Экологический проект «В гостях у Чиполино и его друзей»

Пояснительная записка

Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями в природе начинается с первых лет жизни ребенка. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. А мы взрослые на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашей помощи и поддержки во многом зависит, разгорится или нет «искорка интереса» в «пламя открытий» у детей. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Если мы взрослые научим детей наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, то они смогут понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, наши дети будут сочувствовать, и ухаживать за растениями, обогатится чувственный опыт.

Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и наблюдения. Деятельность по уходу за «огородом», позволяет заложить основы планирования, умение ставить перед собой цель и достигать результата.

Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает им лучше узнать жизнь растений;

способствует расширению представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях, необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививать желание трудиться и умение видеть и гордиться результатом своего труда.

Моя совместная работа детьми направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Экологический проект «В гостях у Чиполлино и его друзей»

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Участники проекта: дети 1 смешанной дошкольной группы, воспитатель, помощник воспитателя, родители.

Форма работы: групповой, фронтальный.

Срок реализации проекта:

среднесрочный – март, апрель, май 2022г.

Проектная идея. Создать в группе детского сада огород на окне.

Сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей.

Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: различные горшочки с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки, лупа, микроскоп, шапочки, халаты, фартуки.

Актуальность проекта

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Не все дети в достаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для их роста. А почему? Да потому что, время бежит в ускоренном темпе, изобилие гаджетов, других устройств, меняются интересы не только у взрослых, но и у детей. Своим детям я задаю порой на вопрос: откуда берется картошка, капуста, отвечают - из магазина. Родителям некогда или они считают не нужным рассказывать ребенку в дошкольном возрасте о культурных растениях, что и как происходит в природе. И поэтому наш совместный проект с родителями направлен на расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях. Мы хотим помочь не только детям, но и родителям, показать всю важность воспитания в ребенке экологического сознания. А начать можно с малого. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять, не ожидая лета, а заняться сейчас, в весенний период, выращивая дома, в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Мир растений удивительный и многообразный и каждый маленький исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает ли он уход или нет. В нашем проекте мы решаем задачи познавательно-исследовательского характера. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями - это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат.

Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по художественно-эстетическому развитию, практического взаимодействия с окружающей средой.

Объект предметной деятельности:

Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.

Предмет проектной деятельности:

Выращивание овощных культур в комнатных условиях.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Во время бесед с детьми, я выяснила, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются, и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо. Проект «Огород на окне» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на окне.

Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.

Цель проекта:

1.Формирование у детей интереса к экспериментальной познавательно-исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях;

2. Расширение представлений детей об окружающем мире, воспитание у детей любви к родной природе. Привитие трудовых навыков, посредством совместной деятельности с взрослыми.

Задачи проекта:

1. Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности; вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных условиях. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

3. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

4. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).

5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

6. Способствовать взаимодействию семьи и детского сада. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Методы и формы работы. Формы реализации проекта:

Словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание

стихотворение, дидактические, сюжетно-ролевые игры, развлечения,

моделирование ситуаций, консультации.

Наглядные: организация выставок детских рисунков, рассматривание

иллюстраций, просмотр сказок, мультфильмов, личный пример взрослых. наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций,

Практические: создание предметно-развивающей среды;

наблюдения, выполнение трудовых поручений, экспериментирование.

Метод трех вопросов:

Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем, что если посадить семечко оно вырастить.

Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике. Что нужно сделать, чтобы семена выросли?

Где и как найдем ответы на вопросы? Проведем опыт - эксперимент. Спросим у взрослых. Посадим и будем наблюдать.

Ожидаемые результаты для детей:

С помощью опытно-экспериментальной деятельностью будет выявлено многообразие и разнообразие посевного материала, дети получат знания о необходимых условиях для роста и развития растений в комнатных условиях, научатся ухаживать за растениями, и познакомятся с условиями их содержания, закрепят умение делать простые выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Будет повышен интерес детей и родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности. Собрана коллекция семян овощных культур. Создан в группе огород на подоконнике и подобраны декорации для него. Оформлен дневник наблюдений за рассадой в огороде. Дети научатся различать и уверенно называть овощи, их особенности и различия. Должны сформироваться навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней. Будет сформировано у детей уважительное отношения к труду. Все участники проекта поймут и увидят значение экологического воспитания.

