Экологический проект «В гостях у Чиполино и его друзей»
Пояснительная записка
Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями в природе начинается с первых лет жизни ребенка. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. А мы взрослые на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашей помощи и поддержки во многом зависит, разгорится или нет «искорка интереса» в «пламя открытий» у детей. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Если мы взрослые научим детей наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, то они смогут понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, наши дети будут сочувствовать, и ухаживать за растениями, обогатится чувственный опыт.
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и наблюдения. Деятельность по уходу за «огородом», позволяет заложить основы планирования, умение ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает им лучше узнать жизнь растений;
способствует расширению представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях, необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививать желание трудиться и умение видеть и гордиться результатом своего труда.
Моя совместная работа детьми направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Экологический проект «В гостях у Чиполлино и его друзей»
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Участники проекта: дети 1 смешанной дошкольной группы, воспитатель, помощник воспитателя, родители.
Форма работы: групповой, фронтальный.
Срок реализации проекта:
среднесрочный – март, апрель, май 2022г.
Проектная идея. Создать в группе детского сада огород на окне.
Сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: различные горшочки с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки, лупа, микроскоп, шапочки, халаты, фартуки.
Актуальность проекта
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Не все дети в достаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для их роста. А почему? Да потому что, время бежит в ускоренном темпе, изобилие гаджетов, других устройств, меняются интересы не только у взрослых, но и у детей. Своим детям я задаю порой на вопрос: откуда берется картошка, капуста, отвечают - из магазина. Родителям некогда или они считают не нужным рассказывать ребенку в дошкольном возрасте о культурных растениях, что и как происходит в природе. И поэтому наш совместный проект с родителями направлен на расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях. Мы хотим помочь не только детям, но и родителям, показать всю важность воспитания в ребенке экологического сознания. А начать можно с малого. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять, не ожидая лета, а заняться сейчас, в весенний период, выращивая дома, в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Мир растений удивительный и многообразный и каждый маленький исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает ли он уход или нет. В нашем проекте мы решаем задачи познавательно-исследовательского характера. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями - это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат.
Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по художественно-эстетическому развитию, практического взаимодействия с окружающей средой.
Объект предметной деятельности:
Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.
Предмет проектной деятельности:
Выращивание овощных культур в комнатных условиях.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Во время бесед с детьми, я выяснила, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются, и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо. Проект «Огород на окне» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на окне.
Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.
Цель проекта:
1.Формирование у детей интереса к экспериментальной познавательно-исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях;
2. Расширение представлений детей об окружающем мире, воспитание у детей любви к родной природе. Привитие трудовых навыков, посредством совместной деятельности с взрослыми.
Задачи проекта:
1. Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности; вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных условиях. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
3. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
4. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
6. Способствовать взаимодействию семьи и детского сада. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Методы и формы работы. Формы реализации проекта:
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание
стихотворение, дидактические, сюжетно-ролевые игры, развлечения,
моделирование ситуаций, консультации.
Наглядные: организация выставок детских рисунков, рассматривание
иллюстраций, просмотр сказок, мультфильмов, личный пример взрослых. наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций,
Практические: создание предметно-развивающей среды;
наблюдения, выполнение трудовых поручений, экспериментирование.
Метод трех вопросов:
Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем, что если посадить семечко оно вырастить.
Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике. Что нужно сделать, чтобы семена выросли?
Где и как найдем ответы на вопросы? Проведем опыт - эксперимент. Спросим у взрослых. Посадим и будем наблюдать.
Ожидаемые результаты для детей:
С помощью опытно-экспериментальной деятельностью будет выявлено многообразие и разнообразие посевного материала, дети получат знания о необходимых условиях для роста и развития растений в комнатных условиях, научатся ухаживать за растениями, и познакомятся с условиями их содержания, закрепят умение делать простые выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Будет повышен интерес детей и родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности. Собрана коллекция семян овощных культур. Создан в группе огород на подоконнике и подобраны декорации для него. Оформлен дневник наблюдений за рассадой в огороде. Дети научатся различать и уверенно называть овощи, их особенности и различия. Должны сформироваться навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней. Будет сформировано у детей уважительное отношения к труду. Все участники проекта поймут и увидят значение экологического воспитания.
