

Подвижная игра

Пять маленьких рыбок плескались в реке. (Имитация движения рыб)
Лежало большое бревно на песке. (Развести руки в стороны)
Первая рыбка сказала: — нырять здесь легко. (Имитация ныряния)
Вторая сказала: ведь здесь глубоко. (Грозят указательным пальцем)
Третья сказала: мне хочется спать. (Руки сложить под ухо)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (Потереть кистями плечи)
Пятая крикнула: здесь крокодил, (Руками имитируют пасть крокодила)
Плывите скорее, чтоб не проглотил. (Убегают)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а могут ли жить рыбки в доме у человека?

Дети: могут жить в аквариуме

Воспитатель: правильно, рыбки могут жить в доме у человека в аквариуме. (показать иллюстрации с изображением аквариумов)

Ребята, мы с вами тоже сегодня будем делать аквариум, и поселим в него рыбок, но сначала нам нужно подготовить наши пальчики к работе

Пальчиковая гимнастика:

Рыбка плавает в водице. 
Рыбке весело играть.
(плавные движения кистями)
Рыбка, рыбка, озорница, 
(погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать.
(хлопок «круглыми» ладошками)
Рыбка спинку изогнула, 
(Выгнуть кисти, пальчики вниз)
Крошку хлебную взяла, 
(имитировать движение пальчиками)
Рыбка хвостиком махнула, 
(сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла. (спрятать ручки)

Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, что находится на дне аквариума?

Дети: песок, камушки и ракушки.

Воспитатель: верно, для того чтобы сделать дно с песком нужно сначала намазать клеем ПВА бумагу, для этого нам понадобятся кисточки для клея, а затем аккуратно насыпать на клеевой слой песок. затем нужно положить в аквариум камушки и ракушки, для этого необходимо взять небольшой кусочек пластилина, размять его в руке и с его помощью приклеить ракушки и мелкие камешки на дно аквариума. Ребята, что еще есть в аквариуме?

Дети: Водоросли

Воспитатель: Верно. Водоросли мы с вами нарисуем с помощью восковых мелков. Теперь нам нужно заполнить аквариум чистой водой, для этого нам понадобится голубой восковой мелок. Восковым мелком закрашиваем фон аквариума. Вот наш аквариум и готов, теперь можно запускать в него рыбок.

Раз, два, три, четыре, пять, будем рыбок рисовать.

Подведение итогов занятия.

Ребята, что мы с вами делали на занятии?

Как выглядит аквариум, что рыбкам нужно для жизни?

Консультация для родителей

«Как научить ребенка беречь воду»

С каждым годом проблема чистой питьевой воды и сохранение водных ресурсов становиться все актуальнее, именно поэтому все чаще и все острее встает проблема экологического воспитания детей. Воспитание бережного, аккуратного и рационального отношения ко всему, что окружает ребенка, берет свое начало в семье, поскольку именно семья является первоисточником, и той первой ступенью, где на начальном этапе формируется и в дальнейшем реализуется базовое экологическое воспитание. В данном контексте, очень важную роль играет и то, какое отношение в семье складывается относительно экологического воспитания детей, насколько сами родители понимают важность данной проблемы.

Бесспорно, маленькому ребенку очень сложно объяснить, на сколько важно беречь и охранять окружающую природу, поскольку все то, что окружает ребенка для него это естественная обстановка – растут деревья и цветы, летают птицы, течет вода из крана, и в ней нет недостатка, она всегда доступна в неограниченном количестве и хороших питьевых качествах.

Несомненно, маленькому ребенку очень сложно контролировать свои действия, именно поэтому, родителям очень важно на собственном примере показывать бережное отношение ко всему живому, к окружающей среде и природным ресурсам: сажать деревья и цветы, а не рвать, ломать и топтать их, мусор выбрасывать только в мусорные контейнеры, постоянно рассказывать ребенку о правильности своих действий.