Для педагогов:

1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.

2. Внедрение инновационных технологий.

3. Личностный и профессиональный рост.

4. Самореализация.

Для родителей:

1. Повысить компетентность родителей по теме проекта;

2.Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

1. Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный (сбор информации):

1. Постановка цели и задач проекта.

2. Изучение методической и детской литературы.

3. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, семена).

4. Подбор художественной литературы по теме.

5. Подбор книг, иллюстраций, альбомов о культурных растениях.

6. Подбор настольных, подвижных, пальчиковых, дидактических игр, интересных вопросов и упражнений по теме проекта.

7. Беседа с родителями, анкетирование.

8. Подготовка необходимого инвентаря для выращивания и посадки семян и рассады.

2 этап – практический.

1. Работа с детьми

Виды
деятельности
Мероприятия Задачи
Беседы «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Как нужно ухаживать за овощными культурами». Дать представление о том, что растения вырастают из семян, о способах посева и ухода за растениями. Создать условия для знакомства детей с растениями.
Рассматривание тематических картинок, иллюстраций к художественным произведениям
схем, моделей строения
Формировать представления о строении растений, способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления
Чтение художественной литературы: Д. Раддари «Чиполлино» В. Волина «Наша грядка», А. Прокофьев «Огород», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали», В. Сутеев «Бабушкин огород». Ежик «Пых» Пословицы, поговорки, загадки. Познакомить детей с произведениями русских и зарубежных поэтов, воспитывать уважение и бережное отношение к растениям. Вызвать интерес к овощным культурам, желание заботиться о них.
«Дидактические игры «Найди на ощупь», «Разложи по цвету», «Собери овощи» «Чья тень» «Собери пазл овощи», «Хвостик для морковки», «Собери овощи в корзинку», «Посоли огурцы и помидоры», Овощное лото «Найди одинаковые овощи», «Найди горшочек для цветка по цвету», «Овощное Ассорти»
«Чудесный мешочек» «От какого растения часть», «Чья тень» Лото «Овощи, фрукты»
«Четвертый лишний»
Закреплять умение различать овощи, находить нужный овощ среди других, называть его. Способствовать закреплению умения детей группировать растения по форме, цвету, месту роста.
Рисование красками, карандашами, «Овощи на тарелочке» «От семени к ростку» «Дневник наблюдений»
«От луковички к цветочку»
Упражнять детей в рисовании, передавая форму и внешний вид овощей, рассады, а так же закрепить знание овощных культур.
Лепка «Лучок – здоровячек» Закреплять умения детей передавать основные формы лука, развивать творческие способности.
Аппликация «Овощи в банке»
«Овощи и фрукты»
Способствовать закреплению умения вырезывания.
Конструирование «Овощи и фрукты,
«Клубничка»
Развивать мелкую моторику, логическое мышление.
Подвижные игры: «Вершки и корешки», «Сварим Борщ» «Огородники», «Кабачок», «Собираем урожай на грядке», «Баба сеяла горох»
«Каравай»
Способствовать расширению знаний детей об овощных культурах; развитию умения действовать по сигналу, согласовывать движения со словами.
Сюжетно-ролевые игры «Механизатор», «Магазин овощей», «Сварим борщ» Способствовать формированию умения распределять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли.
Настольные игры Развивающее лото «Дары природы», «На лесной полянке» Закреплять знания о культурных и дикорастущих растениях, умение их классифицировать.
Наблюдения Рассматривание семян ч/з лупу, в микроскоп; наблюдение за всходами и ростом растений, за изменением состояния растений. Способствовать закреплению умения детей замечать изменения в росте и развитии растений, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Бытовой труд Посев семян, уход за рассадой (полив, рыхление почвы, прореживание, орошение) Способствовать развитию интереса к выращиванию рассады, воспитывать бережное отношение к растениям и уходу за ними, воспитывать трудовые навыки.
Опытно-экспериментальная деятельность №1 «Замачивание и прорастание семян»
№2 «Нужны для лука вода, тепло и свет?»
№3 «Нужна растениям вода?»
№4 «Зачем растениям свет?»
№5 «Наблюдение за прорастанием ячменя»
Создать условия для выделения факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений (вода). Способствовать закреплению умения находить причинно-следственные связи, делать выводы,
Закреплять знания о благоприятных условиях для роста растений (свет, тепло), способствовать закреплению приемов посадки и выращивания рассады; формированию навыков
посадки и ухода за растениями.