Для педагогов:
1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
2. Внедрение инновационных технологий.
3. Личностный и профессиональный рост.
4. Самореализация.
Для родителей:
1. Повысить компетентность родителей по теме проекта;
2.Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
1. Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный (сбор информации):
1. Постановка цели и задач проекта.
2. Изучение методической и детской литературы.
3. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, семена).
4. Подбор художественной литературы по теме.
5. Подбор книг, иллюстраций, альбомов о культурных растениях.
6. Подбор настольных, подвижных, пальчиковых, дидактических игр, интересных вопросов и упражнений по теме проекта.
7. Беседа с родителями, анкетирование.
8. Подготовка необходимого инвентаря для выращивания и посадки семян и рассады.
2 этап – практический.
1. Работа с детьми
Виды деятельности |
Мероприятия | Задачи |
Беседы | «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Как нужно ухаживать за овощными культурами». | Дать представление о том, что растения вырастают из семян, о способах посева и ухода за растениями. Создать условия для знакомства детей с растениями. |
Рассматривание | тематических картинок, иллюстраций к художественным произведениям схем, моделей строения |
Формировать представления о строении растений, способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления |
Чтение художественной литературы: | Д. Раддари «Чиполлино» В. Волина «Наша грядка», А. Прокофьев «Огород», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали», В. Сутеев «Бабушкин огород». Ежик «Пых» Пословицы, поговорки, загадки. | Познакомить детей с произведениями русских и зарубежных поэтов, воспитывать уважение и бережное отношение к растениям. Вызвать интерес к овощным культурам, желание заботиться о них. |
«Дидактические игры | «Найди на ощупь», «Разложи по цвету», «Собери овощи» «Чья тень» «Собери пазл овощи», «Хвостик для морковки», «Собери овощи в корзинку», «Посоли огурцы и помидоры», Овощное лото «Найди одинаковые овощи», «Найди горшочек для цветка по цвету», «Овощное Ассорти» «Чудесный мешочек» «От какого растения часть», «Чья тень» Лото «Овощи, фрукты» «Четвертый лишний» |
Закреплять умение различать овощи, находить нужный овощ среди других, называть его. Способствовать закреплению умения детей группировать растения по форме, цвету, месту роста. |
Рисование красками, карандашами, | «Овощи на тарелочке» «От семени к ростку» «Дневник наблюдений» «От луковички к цветочку» |
Упражнять детей в рисовании, передавая форму и внешний вид овощей, рассады, а так же закрепить знание овощных культур. |
Лепка | «Лучок – здоровячек» | Закреплять умения детей передавать основные формы лука, развивать творческие способности. |
Аппликация | «Овощи в банке» «Овощи и фрукты» |
Способствовать закреплению умения вырезывания. |
Конструирование | «Овощи и фрукты, «Клубничка» |
Развивать мелкую моторику, логическое мышление. |
Подвижные игры: | «Вершки и корешки», «Сварим Борщ» «Огородники», «Кабачок», «Собираем урожай на грядке», «Баба сеяла горох» «Каравай» |
Способствовать расширению знаний детей об овощных культурах; развитию умения действовать по сигналу, согласовывать движения со словами. |
Сюжетно-ролевые игры | «Механизатор», «Магазин овощей», «Сварим борщ» | Способствовать формированию умения распределять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли. |
Настольные игры | Развивающее лото «Дары природы», «На лесной полянке» | Закреплять знания о культурных и дикорастущих растениях, умение их классифицировать. |
