Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя»

Направленность проекта: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.

Участники проекта:

- авторы проекта – Лучникова И.А., старший воспитатель, Билиенко И. Й, музыкальный руководитель;

- дети старшей группы «Умники»;

- родители.

Актуальность.

Имя человека – одно из важнейших составляющих его индивидуальности. Недаром оно входит первым компонентом в структуру самосознания.

Имя – это личное название человека, даваемое ему при рождении, и даже после смерти фактического тела имя может существовать очень и очень долго.

В процессе индивидуального развития человек вживается в своё имя, оно становится частью его сущности. С помощью имени человек выделяет себя как персону. С именем ребёнка начинается обращение к нему, поощрение или порицание его за недозволенные действия. С имени собственного ребёнок начинает своё общение с окружающими, когда овладеет речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне.

Имя собственное становится тем первым кризисом личности, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. При этом имя соединяется с образом «Я», которое также употребляется для обозначения человеком себя самого для выражения сознаваемой им своей сущности, самого себя в окружающем.

Именно в дошкольном возрасте происходит процесс осознания имени, которое продолжается всю жизнь.

Также, существует необходимость раннего формирования положительного опыта межличностного общения детей. Его отсутствие приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, ненужным конфликтам.

Депривация имени лишает ребёнка уверенности в себе, рождает тревожность и чувство недоверчивого отношения ко взрослому, а затем к миру в целом.

Информация о том, как ребёнок осознаёт своё имя, как воспринимает имена окружающих его людей, как к нему относится, чрезвычайно важна и необходима как педагогам, так и родителям и позволяет сформировать умение общения со сверстниками.

Проблема.

В настоящее время с развитием интернет-технологий наблюдается недостаток межличностного общения. Как следствие проявляется дефицит воспитанности, доброты, культуры, нравственные критерии становятся более размытыми. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать речевой этикет, внимательно слушать партнера.

Шестой год жизни ребёнка характеризуется произвольностью поведения и психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них важно общение как со взрослыми, так и со сверстниками.

Помимо расширения кругозора, укрепления внутрисемейных связей в рамках данного проекта возможно сформировать у детей следующие умения общения со сверстниками и взрослыми:

- использовать речевые этикетные формулы (приветствие, прощание, благодарность);

- принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета (тон голоса, особенности мимики жестов, дистанция);

- установление контакта (при помощи речевых и неречевых средств);

- понимание эмоционального состояния собеседника, внимательное к нему отношение.

 Практическая значимость.

Материалы проекта могут послужить хорошей базой для проведения с детьми игр, бесед, занятий по формированию «Образа «Я», формированию речевой и социальной компетентности. В помощь воспитателям разработаны конспекты занятия и беседы, подобран материал по ознакомлению детей с историей имён, биографией знаменитых исторических личностей, людях, прославивших родной город, разработан каталог игр – упражнений, направленных на гармонизацию осознания имени. Также подготовлена деловая игра для педагогов «Лингвистические характеристики стилей педагогического общения» и семинар-практикум «Речевые средства обращения к партнёру».

 Предмет проекта.

Предмет проекта: формирование целостной картины мира и расширение кругозора, формирование гендерной, семейной гражданской принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Тип проекта.

  • По доминирующему методу: исследовательский.
  • По характеру содержания: ребёнок и общество.
  • По характеру участия ребёнка в проекте: участие от зарождения идеи до получения результата.
  • По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй.
  • По количеству участников: групповой.
  • По продолжительности: средней продолжительности – 2 месяца.

Цель проекта.

- Способствовать формированию речевой и социальной компетентности детей через гармонизацию осознания детьми своего имени;

- Расширение представлений об историческом прошлом и знаменитых людях родной страны, города, мира;

- Формировать умения межличностного общения детей со взрослыми и сверстниками.

Задачи для педагогов.

  1. Поддерживать интерес и инициативу детей к познавательно-речевой деятельности.
  2. Формировать у детей основы национального самосознания и исторической памяти.
  3. Стимулировать активную познавательно-речевую деятельность детей по расширению и закреплению знаний об имени.
  4. Знакомить детей с историей возникновения имён, их значениями, подвести к пониманию, что с помощью имён человек выделяет себя как персону.
  5.  Развивать речевые и познавательные способности детей средствами совместного творческого взаимодействия.
  6. Формировать представление о родственных отношениях, родословной.
  7. Установить контакт с семьями воспитанников по организации информационно-исследовательской деятельности; повышать заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми.
  8. Активизировать педагогический и творческий потенциал родителей.
  9. Осуществлять подбор информации, игрового материала по данной теме с учётом возрастных особенностей детей.