2. Работа с родителями

Форма работы Тема Задачи
Беседа Беседа о роли экологического воспитания
«Огород на окне»
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
Совместная деятельность с ДОУ Предложить родителям оказать нам помощь по приобретению инвентаря и другого материала к проекту (контейнеры, землю, семена для посадки, поделки для оформления огорода) Предложить родителям помочь в организации проведения проекта «Огород на окне»
Совместная деятельность родителей и детей Домашнее задание: огород на окне дома. С детьми вырастить рассаду дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за растениями.
Фотография для конкурса.
Совместная деятельность родителей и детей Чтение художественной литературы по данной тематике.
Заучивание стихотворений.
Посредством чтения рассказов, сказок, стихотворений расширить знания детей о мире растений.
Консультация -«Витамины в овощах и фруктах»
-«С ребенком в огороде»
-«Как приучить ребенка есть овощи и фрукты»
-«Витамины с грядки»
-«Огород на окне»
-«Лучок здоровячек»
-«Что посадить в огороде»
Сформировать у родителей интерес и желание к экспериментальной деятельности по выращиванию культурных растений на подоконнике.
Папка-передвижка «Исследовательская деятельность детей в детском саду» Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.
Фотоотчет Экологический проект Номинация «Самый полезный огород»
«В гостях у Чиполлино и его друзей»
Сформировать у родителей интерес и желание к экспериментальной деятельности по выращиванию культурных растений на подоконнике.

3. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

1. Оформление коллекции семян овощных культур.

2. Оформление огорода на подоконнике и уход за ним.

3. Оформление дневника наблюдений.

4. Пополнение уголка природы.

3 этап – заключительный (подведение итогов).

1. Фотоотчет «В гостях у Чиполино и его друзей»

2. Конкурс творческих работ «От семени к ростку».

3. Презентация проекта.

4. Мониторинг оценки результатов деятельности.

5. Высаживание рассады овощных культур в огород на участке ДОУ.

В повседневной жизни детей я обратила внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают цветы. На вопрос воспитателя «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» - отвечали «А мы хотим играть», На вопрос воспитателя: - Нужны ли нам растения, и приносят - ли они пользу?

Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.

Я предложила обсудить это вместе все группой. Следующие вопросы:

- Что мы знаем о растениях

- Что нового можем узнать?

- Как мы сможет получить новые знания? Все ответы записывались в таблицу. На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателя, на третий вопрос в основном предлагал педагог, дети дополняли.

Что мы знаем о растениях? Что можем и хотим узнать? Как мы это узнаем?
- Растения растут в земле;
- Растения бывают разные: цветы, деревья, трава, кусты;
-У растений есть листья, цветы;
-Растения на улице растут только летом;
-На даче выращиваем летом овощи;
-В помещении растения растут всегда;
-Из овощей варят суп, делаю салат;
-Папа дарит цветы на праздники,
-Зимой в банках приносят огурцы, они маринованные; 
- Как растут растения?
-Чем подкармливать растения?
-Зачем подкармливают?
-Где растут растения?
-Какие бываю растения?
-Какую пользу приносят растения?
-Как правильно ухаживать за растениями?
-Откуда берутся семена?
-Какие растения используются при приготовлении блюд?
- Из чего состоят растения?
-Что особенно важно для жизни растений?
-Прочитать книжки о растениях;
-Побеседовать с родителями о пользе растений, и как за ними ухаживать;
-Рассмотреть иллюстрации с изображением растений;
-Нарисовать картины с изображением растений;
-Понаблюдать за приготовлением блюд из овощей и расспросить маму или бабушку, как и где правильно использовать овощи;
-Обратить внимание на прогулке какие растения растут на участке. 