Наблюдения | Рассматривание семян ч/з лупу, в микроскоп; наблюдение за всходами и ростом растений, за изменением состояния растений. | Способствовать закреплению умения детей замечать изменения в росте и развитии растений, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. |
Бытовой труд | Посев семян, уход за рассадой (полив, рыхление почвы, прореживание, орошение) | Способствовать развитию интереса к выращиванию рассады, воспитывать бережное отношение к растениям и уходу за ними, воспитывать трудовые навыки. |
Опытно-экспериментальная деятельность | №1 «Замачивание и прорастание семян» №2 «Нужны для лука вода, тепло и свет?» №3 «Нужна растениям вода?» №4 «Зачем растениям свет?» №5 «Наблюдение за прорастанием ячменя» |
Создать условия для выделения факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений (вода). Способствовать закреплению умения находить причинно-следственные связи, делать выводы, Закреплять знания о благоприятных условиях для роста растений (свет, тепло), способствовать закреплению приемов посадки и выращивания рассады; формированию навыков посадки и ухода за растениями. |
2. Работа с родителями
Форма работы | Тема | Задачи |
Беседа | Беседа о роли экологического воспитания «Огород на окне» |
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. |
Совместная деятельность с ДОУ | Предложить родителям оказать нам помощь по приобретению инвентаря и другого материала к проекту (контейнеры, землю, семена для посадки, поделки для оформления огорода) | Предложить родителям помочь в организации проведения проекта «Огород на окне» |
Совместная деятельность родителей и детей | Домашнее задание: огород на окне дома. | С детьми вырастить рассаду дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за растениями. Фотография для конкурса. |
Совместная деятельность родителей и детей | Чтение художественной литературы по данной тематике. Заучивание стихотворений. |
Посредством чтения рассказов, сказок, стихотворений расширить знания детей о мире растений. |
Консультация | -«Витамины в овощах и фруктах» -«С ребенком в огороде» -«Как приучить ребенка есть овощи и фрукты» -«Витамины с грядки» -«Огород на окне» -«Лучок здоровячек» -«Что посадить в огороде» |
Сформировать у родителей интерес и желание к экспериментальной деятельности по выращиванию культурных растений на подоконнике. |
Папка-передвижка | «Исследовательская деятельность детей в детском саду» | Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. |
Фотоотчет | Экологический проект Номинация «Самый полезный огород» «В гостях у Чиполлино и его друзей» |
Сформировать у родителей интерес и желание к экспериментальной деятельности по выращиванию культурных растений на подоконнике. |
3. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
1. Оформление коллекции семян овощных культур.
2. Оформление огорода на подоконнике и уход за ним.
3. Оформление дневника наблюдений.
4. Пополнение уголка природы.
3 этап – заключительный (подведение итогов).
1. Фотоотчет «В гостях у Чиполино и его друзей»
2. Конкурс творческих работ «От семени к ростку».
3. Презентация проекта.
4. Мониторинг оценки результатов деятельности.
5. Высаживание рассады овощных культур в огород на участке ДОУ.
В повседневной жизни детей я обратила внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают цветы. На вопрос воспитателя «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» - отвечали «А мы хотим играть», На вопрос воспитателя: - Нужны ли нам растения, и приносят - ли они пользу?
Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.
Я предложила обсудить это вместе все группой. Следующие вопросы:
- Что мы знаем о растениях
- Что нового можем узнать?
- Как мы сможет получить новые знания? Все ответы записывались в таблицу. На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателя, на третий вопрос в основном предлагал педагог, дети дополняли.
