Экологический проект «Батарейки – это опасный мусор?

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки – одна из самых актуальных проблем современности. Специалисты во всём мире давно уже предупреждают об угрозе экологического бедствия. Охрана окружающей среды, сбережение её природных богатств для следующих поколений во всём мире приобретают всё большую значимость.

Цель привлечь внимание каждого жителя к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. Были обозначены и главные проблемы – чрезмерное истощение природных ресурсов и отсутствие должного регулирования обращения с отходами. Одной из первостепенных задач, требующих скорейшего решения и особого внимания в рамках этого тематического года, названа проблема накопленных мусорных отходов, их утилизации и внедрение системы раздельного сбора мусора. А одним из факторов, напрямую влияющих на ухудшение экологической ситуации в стране, названа низкая экологическая культура нашего населения, особенно в сфере обращения с отходами. Поэтому вопросы экологического образования и воспитания на сегодняшний день уже в дошкольном детстве.

Цели данного проекта – формирование представлений о разнообразных видах деятельности по защите природы, развитие экологической культуры детей и взрослых в части правил обращения с бытовыми отходами. В ходе проекта дети получили представление о разных видах бытовых отходов и их свойствах; узнали об их опасности для жизни человека и живых организмов; уточнили представления об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, а также о мероприятиях по предотвращению загрязнения. Таким образом, проект логично подвёл детей к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней. Проект был рассчитан на детей старше-подготовительного возраста и реализовался в течении недели.

1

Проблемы проекта

Введением в проект послужила следующая проблемная ситуация: педагог принёс в группу новую машинку на батарейках, привлек к ней внимание детей, включил, но оказалось, что она не работает.

Воспитатель задал вопрос: «Почему не работает игрушка?» Дети стали выдвигать разные идеи и один из ответов: «Не работают батарейки.» Что же надо сделать, чтобы автомобиль заработал?

Дети предложили поменять батарейки. Воспитатель достал из упаковки новые батарейки, вынул из машинки старые и вставил новые – машина начала работать. Следующий вопрос, который воспитатель адресовал детям,- «Что делать со старыми батарейками?» Дети предложили выбросить их в мусорное ведро. Педагог обратил внимание всех на значок, изображенный на корпусе батарейки, в виде перечеркнутого мусорного бака. После осуждения все согласились с тем, что батарейку в мусорное ведро выбрасывать нельзя. А почему? И что же тогда с ней делать? – таким образом обозначилась проблема, требующая разрешения.

Планирование проекта с помощью «Модели трех вопросов»

Далее был проведён опрос детей с помощью модели трёх вопросов:

1. Что мы знаем о батарейках?

2. Что мы хотим узнать?

3. Где и как мы можем это узнать?

После чего совместно с детьми был составлен план реализации проекта по дням недели.

День первый. Тема дня: «Мусор-враг природы».

Здесь было и чтение художественной, энциклопедической литературы, и информационные беседы-рассуждения «А так ли уж опасны бытовые отходы? (батарейки, крышки, лампочки)», рассматривание иллюстраций о вреде опасных отходов для здоровья человека и окружающей среды.

Презентация «Мусор – враг природы»

Речевая игра «Я начну, а ты продолжи». Правила игры:

Воспитатель предлагает незаконченное предложение, ребенок должен его закончить: «Бумага-безопасный бытовой мусор, а батарейки….( опасные бытовые отходы)»; «Машинка сделана из пластмассы, а батарейка…( сделана из металла)»; «Кусок дерева можно выбросить в мусорный контейнер, а батарейку….. ( необходимо сдавать на утилизацию, а до этого держать в отдельном контейнере)».

О батарейках. В этот день дети узнали, что всего одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро и попавшая затем на мусорный полигон, может загрязнить примерно 20 квадратных метров почвы или 400л воды тяжелыми металлами - это ртуть, свинец, кадмий, никель, цинк, марганец, Литий и др. Поэтому гальванические элементы (батарейки) относятся к первому классу опасности. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения. Кипячение воды от тяжелых металлов, в отличие от бактерий, не спасет. Невозможно обезвредить батарейку (как прочий бытовой мусор) и путем сжигания. На мусорожигательных заводах попавшие вместе с другим мусором батарейки горят, выпуская в атмосферу диоксины – ядовитые соединения,которые вызывают различные серьезные заболевания. Диоксины по воздуху распространяются на большие расстояния, воздействуя на все населнние, поэтому не важно, живет ли человек в непосредственной близости от мусорожигательного завода или нет. Поэтому батарейка нуждается в специальной обработке и особом способе утилизации.