Опыт работы

Проанализировав результаты диагностики с целью определения уровня сформированности экологической культуры воспитанников, я пришла к выводу, что у детей недостаточно развиты навыки и умения по уходу за объектами природы. Передо мною стоял вопрос, как с помощью проведения «огорода на окне» привить своим детям интерес к труду, совершенствовать навыки ухода за растениями и животными. Как все преподнести детям, чтобы им было интересно. А ведь в нашем детском саду есть все необходимое для воспитания у детей привычки трудиться, любви к коллективному труду. Я поставила перед собой цель и задачи. И мы дружно взялись за работу.

А вот как все происходило….

Подготовку детей к предстоящим работам на мини - огороде я начала осуществлять до посадок растений. В конце феврале, начале марта во время бесед, а также в специально организованной деятельности я знакомила детей с различными растениями, с их внешним видом и строением.

Совместно с родителями приобрели специальный инвентарь и оборудование: стаканчики для высадки рассады, мини-теплицу, рабочие инструменты, фартуки, готовый грунт. Затем выбрали солнечную сторону в группе с доступным для детей подходом, для создания огорода.

Для выращивания мы с детьми выбирали культуры, неприхотливые к почве, простые в уходе, те, что быстро растут и поспевают, некоторые имеют съедобные части, приятны на вкус и полезны для употребления в сыром виде, а также интересны для наблюдения.

Из овощных культур мы выбрали: плодовые (томат, огурец, тыква), корни и клубнеплоды (редис), бобовые (горох, фасоль), зелень (укроп, петрушка, салат, лук на зелень, лук-севок), репчатый лук; цветы (календула, бархатцы, петунья, портулак). Такие растения имеют ускоренную динамику развития, что является немаловажным фактором для поддержания интереса к наблюдениям за растениями и формированию элементарных трудовых навыков по уходу за ними.

С первых дней мы с детьми организовывали длительные наблюдения, вели опытно - экспериментальную работу, что способствовало накоплению естественнонаучных представлений о строении и стадиях роста растений, условиях и потребностях необходимых для их развития, результаты которых фиксируем в дневниках наблюдения. Каждый ребёнок, который принимает участие в создании «огорода» считается маленьким исследователем. Сначала ему любопытен процесс прорастания семечки появления побега, а затем задачи усложняются. Почему одно растение ярко-зелёное, а другое - бледное? Почему при одинаковом поливе, одно из растений засохло

Первым делом мы рассматривали семена, определили, что все они разные, имеют свой цвет, размер и даже запах внимательно их разделяли на большие и маленькие, светлые и тёмные. Некоторые пытались их пробовать.

Опыт №1 Семена мы обследовали, рассматривали через лупу, в лаборатории проверяли их на пригодность. Семена тыквы, огурца, фасоли и гороха замачивали, затем рассматривали, как они набухают, увеличиваются в размерах и появляются ростки. Для себя отметили, что период замачивания наиболее успешно прошел у гороха. Сделали выводы, что проклюнулись не все семена. А фасоль и огурцы посадили без появления росточков, к нашему удивлению они тоже благополучно взошли, но намного позже.

Почву для начала мы рассмотрели, отдали в лабораторию для вынесения вердикта о пригодности. Маленькие исследователи исследовали почву, определили, что она рыхлая, пушистая однородная пригодна к посеву.

Насыпали землю в различные контейнеры, садили по очереди культуры затем поливали водой.

Первыми мы посадили помидоры, так как у них по сравнению с другими культурами более длительный вегетативный период, наблюдали за ростом росточков. Затем луковицы, посадили их в прозрачную баночку, в воду, что бы наблюдать за ростом корней и за ростом зеленого хохолка.