Что мы знаем о растениях? | Что можем и хотим узнать? | Как мы это узнаем? |
- Растения растут в земле; - Растения бывают разные: цветы, деревья, трава, кусты; -У растений есть листья, цветы; -Растения на улице растут только летом; -На даче выращиваем летом овощи; -В помещении растения растут всегда; -Из овощей варят суп, делаю салат; -Папа дарит цветы на праздники, -Зимой в банках приносят огурцы, они маринованные; |
- Как растут растения? -Чем подкармливать растения? -Зачем подкармливают? -Где растут растения? -Какие бываю растения? -Какую пользу приносят растения? -Как правильно ухаживать за растениями? -Откуда берутся семена? -Какие растения используются при приготовлении блюд? - Из чего состоят растения? -Что особенно важно для жизни растений? |
-Прочитать книжки о растениях; -Побеседовать с родителями о пользе растений, и как за ними ухаживать; -Рассмотреть иллюстрации с изображением растений; -Нарисовать картины с изображением растений; -Понаблюдать за приготовлением блюд из овощей и расспросить маму или бабушку, как и где правильно использовать овощи; -Обратить внимание на прогулке какие растения растут на участке. |
Опыт работы
Проанализировав результаты диагностики с целью определения уровня сформированности экологической культуры воспитанников, я пришла к выводу, что у детей недостаточно развиты навыки и умения по уходу за объектами природы. Передо мною стоял вопрос, как с помощью проведения «огорода на окне» привить своим детям интерес к труду, совершенствовать навыки ухода за растениями и животными. Как все преподнести детям, чтобы им было интересно. А ведь в нашем детском саду есть все необходимое для воспитания у детей привычки трудиться, любви к коллективному труду. Я поставила перед собой цель и задачи. И мы дружно взялись за работу.
А вот как все происходило….
Подготовку детей к предстоящим работам на мини - огороде я начала осуществлять до посадок растений. В конце феврале, начале марта во время бесед, а также в специально организованной деятельности я знакомила детей с различными растениями, с их внешним видом и строением.
Совместно с родителями приобрели специальный инвентарь и оборудование: стаканчики для высадки рассады, мини-теплицу, рабочие инструменты, фартуки, готовый грунт. Затем выбрали солнечную сторону в группе с доступным для детей подходом, для создания огорода.
Для выращивания мы с детьми выбирали культуры, неприхотливые к почве, простые в уходе, те, что быстро растут и поспевают, некоторые имеют съедобные части, приятны на вкус и полезны для употребления в сыром виде, а также интересны для наблюдения.
Из овощных культур мы выбрали: плодовые (томат, огурец, тыква), корни и клубнеплоды (редис), бобовые (горох, фасоль), зелень (укроп, петрушка, салат, лук на зелень, лук-севок), репчатый лук; цветы (календула, бархатцы, петунья, портулак). Такие растения имеют ускоренную динамику развития, что является немаловажным фактором для поддержания интереса к наблюдениям за растениями и формированию элементарных трудовых навыков по уходу за ними.
С первых дней мы с детьми организовывали длительные наблюдения, вели опытно - экспериментальную работу, что способствовало накоплению естественнонаучных представлений о строении и стадиях роста растений, условиях и потребностях необходимых для их развития, результаты которых фиксируем в дневниках наблюдения. Каждый ребёнок, который принимает участие в создании «огорода» считается маленьким исследователем. Сначала ему любопытен процесс прорастания семечки появления побега, а затем задачи усложняются. Почему одно растение ярко-зелёное, а другое - бледное? Почему при одинаковом поливе, одно из растений засохло
Первым делом мы рассматривали семена, определили, что все они разные, имеют свой цвет, размер и даже запах внимательно их разделяли на большие и маленькие, светлые и тёмные. Некоторые пытались их пробовать.
Опыт №1 Семена мы обследовали, рассматривали через лупу, в лаборатории проверяли их на пригодность. Семена тыквы, огурца, фасоли и гороха замачивали, затем рассматривали, как они набухают, увеличиваются в размерах и появляются ростки. Для себя отметили, что период замачивания наиболее успешно прошел у гороха. Сделали выводы, что проклюнулись не все семена. А фасоль и огурцы посадили без появления росточков, к нашему удивлению они тоже благополучно взошли, но намного позже.
Почву для начала мы рассмотрели, отдали в лабораторию для вынесения вердикта о пригодности. Маленькие исследователи исследовали почву, определили, что она рыхлая, пушистая однородная пригодна к посеву.