Дети с раннего возраста стараются подражать родителям и всем членам семьи. Именно поэтому, важно наглядно демонстрировать ребенку рациональное и бережное отношение к природным ресурсам, это может выражаться в довольно несложных действиях: выключать свет и закрывать кран с водой за ненадобностью; выезжая с ребенком на природу не загрязнять реки и водоемы бытовыми отходами, рассказывать о важном значении чистой воды для растений, животных, птиц, обитателей водоемов. Старайтесь объяснять ребенку, что бросать в воду мусор нельзя, тем самым мы загрязняем воду, а вода- это дом для многих живых организмов. Маленьким детям сложно понять, почему нужно беречь, экономить и не загрязнять воду, ведь вода, как жизненно необходимый компонент и неотъемлемая часть жизни, находится всегда рядом с ребенком с самого его рождения: ребенок моет руки, умывается, купается и играет с водой, поэтому для ребенка вода, это то, что всегда есть рядом. Родители, показывая на личном примере бережное отношение к воде, как в быту, так и на природе, постоянно рассказывая и разъясняя о необходимости воды и водных ресурсов для всего живого на планете, ребенок учится быть защитником, а не губителем природы.

Простые советы родителям, чтобы сократить потери воды:

  • не оставлять краны открытыми;
  • следить за исправностью кранов;
  • регулировать силу струи воды;
  • мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства.
  • выключать воду, пока чистим зубы;
  • уменьшать напор, когда моем посуду;
  • мыть посуду в чашке;
  • в душе чаще отключать кран, пока намыливаемся.

Консультация для воспитателей

«Рисуем мыльными пузырями».

Не секрет, что дети любят рисовать, но нравится им рисовать ровно до тех пор, пока у них это получается. Не все дети умело владеют карандашами и красками, поэтому очень часто готовый рисунок сильно отличается от того, что на самом деле хотел нарисовать ребенок.

В ходе образовательной деятельности наблюдая за воспитанниками, убеждаюсь в том, что наиболее интересным способом рисования являются нетрадиционные техники.

Отступая от принятых способов и правил рисования, создается возможность воспитанникам с разными умениями рисовать и создавать свои собственные шедевры. Рисунки эти неповторимы, и разнообразны. Все это больше привлекает внимание воспитанников и способствует развитию творческих способностей, удивляет детей своей непредсказуемостью, материалами рисования, ведь все необычное всегда привлекает внимание детей, и наталкивает их к исследовательской деятельности.

Одним из способов нетрадиционного рисования является рисование мыльными пузырями. Мыльные пузыри очень любят дети, это весело и увлекательно. И ими можно рисовать. Наибольший интерес у воспитанников вызывает еще и процесс самостоятельного приготовления мыльных пузырей, а если еще и окрасить их в разные цвета, тогда рисование превращается в маленькую игру.

Данная нетрадиционная техника рисования проходила в рамках исследовательского проекта «Чудесница вода» в виде образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Рыбки плавают в пруду».

Целью данной техники является научить рисовать, мыльными пузырями различные формы, дорисовывать детали объекта, для придания ему законченности и сходства с реальным образом; развивать детское творчество,

фантазию.

Материалы для работы: жидкое мыло, одноразовые стаканчики с водой, гуашь, трубочка, стека, масляные карандаши, белый мелованный картон.

Инструкция. Для начала работы необходимо налить в одноразовые стаканчики воды и интенсивно окрасить воду гуашевыми красками. Затем добавить немного жидкого мыла. В результате у нас получается разноцветная мыльная краска. Опускаем в стаканчик коктейльную трубочку и вдувая в нее воздух создаем обильную цветную пену. С помощью стеки цветную пену очень удобно переносить на лист картона и придавать желаемую форму. Мыльную пену не нужно размазывать по листу, а укладывать шапочкой, тогда при впитывании воды в бумагу, на картоне остается неповторимый рисунок, в виде пузырчатых облаков, при высыхании которых, рисунок нужно оформить в желаемую картину, проявив фантазию.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях» Актуальность: В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку...

Совместная деятельность с детьми и родителями в первой младшей группе…

Совместная деятельность с детьми и родителями в первой младшей группе «Здравствуй, зимний лес – полон чудес!» Цель: формирование добрых отношений к...

Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения»

Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения» Цель: - знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; - довести до сознания детей, к...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной…

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы «Составление описательных рассказов-загадок по теме: «Все профессии...

Использование символического материала при работе детей с конструктором «Знаток»

Использование символического материала при работе детей с конструктором «Знаток» Дети – это юные исследователи. Им интересно из чего состоит техника, откуда...

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы Образовательные области: «Физическое развитие». Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие. Вид занятия: игровая...