Задачи для детей.

  1. Узнать отличительные особенности своего имени, историю его возникновения.
  2. Познакомить со значениями имён детей группы.
  3. Понять, зачем каждый человек имеет своё имя.
  4. Расширить знания о себе
  5. Научиться основам речевого этикета, понимать роль невербальных знаков общения в установлении межличностных контактов.
  6. Познакомиться с биографией выдающихся исторических личностей.

Задачи для родителей.

  1. Расширять свой кругозор как фактор поддержки познавательно-речевого развития детей.
  2. Оказывать поддержку в развитии познавательно-поисковой деятельности своего ребёнка.
  3. Содействовать формированию у ребёнка доброжелательного отношения к окружающим людям.
  4. Принять участие в анкетировании в рамках проекта.

Гарантированный результат.

  • Осознание дошкольниками личностной индивидуальности; 
  • Дифференциация представлений о происхождении имён, отчеств, фамилий;
  • Конкретизация представлений о близких и дальних родственниках; 
  • Формирование способов проявления доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам;
  • Воспитание сопереживания к близким людям, членам семьи;
  • Актуализация использования полученной информации в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности.

Критерии и способы оценки результатов.

  • осознанность, системность знаний; свободное владение материалом; 
  • устойчивость интересов и потребностей, адекватность эмоциональных проявлений; 
  • стабильность поведенческих реакций, степень самостоятельности в выборе действий. 

Предполагаемый продукт для детей.

Конспекты НОД: «Что в имени моём…», «Моё любимое имя», «Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!», «Семья – это семь Я», «Винтики, конфеточки, мальчики и девочки», «Это слово говорят, когда вас благодарят», «Как обратиться с просьбой», «Главные богатыри земли Русской».

Беседы по темам: « Зачем нужны комплименты», «Знаменитые имена в истории», «Зачем питомцу кличка», «Я хочу, чтобы меня называли…», «Как зовут инопланетянина», «Как превратить врагов в друзей».

Речевые и дидактические игры: «Назови ласково», «Я – поэт», «Я знаю пять…», «Придумай на заданную букву».

Изобразительная деятельность: «Вот и вся моя семья», «Мы с питомцем на прогулке» - рисование, «Портрет моего друга» - лепка рельефная, «Имяцветик» - аппликация.

Викторина «Как зовут героев сказки?».

Инсценировка для детей младшего дошкольного возраста сказки «Как козлёнок имя искал»

Предполагаемый продукт для родителей.

Альбом на основе результатов анкетирования «Я и моё имя».

Консультация «Как научить дошкольника «языку чувств»?».

Консультация «Отличия общения дошкольника со сверстниками и со взрослыми».

Предполагаемый продукт для педагогов.

Консультация «Как научить дошкольников языку чувств».

Деловая игра «Лингвистические характеристики стилей педагогического общения».

Семинар-практикум «Речевые средства обращения к партнёру».

Каталог игр – упражнений, направленных на гармонизацию осознания имени.

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

I этап проекта. Подготовительный.

Форма: игровая проблемная ситуация.

Постановка проблемы: что означают мое имя, почему меня так назвали.

II этап проекта. Основной.