Опыт №2. Посадили лук в землю и поставили на солнышко и поливали, другую луковицу тоже посадили, но лишили ее воды и солнца, накрыв пластмассовым стаканом. Результат показал, лишенная воды и солнца луковица сморщилась, проросла в землю, но перышки не вылези. Вывод: для прорастания лука в земле необходимо наличие земли, тепла, солнца, воды.

Опыт №3. Лук поместили в банку с водой, поставили на солнышко, другой же лук поместили в банку, поставили на солнышко, но лишили воды. Результат показал, у лишенной воды и солнца луковицы не произошло никаких изменений. Вывод: для прорастания лука, нужна вода и тепло.

Опыт №4. Поставили в емкость с водой веточки березы и наблюдали, как набухают почки и распускаются листочки. Параллельно другие веточки поместили в другую емкость с водой, но лишили солнца и света (поставили закрытый шкаф). Результат удивил: веточки неделю стояли, как неживые, а затем мы заметили, что почки стали увеличиваться. Вывод: Для веточек березы важно наличие воды, набухание почек может наступить без наличия солнца.

Опыт № 5. Семена ячменя посадили в емкость с землей и параллельно в емкость с опилками поставили на солнце, рыхлили, поливали. Результат: первые всходы в земле появились уже на третий день, а в опилках на шестой день, рожь прорастает очень медленно. Вывод: для проращивания ячменя нужна земля, тепло и вода.

Проведение опытов и экспериментов позволило увидеть влияние

отдельных факторов на рост и развитие растений.

Наблюдения

Ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.

Наблюдали, как появляются первые тоненькие всходы, как каждодневно тянутся они к солнцу, ускоряются в росте при поливе.

Наблюдали за мини парником, заливали теплой водой торфяные таблетки и следили за их набуханием и за прорастание ячменя. Сравнивали прорастание ячменя в контейнере и в мине парнике. В парнике взошло быстрее.

Наблюдали на опыте тыквы, к чему может привести забытый полив или плохой полив растения. Как растение мгновенно опускает листики, становиться вялым, а при поливе вновь поднимается.

Вели наблюдения за ростом корня лука в воде, за неодинаковый рост зеленых перышек.

Наблюдали за горшочками с растениями, которые нам купили в магазине родители. Рассматривали торфяные таблетки, замачивали их, отмечали их набухание, сравнивали с землей. Отметили, что не взошел перец.

Вели наблюдения за луком-севком. А чтобы было интереснее, посадили его в виде лукового дерева, оформили дерево в виде березки. В пластмассовой бутыли вырезали отверстия размеров с луковицу, а за место веточек лук-севок, поэтапно засыпали землю и тщательно поливали. А уже через четыре дня увидели результат в виде зеленых перышек лука. Наблюдали, что какой-то лучок пророс быстрее, а у других луковичек перышки начали появляться в конце проекта.

Наблюдали, как стремительно набухают почки у веточек березки и появляются маленькие листочки, а в емкости темнеет вода. Но с большим досадой мы заметили, что веточки березки, стоявшие на солнце, не выдерживают весеннего солнечного тепла, поэтому веточки на концах как будто подсохли, а листики появились только вблизи воды, у основания ветки. Поэтому концы ветки было решено обрезать за не нужностью, а в другую емкость поставить вновь срезанные веточки с целью исследования. Мы отметили, что по истечении трех недель у веточек начали засыхать листья и березка засохла. Было жаль.

На огороде нашлось место «мини-полю», где вырастили зерновую культуру: ячмень. Почему выбрали ячмень? Да, потому что он быстрее других злаковых культур всходит, что для наших наблюдений важно. Дети имели возможность наблюдать развитие злаков, которое проходит ряд фаз: появление всходов, кущение.

Дети с удовольствие ухаживали за своими «грядками»: по очереди поливали, рыхлили рассаду, поворачивали к солнышку зеленые всходы, пропалывали сорняки и не только их, порой выдирали рассаду. Радовались, когда замечали первые всходы и не верили, что это они посадили. Утром, приходя в детский сад, бежали посмотреть на наш уголок уральской весны. Сравнивали и говорили, что дома тоже есть такая рассада. При этом активизировались все органы чувств: дети трогали семена, рассаду, рассматривали их, нюхали, пробовали на вкус.