Насыпали землю в различные контейнеры, садили по очереди культуры затем поливали водой.
Первыми мы посадили помидоры, так как у них по сравнению с другими культурами более длительный вегетативный период, наблюдали за ростом росточков. Затем луковицы, посадили их в прозрачную баночку, в воду, что бы наблюдать за ростом корней и за ростом зеленого хохолка.
Опыт №2. Посадили лук в землю и поставили на солнышко и поливали, другую луковицу тоже посадили, но лишили ее воды и солнца, накрыв пластмассовым стаканом. Результат показал, лишенная воды и солнца луковица сморщилась, проросла в землю, но перышки не вылези. Вывод: для прорастания лука в земле необходимо наличие земли, тепла, солнца, воды.
Опыт №3. Лук поместили в банку с водой, поставили на солнышко, другой же лук поместили в банку, поставили на солнышко, но лишили воды. Результат показал, у лишенной воды и солнца луковицы не произошло никаких изменений. Вывод: для прорастания лука, нужна вода и тепло.
Опыт №4. Поставили в емкость с водой веточки березы и наблюдали, как набухают почки и распускаются листочки. Параллельно другие веточки поместили в другую емкость с водой, но лишили солнца и света (поставили закрытый шкаф). Результат удивил: веточки неделю стояли, как неживые, а затем мы заметили, что почки стали увеличиваться. Вывод: Для веточек березы важно наличие воды, набухание почек может наступить без наличия солнца.
Опыт № 5. Семена ячменя посадили в емкость с землей и параллельно в емкость с опилками поставили на солнце, рыхлили, поливали. Результат: первые всходы в земле появились уже на третий день, а в опилках на шестой день, рожь прорастает очень медленно. Вывод: для проращивания ячменя нужна земля, тепло и вода.
Проведение опытов и экспериментов позволило увидеть влияние
отдельных факторов на рост и развитие растений.
Наблюдения
Ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.
Наблюдали, как появляются первые тоненькие всходы, как каждодневно тянутся они к солнцу, ускоряются в росте при поливе.
Наблюдали за мини парником, заливали теплой водой торфяные таблетки и следили за их набуханием и за прорастание ячменя. Сравнивали прорастание ячменя в контейнере и в мине парнике. В парнике взошло быстрее.
Наблюдали на опыте тыквы, к чему может привести забытый полив или плохой полив растения. Как растение мгновенно опускает листики, становиться вялым, а при поливе вновь поднимается.
Вели наблюдения за ростом корня лука в воде, за неодинаковый рост зеленых перышек.
Наблюдали за горшочками с растениями, которые нам купили в магазине родители. Рассматривали торфяные таблетки, замачивали их, отмечали их набухание, сравнивали с землей. Отметили, что не взошел перец.
Вели наблюдения за луком-севком. А чтобы было интереснее, посадили его в виде лукового дерева, оформили дерево в виде березки. В пластмассовой бутыли вырезали отверстия размеров с луковицу, а за место веточек лук-севок, поэтапно засыпали землю и тщательно поливали. А уже через четыре дня увидели результат в виде зеленых перышек лука. Наблюдали, что какой-то лучок пророс быстрее, а у других луковичек перышки начали появляться в конце проекта.
Наблюдали, как стремительно набухают почки у веточек березки и появляются маленькие листочки, а в емкости темнеет вода. Но с большим досадой мы заметили, что веточки березки, стоявшие на солнце, не выдерживают весеннего солнечного тепла, поэтому веточки на концах как будто подсохли, а листики появились только вблизи воды, у основания ветки. Поэтому концы ветки было решено обрезать за не нужностью, а в другую емкость поставить вновь срезанные веточки с целью исследования. Мы отметили, что по истечении трех недель у веточек начали засыхать листья и березка засохла. Было жаль.
На огороде нашлось место «мини-полю», где вырастили зерновую культуру: ячмень. Почему выбрали ячмень? Да, потому что он быстрее других злаковых культур всходит, что для наших наблюдений важно. Дети имели возможность наблюдать развитие злаков, которое проходит ряд фаз: появление всходов, кущение.