Месяц,
неделя
Деятельность воспитателей, специалистов Деятельность детей Деятельность родителей
1 неделя
апреля
НОД «Что в имени моём», «Моё любимое имя», беседа «Как зовут моих родных», прослушивание песни на стихи В. Орлова «Чтоб звенел весёлый смех…», чтение стихотворения Л. Огурцовой «Я – Крымчанин!». Рисование «Моя семья», подвижная игра «Кто позвал», Д/И «Назови ласково», игры «Поём имя», «Рисуем имя». Знакомство с анкетами, подбор научной литературы (интернет ресурсов) по теме исследования.
2 неделя апреля НОД «Семья – это семь Я», беседа «Я с бабушкой своей дружу», «Зачем питомцу кличка», рассказывание сказки «Снегурочка». Подвижная игра с мячом «Я знаю пять имён…», , Д/И «Назови ласково», рисование «Я с питомцем на прогулке»,
заучивание стихотворения «Чтоб звенел весёлый смех…».
Заполнение анкет, беседы с детьми об истории происхождения имён и фамилий.
3 неделя апреля НОД «Винтики, конфеточки, мальчики и девочки»,
Беседы «Я хочу, чтобы меня называли…»,
«Как превратить врагов в друзей»
Лепка рельефная «Портрет моего друга», подвижная игра «Колечко»,
Д/И «Скажи наоборот»,
Игра «Угадай друга с закрытыми глазами»,
«Дружба начинается с улыбки»
Ознакомление с консультацией «Отличия общения дошкольника со сверстниками и со взрослыми».
4 неделя апреля НОД «Это слово говорят, когда вас благодарят», «Как обратиться с просьбой», беседа «Зачем нужны комплименты» СР/ И «Мы пришли в поликлинику», «В магазине», игровая ситуация «Если вам позвонили», игра «Отгадай-ка», «Зеркало» Подведение итогов анкетирования
1и 2 неделя мая НОД «Главные богатыри земли Русской», беседы «Знаменитые имена в истории», «Улицы города рассказывают»,
Чтение русских народных сказок «Алёша Попович и Тугарин – змей», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Никита Кожемяка».
СХД «Три богатыря», Д/И «Что кому нужно», просмотр презентации «Улицы города рассказывают». Прогулки по улицам города с детьми, беседы о личностях, в честь которых названы эти улицы.
3 неделя мая Подготовка к инсценировке для малышей «Как козлёнок имя искал»,
Оформление альбома на основе результатов анкетирования «Я и моё имя», чтение стихотворения Л. Рябчикова «Я влюбился».
Аппликация «Имяцветик»,
СР\И «Семья. День рождения бабушки», игры «Угадай эмоцию», «Злые и добрые волшебники»
Ознакомление с консультацией «Как научить дошкольника «языку чувств»?».
4 неделя мая Инсценировка для детей младшего дошкольного возраста «Как козлёнок имя искал», чтение шуточных дразнилок по именам.
Подготовка для педагогов семинара-практикума «Речевые средства обращения к партнёру» и
деловой игры «Лингвистические характеристики стилей педагогического общения».
СХД «Автопортрет»,
Д/И «Я – поэт», самостоятельное придумывание дразнилок, Д/И «Придумай на заданную букву», «Собери имя», «Подбери слог»
Знакомство с альбомом «Я и моё имя»

III этап проекта. Заключительный. Оценка и представление результатов реализации проекта.

 Заключение.

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Ребята, участвуя в проекте, пробовали свои силы в исследовательской работе, узнали много нового о своем имени, появилось желание продолжить работу в будущем. У детей возникло чувство гордости за свое имя. У них улучшились отношения между старшими и младшими членами семьи. Проект способствовал сплочению в семье.

Дети развили свои коммуникационные умения, научились эмпатии. В процессе реализации проекта дети шире овладели речевым этикетом. Им легче даётся налаживание контактов со сверстниками и взрослыми.

Дети познакомились с историей родной страны и родного города, узнали о знаменитых личностях, прославивших нашу страну.

Ребята пришли к выводу, что имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас. 
Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.
Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

Литература: 

1. Петровский Н.А. «Словарь русских личных имён» - АСТ, 2005 г. 
2. С.И. Ожегов «Словарь» - М.:ИТИ Технологии, 2008 г. 
3. Л.В. Успенский «Ты и твое имя». Л., Детская литература, 1972 г. 
4. А.В. Суперанская, А.В. Суслова «О русских именах». Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2001 г.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2011, «Диалог взрослых в детском саду»

6. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2009, «Заранее спасибо».

7. С.С. Бычкова «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников». Москва, «Аркти», 2033.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование приёмов мнемотехники в работе логопеда для развития связной речи…

Использование приёмов мнемотехники в работе логопеда для развития связной речи дошкольников

Инклюзивное образование и сохранение самоценности детства с ОВЗ дошкольного старшего…

Инклюзивное образование и сохранение самоценности детства с ОВЗ дошкольного старшего возраста Обоснование актуальности. С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими...

Детские сказки дома и в детском саду

Детские сказки дома и в детском саду С самых первых лет жизни человек знакомится со сказками. И тогда же, в детстве...

Читайте также

Рабочая программа кружка «Весёлый комочек»

Рабочая программа кружка «Весёлый комочек» (Старшая группа - третий год обучения)

Актуальные вопросы формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Актуальные вопросы формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста «В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет...

Нормативный проект «Откажи вежливо»

Нормативный проект «Откажи вежливо»