Познавательно–исследовательский проект в подготовительной - логопедической группе:
«Волшебные свойства соли»

Введение:

Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать с успехом проявляются в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности – метод проектирования.

Реализация проектов показывает, что дети  дошкольного возраста усваивают естественно научные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные интеллектуальные возможности дошкольников в области экологии и естествознания. При этом разнообразие, экологические и естественнонаучные представления и знания, которые могут запомнить и понять дошкольники, не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом.

Внедрение технологий проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность – это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Актуальность

Как-то раз при прочтении сказки, ребята услышали фразу «Гостей хлебом солью встречают», и возник вопрос: что это означает?

Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, такая известная и знакомая, и в тот же момент непознанная и таинственная! Поэтому мы организовали работу по проекту «Волшебные свойства соли».

Цель: Узнать как можно больше о соли и её свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.

Задачи:

Образовательные:

− вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого — соли, ее свойств и качеств, способам использования человеком;

 − стимулировать познавательную активность детей, создавая условия для исследовательской деятельности.

Развивающие:

− развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

− развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.

Воспитательные:

− воспитывать аккуратность в работе, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом;

− воспитывать интерес к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, творческий, среднесрочный.

1 этап. Подготовительный. 

  • Определение цели и задач проекта.
  • Создание условий для организации работы.
  • Подбор художественной литературы: сказки, загадки, пословицы и поговорки о соли.
  • Подбор познавательной, научной литературы
  • Планирование работы с семьями воспитанников.
  • Изготовление мешочков с солью для игр
  • Создание предметно-развивающей среды:
  • Обеспечение накопления социального опыта.
  • Дальнейшее развитие предметно-развивающей среды:
  • Создание картотеки игр и упражнений для детей дошкольного возраста

2 этап. Основной (организация исследований в рамках проекта).  

  • Сбор, анализ и систематизация информации:
  • Непрерывная образовательная деятельность «Удивительная соль», «Волшебница - соль».
  • Просмотр презентации «Волшебница соль».
  • Беседы: «Что такое соль?», «Полезные советы», «Откуда пришла к нам соль?», «Как добывают соль», «Применение соли в быту и медицине».
  • Вовлечение широкого круга участников: родители, дети, воспитатели.
  • Наблюдение и творческое рассказывание: «Как мама использует соль».
  • Проведение мероприятий, экспериментов в группах.

3 этап. Заключительный.

  • Изготовление фотоальбома «Мы — экспериментаторы»
  • Провести опыты по выращиванию кристаллов соли.
  • Создание картотеки опытов с солью.
  • Выставка детских рисунков, поделок.
  • Изготовление елочных игрушек из соленного теста.

Взаимодействие с родителями

  • Консультации для родителей «Экспериментируйте с детьми дома», «Детское экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития».
  • Оформление буклета для родителей «Опыты с детьми в домашних условиях».
  • Предложить родителям провести эксперименты с детьми дома.

Сроки реализации: с 1декабря 2020 г. – по 1 февраля 2021г.

Участники: дети подготовительной логопедической  группы, воспитатели, родители.

Место реализации проекта

МБДОУ д/сад №10

Ожидаемый результат: Дети узнают разные виды соли, где можно использовать соль (кроме пищи) и будут делиться своими знаниями с другими. У ребят будет совершенствоваться умение проводить опыты, отбирать необходимые материалы, определять последовательность действий, радоваться процессу и результату. Появится интерес к использованию соли в продуктивной деятельности.

Перспективный план

Месяц Содержание Итоговое мероприятие
Декабрь:
1-2 неделя
Беседы:
  • «Что такое соль?»,
  • «Откуда пришла к нам соль?».
Просмотр дидактического материала:
  • «Удивительная соль»
  • «Где добывают соль».
Чтение пословиц, сказки:
  • «Сказка про соль».
Дидактическая игра:
  • «Солёный – несоленый»
  • «Угадай на ощупь» (с мешочками соли)
Просмотр презентации:
«Волшебные свойства соли»
3-4 неделя Беседы:
  • «Белое золото земли».
  • « Какая соль бывает?»
Просмотр дидактического материала:
  • «Знакомство с соленым тестом»
  • « Творческая мастерская из соленого теста»
Чтение пословиц, стихотворений, сказок:
  • « Соль»
  • « Самое дорогое это соль»
Экспериментальная деятельность. Опыты:
  • «Соль хрустит»
  • « Плавающее яйцо»
Сюжетно- ролевая игра:
  • «Семья»
  • «Засолка овощей»
Коллективная работа:
«Изготовление новогодних игрушек из соленого теста»
Январь:
1-2 неделя
Беседы:
  • «Применение соли в быту и медицин»
  • « Можно ли окрасить соль?»
Чтение пословиц, стихотворений, сказок:
  • «Соль в кушанье»
  • « Я люблю тебя, как соль»
  • «Соль»
Экспериментальная деятельность. Опыты:
  • «Соль растворяется в воде»
  • «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу»
Работа с солью - ручной труд
  • «Баночки с цветной солью»
Выставка детских рисунков, поделок.
Творческая мастерская: рисование картины солью (акварель + соль)

«Рождественская елка  »

3-4 неделя Беседы:
  • «Для кого ещё соль нужна в природе?»
  • «О применении соли»
Чтение пословиц, стихотворений, сказок:
  • Сказка «Как Иван – купеческий сын за солью ходил»
Сюжетно- ролевая игра:
  • «Повар»
  • «Магазин продуктов»
Дидактическая игра:
«Соль полезна для того, чтобы ….» 
Экспериментальная деятельность. Опыты:
  • «Снежная ветка сосны»
  • «Влияние соли на рост растений»
Создание фотоальбома
«Мы — экспериментаторы»
Коллективная работа: «Выращивание кристаллов»

Выводы:

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Также узнали, что без соли ни человек, ни животное обходиться не могут; узнали о применении соли на кухне, в быту и домашнем хозяйстве, в личной гигиене. Дети знают разные виды соли: пищевая, каменная, морская.

В начале нашей исследовательской работы мы предположили, что соль – это не только важный пищевой продукт и незаменимый помощник человека в разных сферах жизни,  но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.  Подводя итоги проделанной работы, мы нашли ответы на интересующие нас вопросы.

Опыты, которые мы провели, помогли нам получить практические навыки исследования, наглядно увидеть то, о чём мы прочитали в книгах.

В ходе исследовательской работы мы учились задавать вопросы взрослым, работать в сети интернет и с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди. Мы поняли, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные и изготовленные материалы могут быть использованы воспитанниками и воспитателями для занятий. 

Данная работа заинтересовала нас, и мы продолжим изучение этой темы, полученными сведениями поделимся со сверстниками.

Таким образом, мы раскрыли тайну соли, задачи исследовательской работы были решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая гипотеза выяснена.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!»

Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!» Цель: привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения...

«Сказочный Новый год»

«Сказочный Новый год» Вот и прошли в нашем саду самые волшебные праздники. Дети с удовольствием готовились к празднованию Нового года. Изучали...

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Читайте также

Проект «Наши добрые дела и поступки» в средней группе

Проект «Наши добрые дела и поступки» в средней группе Актуальность: Доброта – это внутреннее чувство человека. Люди, совершающие добрые дела, для...

План воспитательно-образовательной работы на тему «Грибы и ягоды»

План воспитательно-образовательной работы на тему «Грибы и ягоды»

Конспект занятия: «Путешествие по сказке «Колобок» с использованием ИКТ»

Конспект занятия: «Путешествие по сказке «Колобок» с использованием ИКТ» Цель: закрепление умений различать и называть геометрические фигуры, а также основные признаки...