Дети с удовольствие ухаживали за своими «грядками»: по очереди поливали, рыхлили рассаду, поворачивали к солнышку зеленые всходы, пропалывали сорняки и не только их, порой выдирали рассаду. Радовались, когда замечали первые всходы и не верили, что это они посадили. Утром, приходя в детский сад, бежали посмотреть на наш уголок уральской весны. Сравнивали и говорили, что дома тоже есть такая рассада. При этом активизировались все органы чувств: дети трогали семена, рассаду, рассматривали их, нюхали, пробовали на вкус.
И, конечно, растения отблагодарили детей за заботу своей ярко-зелёной красотой.
Конечно, не обошлось без потерь. В процессе роста у нас не все взошли семена фасоли, и нам пришлось посадить её заново, мало взошла календула, а перец совсем не взошел. А еще при поливе дети проливали воду, роняли лейки, стаканчики с рассадой с окна на пол, выхватывали инвентарь друг друга из рук, каждый хотел попробовать. Но все как-то это в ходе бесед проговаривалось, сглаживалось, ведь даже у нас, у взрослых, бывает, что-то не получается.
Все культуры обозначили табличками, в виде картинок мультяшных овощей, отметили на табличках дату посева и всходы.
Для проектной деятельности использовали оборудование: ведерочки, разные леечки, лопатки, грабельки, палочки, лупа, микроскоп, баночки, емкости, салфетки, тряпочки. Дети соблюдали осторожность с оборудованием. Приобретали культурно-гигиенические навыки: переодевались, мыли руки мылом после работы с землёй и растениями.
Оформление мини-огорода.
Чтобы детям было интереснее ухаживать за огородом, я добавила сказочных героев, а ребята мне помогали. Сделала этот нехитрый процесс увлекательным для ребят. Мы назвали свой огород «В гостях у Чиполино и его друзей». Украсили декоративными элементами: сказочными персонажами из сказки «Чиполино». Нашли мелкие овощи и фрукты, ягоды и превратили их в сказочных персонажей. Наличие сказочных героев из мультфильма очень забавляло ребят.
Мне очень хотелось сделать самой колодец и скворечник, бечевка, палочки, пистолет с жидким клеем, немного смекалки и у меня получилось, радости моей не было предела, сама своими руками.
В скворечнике поселились маленьких птички. А из колодца друзья Чиполино носят воду в миниатюрных ведерочках. Мама и папа Варвары Юрковой смастерили сказочный домик и у домика нашлись добродушные хозяева. Над грядками «летали» бабочки, жучки, «ползают» гусеницы. Добавили пчелок, сделанных из киндер сюрприза. Окно оформили солнышком, веселыми тучками, воробушками и ласточками. Выложили дорожку из фасоли. Ну и какой же огород без пугало. Пугало мы решили сделать забавное. Весёлое Пугало мы сделали из пластмассовых ложек. Около домика соорудили небольшой пруд, где жила лягушка и плавали уточки. Забор огорода сделали с помощью разноцветных прищепок.
В процессе декорирования мы не забывали поливать, пропалывать и рыхлить огород и постоянно орошать из сифона. А еще, когда всходы взошли, мы их оберегали от палящего весеннего солнца, закрыв окно потолочной плиткой.
А еще лепили, рисовали, занимались аппликацией. Рассматривали иллюстрации, беседовали, играли в дидактические и подвижные игры. Создали коллекцию семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Познакомились с художественной литературой, оформили картотеку художественного слова(загадки, стихи, физминутки, пальчиковая гимнастика).