2

День второй. Тема дня: «Спаси Землю»

Детям были предложены различные исследования разной тематики: «Освободи рыб», «Очисти парк», «Предоврати загрязнение опасными бытовыми отходами». В ходе прогулок собирали мусор, при этом строго следили, чтобы все пользовались резиновыми перчатками.Все собранное сортировали металлический мусор, пластиковый, бумага. Предложили детям внимательно рассмотреть весь мусор и подумать откуда он мог появиться? Что с ним произойдет через год, через много лет? Мы воспользовались этой подсказкой и предложили дошкольникам провести эксперемент «Е сли закопать в землю мусор,что произойдет?» Выбрали (бумагу, яблоко, кожура банана, пакет, картон). Выкопали вместе с детьми ямки. В одну положили упаковочные материалы, в другую- пищевые отходы, в третью- опавшие листья, пометили участки, чтобы их можно было найти через год. В течении года мы периодически откапывали ямки и смотрели, что происходит с мусором. Дети частвовали в этом процессе с огромным интересом.

3

4

День третий. Тема дня «Осторожные сказки»

В этот день дети рисовали « Чистую планету», оформляли альбом с творческими работами. Выполненными совместно с родителями. Здесь были и рисунки, и рассказы, и сказки «Приключения батарейки». 

5

6

День четвертый. Тема дня: «Как избежать неприятностей».

Дети с увлечением играли в игры экологической тематики.

Была организована сюжетно-ролевая игра «Я спасатель».

Дидактическая игра «Как избежать неприятностей».

Педагог читает стих:

Наш дом родной,

Наш общий дом

Земля,где мы с тобой живем!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря-

Все называется Земля!

Правила игры: дети получают карточки с изображением опасных ситуаций. Дети должны по картинке объяснить, как выйти из экологически опасной ситуации и не попасть в нее вновь.

День пятый. Тема дня: «Давайте сделаем наш город чище!

Два года наша группа участвует в акции по сбору макулатуры, батареек , крышек. Наша группа № 5 «Колобки», признана «Эко-группа».

А как обстоят дела с подобной проблемой утилизации опасного мусора в вашем городе?

Знают ли взрослые и дети о вредном воздействии неправильной утилизации батареек на окружающую среду и здоровье человека? Предложите детям понаблюдать: что мы ежедневно выбрасываем в мусор? Куда он девается з квартир домов? Возможно после этого и у вас с детьми появится не менее интересный полезный проект.

7

А знаете ли вы?

Советы по применению батареек для уменьшения их экологического вреда

  • Рекомендуется отдавать предпочтение такой технике, которая не нуждается в использования батареек: продукты, работающие от сети, от альтернативных источников энергии или от ручного завода.
  • Следует покупать батарейки, которые можно заряжать по новой.
  • Покупать нужно батарейки с надписью «без кадмия», «без ртути».
  • Запрещается выбрасывать батарейки в корзину общего мусора. Их нужно складировать в места, для последующей их утилизации. Если нет возможности отнести батарейки в пунктах сбора, их рекомендуется копить в пластиковой закрытой таре желательно не в доме, до лучших времен.
  • Поиск единомышленников в этом вопросе поможет оздоровить планету и создать общую ответственность за собранный груз. К тому же, так появится большая возможность вывезти батарейки на утилизацию.

Литература:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.В.Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой 5-е изд. ,исп. и доп. М. Мозаика Синтез 2007г.

2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Наш дом- природа» Н.А. Рыжова

3. Н.А. Рыжова «Почва –живая земля» ТЦ Сфера 2006г

4. Н.А. Рыжова «Лаборатория в детском саду» ТЦ Сфера 2006г- «Что? Где? Почему?» Энциклопедия для детей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна»

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна» Цель: ознакомить педагогов с техникой создания панно с эффектом 3D. Задачи: - создание условий для самореализации и...

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет…

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет по теме: «Посадка лука» Задачи: Учить различать овощи на ощупь; уточнить и...

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки…

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушел» Цель: развитие коммуникативных навыков детей. Задачи: - Формировать...

Читайте также

Технологическая карта совместной деятельности детей и родителей по художественно-эстетическому воспитанию…

Технологическая карта совместной деятельности детей и родителей по художественно-эстетическому воспитанию «Мамин день» в средней группе НОД Художественно-эстетическое развитие Средний дошкольный возраст (средняя группа 4...

Мастер-класс по созданию дидактического пособия для детей дошкольного возраста от…

Мастер-класс по созданию дидактического пособия для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет МЕМО «Символы России»

Рабочая программа по основам православной культуры в средней группе

Рабочая программа по основам православной культурыв средней группе Пояснительная записка На протяжении всей истории человечества главным и определяющим в устроении любого общества...