И, конечно, растения отблагодарили детей за заботу своей ярко-зелёной красотой.

Конечно, не обошлось без потерь. В процессе роста у нас не все взошли семена фасоли, и нам пришлось посадить её заново, мало взошла календула, а перец совсем не взошел. А еще при поливе дети проливали воду, роняли лейки, стаканчики с рассадой с окна на пол, выхватывали инвентарь друг друга из рук, каждый хотел попробовать. Но все как-то это в ходе бесед проговаривалось, сглаживалось, ведь даже у нас, у взрослых, бывает, что-то не получается.

Все культуры обозначили табличками, в виде картинок мультяшных овощей, отметили на табличках дату посева и всходы.

Для проектной деятельности использовали оборудование: ведерочки, разные леечки, лопатки, грабельки, палочки, лупа, микроскоп, баночки, емкости, салфетки, тряпочки. Дети соблюдали осторожность с оборудованием. Приобретали культурно-гигиенические навыки: переодевались, мыли руки мылом после работы с землёй и растениями.

Оформление мини-огорода.

Чтобы детям было интереснее ухаживать за огородом, я добавила сказочных героев, а ребята мне помогали. Сделала этот нехитрый процесс увлекательным для ребят. Мы назвали свой огород «В гостях у Чиполино и его друзей». Украсили декоративными элементами: сказочными персонажами из сказки «Чиполино». Нашли мелкие овощи и фрукты, ягоды и превратили их в сказочных персонажей. Наличие сказочных героев из мультфильма очень забавляло ребят.

Мне очень хотелось сделать самой колодец и скворечник, бечевка, палочки, пистолет с жидким клеем, немного смекалки и у меня получилось, радости моей не было предела, сама своими руками.

В скворечнике поселились маленьких птички. А из колодца друзья Чиполино носят воду в миниатюрных ведерочках. Мама и папа Варвары Юрковой смастерили сказочный домик и у домика нашлись добродушные хозяева. Над грядками «летали» бабочки, жучки, «ползают» гусеницы. Добавили пчелок, сделанных из киндер сюрприза. Окно оформили солнышком, веселыми тучками, воробушками и ласточками. Выложили дорожку из фасоли. Ну и какой же огород без пугало. Пугало мы решили сделать забавное. Весёлое Пугало мы сделали из пластмассовых ложек. Около домика соорудили небольшой пруд, где жила лягушка и плавали уточки. Забор огорода сделали с помощью разноцветных прищепок.

В процессе декорирования мы не забывали поливать, пропалывать и рыхлить огород и постоянно орошать из сифона. А еще, когда всходы взошли, мы их оберегали от палящего весеннего солнца, закрыв окно потолочной плиткой.

А еще лепили, рисовали, занимались аппликацией. Рассматривали иллюстрации, беседовали, играли в дидактические и подвижные игры. Создали коллекцию семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Познакомились с художественной литературой, оформили картотеку художественного слова(загадки, стихи, физминутки, пальчиковая гимнастика).

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Будем дальше развиваться с детьми в этом направлении. В мае пересадим мини-огород на улицу, на участок, с целью пополнения опыта у детей. Будем вести исследовательскую деятельность на открытом воздухе. Планомерно будем вести подготовку к районному конкурсу по ландшафтному озеленению «Оазис». А осенью, ко дню пожилого человека, готовым урожаем угостим бабушек и дедушек. С целью дальнейшего формирования у детей экологического воспитания, проведу просветительскую работу с родителями в форме консультаций, бесед, сообщения в форме презентации на родительском собрании. С помощью сайтов педагогических сообществ буду пополнять, и развивать свои знания по данной теме. Поделюсь своим опытом с коллегами.

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности.