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Будем дальше развиваться с детьми в этом направлении. В мае пересадим мини-огород на улицу, на участок, с целью пополнения опыта у детей. Будем вести исследовательскую деятельность на открытом воздухе. Планомерно будем вести подготовку к районному конкурсу по ландшафтному озеленению «Оазис». А осенью, ко дню пожилого человека, готовым урожаем угостим бабушек и дедушек. С целью дальнейшего формирования у детей экологического воспитания, проведу просветительскую работу с родителями в форме консультаций, бесед, сообщения в форме презентации на родительском собрании. С помощью сайтов педагогических сообществ буду пополнять, и развивать свои знания по данной теме. Поделюсь своим опытом с коллегами.
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности.
Заключение
По реализации проекта были получены следующие результаты:
Создание огорода и вся последующая работа с ним позволила не только приобщить дошкольников к труду и сформировать трудовые навыки и умения. Дети познакомились с биологическими особенностями растений, условиями их жизнедеятельности в процессе роста и развития, с возможностью экспериментирования с растениями в естественных условиях. Дети стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».
У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.)
Создали условия для развития поисковой деятельности детей. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
Сформировали интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Обобщили представления детей о необходимости света, тепла и влаги почвы для роста растений. Обогатили словарный запас детей.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Родители поняли важность экологического воспитания у детей.
Между детьми сформировались положительные взаимоотношения, укрепились чувства коллективизма, взаимопомощи. В целом сложилась система работы по формированию у детей устойчивого эмоционально - положительного отношения к труду в природе.
Нам удалось вырастить 20 наименований культурных растений. Рады были и воспитатели, и дети, удивлялись родители.
Может, и ничего удивительного в этом нет, подумаешь, зелень на окне вырастили, но для нас это совместное сотворчество, реализованное с успехом! Мы надеемся, что наша совместная идея создания огорода на окне кому-то пригодится!
Мониторинг знаний детей в ходе проекта.
Оценка результатов проекта.
Для понимания результатов своего проекта я провела диагностику по изучению интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания растений в проекте. Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта. Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и критериям диагностики я заносила в таблицу. Качество основных показателей я оценивала по трём уровням: высокий, средний, низкий. За итоговый уровень брали средний результат качества. Полученные результаты обрабатывала и рассчитывала в процентном соотношении.
Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности. Узнает и называет 4-5 растения, их основные части. Может сравнить найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге.
Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.
Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Не испытывает интереса к растениям. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания, ухаживать за растениями, нет.
Первичная диагностика
Высокий уровень - 0 детей (0%)
Средний уровень - 12 детей (60%)
Низкий уровень - 8 детей (40%)
Повторная диагностика
Высокий уровень- 10 детей (50%)
Средний уровень- 10 детей (50%)
Низкий уровень- 0 детей (0%)
В мониторинге приняло участие 20 детей. В результатах первой диагностики есть дети с низким уровнем. Результаты повторной диагностики, как я и ожидала, были выше. Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения исчез, средний уровень у 10 детей -50%, есть дети с высоким уровнем, у 10 детей-50%. Что позволило мне сделать вывод о том, что уровень интереса детей 1 смешанной дошкольной группы к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Результаты получены за счет умения дошкольника работать в комплексе с родителем и воспитателем. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями и даже учить и объяснять родителям, как правильно это делать. Знания детей прочные, но они способны применить их в повседневной деятельности.
Список литературы
1. ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЫ, Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. "Добро пожаловать в экологию". Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста О.А. Воронкевич.
3. Т. С. Комарова, Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет
4. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С. Н. Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.
5. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н. Николаева. И. А. Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.
6. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошкольного учреждений / Г.С. Швайко – М.: ВЛАДОС, 2000. – 160с
7. Русские народные сказки.
8. Интернет-ресурсы.
Читайте также |
---|
Педагогический проект «Зимующие птицы»

Педагогический проект «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Цель: создание условий для расширения представлений детей...
Консультация для педагогов «Современные формы взаимодействия с семьёй»
Консультация для педагогов «Современные формы взаимодействия с семьёй» Перемены, происходящие в нынешнее время в образовательной системе России предъявляют новые требования к...
Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета
Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета Уже в 1,5 года ребенок может различать 4 основных цвета, хотя и...