Заключение

По реализации проекта были получены следующие результаты:

 Создание огорода и вся последующая работа с ним позволила не только приобщить дошкольников к труду и сформировать трудовые навыки и умения. Дети познакомились с биологическими особенностями растений, условиями их жизнедеятельности в процессе роста и развития, с возможностью экспериментирования с растениями в естественных условиях. Дети стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».

У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.)

Создали условия для развития поисковой деятельности детей. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

Сформировали интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Обобщили представления детей о необходимости света, тепла и влаги почвы для роста растений. Обогатили словарный запас детей.

Дети стали более уважительно относиться к труду.

Родители поняли важность экологического воспитания у детей.

Между детьми сформировались положительные взаимоотношения, укрепились чувства коллективизма, взаимопомощи. В целом сложилась система работы по формированию у детей устойчивого эмоционально - положительного отношения к труду в природе.

Нам удалось вырастить 20 наименований культурных растений. Рады были и воспитатели, и дети, удивлялись родители.

Может, и ничего удивительного в этом нет, подумаешь, зелень на окне вырастилино для нас это совместное сотворчество, реализованное с успехом! Мы надеемся, что наша совместная идея создания огорода на окне кому-то пригодится!

Мониторинг знаний детей в ходе проекта.

Оценка результатов проекта.

Для понимания результатов своего проекта я провела диагностику по изучению интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания растений в проекте. Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта. Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и критериям диагностики я заносила в таблицу. Качество основных показателей я оценивала по трём уровням: высокий, средний, низкий. За итоговый уровень брали средний результат качества. Полученные результаты обрабатывала и рассчитывала в процентном соотношении. 

Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности. Узнает и называет 4-5 растения, их основные части. Может сравнить найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге.

Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.

Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Не испытывает интереса к растениям. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания, ухаживать за растениями, нет.

Первичная диагностика

1

Высокий уровень - 0 детей (0%)

Средний уровень - 12 детей (60%)

Низкий уровень - 8 детей (40%)

 

Повторная диагностика

2

Высокий уровень- 10 детей (50%)

Средний уровень- 10 детей (50%)

Низкий уровень- 0 детей (0%)

В мониторинге приняло участие 20 детей. В результатах первой диагностики есть дети с низким уровнем. Результаты повторной диагностики, как я и ожидала, были выше. Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения исчез, средний уровень у 10 детей -50%, есть дети с высоким уровнем, у 10 детей-50%. Что позволило мне сделать вывод о том, что уровень интереса детей 1 смешанной дошкольной группы к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Результаты получены за счет умения дошкольника работать в комплексе с родителем и воспитателем. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями и даже учить и объяснять родителям, как правильно это делать. Знания детей прочные, но они способны применить их в повседневной деятельности.

 

Список литературы

1. ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЫ, Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. "Добро пожаловать в экологию". Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста О.А. Воронкевич.

3. Т. С. Комарова, Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет

4. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С. Н. Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.

5. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н. Николаева. И. А. Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.

6. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошкольного учреждений / Г.С. Швайко – М.: ВЛАДОС, 2000. – 160с

7. Русские народные сказки.

8. Интернет-ресурсы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего…

Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект логопедического занятия «Звуки [Л] - [ЛЬ]. Буква [Л]»

Конспект логопедического занятия «Звуки [Л] - [ЛЬ]. Буква [Л]» Цели: Коррекционные: Закреплять акустико-артикуляционную характеристику звука «Л» Формировать фонематическое восприятие Закреплять навык определения позиции звука в...

Лэпбук «Развивайка» как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста

Лэпбук «Развивайка» как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста В 2014 году на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный...

Читайте также

КВН «Родители и дети»

КВН «Родители и дети» Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас необычная встреча. Мы приглашаем Вас посоревноваться со старшими дошкольниками нашего детского сада...

Эффективные практик ориентированные форматы в ранней профориентации

Эффективные практик ориентированные форматы в ранней профориентации Одним из ведущих направлений работы в системе дошкольного и школьного образования России является знакомство...

Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по…

Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по ранней профориентации Выступление Слайды Текст выступления Слайд 1 Заставка «Формирование социально значимых качеств личности...